г. Тюмень |
|
30 августа 2022 г. |
Дело N А67-4730/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Фармстандарт-Томскхимфарм" на решение от 26.01.2022 Арбитражного суда Томской области (судья Сулимская Ю.М.) и постановление от 14.04.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Кривошеина С.В., Павлюк Т.В.) по делу N А67-4730/2021 по заявлению открытого акционерного общества "Фармстандарт-Томскхимфарм" (634009, город Томск, проспект Ленина, дом 211, ИНН 7019005904, ОГРН 1027000866221) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Томской области (634057, город Томск, проспект Мира, дом 26, ИНН 7017106784, ОГРН 1047000286739) об оспаривании пунктов 8, 9 предписания от 10.03.2021 N 4-ГО.
Иное лицо, участвующее в деле, - Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях (650000, город Кемерово, улица Ноградская, дом 5, ИНН 4205199592, ОГРН 1104205007840).
Суд установил:
открытое акционерное общество "Фармстандарт-Томскхимфарм" (далее - общество, ОАО "Фармстандарт-Томскхимфарм") обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Томской области (далее - управление, административный орган) о признании недействительными пунктов 8, 9 предписания от 10.03.2021 N 4-ГО.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях (далее - третье лицо).
Решением от 26.01.2022 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 14.04.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить обжалуемые судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, суды пришли к ошибочному выводу о наличии у управления правовых оснований для выдачи предписания в части пунктов 8, 9, поскольку указанные в данных пунктах нарушения отсутствуют.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 27.01.2021 N 4-ГО административным органом в отношении ОАО "Фармстандарт-Томскхимфарм" проведена выездная проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны на объекте гражданской обороны (защитное сооружение гражданской обороны; далее - ЗС ГО), расположенном по адресу: город Томск, проспект Ленина, дом 211.
По результатам проведенной проверки обществу было выдано предписание от 10.03.2021 N 4-ГО об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации, а именно:
- в убежище N 34 ОАО "Фармстандарт-Томскхимфарм" не обеспечено содержание инженерно-технического оборудования в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению. В соответствии с паспортом убежища N 34 ОАО "Фармстандарт-Томскхимфарм" от 22.01.2013 в системе водоснабжения установлена напорная емкость запаса питьевой воды объемом 2 м3. Вместе с тем, в указанной емкости аварийного запаса питьевой воды не обеспечивается проток воды с полным обменом ее в течение 2 суток, поскольку она отключена от системы центрального водоснабжения (пункт 8);
- при проведении проверки представлен паспорт убежища N 34 ОАО "Фармстандарт-Томскхимфарм", оформленный 22.01.2013, согласно которому назначение убежища по проекту - склад имущества гражданской обороны; журнал учета ЗС ГО ОАО "Фармстандарт-Томскхимфарм", начатый 24.09.2018, согласно которому убежище используется в мирное время как склад имущества гражданской обороны; акт оценки содержания и использования ЗС ГО от 29.04.2020, согласно которому убежище используется для нужд организации как склад имущества гражданской обороны, что подтвердилось при проведении осмотра убежища. Вместе с тем, помещения убежища используются под складские помещения для хранения несгораемых, а также для сгораемых материалов при отсутствии автоматической системы пожаротушения и вытяжной вентиляции для дымоудаления (пункт 9).
Возражая против указанных пунктов предписания, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии у административного органа правовых оснований для выдачи предписания в оспариваемой части и отсутствии нарушений прав и законных интересов общества.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии со статьями 1, 2 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ) гражданская оборона представляет собой комплекс мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
Согласно части 1 статьи 9 Закона N 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В соответствии с Законом N 28-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 утвержден порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее - Порядок N 1309), определяющий правила создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Российской Федерации убежищ и иных объектов гражданской обороны.
Согласно пункту 2 Порядка N 1309 к объектам гражданской обороны относятся, в том числе убежища - ЗС ГО, предназначенные для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.
Пунктом 10 Порядка N 1039 предусмотрено, что организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В целях сохранения имеющегося фонда ЗС ГО, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию ЗС ГО в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583 утверждены правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила N 583).
В пункте 3.2.1 Правил N 583 установлено, что при эксплуатации защитного сооружения в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
Инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению (пункт 3.2.11 Правил N 583).
В соответствии с пунктом 3.2.20 Правил N 583 в напорных емкостях аварийного запаса питьевой воды должен обеспечиваться проток воды с полным обменом ее в течение 2 суток.
Пунктом 3 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21.07.2005 N 575 (далее - Порядок N 575), установлено, что при содержании ЗС ГО в мирное время запрещается: перепланировка помещений; устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях; нарушение герметизации и гидроизоляции; демонтаж оборудования; применение горючих строительных материалов для внутренней отделки помещений; загромождение путей движения, входов в ЗС ГО и аварийных выходов; оштукатуривание потолков и стен помещений; облицовка стен керамической плиткой; окрашивание резиновых деталей уплотнения, резиновых амортизаторов, хлопчатобумажных, прорезиненных и резиновых гибких вставок, металлических рукавов, табличек с наименованием завода изготовителя и техническими данными инженерно-технического и специального оборудования; застройка территории вблизи входов, аварийных выходов и наружных воздухозаборных и вытяжных устройств ЗС ГО на расстоянии менее предусмотренного проектной документацией.
Инженерно-техническое и специальное оборудование, средства связи и оповещения ЗС ГО необходимо содержать в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению (пункт 5 Порядка N 575).
