г. Тюмень |
|
10 августа 2022 г. |
Дело N А27-14534/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 августа 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лукьяненко
судей Клат Е.В.,
Ткаченко Э.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" на постановление от 12.05.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судья Сухотина В.М., Молокшонов Д.В., Подцепилова М.Ю.) по делу N А27-14534/2021 по иску общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (654027, Кемеровская область - Кузбасс, г. Новокузнецк, проезд Коммунаров (Центральный р-н), д. 2, ИНН 4217127183, ОГРН 1104217005892) к обществу с ограниченной ответственностью "Фамур" (654015, Кемеровская область - Кузбасс, г. Новокузнецк, ул. Новороссийская (Кузнецкий р-н), д. 38, ИНН 4212019586, ОГРН 1024201307305) о взыскании 75 689 руб. 48 коп.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (далее - ООО "ЭкоТэк") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Фамур" (далее - ООО "Фамур") о взыскании 75 689 руб. 48 коп. задолженности за период с 18.01.2020 по 31.05.2021.
Решением от 21.02.2022 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Филатов А.А.) исковые требования удовлетворены.
Суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств того, что при выбранном потребителем способе складирования ТКО фактически выполнено раздельное накопление ТКО; поскольку от ответчика длительное время не поступали заявки, истцом обоснованно произведен расчет за спорный период исходя из нормативов; доводы ответчика, в том числе об отсутствии ТКО на спорном объекте ввиду неведения хозяйственной деятельности отклонены судом, поскольку не подтверждены документально, в связи с чем поскольку в результате деятельности ответчика образуются коммунальные отходы, они складируются в ближайшее место накопления ТКО.
Постановлением от 12.05.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, принят по делу новый судебный акт о отказе в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "ЭкоТэк" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на то, что ответчик направил в адрес истца только одну заявку на вывоз твердых коммунальных отходов (далее- ТКО), что не соответствует законодательству, в связи с чем коммерческий учет может быть сделан исключительно расчетным путем исходя из нормативов.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Фамур" просит постановление апелляционного суда оставить без изменения как законное и обоснованное по изложенным в них мотивам.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права в пределах доводов жалобы, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 27.10.2017 Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области и ООО "ЭкоТек" заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны "Юг" Кемеровской области (далее - Соглашение), согласно которому статус регионального оператора присвоен ООО "ЭкоТек".
В соответствии с пунктами 1.3, 1.4 Соглашения региональный оператор обеспечивает осуществление деятельности по обращению с ТКО (сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение), в соответствие с территориальной схемой, комплексной региональной программой "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе, с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области на 2017-2026 годы", утвержденной Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 09.08.2017 N 419, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Кемеровской области и настоящим соглашением по регулируемым тарифам, которые устанавливает Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области.
Постановлениями Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 05.06.2018 N 100 и от 27.04.2017 N 58 утверждены единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО и установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов по категориям потребителей и категориям объектов, на которых образуются коммунальные отходы, на территории Кемеровской области.
В соответствии с частью 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) собственники ТКО заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их сбора.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (часть 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Основным видом деятельности ответчика согласно сведениям из ЕГРЮЛ является оптовая торговля прочими машинами и оборудованием.
Между истцом и ответчиком заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО N 152-2018/ТКО в редакции дополнительного соглашения от 06.12.2018 N 1, в соответствии с которым с 06.12.2018 потребителем услуги регионального оператора по обращению с ТКО с объекта - промышленное здание по адресу Новороссийская, 38 является ответчик.
Дополнительным соглашением от 17.01.2020 N 1 стороны внесли изменения в приложение N 1 к договору, согласовав дополнительный объект - промышленное предприятие по адресу г. Новокузнецк, ул. Эстакадная, 15/12, установив норматив м3/1 м2 общей площади, способ учета - факт, тип контейнера - бункер 7,8 м3, объем принимаемых ТКО равен объему бункера, периодичность вывоза - по заявке.
Исполнение обязательств по указанному договору в части оказания услуг истцом и оплаты оказанных услуг по обращению с ТКО ответчиком по адресу г. Новокузнецк, ул. Новороссийская, 38 подтверждено представленными в дело счетами и платежными поручениями и не оспаривается сторонами.
