г. Тюмень |
|
12 сентября 2022 г. |
Дело N А70-25682/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Киричёк Ю.Н.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение от 21.02.2022 Арбитражного суда Тюменской области (судья Минеев О.А.) и постановление от 20.05.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Лотов А.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу N А70-25682/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал" (625007, Тюменская область, город Тюмень, улица 30 лет Победы, дом 31, ОГРН 1057200947253, ИНН 7204095194) к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Республики, дом 55, офис 403 ОГРН 1047200624789, ИНН 7202128616) об оспаривании приказа от 01.10.2021 N 1804.
В заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал" - Ярославцева С.В. по доверенности от 20.04.2022, Водовозова Ю.Б. по доверенности от 24.07.2021,
от Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Ваганова А.В. по доверенности от 21.01.2022.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал" (далее - ООО "Тюмень Водоканал", общество) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным приказа Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление, административный орган) от 01.10.2021 N 1804 об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Решением от 21.02.2022 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 20.05.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требования общества удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление просит указанные судебные акты отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, судами не учтено, что процессы по вывозу отмытого обеззараженного песка на иловые карты, смешиванию с иловыми осадками для вылеживания и подсушивания подпадают под понятие "обезвреживание отходов", а использование указанных отходов для производства побочной продукции Рекультивант "Тюменский" - под понятие "утилизация отходов"; судами не дана оценка пункту 3 мотивированного обоснования, являющегося неотъемлемой частью приказа управления от 01.10.2021 N 1804, согласно которому обществом не корректно выполнено приложение N 12, а именно указаны не все виды отходов, отраженные в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР).
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Тюмень Водоканал" просит судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует, что 18.08.2021 общество обратилось в управление с заявлением об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
При проверке представленных документов управлением установлено, что образующиеся в процессе деятельности общества отходы - сырой осадок с первичных отстойников (плавающие и оседающие взвешенные вещества) и избыточный активный ил, осадки сточных вод, песок отнесены к типу отходов при обработке сточных вод и систем оборотного водоснабжения, регулирование деятельности по обращению с ним осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства им потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), которые должны быть учтены в составе ПНООЛР; обществом не корректно выполнено приложение N 12, а именно указаны не все виды отходов, отраженные в ПНООЛР.
В этой связи приказом от 01.10.2021 N 1804 управление отказало обществу в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Не согласившись с данным приказом, ООО "Тюмень Водоканал" обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование, суды пришли к выводу о незаконности оспариваемого приказа управления.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать ПНООЛР в целях уменьшения количества образования отходов, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
Статьей 18 Закона N 89-ФЗ установлено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (часть 1).
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (часть 2).
Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды (часть 3).
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами (часть 7).
Согласно пункту 3 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденном приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2020 N 1029 (далее - Порядок N 1029), нормативы образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, проектной документации. Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются для каждого объекта I категории, а в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" для объекта II категории в соответствии с методическими указаниями по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 3 Порядка N 1029).
При обосновании лимитов на размещение отходов учитываются массы (объемы) отходов, планируемые: для размещения на объектах размещения отходов, находящихся в собственности, владении, пользовании юридического лица или индивидуального предпринимателя; для передачи на размещение другим индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам. В лимиты на размещение отходов не включаются масса (объем) отходов, накопление которых осуществляется в целях их дальнейшей реализации и (или) обработки, утилизации, обезвреживания (пункт 4 Порядка N 1029).
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (пункт 10 Порядка N 1029).
Статьей 1 Закона N 89-ФЗ определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация); обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242 (далее - ФККО), в тип "отходы при обработке сточных вод, вод систем оборотного водоснабжения" (код 7 20 000 00 00) включены подтипы "осадки (илы) биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовой и смешанной канализации после завершения операций по их обработке согласно технологическому регламенту" (код 7 22 200 00 00 0) и "отходы (осадки) при механической и физико-химической очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод" (код 7 22 100 00 00 0).
Вместе с тем вопреки позиции подателя жалобы наличие в ФККО таких типов отходов как "осадки (илы) биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовой и смешанной канализации после завершения операций по их обработке согласно технологическому регламенту" и "отходы (осадки) при механической и физико-химической очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод" само по себе не является достаточным основанием для признания их таковым.
Из материалов дела следует, что на объекте N 71-0172-000127-П обществом осуществляется технологический процесс по очистке сточных вод на очистных сооружениях водоотведения города Тюмени и обработке осадков сточных вод с получением из осадков побочной продукции "Рекультивант "Тюменский"; обработка осуществляется в соответствии с технологическим регламентом, утвержденным генеральным директором ООО "Тюмень Водоканал" (СТО 79540627-001-2019); Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям ИТС 10-2019 "Очистка сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений, городских округов", утвержденный приказом Росстандарта от 12.12.2019 N 2981, не предусматривает образования отходов; спорные вещества находятся в сооружениях по обработке осадков сточных вод в незавершенном технологическом процессе и выступают сырьем для производства побочной продукции; обществом получен экологический сертификат соответствия "Рекультиванта "Тюменский" ГОСТ Р 54534-2011 "Ресурсоснабжение. Осадки сточных вод. Требования при использовании для рекультивации нарушенных земель", ГОСТ Р 54535-2011 "Ресурсоснабжение. Осадки сточных вод. Требования при размещении и использовании на полигонах", СанПиН 2.6.1.2523-09 "Нормы радиационной безопасности НБ-99/2009".
Таким образом, в рассматриваемом случае процесс обработки осадков и получение из них побочной продукции "Рекультивант "Тюменский" не является ни обработкой, ни обезвреживанием, ни утилизацией отходов в смысле, придаваемом этим понятиям статьей 1 Закона N 89-ФЗ, а представляет собой один из циклов производственных процессов.
