г. Тюмень |
|
26 сентября 2022 г. |
Дело N А27-3119/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Шабановой Г.А.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Сибирская углепромышленная компания" на решение от 16.05.2022 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Сарафанникова М.А.) и постановление от 13.07.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Бородулина И.И., Сбитнев А.Ю.) по делу N А27-3119/2022 по заявлению акционерного общества "Сибирская углепромышленная компания" (652741, Кемеровская область - Кузбасс, город Калтан, улица Комсомольская, дом 7, офис 18, ИНН 4253034086, ОГРН 1164205063538) к Южно-Сибирскому Межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (650000, город Кемерово, улица Ноградская, дом 19А, ИНН 4207052250, ОГРН 1024200680723) об оспаривании постановления от 14.02.2022 N Н-01-в.
Иное лицо, участвующее в деле, - Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (650002, город Кемерово, улица Институтская, дом 3, ИНН 4200000206, ОГРН 1034205004525).
Суд установил:
акционерное общество "Сибирская углепромышленная компания" (далее - АО "СУПК", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Южно-Сибирскому региональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление, административный орган) об оспаривании постановления от 14.02.2022 N Н-01-в.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - третье лицо).
Решением от 16.05.2022 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 13.07.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, постановление административного органа изменено, сумма назначенного административного штрафа снижена до 150 000 руб.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод о наличии в деянии общества состава вменяемого правонарушения, поскольку АО "СУПК" не осуществляет пользование недрами, а на участке недр "Шахта "Коксовая-2" проводятся исключительно ликвидационные работы.
Лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, третьим лицом управлению было дано поручение рассмотреть обращение, из которого следовало, что АО "СУПК" в нарушение технических решений проектной документации "Технический проект ликвидации подземных горных выработок и объектов поверхности в границах участка недр "Шахта Коксовая-2". Дополнение", согласованной Центральной комиссией по разработке месторождений твердых полезных ископаемых Федерального агентства по недропользованию (далее - Комиссия) протоколом от 16.03.2021 N 47/21- стп, самовольно прекратило откачку воды при выполнении ликвидационных работ на шахте "Коксовая-2".
Установив по результатам рассмотрения указанного обращения факт нарушения обществом пункта 10 условий пользования недрами лицензии КЕМ 02022 ТЭ, пунктов 1, 2, 7, 9, 10 части 2 статьи 22, пункта 9 статьи 23, статьи 26 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1), административный орган составил в отношении него протокол об административном правонарушении от 26.01.2022 N Н-01-в и вынес постановление от 14.02.2022 N Н-01-в, которым АО "СУПК" было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, АО "СУПК" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводам о наличии в деянии общества состава вменяемого ему административного правонарушения и отсутствии существенных нарушений процедуры привлечения его к административной ответственности. При этом суд счел возможным применить положения статьи 4.1.2 КоАП РФ и снизить сумму назначенного штрафа до 150 000 руб.
Выводы суда первой инстанции поддержаны судом апелляционной инстанции.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами (до 20.03.2021 ответственность наступала за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта).
В силу статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Частью 2 статьи 22 Закона N 2395-1 предусмотрена обязанность пользователя недр обеспечить: соблюдение законодательства в области использования и охраны недр (пункт 1); соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых (пункт 2); соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды (пункт 7); сохранность находящихся на участке недр горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, которые могут быть использованы при разработке месторождений полезных ископаемых и (или) в иных целях, а также ликвидацию в установленном порядке горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, не подлежащих использованию; организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на горных выработках, буровых скважинах и иных сооружениях, связанных с пользованием недрами, в соответствии с законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период проведения ликвидационных или консервационных мероприятий (пункт 9); выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами (пункт 10).
В соответствии с пунктом 10 Условий пользования недрами (приложение N 1 к лицензии КЕМ 02022 ТЭ) пользователь недр обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.
Пунктом 9 статьи 23 Закона N 2395-1 определено, что одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами.
Согласно статье 26 Закон N 2395-1 горные выработки, буровые скважины и иные сооружения, связанные с пользованием недрами, подлежат ликвидации или консервации по истечении установленного лицензией на пользование недрами срока пользования участком недр или при досрочном прекращении пользования недрами.
У лица, право пользования недрами которого прекращено, в том числе досрочно, сохраняются не исполненные им ранее или ненадлежаще исполненные обязательства пользователя недр по ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, до дня их полного исполнения.
Ликвидация и консервация горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации уполномоченными органами, указанными в статьях 37 и 38 названного Закона.
Таким образом, вопреки позиции подателя кассационной жалобы, окончание срока действия лицензии на пользование недрами не освобождает пользователя недр от обязанности по выполнению предусмотренных лицензией работ по ликвидации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, и, как следствие, не является основанием, исключающим возможность привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, обществом разработана проектная документация "Технический проект ликвидации подземных горных выработок и объектов поверхности в границах участка недр "Шахта "Коксовая-2" Дополнение", согласованная Комиссией (протокол от 16.03.2021 N 47/21-стп) и имеющая заключение экспертизы промышленной безопасности от 03.02.2021 N 02-21.00.267 ЛК.
Указанной проектной документацией предусматривается временное повышение уровня затопления с подтоплением выработанного пространства горизонта +165 м до абсолютной отметки +180 м с поддержанием уровня тремя погружными насосами (2 рабочих + 1 резервный), размещенными во вспомогательном клетевом стволе N 1, производительностью 725 м3 /ч.
Согласно пункту 17 плана развития горных работ за 2021 год обществу необходимо обеспечить откачку и контроль за уровнем воды во Вспомогательном стволе N 1 в соответствии с действующей проектной документацией.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что обществом при осуществлении деятельности по ликвидации горной выработки допущено несоблюдение проектных решений утвержденной технической документации в части уровня затопления подземных выработок с диапазона отметок до уровня +180.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о нарушении обществом пункта 10 условий пользования недрами лицензии КЕМ 02022 ТЭ, пунктов 1, 2, 7, 9, 10 части 2 статьи 22, пункта 9 статьи 23, статьи 26 Закона N 2395-1.
При этом судами обоснованно отклонена ссылка АО "СУПК" на необходимость повышения уровня затопления выработанного пространства в целях ликвидации пожара в выработках горизонтов +165 м и +215 м, поскольку заключение общества с ограниченной ответственностью "Сибирский институт геотехнических исследований", предусматривающее указанные мероприятия, на рассмотрение и согласование в составе проектной документации в Комиссию не представлялась, а превышение уровня затопления шахты на 8 м и дальнейшее ее затопление до + 220 м без соответствующего заключения экспертизы, не свидетельствует о возможности тушения эндогенного пожара N 611-Р, распространяющегося на отметках + 265 м и выше.
Учитывая, что обществом не представлены доказательства отсутствия у него возможности выполнения условий пользования недрами, принятия всех зависящих от него мер по их соблюдению, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности административным органом не нарушены.
Административное наказание назначено обществу в виде штрафа в минимальном размере, установленном санкцией части 2 статьи 7.3 КоАП РФ. Судом первой инстанции применены положения статьи 4.1.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований о признании незаконными и отмене оспариваемых постановления и решения административного органа.
Иное толкование подателем кассационной жалобы норм материального права не свидетельствует о неправильном их применении судами первой и апелляционной инстанций.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.05.2022 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 13.07.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-3119/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Г.А. Шабанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.