Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Временная инструкция
по приему документов на регистрацию прав на жилые помещения и сделок с ними
(утв. приказом Московского городского комитета по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24 декабря 1999 г. N 118-П)
1. Общие положения
1.1. Настоящая Временная инструкция является внутренним нормативным документом Московского комитета по регистрации прав и определяет порядок приема документов на регистрацию прав на жилые помещения и сделок с ними, требования к принимаемым документам и к их составу, права и обязанности сотрудников Комитета, осуществляющих прием документов.
1.2. Порядок, установленный настоящей Временной инструкцией, обязателен и распространяется на деятельность сотрудников Московского комитета по регистрации прав, осуществляющих прием документов на регистрацию прав на жилые помещения и сделок с ними (далее сотрудник).
2. Общие требования к комплекту представляемых на регистрацию документов
Для регистрации прав на жилые помещения и сделок с ними должен быть представлен комплект документов в составе:
- заявление;
- документ, подтверждающий оплату регистрации;
- документы о субъектах права (физических или юридических лицах);
- документы, описывающие объекты права (жилое помещение);
- документы, являющиеся основанием для государственной регистрации, т.е. документы, подтверждающие наличие заявленного на регистрацию права, обременения, сделки;
- иные документы, необходимые для государственной регистрации прав в соответствии с требованиями действующего законодательства
3. Заявление
3.1 Заявление составляется на бланке установленного образца. Порядок подачи заявления определен в Приложении N 1.
При приеме заявления сотрудник должен проверить:
- правильность отметок в полях: "Юридическое лицо", "Физическое лицо";
- правильность заполнения полей "Заявитель";
- правильность отметок о подлежащих регистрации правах, сделках (проверить по документам-основаниям);
- правильность записей в таблице "Объекты недвижимости" (сверить с документами, описывающими объекты права);
наличие подписи надлежащего лица.
В случае подачи документов по доверенности представителем юридического лица печать на заявлении не требуется.
3.2 Не может быть отказано в приеме заявления, составленного не на бланке, в свободной форме, если при этом оно содержит:
- для юридического лица - полное наименование организации, ИНН, юридический адрес;
- для физического лица - фамилия, имя, отчество (полностью);
- описание права, сделки, обременения, заявляемых на регистрацию;
- сведения об объекте (адрес);
- подпись заявителя, с указанием даты подписания;
3.3 Заявление на регистрацию перехода права на основании договора, составленного в простой письменной форме подают все стороны договора.
3.4 Заявление на регистрацию перехода права на основании договора, удостоверенного нотариально, может быть подано одним из участников сделки.
3.5 Заявление на регистрацию сделки подают все участники сделки.
3.6 В том случае, если заявление подает представитель, в нем указываются паспортные данные документа, удостоверяющего личность правообладателя (участника сделки).
4. Оплата
При приеме документов сотрудник должен убедиться в наличии документа, подтверждающего произведенную оплату. Таким документом может быть:
- квитанция об оплате;
- платежное поручение или его копия;
- извещение или его копия;
При представлении копии платежного поручения или извещения одновременно должен быть представлен подлинник, который возвращается заявителю.
Расчет оплаты регистрационных действий для отдельных видов прав, сделок, обременений приведен в Приложении N 2.
5. Документы о субъекте права
5.1. Физические лица представляют: документ, удостоверяющий личность, и при необходимости его копию (включая лист о семейном положении). Сотрудник делает на копии отметку: "С подлинником сверено" и расписывается с указанием фамилии.
