г. Тюмень |
|
29 сентября 2022 г. |
Дело N А03-14450/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Киричёк Ю.Н.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Янтарная" на решение от 04.03.2022 Арбитражного суда Алтайского края (судья Музюкин Д.В.) и постановление от 07.06.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Зайцева О.О., Павлюк Т.В., Хайкина С.Н.) по делу N А03-14450/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Янтарная" (656043, город Барнаул, улица Никитина, дом 107, помещение О1, ИНН 2221210345, ОГРН 1142225001632) к Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края (656043, город Барнаул, проспект Ленина, дом 7, ИНН 2225135610, ОГРН 1122225019070) об оспаривании ненормативного правового акта.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Янтарная" (далее - ООО УК "Янтарная", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным пункта 2 предписания Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края (далее - административный орган, инспекция) от 28.06.2021 N 13-04/ЛК/2095 в части обязания его выполнить работы по текущему ремонту подъезда N 4 в местах повреждения.
Решением от 04.03.2022 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 07.06.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО УК "Янтарная" просит указанные судебные акты отменить и удовлетворить заявленное требование.
По мнению подателя жалобы, судам не учтено, что договором управления, заключенным с собственниками помещений многоквартирного дома, проведение текущего ремонта подъездов не включено в перечень обязанностей управляющей организации; текущий косметический ремонт подъезда может быть проведен исключительно по решению собственников помещений многоквартирного дома, которые должны утвердить не только вид ремонта, но и источник их финансирования.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ООО УК "Янтарная" осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: город Барнаул, улица Северо-Западная, 35 (далее - МКД), на основании лицензии от 08.05.2015 N 140 и договора управления многоквартирного дома от 01.04.2015.
Административным органом на основании приказа от 25.06.2021 N 12-04/ЛК/2095 проведена внеплановая выездная проверка ООО УК "Янтарная", в ходе которой выявлены нарушения требований пунктов 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пунктов 3.2.9, 4.7, 5.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
Указанное обстоятельство зафиксировано в акте проверки от 28.06.2021 N 13-04/ЛК/2095 и послужило основанием для выдачи обществу предписания от 28.06.2021 N 13-04/ЛК/2095 о необходимости в срок до 09.09.2021 в подвальном помещении подъезда N 4 устранить течь на инженерных сетях холодного водоснабжения, произвести работы по устранению протеканий на канализационном стояке в квартире N 134 (пункт 1); выполнить работы по текущему ремонту подъезда N 4 в местах повреждения; выполнить ремонт оконных заполнений между 6, 7 и 8, 9 этажами; обеспечить надлежащую уборку подъездов, в частности, мытье окон; привести в надлежащее состояние двери в тамбуре и на входе в подвальное помещение (пункт 2).
Не согласившись с пунктом 2 предписания административного органа в части обязания общества выполнить работы по текущему ремонту подъезда N 4 в местах повреждения, ООО УК "Янтарная" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды обеих инстанций пришли к выводу о наличии у инспекции правовых оснований для выдачи обществу оспариваемого предписания.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В силу статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьи 7 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении лицензионного контроля в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, нарушений лицензионных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством, обязаны выдать лицензиату предписание о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, к лицензионным требованиям относится соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, и исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно подпунктам "а", "г" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).
Пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц и др.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (подпункт "з").
Разделом II Правил N 170 установлено, что текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей и не зависит от наличия решения общего собрания собственников помещений в МКД.
В Приложении N 7 к Правилам N 170 установлен перечень работ, относящихся к текущему ремонту.
Согласно пунктам 5, 10 Приложения N 7 к Правилам N 170 к текущему ремонту относятся смена и восстановление отдельных элементов (приборов) и заполнений в окнах и дверях, внутренняя отделка - восстановление отделки стен, потолков, полов отдельными участками в подъездах, технических помещений, в других общедомовых вспомогательных помещениях и служебных квартирах.
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать, в том числе исправное состояние окон, дверей и световых фонарей; периодическую очистку светопрозрачных заполнений. Заполнения оконных и дверных проемов, подвергшиеся значительному износу (вследствие гниения, коробления, разрушения в узлах и т.п.), должны заменяться новыми, проантисептированными аналогичной конструкции и формы с однотипными приборами. Все поверхности, соприкасающиеся с каменными стенами, должны быть изолированы (пункт 4.7 Правил N 170).
