г. Тюмень |
|
25 июля 2022 г. |
Дело N А81-5685/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июля 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буровой А.А.
судей Малышевой И.А.
Чапаевой Г.В.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Герман Ирины Владимировны на решение от 15.11.2021 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Садретинова Н.М.) и постановление от 28.04.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Котляров Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А81-5685/2021 по заявлению индивидуального предпринимателя Герман Ирины Владимировны (ОГРНИП 316891100050051, ИНН 720322882609) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу (629851, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, город Тарко-Сале, улица 50 лет Ямала, дом 7, ОГРН 1048900853517, ИНН 8911006266) об оспаривании решения.
В заседании принял участие представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу - Емельянова Л.Н. по доверенности от 13.12.2021.
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Герман Ирина Владимировна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 15.12.2020 N 10 ИП о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 15.11.2021 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 28.04.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено частично: решение Инспекции признано недействительным в части доначисления налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в размере 83 986 руб., соответствующих сумм пени и штрафа.
В кассационной жалобе предприниматель, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление в части отказа в удовлетворении требований заявителя о применении смягчающих обстоятельств отменить, уменьшить размер штрафа, начисленного по решению налогового органа.
Инспекция возражает против доводов жалобы согласно отзыву.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела, Герман И.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 11.01.2016. Заявленный вид деятельности:
ОКВЭД 47.25.1 - Торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах.
Одновременно Герман И.В. является учредителем и директором ООО "Газовик ТС" и ООО "Премиум".
С момента постановки на налоговый учет предприниматель представляет налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход (далее - ЕНВД) для отдельных видов деятельности.
В представленных декларациях декларируется деятельность в виде розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, имеющей торговые залы, расположенные по адресу г. Тарко-Сале, ул. Промышленная, дом 2а, при этом на протяжении 2016 - 2018 годов площадь торгового зала отражена в размере от 25 кв.м до 129 кв.м.
Иные декларации и расчеты, в том числе по страховым взносам, НДФЛ, справки по форме 2-НДФЛ в налоговый орган в проверяемом периоде предпринимателем не представлялись; трудовые отношения с физическими лицами не оформлялись.
В ходе проведения выездной налоговой проверки в отношении предпринимателя Инспекцией установлено, что кроме розничной торговли алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах по адресу: г. Тарко-Сале, ул. Промышленная, дом 2а (фактический адрес осуществления деятельности), предпринимателем аналогичная деятельность осуществлялась в арендованных помещениях в п. Пурпе и г. Губкинский без отражения адресов и площадей торговых точек в налоговых декларациях по ЕНВД.
Производителем алкогольных напитков (пиво), реализуемых предпринимателем через розничные точки продажи в г. Тарко-Сале, п. Пурпе и г. Губкинский, является ООО "Премиум". Данная организация была создана с целью получения разрешения Росалкогольрегулирования на производство пива, которое в последующем будет реализовываться в розницу с использованием помещения в том же здании (пивбар).
ООО "Премиум" осуществляет деятельность в том же помещении, в котором расположена розничная точка предпринимателя по адресу: г. Тарко-Сале, ул. Промышленная дом 2а, на основании договора аренды, заключенного с ООО "Пургазсервис" (учредитель и руководитель Лисовский В.П., отец Герман (Лисовской) И.В.). Подача пива в торговый зал производится напрямую из производственного цеха ООО "Премиум" через краны, выведенные через стену помещения.
Инспекцией также установлено, что ООО "Премиум" в период с 29.03.2016 по 01.03.2018 являлось плательщиком акцизов произведенной алкогольной продукции (пиво), объем производства и реализации которого декларировало в заниженном размере. Выручка от продажи пива, полученная предпринимателем, на расчетный счет ООО "Премиум" не зачислялась, а закуп необходимого сырья производился с использованием расчетов с поставщиками через расчетный счет заявителя и ООО "Газовик ТС".