5.1.1. Документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, могут быть:
- общегражданский паспорт старого образца (гражданина СССР);
- общегражданский паспорт нового образца (гражданина Российской Федерации);
- удостоверение личности военнослужащего действительной службы;
- общегражданский заграничный паспорт Российской Федерации для лиц, выезжающих на постоянное место жительство с отметкой "для проживания за границей", "принят на учет на ПМЖ";
- справка из органов МВД с фотографией и реквизитами утерянного паспорта (форма N 1);
- выданное территориальным органом Федеральной миграционной службы удостоверение беженца установленного образца с фотографией (срок действия 3 года со дня выдачи);
5.1.2. Иностранные граждане (ближнего зарубежья) представляют документ, удостоверяющий личность, с переводом документа на русский язык, верность которого удостоверена нотариусом. Иностранные граждане (дальнего зарубежья) представляют документ, удостоверяющий личность и визу.
5.1.3. При предъявлении документа, удостоверяющего личность, сотрудник должен проверить:
Общегражданский паспорт:
- срок действия документа;
- наличие записи об органе, выдавшем документ, даты выдачи, подписи выдавшего документ должностного лица, печати;
- наличие вклеенной фотографии с оттиском на ней мастичной или рельефной печати или специального штампа;
- номер и серию паспорта на листах;
- наличие образца подписи гражданина.
При предъявлении паспорта старого образца дополнительно проверить:
- наличие вклеенных фотографий в соответствии с возрастом гражданина (паспорт недействителен при отсутствии фотографий, соответствующих 25 и 45-летнему возрасту гражданина);
- наличие образца подписи гражданина под каждой фотографией;
- наличие на обратных сторонах листов, на которые наклеены фотографии лица в возрасте 25 и 45 лет, соответствующей записи отдела внутренних дел с печатью, датой и подписью должностного лица.
При предъявлении паспорта нового образца дополнительно проверить соответствие срока действия паспорта возрасту гражданина. Паспорт может быть выдан на срок:
- от 14 лет - до достижения 20-летнего возраста;
- от 20 лет - до достижения 45-летнего возраста;
- от 45 лет - бессрочно.
Под фотографией должна стоять подпись гражданина.
5.2. Юридические лица представляют:
- свидетельство или другой документ о государственной регистрации юридического лица (решение исполкома Советов народных депутатов);
- учредительные документы юридического лица с изменениями, дополнениями и со свидетельствами о регистрации данных изменений;
- копию информационного письма Госкомстата о присвоенных статистических кодах;
- копию распорядительного документа об учреждении унитарного предприятия, верность которой удостоверена печатью и подписью руководителя предприятия;
- копии протоколов общих собраний юридических лиц - участников сделки о назначении (избрании) директора (генерального директора) организации или выписок из них, верность которых подтверждена подписями соответствующих руководителей и печатью организации.
5.2.1. Документы о государственной регистрации юридического лица и учредительные документы принимаются в копиях, верность которых заверена нотариально, с обязательным предъявлением подлинников.
При приеме копии документа о государственной регистрации юридического лица сотрудник должен сверить ее с подлинником, сделать на копии отметку: "С подлинником сверено", и расписаться с указанием своей фамилии. Подлинник возвращается заявителю.
При приеме копий учредительных документов юридического лица сотрудник должен проверить:
- соответствие даты регистрации подлинника указанной на копии;
- соответствие отметок о всех внесенных и зарегистрированных изменениях на подлиннике указанным на копии;
- наличие копий (верность копий удостоверена нотариально) всех внесенных в учредительные документы изменений;
- целостность печатей и прошивок копий документов нотариусом.
После проверки подлинники учредительных документов возвращаются заявителю.
5.2.2. Вид учредительных документов, представляемых юридическими лицами, зависит от их организационно-правовой формы. Такие юридические лица, как:
акционерные общества,
производственные кооперативы,
потребительские кооперативы,
общества с ограниченной ответственностью и
общества с дополнительной ответственностью, учрежденные одним лицом, фонды,
общественные объединения,
религиозные организации;
государственные и муниципальные унитарные предприятия - представляют Устав;
полные товарищества,
товарищества на вере - представляют Учредительный договор;
общества с ограниченной ответственностью,
общества с дополнительной ответственностью,
ассоциации и союзы некоммерческих организаций - представляют Устав и учредительный договор.
