г. Тюмень |
|
8 сентября 2022 г. |
Дело N А46-11376/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Демидовой Е.Ю.,
судей Дерхо Д.С.,
Севастьяновой М.А.,
при протоколировании судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Берсенёвой М.С., рассмотрел кассационную жалобу департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение от 03.02.2022 Арбитражного суда Омской области и постановление от 19.05.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-11376/2021 по иску Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (644024, г. Омск, ул. Краснофлотская, д. 8, ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) к акционерному обществу "ОмскВодоканал" (644042, г. Омск, ул. Маяковского, 2, ИНН 5504097128, ОГРН 1045507037344) о взыскании задолженности по договору аренды.
Путем использования видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Чернышев В.И.) в заседании участвовали представители: департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Дручинина К.Ю. по доверенности от 07.06.2022; акционерного общества "ОмскВодоканал" - Литвинова О.Н. по доверенности от 24.02.2022.
Суд установил:
департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее - департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Омской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к акционерному обществу "ОмскВодоканал" (далее - общество, ответчик) о взыскании задолженности по договору краткосрочной аренды недвижимого муниципального имущества водопроводно-канализационного хозяйства города Омска от 31.03.2005 N 29601 (далее - договор N 29601) в сумме 3 106 946, 97 руб. за период с 01.07.2019 по 31.12.2020, с последующим начислением процентов начиная с 01.01.2021 на сумму основного долга из расчета 0,3% от просроченной суммы за каждый день просрочки по день фактической уплаты долга; задолженности по договору долгосрочной аренды недвижимого муниципального имущества водопроводно-канализационного хозяйства города Омска от 04.03.2005 N 29515 (далее - договор N 29515) в сумме 555 485, 53 руб. за период с 01.07.2019 по 31.12.2020 с последующим начислением процентов начиная с 01.01.2021 на сумму основного долга из расчета 0,3% от просроченной суммы за каждый день просрочки по день фактической уплаты долга.
Решением от 03.02.2022 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 19.05.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении иска отказано.
Дополнительным постановлением от 27.06.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда принят отказ департамента от иска в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами по договорам N 29515 и N 29601, решение суда первой инстанции в указанной части отменено, производство по делу прекращено.
Департамент обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
С позиции департамента, начисление арендной платы по договорам N 29515 и N 29601 путем сложения индексов, установленных на первое и второе полугодие 2019 года Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.01.2018 N 2353-р (далее - Распоряжение N 2353-р), является правомерным и позволит выйти на годовое увеличение арендного платежа, как это предусмотрено условиями договоров N 29515 и N 29601 и положениями решения Омского городского Совета от 16.03.2016 N 435 "О внесении изменений и дополнений в Решение Омского городского Совета от 22.12.2004 N 224 "О даче согласия Администрации города Омска на заключение договоров аренды муниципального имущества".
В отзыве на кассационную жалобу общество, указывая на законность обжалуемых актов, полагает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению. Кроме того, к отзыву приложены копии дополнительных документов - дополнительные соглашения к договорам аренды с приложениями на 12 листах, датированные после обжалуемых судебных актов.
Суд округа отмечает, что пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 АПК РФ. В соответствии с частью 3 статьи 286 АПК РФ при рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу, а также по исследованию ранее не представлявшихся доказательств. В связи с этим представленные обществом дополнительные доказательства не могут быть приняты и оценены судом округа.
Как разъяснено в абзацах втором и третьем пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде кассационной инстанции", новые и (или) дополнительные доказательства, имеющие отношение к установлению обстоятельств по делу, судом кассационной инстанции не принимаются. Если лицо, участвующее в деле, представило в суд кассационной инстанции дополнительные доказательства, не представленные им в суд первой, апелляционной инстанции, в том числе вместе с отзывом на кассационную жалобу, то такие доказательства судом кассационной инстанции к материалам дела не приобщаются и при необходимости возвращаются.
На основании изложенного суд округа возвращает обществу приложенные к отзыву дополнительные доказательства на 12 листах.
В судебном заседании представители истца и ответчика поддержали позиции, выраженные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в порядке, предусмотренном статьями 286, 288 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между обществом (арендатор) и департаментом (арендодатель) заключены договоры N 29515 и N 29601.
Согласно пункту 4.2 договора N 29515 в редакции дополнительного соглашения от 28.03.2016 N 7 и от 16.05.2013 N 5 размер арендной платы устанавливается в сумме равной 27 833 851, 30 руб. (в том числе налога на добавленную стоимость (далее - НДС) (18%) в размере 4 245 841,71 руб.), в год. Периодом оплаты арендной платы является календарный год.