Согласно пункту 9 Порядка N 575 при использовании ЗС ГО в мирное время необходимо: поддерживать температуру в помещениях в соответствии с требованиями проекта; обеспечить защиту от атмосферных осадков и поверхностных вод входов и аварийных выходов; проводить окраску и ремонт помещений и оборудования систем жизнеобеспечения в соответствии с установленными правилами; закрыть и опечатать герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей, устройств регенерации и фильтров для очистки воздуха от окиси углерода; обеспечить в напорных емкостях аварийного запаса питьевой воды проток воды с полным обменом ее в течение 2 суток; содержать емкости запаса питьевой воды технически исправными; закрыть и опечатать вспомогательные помещения, а также санузлы, не используемые в хозяйственных целях; законсервировать дизельные электростанции; обеспечить открываемые защитно-герметические и герметические ворота и двери подставками.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что в нарушение указанных требований имеющаяся в спорном убежище напорная емкость запаса питьевой воды объемом 2 м3 отключена от системы центрального водоснабжения и в ней не обеспечивается проток воды с полным обменом ее в течение 2-х суток.
Согласно пунктам 3.1.1, 3.1.2 Правил N 583 при режиме повседневной деятельности ЗС ГО должны использоваться для нужд организаций, а также для обслуживания населения по решению руководителей (руководителей ГО) объектов экономики или органов местного самоуправления по согласованию (заключению) с органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
Встроенные и отдельно стоящие ЗС ГО допускается использовать при выполнении обязательных требований действующих нормативных документов к помещениям данного функционального назначения под: санитарно-бытовые помещения; помещения культурного обслуживания и помещения для учебных занятий; производственные помещения, отнесенные по пожарной опасности к категориям Г и Д, в которых осуществляются технологические процессы, не сопровождающиеся выделением вредных жидкостей, паров и газов, опасных для людей, и не требующие естественного освещения; технологические, транспортные и пешеходные тоннели; помещения дежурных электриков, связистов, ремонтных бригад; гаражи для легковых автомобилей, подземные стоянки автокаров и автомобилей; складские помещения для хранения несгораемых, а также для сгораемых материалов при наличии автоматической системы пожаротушения; помещения торговли и питания (магазины, залы столовых, буфеты, кафе, закусочные и др.); спортивные помещения (стрелковые тиры и залы для спортивных занятий); помещения бытового обслуживания населения (ателье, мастерские, приемные пункты и др.); вспомогательные (подсобные) помещения лечебных учреждений.
Аналогичное разрешение содержится в пункте 12 Порядка N 575.
Согласно пункту 10 Порядка N 575 при использовании ЗС ГО в части соблюдения противопожарных требований надлежит руководствоваться требованиями пожарной безопасности в Российской Федерации в зависимости от назначения помещений ЗС ГО в мирное время.
При этом в соответствии с пунктом 3.5.5 Правил N 583 при приспособлении помещений ЗС ГО для размещения производственных и складских помещений категорий В1 - В3, стоянок автомобилей должно предусматриваться устройство автоматических установок пожаротушения и использование вытяжной вентиляции для дымоудаления.
При переводе склада на режим ЗС ГО все хранимые в нем сгораемые материалы удаляются. При отсутствии сгораемых материалов автоматические системы пожаротушения консервируются.
Судами установлено, что в нарушение указанных требований спорное убежище используется под складские помещения для хранения несгораемых, а также сгораемых материалов, в том числе имущества гражданской обороны (гражданский противогазов в деревянных ящиках) без установки автоматической системы пожаротушения и вытяжной вентиляции для дымоудаления.
Таким образом, суды, учитывая доказанность материалами дела факта нарушения обществом требований действующего законодательства в области гражданской обороны, пришли к обоснованному выводу о наличии у административного органа правовых оснований для выдачи оспариваемы пунктов предписания.
При этом доводы подателя кассационной жалобы, приведенные в целях оспаривания выводов судов о наличии указанных в пунктах 8, 9 предписания нарушений требований действующего законодательства в области гражданской обороны, не могут быть приняты судом кассационной инстанции, поскольку по существу направлены на переоценку установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств, что в силу положений главы 35 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка им обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении нижестоящими судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судом округа не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.01.2022 Арбитражного суда Томской области и постановление от 14.04.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-4730/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Встроенные и отдельно стоящие ЗС ГО допускается использовать при выполнении обязательных требований действующих нормативных документов к помещениям данного функционального назначения под: санитарно-бытовые помещения; помещения культурного обслуживания и помещения для учебных занятий; производственные помещения, отнесенные по пожарной опасности к категориям Г и Д, в которых осуществляются технологические процессы, не сопровождающиеся выделением вредных жидкостей, паров и газов, опасных для людей, и не требующие естественного освещения; технологические, транспортные и пешеходные тоннели; помещения дежурных электриков, связистов, ремонтных бригад; гаражи для легковых автомобилей, подземные стоянки автокаров и автомобилей; складские помещения для хранения несгораемых, а также для сгораемых материалов при наличии автоматической системы пожаротушения; помещения торговли и питания (магазины, залы столовых, буфеты, кафе, закусочные и др.); спортивные помещения (стрелковые тиры и залы для спортивных занятий); помещения бытового обслуживания населения (ателье, мастерские, приемные пункты и др.); вспомогательные (подсобные) помещения лечебных учреждений.
Аналогичное разрешение содержится в пункте 12 Порядка N 575.
Согласно пункту 10 Порядка N 575 при использовании ЗС ГО в части соблюдения противопожарных требований надлежит руководствоваться требованиями пожарной безопасности в Российской Федерации в зависимости от назначения помещений ЗС ГО в мирное время.
При этом в соответствии с пунктом 3.5.5 Правил N 583 при приспособлении помещений ЗС ГО для размещения производственных и складских помещений категорий В1 - В3, стоянок автомобилей должно предусматриваться устройство автоматических установок пожаротушения и использование вытяжной вентиляции для дымоудаления."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 августа 2022 г. N Ф04-3795/22 по делу N А67-4730/2021