г. Тюмень |
|
24 августа 2022 г. |
Дело N А46-12966/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Алексеевой Н.А.
Малышевой И.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шимпф Е.В. рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием средств аудиозаписи и видеоконференц-связи кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Омской области на решение от 24.11.2021 Арбитражного суда Омской области (судья Солодкевич И.М.) и постановление от 05.04.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Дубок О.В., Лотов А.Н.) по делу N А46-12966/2021 по заявлению бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Медико-санитарная часть N 4" (ОГРН 1025501176140, ИНН 5505019620, 644039, г. Омск, ул. Воровского, 62/1) к Управлению Федерального казначейства по Омской области (ОГРН 1025500741530, ИНН 5503029414, 644099, г. Омск, ул. Красногвардейская, 9) о признании недействительным представления в части.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство здравоохранения Омской области (ОГРН 1045504007493, ИНН 5503079310, 644043, г. Омск, ул. Красный Путь, 6).
В судебном заседании, в том числе путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Колмогорова А.Е.), участвовали представители:
от Управления Федерального казначейства по Омской области - Глухова И.Ю. по доверенности от 02.06.2022,
от Министерства здравоохранения Омской области - Сысоева О.С. по доверенности от 10.11.2021,
от учреждения здравоохранения Омской области "Медико-санитарная часть N 4" - Белозерцева Л.Д. по доверенности от 25.07.2022, Филатов Д.Ю. по доверенности от 29.04.2019.
Суд установил:
бюджетное учреждение здравоохранения Омской области "Медико-санитарная часть N 4" (далее - Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Омской области (далее - Управление казначейства), при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства здравоохранения Омской области (далее - Министерство) о признании частично недействительным представления от 08.04.2021 N 52-19-11/2472.
Решением от 24.11.2021 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 05.04.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено: представление Управления казначейства от 08.04.2021 N 52-19-11/2472 признано недействительным в части пункта 2 как не соответствующее Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее - ГК РФ), распоряжению Правительства Российской Федерации от 26.11.2020 N 3118-р "О распределении дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов Российской Федерации на 2020 год" (далее - Распоряжение N 3118-р), распоряжению Правительства Омской области от 09.12.2020 N 252-рп "О реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.11.2020 N 3118-р" (далее - Распоряжение N 252-рп).
В кассационной жалобе Управление казначейства, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, отказать в удовлетворении заявленного требования.
Министерство и Учреждение возражают против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыву (возражениям).
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Судами установлено и материалами дела подтверждено следующее.
Распоряжением N 3118-р Правительством Российской Федерации распределен объем дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации на 2020 год, в том числе Омской области в сумме 149 796 300 руб.
Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Омской области во исполнение вышеуказанного распоряжения заключено соглашение от 04.12.2020 N 01-01-06/06-937 о предоставлении бюджету Омской области дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в размере 149 796 300 руб. (далее - Соглашение).
Согласно пункту 1.2 Соглашения дотация предоставляется на осуществление в 2020 году дополнительных выплат медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции.
В соответствии с Распоряжением N 252-рп Министерству поручено обеспечить осуществление дополнительных выплат медицинским и иным работникам в ноябре-декабре 2020 года за одну нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории медицинских и иных работников в подведомственной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом дополнительные выплаты должны производиться за число фактически отработанных нормативных смен в календарном месяце по одному месту работы.
Распоряжением Министерства от 09.12.2020 N 635-р утвержден перечень медицинских и иных организаций, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Министерство, медицинские и иные работники которых оказывают медицинскую помощь (участвуют в оказании медицинской помощи, обеспечивают оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, в который включено Учреждение; утверждена форма заявки на осуществление дополнительных выплат.
В соответствии с утвержденной формой Учреждением была подана заявка на осуществление дополнительных выплат медицинским и иным работникам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 Распоряжения N 252-рп, за ноябрь-декабрь 2020 года с количеством штатных единиц, оказывающих специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, - 324 (врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием - 82 штатные единицы, средний медицинский персонал - 216 штатных единиц, младший медицинский персонал - 26 штатных единиц), и объемом средств, необходимым для осуществления дополнительных выплат медицинским и иным работникам, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, в сумме 12 667 060, 79 руб. (заработная плата - 9 896 141, 24 руб., начисления на заработную плату - 2 770 919, 55 руб.).