В соответствии с пунктом 4.4 договора N 29515 в редакции дополнительного соглашения от 28.03.2016 N 7 размер арендной платы начиная с 01.01.2017 по требованию арендодателя подлежит индексации один раз в год при условии, что с даты заключения договора или последнего изменения арендной платы прошло не менее одного года, путем умножения текущего размера арендной платы по заключенным договорам аренды на индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по Омской области, утвержденный в установленном законом порядке.
Согласно пункту 4.2 договора N 29601 в редакции дополнительного соглашения от 02.11.2006 N 9, от 28.03.2016 N 648 размер арендной платы рассчитывается по формуле и на момент передачи имущества в аренду указывается в Приложении N 1 к настоящему договору.
В соответствии с дополнительным соглашением от 27.07.2012 N 679 размер арендной платы, указанной в Приложении N 1 к договору N 29601, составляет 189 829 870, 11 руб. (в том числе НДС (18%) в размере 28 957 098, 83 руб.) в год.
В соответствии с пунктом 4.4. договора N 29601 в редакции дополнительного соглашения от 28.03.2016 N 648 размер арендной платы начиная с 01.01.2017 по требованию арендодателя подлежит индексации один раз в год при условии, что с даты заключения договора или последнего изменения арендной платы прошло не менее одного года, путем умножения текущего размера арендной платы по заключенным договорам аренды на индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по Омской области, утвержденный в установленном законом порядке.
Решением от 12.12.2019 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-16723/2019 в связи с исключением ряда объектов уменьшена арендная плата по спорным договорам, в том числе уменьшен размер арендных платежей за предыдущие периоды, а именно суд решил внести изменения в текст приложения N 1 к договору N 29601 с учетом дополнительного соглашения от 27.07.2012 N б/н к договору, изложив его в следующей редакции: "В соответствии с пунктом 4.2 договора краткосрочной аренды недвижимого муниципального имущества водопроводно-канализационного хозяйства г. Омска N 29601/80 от 31.03.2005 размер арендной платы за арендованное имущество составляет: за период с 16.06.2008 по 07.12.2011 - 160 427 187,57 руб., без учета НДС по ставке, установленной действующим законодательством РФ; за период с 08.12.2011 по 26.07.2012 - 160 424 695, 14 руб., без учета НДС по ставке, установленной действующим законодательством РФ; - за период с 27.07.2012 по 12.03.2015 - 160 354 805, 20 руб., без учета НДС по ставке, установленной действующим законодательством Российской Федерации; за период с 13.03.2015 по 15.08.2017 160 351 772, 77 руб., без учета НДС по ставке, установленной действующим законодательством Российской Федерации; за период с 16.08.2017 - до момента вступления решения суда в законную силу 160 302 302, 68 руб., без учета НДС по ставке, установленной действующим законодательством Российской Федерации; с момента вступления решения суда в законную силу - 159 949 989, 09 руб., без учета НДС по ставке, установленной действующим законодательством Российской Федерации". Внесены изменения в пункт 4.2 договора N 29515: "Размер арендной платы устанавливается в сумме равной: с 09.07.2013 до момента вступления в законную силу решения суда 23 550 236, 51 руб., кроме того НДС по ставке, установленной действующим законодательством РФ. Периодом оплаты арендной платы является календарный год; с момента вступления решения суда в законную силу составляет 23 459 255, 91 руб., кроме того НДС по ставке, установленной действующим законодательством РФ. Периодом оплаты арендной платы является календарный год".
Таким образом, размер арендной платы установлен судом без учета индексации.
Указывая, что арендная плата вносилась ответчиком не в полном объеме, что привело к образованию задолженности, департамент, обратился в арбитражный суд с иском.
При принятии решения об отказе в иске суд первой инстанции руководствовался положениями статей 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положениями Распоряжения N 2353-р, Распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.01.2018 N 2464-р, условиями договоров N 29515 и N 29601 и исходил из недопустимости суммирования индексов, установленных в рамках одного календарного года, для целей индексации размера арендной платы, что позволило ему прийти к выводу об отсутствии на стороне общества задолженности.
Восьмой арбитражный апелляционный суд, дополнительно руководствуясь статьями 309, 310 ГК РФ, статьей 32 Федерального закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), пунктами 44, 58, 66 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Основы ценообразования N 406), разъяснениями, данными в пункте 10 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации" (далее - Основы формирования), правовой позицией, изложенной в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" (далее - Информационное письмо N 66), выводы суда первой инстанции поддержал в полном объеме, отметив, что регулирующим органом (Региональная энергетическая комиссия Омской области) установлены тарифы исходя из экономически обоснованного роста арендной платы в 2019 году, в связи с чем применение в спорный период индексации арендной платы, предложенной департаментом (в размере 4 %), приведет к нарушению прав общества как ресурсоснабжающей организации.