Кроме того, по результатам анализа документов, изъятых в ходе выемки (постановление от 06.02.2020 N 2 о производстве выемки документов о производстве выемки документов и предметов) и истребованных по поручениям Инспекции (актов приемки выполненных работ, актов сверок, договоров, платежных поручений, счетов на оплату), налоговым органом установлено, что период 2016-2018 годы заявителем осуществлялись также иные виды деятельности:
- деятельность по оказанию услуг по временному размещению и проживанию в помещении Гостевого дома "Северный рай", расположенного по адресу: г. Тарко-Сале, ул. Промышленная, дом 2а., используемого заявителем - "Арендатор" на основании договоров аренды, заключенных с ООО "Пургазсервис" - "Арендодатель" (от 11.01.2016 N 16-04-02, от 09.01.2017 N 17-04-03, от 11.01.2018 N 18-04-01);
- оказание услуг по мойке автомашин;
- деятельность по реализации питьевой воды неограниченному кругу лиц, с использованием аппарата, установленного по адресу: г. Тарко-Сале, ул. Промышленная 2а, а также организациям.
Доходы, полученные от указанных выше видов деятельности, в налоговых декларациях не декларировались, налоги от осуществления указанного вида деятельности не исчислялись и в бюджет не уплачивались.
По результатам выездной налоговой проверки Инспекцией составлен акт проверки от 03.09.2020 N 10-ИП и принято решение от 15.12.2020 N 10 ИП о привлечении заявителя к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), по статье 123 НК РФ; по пунктам 1, 1.2 статьи 126 НК РФ, по пункту 1 статьи 119 НК РФ в виде штрафа в общем размере 1 135 477 руб.
Данным решением предпринимателю начислены к уплате НДФЛ в размере 2 090 293 руб., налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 2 526 798 руб., страховые взносы в размере 690 283 руб., НДФЛ (налоговый агент) в размере 314 892 руб., начислены пени в общем размере 1 038 265 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Управление) от 26.03.2021 N 71 апелляционная жалоба предпринимателя оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением налогового органа, предприниматель обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
После обращения предпринимателя в суд с настоящим заявлением Управлением в виду обнаруженных ошибок в исчислении размера понесенных заявителем расходов было вынесено решение, которым отменено решение Инспекции в части доначисления НДФЛ за 2016-2018 годы в размере 83 986 руб.
Принимая во внимание, что на момент вынесения оспариваемое решение в части доначисления НДФЛ не соответствовало закону, нарушало права и законные интересы заявителя, руководствуясь положениями статей 198, 201 АПК РФ, пунктом 18 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 99, суды обеих инстанций признали недействительным оспариваемое решение Инспекции в части доначисления предпринимателю НДФЛ в сумме 83 986 руб., соответствующих сумм пени и штрафа.
Отказывая в удовлетворении требования заявителя в остальной части, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 45, 52, 89, 146, 153, 154, 166, 171, 172, 173, 208, 209, 210, 221, 252, 346.26, 346.27, 346.28, 346.29, 419, 420 НК РФ, пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для признания решения налогового органа в указанной части недействительным.
Проанализировав положения статей 1, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды, установив, что согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 89АА N 242770 помещение, расположенное по адресу г. Тарко-Сале, ул. Промышленная 2а, является объектом незавершенного строительства площадью 79,4 кв.м, со степенью готовности 40%; данное здание не введено в эксплуатацию, инвентаризационные документы, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, отсутствуют, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не представлено, пришли к выводу о том, что спорный объект торговли, расположенный по адресу: г. Тарко-Сале, ул. Промышленная, дом 2а, не относится к стационарному зданию (его части), предназначенному для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, отнесение используемого помещения к категории "магазин" с "площадью торгового зала" не подтверждено инвентаризационными и правоустанавливающими документами, в связи с чем согласились с доводами налогового органа о неправомерном применении заявителем системы налогообложения в виде ЕНВД и обоснованности доначисления налогов по общей системе налогообложения.
Признавая правомерным доначисление НДФЛ (налоговый агент) и страховых взносов, суды исходили из того, что при осуществлении деятельности предприниматель использовала труд физических лиц, с которыми трудовые отношения не оформлялись, обязанность налогового агента по удержанию и перечислению НДФЛ и обязанность страхователя по уплате сумм страховых взносов не исполняла. Доказательств обратного предпринимателем не представлено.