Согласно отчету об осуществлении дополнительных выплат медицинским и иным работникам, которые предусмотрены подпунктом 1 пункта 1 Распоряжения N 252-рп, за ноябрь-декабрь 2020 года всего отработано 10 546,5 смен медицинскими и иными работниками при оказании специализированной медицинской помощи в условиях стационара, в том числе: врачами и медицинскими работниками с высшим (немедицинским) образованием - 2 617 смен; средним медицинским персоналом - 6 951,2 смен; младшим медицинским персоналом - 978,3 смен.
Объем средств, направленных на осуществление дополнительных выплат медицинским и иным работникам при оказании специализированной медицинской помощи в условиях стационара за ноябрь, декабрь 2020 года составил 10 166 909, 48 руб. (заработная плата - 8 078 478,03 руб., начисления на выплаты по оплате труда - 2 088 431, 45 руб.), в том числе на осуществление выплат: врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием - 3 400 994,4 руб., среднему медицинскому персоналу - 6 318 251,77 руб., младшему медицинскому персоналу - 447 663,31 руб.
Положение о дополнительной выплате медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, утверждено приказом Учреждения от 14.12.2020 N 940 (изменения от 24.12.2020 N 977, далее - Положение Учреждения N 940).
Перечень должностей медицинских и иных работников Учреждения, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании медицинской помощи, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции при выполнении должностных обязанностей, которым предусмотрены дополнительные выплаты, порядок осуществления дополнительных выплат определен приказами главного врача Учреждения от 24.12.2020 N 982, от 25.12.2020 N 984.
Субсидия на финансовое обеспечение дополнительных выплат поступила на лицевой счет Учреждения в общей сумме 10 166 909,48 руб., что совпадает с суммой кассовых расходов за счет средств субсидии на финансовое обеспечение дополнительных выплат медицинским и иным работникам.
В период с 12.01.2021 по 16.02.2021 в отношении Учреждения Управлением казначейства проведена проверка осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами" в части использования средств дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления в 2020 году дополнительных выплат медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, в соответствии с Распоряжением N 3118-р.
В рамках проведенной проверки составлен акт от 16.02.2021, которым установлено, что в нарушение статьи 309 ГК РФ, подпункта 2 пункта 1 Распоряжения N 252-рп, пунктов 1.1, 2.1 и 4.3.4 Соглашения от 17.12.2020 N 081/9, подписанного между Учреждением и Министерством, заявителем не произведены дополнительные выплаты медицинским и иным работникам, оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, в общей сумме 6 636 474,07 руб.
В частности, в ходе проверки указано на необоснованное неосуществление Учреждением дополнительных выплат работникам, являющимся внутренними и внешними совместителями, а также замещающим должность "сестры-хозяйки".
10.03.2021 Учреждением представлены возражения на акт внеплановой выездной проверки, которые не были приняты (л.д. 9-18 том 2).
08.04.2021 Управлением казначейства в отношении заявителя вынесено представление N 52-19-11/2472, пунктом 2 которого на последнего возложена обязанность осуществить выплату денежных средств медицинским и иным работникам в размере 6 635 600,07 руб. в срок до 20.12.2021 (письмом от 11.10.2021 N 52-19-11/7009 в связи с арифметической ошибкой была скорректирована общая сумма, указанная в пункте 2 представления, л.д. 118 том 4).
Приказом от 11.06.2021 N 186 (с учетом письма от 15.06.2021 N 09-08-08/14026) Федеральное казначейство отказало заявителю в удовлетворении жалобы (л.д. 33-39 том 2).
Не согласившись с пунктом 2 представления, Учреждение обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций удовлетворили заявленные Учреждением требования.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва, возражений на нее, заслушав представителей сторон, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
В акте проверки Управление казначейства отметило, что подпунктом 2 пункта 1 Распоряжения N 252-рп определено, что дополнительные выплаты производятся за число фактически отработанных нормативных смен в календарном месяце по одному месту работы (фактическое число отработанных нормативных смен определяется путем деления суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце, в которые медицинский или иной работник независимо от длительности контакта с пациентом привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании медицинской помощи, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (CОVID-19), контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции при выполнении должностных обязанностей, на нормативную смену (расчет ведется с округлением до десятой части числа нормативных смен).
