г. Тюмень |
|
31 августа 2022 г. |
Дело N А03-10520/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Малышевой И.А.
судей Алексеевой Н.А.
Чапаевой Г.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кропочевой Л.В. рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи, веб-конференции (онлайн-заседание) и аудиозаписи кассационную жалобу Министерства здравоохранения Алтайского края на решение от 21.01.2022 Арбитражного суда Алтайского края (судья Трибуналова О.В.) и постановление от 11.05.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Бородулина И.И., Павлюк Т.В.) по делу N А03-10520/2021 по заявлению Министерства здравоохранения Алтайского края (656031, Алтайский край, г. Барнаул, пр-кт. Красноармейский, д. 95 "А"; ОГРН 1022200912030, ИНН 2221007858) к Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю (656043, Алтайский край, г. Барнаул, пр-кт. Красноармейский, д. 9; ОГРН 1022201761592, ИНН 2225026971) о признании недействительными предписания от 22.06.2021 N 17-84-24/5041 и решения, изложенного в письме от 06.07.2021 N 17-84-39/5338.
При участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Алтайского края (судья Хворов А.В.) и информационной системы "Картотека арбитражных дел" в онлайн-режиме представителей:
от Министерства здравоохранения Алтайского края - Еремеев В.Н. по доверенности от 12.01.2022;
от Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю - Зарва И.И. по доверенности от 30.12.2021 N 15-30/6.
C у д установил:
Министерство здравоохранения Алтайского края (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю (далее - УФК, Казначейство) о признании недействительными предписания от 22.06.2021 N 17-84-24/5041 и решения, изложенного в письме от 06.07.2021 N 17-84-39/5338.
Решением от 21.01.2022 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 11.05.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Министерство обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. Заявитель считает, что использование средств межбюджетного трансферта на приобретение спорного оборудования с кодом 318650 соответствует целям его выделения, так как возможности оперативного приобретения медицинского оборудования с кодом 318660 в условиях распространения новой коронавирусной инфекции не имелось, что подтверждено ценовыми предложениями, полученными в ходе открытого мониторинга, а также анализом заключенных контрактов; клиническое предназначение медицинского оборудования с кодами 318650 и 318660 является идентичным, что позволяет считать целевым использованием средств субсидии приобретение оборудования с кодом 318650; указанное оборудование установлено в лаборатории диагностического центра Алтайского края, до настоящего времени осуществляет этиологическую диагностику коронавирусной инфекции методами амплификации нуклеиновых кислот и вносит вклад в борьбу с коронавирусной инфекцией на территории Алтайского края.
В отзыве на кассационную жалобу УФК считает доводы Министерства несостоятельными, а судебные акты - законными и обоснованными, в связи с чем просит оставить их без изменения.
В составе суда после отложения в порядке части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена судьи Буровой А.А., отсутствующей по уважительной причине, на судью Алексееву Н.А., после чего рассмотрение кассационной жалобы начато с самого начала в соответствии с частью 5 статьи 18 АПК РФ.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы кассационной жалобы и возражения, изложенные в отзыве, дополнительном отзыве на нее.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее, приходит к следующим выводам.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что УФК проведена внеплановая выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, на приобретение лекарственных препаратов для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и оснащение (переоснащение) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот, в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 29.10.2020 N 2805-р и N 2806-р (2021-ВВ.000.0003-1700.003) за период с 01.01.2020 по 31.12.2020.
В ходе проверки Казначейством установлено, что в нарушение абзаца второго пункта 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 2 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения мероприятий по оснащению (переоснащению) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1764 (далее - Правила N 1764), Министерством приобретено медицинское изделие "устройство для отделения магнитных частиц ИВД, автоматическое (процессор магнитных частиц для очистки нуклеиновых кислот, клеток и белков)" на сумму 8 000 000 руб. с кодом 318650, не указанным в перечне медицинских изделий по оснащению (переоснащению) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COV1D-19 методами амплификации нуклеиновых кислот, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее-Перечень медицинских изделий), являющимся приложением к Правилам N1764.
По результатам выездной проверки Казначейством составлен акт от 08.02.2021.
19.03.2021 УФК в адрес Министерства направлено представление N 17-84-24/2569 (далее - представление), пунктом 1 которого заявителю предписано в срок до 15.06.2021 принять меры к возмещению в краевой бюджет средств иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, направленного на оснащение (переоснащение) медицинскими изделиями лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.10.2020 N 2806-р в сумме 8 000 000 руб.
22.06.2021 УФК в целях устранения нарушений бюджетного законодательства выдало Министерству предписание N 17-84-24/5041, которым в качестве меры по устранению допущенного нарушения указано на необходимость в срок до 01.10.2021 возместить причиненный ущерб в размере 8 000 000 руб.
06.07.2021 УФК письмом сообщило, что требование о принятии мер по устранению причин и условий совершения правонарушения согласно пункту 2 представления от 19.03.2021 N 17-84-24/2569 исполнено в установленный срок. Требования пункта 1 представления не исполнены, в связи с чем в отношении указанного пункта продолжает осуществляться контроль исполнения.