5.2.3. На выданных за рубежом учредительных документах должен быть проставлен апостиль, или же они должны быть легализованы дипломатическим представительством или консульством Российской Федерации. Документы и апостиль, составленные на иностранном языке, должны сопровождаться переводом на русский язык, верность которого удостоверена нотариусом.
5.3. Требования к доверенности. Доверенность предъявляется в оригинале.
5.3.1. При предъявлении доверенности сотрудник должен проверить:
- наличие на доверенности, выданной организацией, подписи ее руководителя и печати этой организации, фамилии, имени, отчества и места жительства физического лица, паспортные данные или другие документы, удостоверяющие личность лица, выдавшего доверенность;
- наличие в доверенности сведений о месте жительства лица, от имени которого выдана доверенность;
- наличие даты составления доверенности;
- срок действия доверенности (не более 3-х лет, но не более 1 года, если срок не указан);
- соответствие указанных в доверенности полномочий совершаемым действиям;
- наличие в доверенности сведений о паспортных данных и месте жительства лица, от имени которого выдана доверенность;
- соответствие указанного в доверенности лица, на которое выдана доверенность, лицу, которое представляет документы.
5.3.2. На составленной за рубежом доверенности должен быть проставлен апостиль, или же она должна быть легализована дипломатическим представительством или консульством Российской Федерации. Документы и апостиль, составленные на иностранном языке, должны сопровождаться переводом на русский язык, верность которого удостоверена нотариусом.
5.3.3. Доверенность от физического лица должна быть нотариально удостоверена.
При отсутствии нотариального удостоверения доверенности документы на регистрацию могут быть приняты только от самого заявителя, с предъявлением документа, удостоверяющего личность.
5.3.4. Сотрудник изымает доверенность и приобщает ее к остальным принимаемым документам.
В случае предъявления общей доверенности, где прописано несколько юридических действий (генеральная доверенность), сотрудник изымает ее копию. Копия, верность которой не удостоверена нотариально, сверяется с подлинной доверенностью, сотрудник делает на копии отметку: "С подлинником сверено", и расписывается с указанием своей фамилии и даты.
В случае предъявления документов на регистрацию по доверенности, с нее снимается копия, заверяется сотрудником, и возвращается заявителю с предупреждением о том, что при получении зарегистрированных документов он должен предъявить данную доверенность на получение зарегистрированных документов.
5.3.5. К нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются:
1) доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, удостоверенные начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, старшим или дежурным врачом;
2) доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности рабочих и служащих, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командиром (начальником) этой части, соединения, учреждения или заведения.
3) доверенности лиц, находящихся в исправительно-трудовых учреждениях, удостоверенные начальником такого учреждения;
4) доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, удостоверенные администрацией этого учреждения или руководителя (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты или психоневрологического медицинского учреждения;
5) доверенности, выданные консульскими учреждениями Российской Федерации.
6) доверенности, выданные должностными лицами аппарата органа исполнительной власти, имеющими соответствующие полномочия в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса.
5.3.6. Доверенность, выданная лицом, действующим по доверенности, (передоверие), должна быть нотариально удостоверена. К такой доверенности предъявляются требования, предусмотренные п. 5. настоящей временной инструкции. В доверенности, выданной в порядке передоверия, сотрудник обязан проверить срок действия основной доверенности.
6. Документы об объекте права
6.1 Заявитель представляет документы, описывающие объект недвижимости, права на который заявлены к регистрации, или их копии, верность которых должна быть заверена органом, выдавшим указанные документы, или нотариально.
При представлении документов в копиях проверяется их соответствие подлинникам.
6.2 Жилые помещения описываются поэтажным планом и экспликацией, выдаваемыми органами БТИ. При регистрации прав на частные домовладения и сделок ними дополнительно представляется технический паспорт.