Управлением казначейства установлено, что для лечения больных с диагнозом COVID-19 Учреждением привлекались сотрудники, работающие по внутреннему совместительству, и внешние совместители - медицинские работники из других медицинских организаций и студенты - ординаторы ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России.
Дополнительная выплата была начислена и выплачена заявителем согласно приказам Учреждения от 21.12.2020 N 962, от 24.12.2020 N 978 "О дополнительной выплате медицинским работникам БУЗОО "МСЧ-4" за ноябрь, декабрь 2020 года".
В то же время дополнительные выплаты производились либо по основной ставке (должности), либо по внутреннему совместительству, а внешним совместителям данная выплата вообще не производилась (л.д. 118-119 том 1).
Суды, ссылаясь на положения статей 57, 60.1, 282 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), локальные акты заявителя (положение Учреждения от 14.12.2020 N 940, приказы Учреждения от 21.12.2020 N 962, от 24.12.2020 N 978), признали правомерным осуществление дополнительных выплат по установленным Учреждением правилам, в том числе признали обоснованной позицию заявителя об отсутствии необходимости дополнительных выплат внешним совместителям во избежание дублирования выплат в разных медицинских организациях и соблюдения их целевого назначения.
Кассационная инстанция считает, что выводы судов по данному эпизоду не согласуются с положениями (нормами) ТК РФ в целях назначения дополнительных выплат согласно Распоряжения N 252-рп.
Из подпункта 1 пункта 1 Распоряжения N 252-рп следует, что право на дополнительные выплаты и их размер фактически зависят, в частности, от наличия контактов медицинских и иных работников при исполнении ими своих должностных обязанностей с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции и количества нормативных смен.
Как разъяснено в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.02.2014, под местом работы понимается расположенная в определенной местности (населенном пункте) конкретная организация, ее представительство, филиал, иное обособленное структурное подразделение. В случае расположения организации и ее обособленного структурного подразделения в разных местностях, исходя из части второй статьи 57 ТК РФ, место работы работника уточняется применительно к этому структурному подразделению.
Таким образом, вывод суда, что Управление казначейства трактует место работы расширительно в отличие от Учреждения ("одно место работы - у одного работодателя по одному трудовому договору"), нельзя признать правильным.
Согласно статьям 60.1, 282 ТК РФ работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство).
Следовательно, являются верными доводы Управления казначейства, основанные на положениях статей 57, 601, 282 ТК РФ, разъяснениях Минтруда России, изложенных в письме от 15.09.2016 N 142/В880, относительно нетождественности понятий "место работы" и "работа по трудовому договору", о том, что трудоустройство работника в организации по основной ставке не исключает возможности работы для него (работника) в этой же организации в порядке внутреннего совместительства и в целом означает для такого работника наличие одного места работы.
То есть, при соблюдении условия осуществления таким работником обязанностей по оказанию медицинской помощи (участию в оказании медицинской помощи, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции в соответствии с Распоряжением N 252-рп ему надлежало начисление дополнительной оплаты за фактически отработанные нормативные смены в календарном месяце как по основной ставке, так и по внутреннему совместительству.
Таким образом, выводы судов, признавших правильными действия Учреждения по начислению дополнительных выплат работникам с учетом или основной ставки или ставки по внутреннему совместительству, основаны на неверном толковании вышеуказанных норм ТК РФ применительно к Распоряжению N 252-рп.
Также нельзя признать основанным на нормах права вывод суда о непроизводстве дополнительных выплат внешним совместителям исходя исключительно из предположения о том, что работник (внешний совместитель) получил дополнительную выплату за работу в Учреждении в другой организации (по основному месту работы).
Кассационная инстанция считает, что из формулировки Распоряжения N 252-рп об осуществлении дополнительных выплат за число фактически отработанных нормативных смен в календарном месяце по одному месту работы следует, что дополнительные выплаты не производятся внешним совместителям при условии получения ими этих дополнительных выплат (за нормативные смены, отработанные в Учреждении) по основному месту работы. Подпункт 2 пункта 1 Распоряжения N 252-рп устанавливает порядок учета фактически отработанных смен по одному (то есть, по каждому) месту работы (с учетом распоряжения Министерства от 09.12.2020 N 635-р), а не ограничивает суммы дополнительных выплат исходя из какого-либо произвольно выбранного места работы при соблюдении условий подпункта 1 пункта 1 Распоряжения N 252-рп (обратное не доказано). Иной подход при начислении дополнительных выплат означал бы установление дискриминации в отношении части работников, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании медицинской помощи, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции на условиях внешнего совместительства, что недопустимо в силу статьи 132 ТК РФ.