Министерство, посчитав, что предписание и решение, изложенное в письме от 06.07.2021 N 17-84-39/5338, нарушают его права и законные интересы и не соответствуют нормам действующего законодательства, обратилось в суд с соответствующими требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований Министерства, суды двух инстанций исходили из вывода о том, что приведенный в приложении к Правилам N 1764 Перечень медицинских изделий (их кодов согласно номенклатуре) является закрытым, в связи с чем приобретение медицинского изделия с кодом номенклатурной классификации, не указанным в данном Перечне, не соответствует целям предоставления межбюджетного трансферта.
Суд кассационной инстанции при рассмотрении кассационной жалобы исходит из следующего.
Пунктом 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.10.2020 N 2806-р (далее - Распоряжение N 2806-р) предусмотрено выделение Министерству здравоохранения Российской Федерации в 2020 году из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетных ассигнований на предоставление иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения мероприятий по оснащению (переоснащению) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции (COVID-19) методами амплификации нуклеиновых кислот.
Цели, порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения мероприятий по оснащению (переоснащению) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции (COVID-19) методами амплификации нуклеиновых кислот, установлены Правилами N 1764, в соответствии с пунктом 2 которых оснащение (переоснащение) лабораторий медицинских организаций осуществляется медицинскими изделиями по перечню согласно приложению к Правилам N 1764 с учетом того, что при эквивалентных технологических характеристиках медицинских изделий предпочтение рекомендуется отдавать медицинским изделиям российских производителей.
Пунктом 7 Правил N 1764 установлено, что результатом использования иных межбюджетных трансфертов в текущем финансовом году (2020 году) должно являться оснащение (переоснащение) не менее одной лаборатории медицинской организации.
Из содержания статей 38, 81, 129, 130 БК РФ следует, что расходование средств резервного фонда осуществляется в строгом соответствии с утвержденным порядком использования бюджетных средств.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Нецелевое использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являлся межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению, или сокращение предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) (пункт 3 статьи 306.4 БК РФ).
С целью реализации Распоряжения N 2806-р, Правил N 1764 Министерством здравоохранения Российской Федерации Правительству Алтайского края по соглашению от 05.11.2020 N 056-17-2020-1098 (далее - Соглашение) из федерального бюджета в 2020 году выделен иной межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение - финансовое обеспечение мероприятий по оснащению (переоснащению) медицинскими изделиями лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот, за счет резервного фонда Правительства Российской Федерации в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств федерального бюджета по соответствующим кодам (пункт 1.1 Соглашения).
Общий объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение указанных расходных обязательств и общий размер иного межбюджетного трансферта, предоставляемого из федерального бюджета бюджету Алтайского края, в 2020 году составил 15 715 000 руб. (пункты 2.1, 2.2 Соглашения).
В ходе выездной проверки УФК установлено, что в целях реализации Соглашения для обеспечения оснащения (переоснащения) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот, Минздравом Алтайского края заключен государственный контракт от 27.11.2020 N 709 с обществом с ограниченной ответственностью "Хирон" на поставку и ввод в эксплуатацию медицинского оборудования (далее - государственный контракт от 27.11.2020 N 709).
Согласно пункту 2.2 государственного контракта от 27.11.2020 N 709 его цена составляет 15 649 400 руб.
По акту приема-передачи оборудования по государственному контракту от 27.11.2020 N 709 в КГБУЗ "Диагностический центр Алтайского края" поставлено медицинское оборудование трех наименований согласно спецификации (приложение N 1 к государственному контракту от 27.11.2020 N 709) общей стоимостью 15 649 400 руб, в том числе устройство для отделения магнитных частиц ИВД автоматическое (процессор магнитных частиц для очистки нуклеиновых кислот, клеток и белков Kingfisher) в количестве 1 шт. на сумму 8 000 000 руб.
Оборудование введено в эксплуатацию в лаборатории КГБУЗ "Диагностический центр Алтайского края" 27.11.2020, используется по назначению.
Установив, что в соответствии с государственным реестром медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, размещенным на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (https://roszdravnadzor. gov.ru/services/misearch), приобретенное Министерством медицинское изделие "устройство для отделения магнитных частиц ИВД, автоматическое (процессор магнитных частиц для очистки нуклеиновых кислот, клеток и белков KingFisher)" с регистрационным удостоверением N ФСЗ 2009/05562 от 13.02.2019 имеет код 318650 согласно Номенклатурой классификации медицинских изделий, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.06.2012 N 4н (далее - Номенклатурная классификация), не указанный в Перечне медицинских изделий согласно приложению к Правилам N 1764, УФК посчитало приобретение данного оборудования нецелевым использованием средств межбюджетного трансферта в сумме 8 000 000 руб, что явилось основанием для выдачи Министерству представления, предписания и письма.
При этом Казначейством и судами, которые согласились с его выводами, не принято во внимание, что потребность в оснащении (переоснащении) лабораторий медицинских организаций связана с ростом заболеваемости новой коронавирусной инфекцией COVID-19 и необходимостью увеличения количества исследований в кратчайшие сроки.
