Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Иные процессуальные вопросы по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.
Вопрос 21. Подлежат ли рассмотрению в судебном порядке заявления Фонда социального страхования о признании безнадежной к взысканию задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний?
Согласно пункту 1 статьи 26.10 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"*(32) недоимка, числящаяся за отдельными страхователями, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам установлен постановлениями Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 820*(33) и от 31.01.2017 N 108*(34).
Пунктом 1 Постановлений N 820 и N 108 определен перечень случаев, при которых признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящаяся за отдельными плательщиками страховых взносов, и задолженность по начисленным пеням и штрафам, к числу которых подпунктом "г" отнесено принятие судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе при вынесении судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
Из системного анализа процессуальных норм следует, что государственные органы, к которым в силу закона относится и Фонд социального страхования Российской Федерации, могут обращаться в арбитражный суд с исковыми заявлениями или заявлениями в порядке административного судопроизводства только в пределах их компетенции, прямо предусмотренной соответствующим законом или иным нормативным актом для конкретного органа.
Права и обязанности органов контроля за уплатой страховых взносов определены в статье 18 Закона N 125-ФЗ, согласно подпункту 8.7 пункта 8 которой страховщики имеют право предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за правонарушения, предусмотренные названным Законом.
Какие-либо иные случаи и способы обращения Фонда социального страхования в суд для защиты прав при рассмотрении споров о страховых взносах Закон N 125-ФЗ не содержит.
Таким образом, у Фонда социального страхования отсутствуют правовые основания для обращения в суд с требованием о признании безнадежными к взысканию сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена.
Вопрос 22. С какого момента подлежит исчислению совокупный (предельный) срок для взыскания в судебном порядке финансовых санкций за непредставление сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"*(35), в случае несоблюдения органом Пенсионного фонда Российской Федерации*(36) при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий контроля (составление акта проверки, направление решения, требования и т.д.), предусмотренных законодательством сроков?
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (статья 17 Закона N 27-ФЗ).
Процедура привлечения страхователя к ответственности регламентирована статьей 17 Закона N 27-ФЗ, предусматривающей сроки вручения (направления) акта проверки страхователю, представления возражений на акт, вынесения решения и его вручения (направления) страхователю, направления требования об уплате финансовых санкций, а также сроки обращения в суд за взысканием финансовых санкций.
Пропуск Пенсионным фондом РФ срока, установленного для совершения процедурного действия (в том числе проведение проверки, направление требования об уплате штрафа), не влечет продления срока, установленного для совершения последующего действия (принудительного взыскания штрафа), что соответствует правовой позиции, изложенной в пункте 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71, пункте 31 Постановления N 57.
При решении вопроса о начале течения срока для взыскания в судебном порядке штрафа за несвоевременное представление сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда РФ необходимо учитывать, что при отсутствии у Пенсионного фонда РФ достоверной информации о наличии работающих у страхователя застрахованных лиц в каждом отчетном периоде и без представления такой отчетности или получения иных сведений, свидетельствующих о количестве работающих застрахованных лицах у страхователя, контролирующий орган не имеет возможности определить размер финансовых санкций, и, следовательно, принять обоснованное решение о привлечении страхователя к ответственности.
Таким образом, начало течения срока для взыскания в судебном порядке финансовых санкций подлежит определению с даты фактического представления страхователем сведений о застрахованных лицах или получения Пенсионным фондом РФ иных сведений, свидетельствующих о количестве работающих застрахованных лицах у страхователя.
Вопрос 23. Подлежат ли взысканию с проигравшего налоговый спор налогоплательщика судебные издержки в виде расходов на проезд и проживание представителя Управления Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации*(37), участвовавшего в судебных заседаниях по делу на основании выданной нижестоящим налоговым органом доверенности, но не являющегося стороной по делу?
В силу статьи 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся, в том числе расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 2 статьи 110 АПК РФ).
Исходя из анализа приведенных процессуальных норм и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 10 постановления от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", право на возмещение таких расходов возникает при условии фактически понесенных стороной затрат с документально подтвержденным размером расходов.
Само по себе представление сотрудником УФНС России по субъекту РФ интересов налоговой инспекции при рассмотрении дела на основании доверенности не влечет отнесения на налогоплательщика расходов, понесенных УФНС России по субъекту РФ, не являющимся лицом, участвующим в деле. Исполнение налоговыми органами приказа ФНС России от 14.10.2016 N ММВ-7-18/560@ "Об организации работы по представлению интересов налоговых органов в судах" при недоказанности несения расходов налоговой инспекцией как лицом, участвующим в деле, не имеет правового значения.
Таким образом, правовые основания для взыскания с налогоплательщика расходов, понесенных УФНС России по субъекту РФ, которое к участию в деле не привлечено, отсутствуют.
-------------------------------------------
*(1) Далее - АПК РФ.
*(2) Далее - Закон N 294-ФЗ.
*(3) Далее - Закон N 248-ФЗ.
*(4) Далее - МКД.
*(5) Далее - ЖК РФ.
*(6) Далее - Правила N 416.
*(7) Далее - Положение N 1110.
*(8) Пункт 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", пункты 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), раздел III Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 N 16-П.
*(9) Пункты 40, 42(1), 42(2), 43, 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
*(10) Часть 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", подпункт "в" пункта 35 Правил N 354, решения Верховного Суда Российской Федерации от 07.05.2015 N АКПИ15-198, от 25.04.2018 N АКПИ18-146.
*(11) Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 N 16-П, письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 07.09.2016 N 29077-АТ/04.
*(12) Далее - ГК РФ.
*(13) Пункт 2 Правил N 354, пункты 6, 7, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, определение Верховного Суда Российской Федерации от 02.06.2021 N 310-ЭС21-1445.
*(14) Далее - Минимальный перечень.
*(15) Далее - ЕГРЮЛ.
*(16) Далее - НК РФ.
*(17) Далее - Закон N 255-ФЗ.
*(18) Далее - Положение N 727.
*(19) Далее - УСН.
*(20) Далее - ЕНВД.
*(21) Далее - Закон N 229-ФЗ.
*(22) Далее - Закон о банкротстве.
*(23) Далее - ОМС.
*(24) Далее - Закон N 326-ФЗ.
*(25) Далее - Закон N 323-ФЗ.
*(26) Далее - КоАП РФ.
*(27) Далее - Закон N 2487-1.
*(28) Далее - Правила.
*(29) Далее - Закон N 2300-1.
*(30) Далее - Закон N 289-ФЗ.
*(31) Далее - ТК ЕАЭС.
*(32) Далее - Закон N 125-ФЗ.
*(33) Далее - Постановление N 820.
*(34) Далее - Постановление N 108.
*(35) Далее - Закон N 27-ФЗ.
*(36) Далее - Пенсионный фонд РФ.
*(37) Далее - УФНС России по субъекту РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.