В нарушение статей 71, 168, 170, 271 АПК РФ судами был фактически проигнорирован довод Управления казначейства о том, что (как установлено в ходе проверки) не все внешние совместители получали дополнительную выплату по основному месту работы, так как медицинские организации, в которых данные медицинские работники трудоустроены, не являлись получателями специальной субсидии в соответствии с Распоряжением N 3118-р, распоряжением Министерства от 09.12.2020 N 635-р; что студенты - ординаторы не имели основного места работы.
Кассационная инстанция полагает, что в нарушение статей 170, 271 АПК РФ является нормативно необоснованным вывод судов, поддержавших позицию Учреждения и Министерства, относительно возможности применения в отношении спорных дополнительных выплат порядка, установленного для предоставления иных выплат (субсидий), предусмотренных, в том числе постановлениями Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 415, от 12.04.2020 N 484.
В части эпизода о правомерном неначислении дополнительной выплаты врачу-терапевту Райкиной О.С. кассационная инстанция считает, что в нарушение положений статей 168, 170, 271 АПК РФ суды не мотивировали основания для отклонения довода Управления казначейства о том, что выплаты работнику должны быть произведены из фактически отработанного времени согласно Распоряжению N 252-рп; не установили, в чем состоит ошибка Управления казначейства, определившего недоплату в сумме 874 руб.
Суды согласились также с доводами заявителя, что поскольку локальными документами Учреждения (штатное расписание, приказы Учреждения от 24.12.2020 N 982, от 25.12.2020 N 984) предусмотрено, что должность "сестра-хозяйка" относится к "прочему персоналу", то работники, занимающие указанную должность, не являются получателями дополнительных выплат.
По мнению судов, невключение Учреждением в приказы от 24.12.2020 N 982, от 25.12.2020 N 984 должности "сестра-хозяйка" в категорию младшего медицинского персонала явилось самостоятельными достаточным основанием для неосуществления выплат данным работникам в ноябре, декабре 2020 года, поскольку разрешение соответствующего вопроса находилось в сфере контроля Учреждения и не противоречило Распоряжениям N 3118-р, N 252-рп.
Между тем судами не дана оценка следующим доводам Управления казначейства.
Как указывалось выше, в соответствии с Распоряжением N 252-рп дополнительные выплаты осуществляются медицинским и иным работникам медицинских организаций, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказанием медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, в том числе младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях.
Судами установлено, что локальными актами заявителя должность "сестра-хозяйка" отнесена к "прочему персоналу".
Вместе с тем, как указывал кассатор, согласно пункту 1.5 Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н, к иным должностям медицинских работников (младший медицинский персонал) относится "сестра-хозяйка".
В Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденном приказом Минздрава России от 23.07.2010 N 541, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" содержит подраздел 5 "Должности младшего медицинского и фармацевтического персонала", в котором утверждены должностные обязанности и требования к квалификации по должности "сестра-хозяйка".
Управление казначейства в ходе проверки установило, что согласно пунктов 8, 11, 31 должностной инструкции "сестры-хозяйки", утвержденной главным врачом Учреждения 22.09.2014, сестра-хозяйка организует труд и контроль за деятельностью младшего медперсонала, выполнением им должностных обязанностей, объема и качества выполненной работы; проводит ежедневные целенаправленные обходы и участвует в еженедельных административно-хозяйственных обходах отделения заведующего отделением и старшей медицинской сестры отделения; регулярно сдает постельные принадлежности на дезобработку и др.
В ходе проверки также было установлено, что сестры-хозяйки (5 человек) в проверяемый период работали с пациентами CОVID-19, что подтверждается информацией о фактически отработанном времени с пациентами CОVID-19 (оказание медицинской помощи и контактирующим) за ноябрь. декабрь 2020 года, однако доплату не получили в общей cумме 67 379,08 руб. (т. 2 л.д. 128-160, т. 3 л.д. 1-16).