Пунктом 7 Правил N 1764 установлены сжатые сроки для достижения результата использования межбюджетного трансферта, которым является оснащение (переоснащение) не менее одной лаборатории медицинской организации до конца текущего финансового года (2020 года), в противном случае трансферт подлежал возврату (пункты 13, 14 Правил N 1764).
Таким образом, на оснащение не менее одной медицинской лаборатории необходимым оборудованием за счет средств трансферта, выделенного по Соглашению, заключенному 05.11.2020, Министерству было отведено менее двух месяцев.
Ограничившись формальной ссылкой на отсутствие в Перечне медицинских изделий медицинского изделия с кодом 318650, который при регистрации был присвоен приобретенному заявителем медицинскому оборудованию, суды не приняли во внимание, что пункт 2 Правил N 1764 допускает оснащение (переоснащение) лабораторий медицинских организаций медицинскими изделиями с эквивалентными технологическими характеристиками, в нарушение части 4 статьи 170, пункта 12 части 2 статьи 271 АПК РФ не дали оценки доводу Министерства о том, что приобретенное им оборудование с кодом 318650 по своим характеристикам является идентичным оборудованию с кодом 318660, в полном объеме выполняет те же функции, не исследовали и не оценили представленные заявителем в обоснование своего довода доказательства (заключение эксперта Алтайской торгово-промышленной палаты от 13.09.2021 N 027 01 00391, руководство по эксплуатации медицинского изделия).
Между тем, из приведенных в Номенклатурной классификации характеристик медицинских изделий, соответствующих кодам 318 650 и 318 660, следует, что медицинские изделия с кодом 318 650 предназначены для автоматического отделения магнитных частиц ИВД, в то время как медицинские изделия с кодом 318 660 используются для автоматической подготовки образцов нуклеиновых кислот ИВД.
Исходя из приведенного в Номенклатурной классификации описания, особенностью медицинских изделий с кодом 318 660 является наличие функции автоматической подготовки образцов нуклеиновых кислот ИВД.
В заключении эксперта Алтайской торгово-промышленной палаты от 13.09.2021 N 027 01 00391 (том 2 л. д. 91-155), на которое ссылается Министерство в обоснование своей позиции по делу, указано, что представленное на исследование медицинское оборудование (процессор магнитных частиц для очистки нуклеиновых кислот, клеток и белков Kingfisher с кодом 318650) предназначено для автоматизированной преаналитической пробоподготовки для последующего анализа нуклеиновых кислот, который можно использовать в одну или несколько стадий, которые могут включать в себя разрушение клеток, лизис, выделение нуклеиновых кислот, ферментативное расщепление и/или очистку нуклеиновых кислот. Устройство работает с минимальным участием оператора и полной автоматизацией всех этапов процедуры.
По сути в данной части заключение эксперта воспроизводит приведенное в Номенклатурной классификации описание медицинского изделия с кодом 318660, что является существенным для дела обстоятельством.
Судами оценка данному заключению не дана.
Установление технологических характеристик приобретенного Министерством оборудования, в том числе его способности выполнять в автоматическом режиме функцию подготовки образцов нуклеиновых кислот ИВД, характерную для оборудования с кодом 318660, соответствие приобретенного оборудования характеристикам, необходимым для диагностики новой коронавирусной инфекции (COVID-19) методами амплификации нуклеиновых кислот, является юридически значимым обстоятельством для рассмотрения настоящего спора, для установления соответствия (несоответствия) фактического расходования денежных средств целевому назначению межбюджетного трансферта.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций не установлены все фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора, не дана оценка доводам Министерства и представленным им доказательствам, а у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия по самостоятельному установлению и оценке обстоятельств по делу, не являвшихся предметом исследования в судах факта (статьи 284, 286 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции"), судебные акты подлежат отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 287, части 1 статьи 288 АПК РФ с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует устранить допущенные недостатки, установить и исследовать все обстоятельства, входящие в предмет доказывания, дать оценку доводам Министерства, приводимым в обоснование своей позиций по делу, и на основании полного и всестороннего исследования представленных в дело доказательств в их совокупности и взаимосвязи вынести законное и обоснованное решение по существу заявленных требований, распределить расходы по оплате государственной пошлины, в том числе по кассационной жалобе.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.01.2022 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 11.05.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-10520/2021 отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Малышева |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Нецелевое использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являлся межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению, или сокращение предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) (пункт 3 статьи 306.4 БК РФ).
...
Пунктом 7 Правил N 1764 установлены сжатые сроки для достижения результата использования межбюджетного трансферта, которым является оснащение (переоснащение) не менее одной лаборатории медицинской организации до конца текущего финансового года (2020 года), в противном случае трансферт подлежал возврату (пункты 13, 14 Правил N 1764)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31 августа 2022 г. N Ф04-4261/22 по делу N А03-10520/2021
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1842/2022
21.03.2023 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-10520/2021
31.08.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4261/2022
11.05.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1842/2022
21.01.2022 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-10520/2021