Ссылка на некорректное выполнение обществом приложения N 12 к ПНООЛР несостоятельна, поскольку таковое отсутствует. Какие иные виды отходов, отраженные в ПНООЛР, обществом не указаны и в чем выражается некорректность управление в оспариваемом отказе не отобразило.
Кроме того, административным органом нарушен порядок утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В соответствии с пунктом 13 Порядка N 1029 в случае выявления неточностей и (или) неполноты сведений, содержащихся в заявлении и нормативах образования отходов и лимитах на их размещение, территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в течение 5 рабочих дней с даты их приема вручают индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу уведомление о необходимости устранения в течение 10 рабочих дней выявленных нарушений и (или) предоставления документов и направляют такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
В силу пункта 14 Порядка N 1029 в случае, предусмотренном пунктом 13 настоящего Порядка, срок принятия территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо об отказе в их утверждении исчисляется со дня поступления в территориальный орган Росприроднадзора надлежащим образом оформленного заявления и нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, указанных в пункте 11 настоящего Порядка.
В случае непредставления индивидуальным предпринимателем и юридическим лицом в течение 10 рабочих дней с момента получения ими уведомления надлежащим образом оформленного заявления и нормативов образования отходов и лимитов на их размещение территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования возвращает индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу ранее представленное заявление и нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, которые направляются почтовым отправлением в срок, не превышающий 3 рабочих дней.
Согласно пункту 15 Порядка N 1029 территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных в пункте 11 настоящего Порядка заявления и нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, принимают решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо решение об отказе в их утверждении (с мотивированным обоснованием).
Основанием для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является: наличие недостоверной информации, связанной с наличием арифметических или логических ошибок при заполнении форм, предусмотренных методическими указаниями, указанными в пункте 3 настоящего Порядка; отсутствие объекта размещения отходов, на котором предполагается размещение отходов, в государственном реестре объектов размещения отходов, формируемом Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 и (или) в перечне объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, указанном в пункте 8 статьи 29.1 Закона N 89-ФЗ; превышение количества отходов, предлагаемого для размещения, над имеющейся вместимостью объекта размещения отходов (по результатам его инвентаризации).
В рассматриваемом случае основанием для принятия решения об отказе в утверждении обществу нормативов образования отходов и лимитов на их размещение послужило выявление управлением факта образования на предприятии отходов, которые не включены обществом в разработанный им ПНООЛР.
Данное обстоятельство управление расценило как представление недостоверной информации в составе ПНООЛР, связанной с наличием логических ошибок при заполнении форм, предусмотренных методическими указаниями по разработке ПНООЛР.
Между тем судами установлено и управлением не опровергается, что невнесение обществом в ПНООЛР таких отходов как "сырой осадок с первичных отстойников, избыточный активный ил и песок" не является логической ошибкой при заполнении форм в том смысле, который этим понятиям придают Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 07.12.2020 N 1021 (далее - Методические указания); данный факт следует рассматривать скорее как неточность и (или) неполноту отражения сведений об образующихся отходах, содержащихся в ПНООЛР, на что указано в пункте 13 Порядка N 1029.
В связи с чем судами обосновано отмечено, что управлению надлежало направить уведомление о необходимости устранения в течение 10 рабочих дней выявленных нарушений и (или) предоставления документов, и в силу пункта 14 Порядка N 1029 в случае непредставления юридическим лицом надлежащим образом оформленных документов вернуть заявление и ПНООЛР, а не отказывать в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Кроме того, в соответствии с Порядком N 1029, Методическими указаниями субъект предпринимательской деятельности вправе разработать самостоятельные отдельные проекты на каждый конкретный вид отходов либо класс опасности отходов.
Факт обращения общества с заявлением об утверждении ПНООЛР, по результатам рассмотрения которого сделан вывод, что представленная информация по части объектов размещения отходов недостоверна, не препятствует управлению произвести утверждение лимитов размещения той части отходов, по которой у него не имелось замечаний (определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.01.2016 N 309-КГ15-17474).
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные требования, поскольку оспариваемое решение управления не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Судом округа не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.02.2022 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 20.05.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-25682/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом случае основанием для принятия решения об отказе в утверждении обществу нормативов образования отходов и лимитов на их размещение послужило выявление управлением факта образования на предприятии отходов, которые не включены обществом в разработанный им ПНООЛР.
Данное обстоятельство управление расценило как представление недостоверной информации в составе ПНООЛР, связанной с наличием логических ошибок при заполнении форм, предусмотренных методическими указаниями по разработке ПНООЛР.
Между тем судами установлено и управлением не опровергается, что невнесение обществом в ПНООЛР таких отходов как "сырой осадок с первичных отстойников, избыточный активный ил и песок" не является логической ошибкой при заполнении форм в том смысле, который этим понятиям придают Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 07.12.2020 N 1021 (далее - Методические указания); данный факт следует рассматривать скорее как неточность и (или) неполноту отражения сведений об образующихся отходах, содержащихся в ПНООЛР, на что указано в пункте 13 Порядка N 1029.
В связи с чем судами обосновано отмечено, что управлению надлежало направить уведомление о необходимости устранения в течение 10 рабочих дней выявленных нарушений и (или) предоставления документов, и в силу пункта 14 Порядка N 1029 в случае непредставления юридическим лицом надлежащим образом оформленных документов вернуть заявление и ПНООЛР, а не отказывать в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
...
Факт обращения общества с заявлением об утверждении ПНООЛР, по результатам рассмотрения которого сделан вывод, что представленная информация по части объектов размещения отходов недостоверна, не препятствует управлению произвести утверждение лимитов размещения той части отходов, по которой у него не имелось замечаний (определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.01.2016 N 309-КГ15-17474)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 сентября 2022 г. N Ф04-3826/22 по делу N А70-25682/2021