При приеме экспликации и поэтажного плана (технического паспорта) сотрудник должен проверить:
- годность по сроку выдачи (не более 3 месяцев со дня выдачи);
- наличие подписи должностного лица и печати БТИ;
- соответствие адресов, указанных в экспликации и поэтажном плане;
- соответствие адреса и площадей жилого помещения, указанного в заявлении.
7. Документы - основания для государственной регистрации
7.1 Документы - основания представляются в подлинниках и копиях. Верность копий документов-оснований должна быть нотариально заверена, если настоящей Временной инструкцией не оговорено иное.
7.2 При приеме документов-оснований сотрудник должен проверить:
- соответствие состава документов и их оформления требованиям настоящей Временной инструкции с учетом вида права или сделки;
- соответствие представленных копий документов подлинникам по наименованию, дате составления, по содержанию, по подписям на подлиннике документа, по количеству листов;
- наличие и целостность печати и прошивки копий документов;
- наличие подписей, печатей и дат составления на документах, представляемых в подлинниках;
- правильность исполнения документа в соответствии с п. 7.3 настоящей Временной инструкции.
7.3 Принимаемые документы не должны иметь подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений. Не подлежат приему документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание.
Числа и сроки в тексте документов, относящиеся к содержанию документа, хотя бы один раз должны быть написаны словами, а наименования юридических лиц (включая организационно-правовые формы и собственно название юридического лица) - без сокращений с указанием юридических адресов. Фамилии, имена, отчества граждан, адреса их места жительства должны быть написаны полностью.
В документе, объем которого превышает один лист, листы должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены печатью (нотариально удостоверенные - печатью нотариуса, другие документы - печатью составившего их лица или лиц), а при простой письменной форме с участием физических лиц документы оформляются в порядке, установленным п. 9.7 настоящей временной инструкции.
В приложении 3 приведены перечни документов для основных прав и сделок.
8. Общие требования к иным документам, необходимым для государственной регистрации прав в соответствии с требованиями действующего законодательства
В соответствии с действующим законодательством к иным документам относятся: разрешение органов опеки и попечительства, выписка из домовой книги по месту нахождения недвижимого имущества, согласие супруга на совершение сделки, согласие сособственников на регистрацию права на долю в общей долевой собственности и др.
8.1 При принятии разрешения органа опеки и попечительства на совершение сделок в отношении несовершеннолетних (недееспособных, ограниченно дееспособных) сотрудник должен проверить наличие подписи лица, наделенного правом осуществлять соответствующие властные действия от имени органа управления.
В Москве функции органов опеки и попечительства выполняют районные Управы, соответственно, подобный документ подписывает глава Управы или его заместитель.
Разрешение может быть оформлено в виде распоряжения или иного документа.
8.1.1. Опекунами и попечителями граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве и находящихся или помещенных в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения или др. аналогичные учреждения, являются эти учреждения.
В этих случаях разрешение подписывает руководитель данного учреждения.
8.2 При совершения одним из супругов сделки в простой письменной форме по распоряжению (приобретению и отчуждению) недвижимости сотруднику необходимо потребовать от заявителя нотариально удостоверенное согласие другого супруга.
8.3 При подаче заявления на регистрацию права на долю в общей долевой собственности сотрудник должен потребовать письменное согласие на регистрацию со стороны других сособственников, которое может быть нотариально заверено или оформлено на приеме в его присутствии. В последнем случае сотрудник проверяет соответствие паспортных данных лиц, указанных в документах, в которых выражено их согласие на регистрацию права, с фактическими паспортными данными, делает отметку на документах: "Составлено в моем присутствии", подпись, фамилия, дата.
8.4 При регистрации прав и сделок с объектами федеральной и муниципальной собственности, переданной в хозяйственное ведение сотрудник проверяет наличие письменного согласия собственника на отчуждение имущества с указанием объекта, цены и покупателя.