То есть, в ходе проверки Управлением казначейства было установлено, что работники Учреждения в должности "сестра-хозяйка" (по основному договору) в соответствии с обязанностями, указанными в должностной инструкции, фактически обеспечивали оказание медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией; что заявитель вел учет фактически отработанного времени работниками в должности "сестра-хозяйка" с пациентами с диагнозом COVID-19 за ноябрь, декабрь 2020 года. Указанным доводам в их совокупности судами оценка не была дана.
В целом кассационная инстанция полагает, что не получил надлежащую оценку судов довод Управления казначейства о том, что локальные нормативные акты Учреждения, регламентирующие перечень медицинских н иных работников, которым подлежат установлению дополнительные выплаты, не соответствуют Распоряжению N 252-рп.
Кассационная инстанция соглашается с доводом кассатора, что позиция Учреждения об однозначном (исключительно на усмотрение работодателя) отнесении работников в должности "сестра-хозяйка" к "прочему персоналу", вопреки положениям отраслевых актов об утверждении должностей младшего медицинского персонала, без учета фактически выполняемых ими обязанностей, не может служить основанием для неосуществления указанной категории работников дополнительных выплат согласно Распоряжению N 252-рп.
При наличии в деле противоречивых суждений сторон относительно возможного отнесения должности "сестра-хозяйка" к определенной категории работников ("иные должности медицинских работников (младший медицинский персонал)" или "прочий персонал") суду в целях применения Соглашения от 04.12.2020 N 01-01-06/06-937, Распоряжения N 252-рп следовало устранить имеющиеся противоречия путем исследования вопроса о том, какие обязанности выполнялись указанными работниками фактически, были ли они связаны с обеспечением оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией (то есть, установить категорию персонала, к какой они должны быть отнесены исходя из их должностных обязанностей).
Таким образом, суды, не установив в полной мере указанные выше обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, не исследовав в полном объеме доказательства и доводы сторон, допустили нарушение норм процессуального права, которое могло привести к принятию неправильных судебных актов по делу, в связи с чем решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций по настоящему делу подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит установить все имеющие существенное значение для дела обстоятельства с учетом вышеприведенных выводов кассационной инстанции; предложить сторонам произвести сверку относительно сумм, подлежащих дополнительной выплате спорным категориям работников с учетом выводов суда по результатам рассмотрения дела, предложить сторонам представить дополнительные документы в обоснование доводов и возражений, в том числе относительно возможного отнесения должности "сестра-хозяйка" к определенной категории работников с учетом выполняемых ею функций, дать оценку всем доводам сторон и в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ оценить доказательства, представленные каждой из сторон в обоснование своих доводов и возражений;
при правильном применении норм материального и процессуального права вынести законный и обоснованный судебный акт, распределить судебные расходы.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.11.2021 Арбитражного суда Омской области и постановление от 05.04.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-12966/2021 отменить. Отправить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Омской области.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Чапаева |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Кассационная инстанция полагает, что в нарушение статей 170, 271 АПК РФ является нормативно необоснованным вывод судов, поддержавших позицию Учреждения и Министерства, относительно возможности применения в отношении спорных дополнительных выплат порядка, установленного для предоставления иных выплат (субсидий), предусмотренных, в том числе постановлениями Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 415, от 12.04.2020 N 484.
...
По мнению судов, невключение Учреждением в приказы от 24.12.2020 N 982, от 25.12.2020 N 984 должности "сестра-хозяйка" в категорию младшего медицинского персонала явилось самостоятельными достаточным основанием для неосуществления выплат данным работникам в ноябре, декабре 2020 года, поскольку разрешение соответствующего вопроса находилось в сфере контроля Учреждения и не противоречило Распоряжениям N 3118-р, N 252-рп.
...
Судами установлено, что локальными актами заявителя должность "сестра-хозяйка" отнесена к "прочему персоналу".
Вместе с тем, как указывал кассатор, согласно пункту 1.5 Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н, к иным должностям медицинских работников (младший медицинский персонал) относится "сестра-хозяйка"."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 августа 2022 г. N Ф04-3360/22 по делу N А46-12966/2021
Хронология рассмотрения дела:
11.08.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3360/2022
13.04.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2005/2023
16.01.2023 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-12966/2021
24.08.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3360/2022
05.04.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-15914/2021
24.11.2021 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-12966/2021