Судами также проверен и признан правильным произведенный налоговым органом расчет страховых взносов и налоговых обязательств предпринимателя (с учетом выводов Управления о неправомерном доначислении Инспекцией НДФЛ за 2016-2018 годы в размере 83 986 руб., соответствующих сумм пени и штрафа).
В указанной части судебные акты сторонами не оспариваются.
Проверяя доводы предпринимателя о наличии смягчающих ответственность обстоятельств, суды с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения указали на отсутствие оснований для уменьшения суммы штрафа.
Выводы судов соответствуют обстоятельствам дела и нормам права.
В силу пункта 1 статьи 114 НК РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Пунктом 3 статьи 114 НК РФ предусмотрена возможность уменьшения размера штрафа не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Кодекса, при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства.
Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, установленный пунктом 1 статьи 112 НК РФ, не является исчерпывающим. Так, согласно подпункту 3 пункта 1 данной статьи смягчающими могут быть признаны и иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть приняты таковыми.
В соответствии с пунктом 4 статьи 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
В Постановлении от 15.07.1999 N 11-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что исходя из общих принципов права, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает дифференциацию наказания в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию наказания.
Из разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", следует, что арбитражный суд при оценке обоснованности и законности оспариваемого решения налогового органа, проверяя соразмерность примененной меры ответственности, с учетом установленных в судебном порядке обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность, вправе уменьшить размер штрафа и более чем в два раза.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, принимая во внимание, что Инспекцией подтвержден характер вменяемого правонарушения, пришли к выводу о том, что определенная Инспекцией сумма штрафа соответствует тяжести и обстоятельствам вменяемого налогоплательщику правонарушения и не возлагает на последнего чрезмерного бремени по уплате штрафа, соразмерна и достаточна для реализации превентивного характера налоговых санкций, в связи с чем не усмотрели оснований для снижения штрафа и признания недействительным решения Инспекции в части привлечения к налоговой ответственности.
Доводы кассационной жалобы о том, что суды не учли в качестве смягчающих ответственность обстоятельства тяжелое финансовое состояние, наличие на иждивении двух несовершеннолетних детей, не принимаются судом кассационной инстанции.
Перечень смягчающих ответственность обстоятельств содержится в пункте 1 статьи 112 НК РФ. Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 112 НК РФ в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, могут быть признаны иные обстоятельства, не указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи.
Таким образом, законодатель оставил на усмотрение суда оценку обстоятельств и возможность признания их смягчающими вину налогоплательщика, не установив при этом каких-либо ограничений. В то же время обстоятельство, признаваемое судом смягчающим ответственность, должно находиться в причинно-следственной связи с совершенным правонарушением.
В рассматриваемом случае заявителем не доказана связь между обстоятельствами, заявленными им в качестве смягчающих ответственность, и совершенным правонарушением (неуплатой или неполной уплатой сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия)), наличие каких-либо препятствий для исполнения заявителем обязанности по правильному исчислению налогов из материалов дела не усматривается.
В связи с этим суды не усмотрели оснований для принятия указанных заявителем обстоятельств (тяжелое финансовое состояние, наличие на иждивении двух несовершеннолетних детей) в качестве смягчающих.
Отклоняя доводы о совершении правонарушения впервые, об отсутствии умысла в совершении правонарушении, суды обоснованно отметили, что установленные в ходе налоговой проверки обстоятельства (неотражение в налоговой отчетности всех видов деятельности, которые фактически осуществляет предприниматель, отсутствие оформленных трудовых отношений с физическими лицами, непредставление по требованию налогового органа справок по форме 2-НДФЛ и иных документов, необходимых для осуществления налогового контроля, и т.д.) не позволяет сделать вывод о том, что поведение заявителя может быть квалифицировано в качестве добросовестного.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат.
Право на установление и оценку обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность, принадлежит судам первой и апелляционной инстанций. Суд кассационной инстанции в соответствии с предоставленными ему АПК РФ полномочиями не вправе переоценивать обстоятельства, которым судебными инстанциями дана соответствующая правовая оценка.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в порядке статьи 288 АПК РФ судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.11.2021 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 28.04.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-5685/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Бурова |
Судьи |
И.А. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.