8.5 При регистрации сделок с участием организаций, обладающих правом оперативного управления имуществом сотрудник проверяет наличие письменного подтверждения того, что реализуемая недвижимость приобретена за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации, то есть за счет собственных средств, учитываемых на отдельном балансе, а не средств собственника, выписка из отдельного баланса.
8.6. При регистрации сделок с участием организаций, не имеющих права собственности на имущество, - индивидуальные частные (семейные) предприятия, предприятия, созданные обществом потребкооперации, предприятия общественных организаций и т.д. сотрудник проверяет наличие письменного согласия собственника или полномочного органа на отчуждение имущества с указанием объекта, цены и покупателя.
8.7. При продаже жилых помещений государственными и муниципальными предприятиями сотрудник проверяет наличие письменного согласия соответствующего Комитета по управлению имуществом.
9. Общие требования, которым должны отвечать договоры, совершенные в простой письменной форме
9.1 При принятии на регистрацию договора в простой письменной форме, сотруднику необходимо проверить:
- содержание договора, в соответствии с п. 9.2;
- количество экземпляров договора, которое определяется сторонами и, как правило, соответствует количеству сторон или количеству лиц (при долевой собственности), участвующих в договоре, и один экземпляр - для хранения в Москомрегистрации;
- подписи сторон, в соответствии с п. 9.3;
- чтобы все приписки, зачеркнутые слова, иные исправления в тексте договора были отдельно оговорены и заверены подписями участников сделки;
- сшивку договора, составленного на более чем 1 листе.
9.2 Договор должен содержать:
- Наименование (заглавие).
- Место его заключения. Например, "Город Москва". Договоры мены должны быть заключены по месту нахождения одного из объектов недвижимого имущества.
- Дату. Дата пишется прописью. Например, "Пятнадцатое ноября одна тысяча девятьсот девяносто девятого года".
Дата заключения договора не может быть позже даты обращения в Москомрегистрацию.
- Наименование сторон.
Фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их мест жительства, реквизиты документов, удостоверяющих их личность, должны быть написаны полностью. Обязательно указываются даты рождения несовершеннолетних граждан (число, месяц, год рождения).
Наименования юридических лиц должны быть написаны без сокращений, с указанием их места нахождения и данных о государственной регистрации.
Наименования и данные документов представителей (кем выданы доверенности, кем удостоверены, когда, номер, запись в реестре и т.п.)
- Предмет договора и описание недвижимого имущества. Данные, позволяющие определенно установить, о чем именно договариваются стороны, в отношении указанного в договоре недвижимого имущества. Например: "квартира, находящаяся по адресу: г. Москва, улица Вавилова, дом 50, квартира N 1, состоящая из одной комнаты, общей площадью 40 кв.м, общей площадью с учетом лоджий и балконов 45 кв.м, жилой площадью 25,5 кв.м"
- Вид права (собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление, аренда и прочие обременения), на основании которого недвижимое имущество принадлежит правообладателю. При долевой собственности указание на долю в праве общей собственности.
- Ссылку на документ-основание (каким органом, организацией и когда он выдан, (удостоверен, зарегистрирован) его номер) или на N права, зарегистрированного в ЕГРП.
9.3. При подписании договора совершеннолетние физические лица пишут разборчиво полностью свою фамилию, имя, отчество и ставят подпись.
Несовершеннолетние физические лица в возрасте от 14 до 18 лет при подписании документа указывают, что действуют с согласия родителей, усыновителей или попечителей, полностью свою фамилию, имя, отчество и ставят подпись.
Лица, выступающие в данной конкретной ситуации в качестве законных представителей (родители, усыновители, опекуны, попечители), подтверждают свое согласие на совершение сделки записью, что согласны, пишут полностью фамилию, имя, отчество и ставят подпись.
Законные представители, которые действуют в интересах малолетних детей в возрасте до 14 лет (родители, усыновители, опекуны, представители органов опеки) пишут на документе, что действуют в интересах несовершеннолетнего ребенка.