Суд округа не усматривает нарушений законности при вынесении обжалуемых судебных актов.
В силу пункта 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В соответствии с пунктом 11 Информационного письма N 66 при применении пункта 3 статьи 614 ГК РФ судам необходимо исходить из того, что в течение года должно оставаться неизменным условие договора, предусматривающее твердый размер арендной платы либо порядок (механизм) ее исчисления.
При этом фактическое изменение размера арендной платы в результате корректировки на процент индексации не является изменением в соответствии с пунктом 3 статьи 614 ГК РФ условия договора о размере арендной платы, а представляет собой исполнение данного условия.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Законом N 416-ФЗ, Основами ценообразования N 406, Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 1746/э (далее - Методические указания).
Согласно пункту Основ ценообразования N 406 расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом.
Аналогичные требования закреплены пунктами 29 и 49 Методических указаний.
В силу пункта 10 Основ формирования применение индексов по субъектам Российской Федерации должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода в среднем по субъекту Российской Федерации по отношению к плате граждан за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года в среднем по субъекту Российской Федерации не более чем на установленную величину индекса по субъекту Российской Федерации. Применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса.
Из приведенных положений следует, что превышение утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации среднего индекса размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги недопустимо.
Распоряжением N 2353-р индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по Омской области менялся два раза: на первое полугодие 2019 года - 1,7 %, на второе полугодие - 2,3 %.
Вместе с тем, суды проанализировав условия договоров аренды (с учетом дополнительных соглашений от 28.03.2016) установили согласование сторонами того, что размер арендной платы подлежит индексации один раз в год, что корреспондирует положениям решения Омского городского Совета от 16.03.2016 N 435 "О внесении изменений и дополнений в Решение Омского городского Совета от 22.12.2004 N 224 "О даче согласия Администрации города Омска на заключение договоров аренды муниципального имущества", N 473 от 20.07.2016 "О внесении изменений в Решение Омского городского Совета от 18.10.2006 N 403 "Об установлении вида и размера арендной платы по заключаемым Администрацией города Омска договорам аренды муниципального имущества".
Судами также установлено, что последняя индексация размера арендной платы по заключенным между сторонами договорам произведена по требованию департамента с 01.07.2018.
Таким образом, учитывая, что в соответствии с условиями договоров N 29515 и N 29601, нормами действующего законодательства, размер арендной платы можно проиндексировать один раз в год, следующая индексация арендной платы может быть произведена сторонами не ранее 01.07.2019, а поскольку в указанный период индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по Омской области установлен в размере 2,3 %, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно сочли его подлежащим применению при индексации арендной платы в спорный период, с учетом чего не усмотрели наличия у общества задолженности.
При этом судами верно отмечено, что суммирование установленных на 2019 год индексов является неправомерным, приведет к несению со стороны общества экономически необоснованных расходов, что, учитывая деятельность общества как ресурсоснабжающей организации, является недопустимым с учетом норм действующего законодательства
Оснований для несогласия с выводами, изложенными в обжалуемых судебных актах, суд округа не усматривает.
Настаивая на необходимости суммирования индексов, установленных Распоряжением N 2353-р на первое и второе полугодие 2019 года, податель жалобы не учитывает, что превышение утвержденного среднего индекса размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, недопустимо.
Доводы заявителя жалобы не могут быть положены в основу отмены обжалуемых судебных актов, поскольку иное толкование заявителем жалобы положений действующего законодательства, а также иной подход к определению размера арендной платы, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.02.2022 Арбитражного суда Омской области и постановление от 19.05.2022, дополнительное постановление от 27.06.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-11376/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Демидова |
Судьи |
Д.С. Дерхо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 11 Информационного письма N 66 при применении пункта 3 статьи 614 ГК РФ судам необходимо исходить из того, что в течение года должно оставаться неизменным условие договора, предусматривающее твердый размер арендной платы либо порядок (механизм) ее исчисления.
При этом фактическое изменение размера арендной платы в результате корректировки на процент индексации не является изменением в соответствии с пунктом 3 статьи 614 ГК РФ условия договора о размере арендной платы, а представляет собой исполнение данного условия.
...
В силу пункта 10 Основ формирования применение индексов по субъектам Российской Федерации должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода в среднем по субъекту Российской Федерации по отношению к плате граждан за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года в среднем по субъекту Российской Федерации не более чем на установленную величину индекса по субъекту Российской Федерации. Применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 сентября 2022 г. N Ф04-4189/22 по делу N А46-11376/2021
Хронология рассмотрения дела:
08.09.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4189/2022
27.06.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2519/2022
19.05.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2519/2022
03.02.2022 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-11376/2021