В силу пункта 3.2.9 Правил N 170 периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утверждены Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Минимальный перечень).
В разделе 1 Минимального перечня утверждены работы, необходимые для надлежащего содержания несущих конструкций (фундаментов, стен, колонн и столбов, перекрытий и покрытий, балок, ригелей, лестниц, несущих элементов крыш) и ненесущих конструкций (перегородок, внутренней отделки, полов) многоквартирных домов.
В силу пункта 11 Минимального перечня к работам, необходимым для надлежащего содержания несущих конструкций (фундаментов, стен, колонн и столбов, перекрытий и покрытий, балок, ригелей, лестниц, несущих элементов крыш) и ненесущих конструкций (перегородок, внутренней отделки, полов) многоквартирных домов, относятся работы, выполняемые в целях надлежащего содержания внутренней отделки многоквартирных домов, - проверка состояния внутренней отделки. При наличии угрозы обрушения отделочных слоев или нарушения защитных свойств отделки по отношению к несущим конструкциям и инженерному оборудованию - устранение выявленных нарушений.
Проанализировав вышеперечисленные правовые нормы, суды пришли к верному выводу о том, что общество как обслуживающая организация отвечает за содержание и ремонт многоквартирного дома и обязано исполнять требования Правил N 170 и Минимального перечня, проводить ремонт общего имущества в многоквартирном доме, устранять обнаруженные неисправности (дефекты) общего имущества в многоквартирном доме, независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия.
Материалами дела подтверждается и лицами участвующими в деле не оспаривается, что на момент проверки в подъезде N 4 МКД на стенах имелись отслоения окрасочного, штукатурного слоя, на лестничном марше между 6, 7 и 8, 9 этажами частично нарушено остекление оконных заполнений, на окнах (стеклах) в подъезде имеется пыль, грязь; на тамбурных дверях имелось отслоение окрасочного слоя, дверь в подвал находилась в ненадлежащем состоянии; согласно выводам специалиста Алтайской краевой общественной организации специалистов судебно-технической экспертизы для устранения выявленных и зафиксированных в акте проверки от 18.06.2021 N 13-04/JIK/2019 дефектов необходимо проведение косметического ремонта отделочных слоев потолка стен и элементов лестничной клетки.
Вопреки позиции подателя жалобы из системного толкования пункта 10 Приложения N 7 к Правилам N 170, пункта 3.2.8 Правил N 170, пункта 11 Минимального перечня следует, что к текущему ремонту относится восстановление отделки стен, в том числе путем косметического ремонта.
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу о наличии у административного органа правовых оснований для выдачи ООО УК "Янтарная" предписания в оспариваемой части ввиду невыполнения им работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД.
С учетом изложенного арбитражные суды правомерно отказали ООО УК "Янтарная" в удовлетворении заявленного требования.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка им обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении нижестоящими судами норм права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 04.03.2022 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 07.06.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-14450/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В разделе 1 Минимального перечня утверждены работы, необходимые для надлежащего содержания несущих конструкций (фундаментов, стен, колонн и столбов, перекрытий и покрытий, балок, ригелей, лестниц, несущих элементов крыш) и ненесущих конструкций (перегородок, внутренней отделки, полов) многоквартирных домов.
В силу пункта 11 Минимального перечня к работам, необходимым для надлежащего содержания несущих конструкций (фундаментов, стен, колонн и столбов, перекрытий и покрытий, балок, ригелей, лестниц, несущих элементов крыш) и ненесущих конструкций (перегородок, внутренней отделки, полов) многоквартирных домов, относятся работы, выполняемые в целях надлежащего содержания внутренней отделки многоквартирных домов, - проверка состояния внутренней отделки. При наличии угрозы обрушения отделочных слоев или нарушения защитных свойств отделки по отношению к несущим конструкциям и инженерному оборудованию - устранение выявленных нарушений.
...
Вопреки позиции подателя жалобы из системного толкования пункта 10 Приложения N 7 к Правилам N 170, пункта 3.2.8 Правил N 170, пункта 11 Минимального перечня следует, что к текущему ремонту относится восстановление отделки стен, в том числе путем косметического ремонта."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 сентября 2022 г. N Ф04-5108/22 по делу N А03-14450/2021