Представители физических и юридических лиц указывают до фамилии, имени, отчества и подписи, что являются представителями, например: "По доверенности, Фамилия, имя, отчество, подпись".
9.4 При приеме договора сотрудник прочеркивает все не заполненные до конца строки и другие свободные места. Количество прошнурованных листов заверяется его подписью с приложением печати.
10. Заключительные положения
10.1. В случае возникновения трудностей по приему документов, сотрудник должен обратиться к старшему по приемной.
10.2. По просьбе заявителя сотрудник должен сообщить должность, фамилию, имя, отчество свое и своего непосредственного начальника, фамилию, имя, отчество председателя Комитета, номер справочного телефона Комитета и приемной. Запрещается сообщать другие сведения о должностных лицах Комитета и номера других телефонов.
10.3. Сотрудник может отказать в приеме документов в следующих случаях:
- не представлены все необходимые заявления;
- не указаны реквизиты заявителя, не указаны регистрируемые право или сделка, не указаны объекты права;
- лицо, представляющее документы, не имеет полномочий на совершение данного действия либо имеет ненадлежаще оформленную доверенность;
- в случае обращения за регистрацией лица, которое вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности не может собственноручно подписать заявление на государственную регистрацию (в соответствии с п. 3 ст. 160 ГК РФ этих лиц следует направлять к нотариусам);
- обратилось лицо хотя и дееспособное, но находящееся в данный момент в таком состоянии (алкогольного или наркотического опьянения), что не понимает значения своих действий или не может руководить ими;
- заявление на регистрацию перехода права при составлении договора в простой письменной форме подано только одним участником сделки или его представителем;
- не представлен документ, подтверждающий оплату регистрации;
- вместе с копиями не представлены подлинники документов;
- не представлены документы, описывающие объект права;
- не представлены документы о субъекте права (документ, удостоверяющий личность);
- не представлены документы-основания или:
- документы имеют подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления;
- документы исполнены карандашом;
- в случае невыполнения требований п. 9 настоящей Временной инструкции;
- документы имеют серьезные повреждения, не позволяющие однозначно истолковать их содержание.
10.4. В тех случаях, когда заявитель настаивает на приеме документов, которые не соответствуют требованиям закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ведущий прием сотрудник должен разъяснить заявителю причину отказа в приеме документов и указать каким статьям и требованиям закона представленный комплект документов не удовлетворяет.
При невозможности убедить заявителя отказаться от сдачи документов сотрудник обязан:
- вызвать старшего по Приемной и предупредить в присутствии последнего, что документы будут возвращены;
- принять документы и сделать запись в журнале полученных документов; дать расписку в получении комплекта документов;
- предложить заявителю дать расписку на отдельном листе бумаги, что он предупрежден о возможном отказе в приеме документов;
- при отказе заявителя дать такую расписку сотрудник, принявший документы, и старший по Приемной делает запись в Журнале получения документов об отказе заявителя дать требуемую расписку (в графе "Примечания").
10.5. Входящий номер документам, полученным по п. 10.4. настоящей Временной инструкции, не присваивается. О получении документов делается запись в Журнале получения документов. Журнал должен быть учтен в делопроизводстве, прошит, листы пронумерованы.
Журнал имеет графы, установленные Порядком оформления отказа в приеме документов на регистрацию, утвержденным приказом Комитета N 85-П от 02.11.1999 г.
По получении документов заявителю направляется письмо в порядке и форме, установленным вышеназванным приказом.
10.6. Сотрудник вносит запись о принятых документах в журнал учета входящих документов и выдает расписку в получении документов на регистрацию с указанием даты их представления.
10.7. Сотрудник, осуществивший прием документов, несет персональную ответственность:
- за соответствие принятых документов по оформлению и составу требованиям настоящей Временной инструкции;
- за правильность сверки копий представленных документов с подлинниками в объеме требований настоящей Временной инструкции;
- за своевременность и правильность введения информации в базу данных и записи в книгу учета входящих документов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.