Истец, исходя из того, что ответчиком не подавались заявки на вывоз ТКО по адресу ул. Эстакадная, 15/12, при этом ответчик фактически образует ТКО в процессе ведения хозяйственной деятельности и эксплуатации объекта недвижимости, следовательно, бесконтрольно складирует их в любую открытую контейнерную площадку, ссылаясь на недействительность, мнимость сделки в части согласования периодичности вывоза ТКО, произвел расчет стоимости оказанных услуг согласно нормативам накопления ТКО, с учетом норматива и тарифа (Постановление РЭК Кемеровской области от 27.04.2017 N 58 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов"), исходя из площади объекта.
Стоимость услуг за период времени с 18.01.2020 по 31.05.2021 согласно расчету истца составила 75 689 руб. 48 коп.
Претензией от 17.06.2021 N 47528 истец потребовал уплаты долга за оказанные услуги по обращению с ТКО.
Письмом от 08.07.2021 N 336 ответчик, отказывая в удовлетворении претензии истца, сослался на прекращение эксплуатации объектов капитального строительства по адресу: ул. Эстакадная, 15/12 с 15.10.2020, о чем ранее сообщалось истцу письмом от 26.03.2021 N 138.
Неисполнение ответчиком обязанности по оплате услуг регионального оператора по обращению с ТКО послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее Правила N 1156) устанавливают порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО. Разделом I (1) Правил N 1156 урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Пунктом 8 (11) Правил N 1156 предусмотрено, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления двух экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО обязан их подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Согласно пункту 8 (12) раздела I (1) Правил N 1156 в случае, если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) Правил N 1156.
Пунктом 25 Правил N 1156 определено, что одним из существенных условий договора об оказании услуг по транспортированию ТКО является способ коммерческого учета количества ТКО и нормативы их накопления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - правила N 505).
Правила N 505 устанавливают порядок коммерческого учета объема и (или) массы ТКО с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее - средства измерения), или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО (пункт 1).
В пункте 5 Правил N 505 установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется: расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления (подпункт "а"); исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения (подпункт "б").
При этом пунктом 6 Правил N 505 прямо установлено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет таких отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505, то есть расчетным путем.
В пункте 8 Правил N 505 указано, что при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 настоящих Правил, то есть по количеству и объема контейнеров.
Оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, установив, что ответчик с августа 2019 года не ведет свою хозяйственную деятельность по адресу ул. Эстакадная, 15/12, прекращена эксплуатация здания, слит теплоноситель, осушена система холодного водоснабжения, демонтированы электрокабель, светильники, камеры уличного видеонаблюдения, здание обесточено, очищено от мебели, ветоши, спецодежды и др., здание с земельным участком выставлено на продажу, проезд к зданию закрыт, что подтверждено доказательствами, представленными ответчиком с отзывом, дополнительными отзывами на исковое заявление, следовательно ТКО по указанному адресу не образуются, принимая во внимание, что доказательств обратного (например, актов проверки в спорный период) истцом не представлено, таким образом, ответчиком опровергнута презумпция осуществления деятельности, объективно приводящей к образованию ТКО, апелляционный суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований. Оснований для иных выводов у суда округа не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверены судом округа в полном объеме, однако не свидетельствуют о неправильном применении апелляционным судом норм материального или процессуального права, то есть не свидетельствуют о судебной ошибке и по существу направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, перечисленных в статьях 286, 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Иная оценка заявителем жалобы установленных судом обстоятельств, а также иное толкование закона, не свидетельствует о судебной ошибке и не могут служить основанием для отмены судебных актов.
При таких обстоятельствах суд округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 12.05.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-14534/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Ф. Лукьяненко |
Судьи |
Е.В. Клат |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - правила N 505).
...
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверены судом округа в полном объеме, однако не свидетельствуют о неправильном применении апелляционным судом норм материального или процессуального права, то есть не свидетельствуют о судебной ошибке и по существу направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, перечисленных в статьях 286, 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 августа 2022 г. N Ф04-3556/22 по делу N А27-14534/2021