г. Тюмень |
|
1 ноября 2022 г. |
Дело N А45-557/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г.,
рассмотрел в судебном онлайн-заседании с использованием средств видеоконференц-связи (аудиозаписи) и системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Новосибирской области на решение от 14.06.2022 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Пахомова Ю.А.) и постановление от 10.08.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Бородулина И.И., Кривошеина С.В.) по делу N А45-557/2022 по заявлению товарищества собственников жилья "Единство" (630099, Новосибирская область, город Новосибирск, улица семьи Шамшиных, дом 12, офис 604, ОГРН 1075400006241, ИНН 5406417034) к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (630011, Новосибирская область, город Новосибирск, проспект Красный, дом 18, ОГРН 1055406102223, ИНН 5406308363) об оспаривании предписания от 12.11.2021.
Другое лицо, участвующее в деле, - Жигулин Максим Владимирович.
Путем использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) в заседании участвовала представитель Государственной жилищной инспекции Новосибирской области - Журавлева Л.П. по доверенности от 10.01.2022.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Лузарева И.В.) в заседании участвовал Жигулин Максим Владимирович, лично.
Суд установил:
товарищество собственников жилья "Единство" (далее - товарищество, ТСЖ "Единство") обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (далее - инспекция, административный орган) от 12.11.2021 N 05-03-068/4476-1.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Жигулин Максим Владимирович (далее - Жигулин М.В.).
Решением от 14.06.2022 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 10.08.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении заявленного товариществом требования.
По мнению подателя жалобы, судами дана неверная правовая оценка действиям товарищества при отказе в вводе в эксплуатацию приборов учета.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Проверив в порядке статьей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Единство" обслуживает многоквартирный дом N 12 по улице Семьи Шамшиных в городе Новосибирске (далее - МКД) на основании устава.
С целью проверки фактов, изложенных в обращении собственника жилого помещения в МКД, административным органом проведена внеплановая документарная проверка (приказ от 26.10.2021 N 05-01-068/4476), в ходе которой выявлены нарушения товариществом пунктов 81(1)- 81(3), подпункта "г" пункта 81(4), пункта 81(5), подпункта "д" пункта 81(6), пунктов 81(7) и 81(8), пункта 81(14) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правил N 354), а именно не обеспечен ввод в эксплуатацию приборов учета холодного и горячего водоснабжения.
По результатам проверки 12.11.2021 составлен акт N 05-02-068/4476 и выдано предписание N 05-03-068/4476-1, которым на товарищество выложена обязанность в срок до 13.12.2021 принять меры к вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодного (ЭКО НОМ СВ-15 с антимагнитной защитой N 8319465), горячего (СВК-15Г N 0103606434) водоснабжения по адресу: город Новосибирск, улица Семьи Шамшиных, дом N 12, квартира N 300.
Не согласившись с данным предписанием, ТСЖ "Единство" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что оспариваемое предписание не соответствует требованиям законодательства, нарушает права и законные интересы товарищества.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В силу положений части 8 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 11 Положения о государственной жилищной инспекции Новосибирской области, утверждённого постановлением Правительства Новосибирской области от 23.04.2012 N 208-п, должностные лица административного органа по результатам проверки вправе выдавать предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению нарушений лишь тех требований, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
В соответствии с частью 2.2 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно пункту 81(3) Правил N 354 в случае выполнения монтажа прибора учета исполнителем ввод в эксплуатацию осуществляется исполнителем путем оформления и подписания акта ввода прибора учета в эксплуатацию, предусмотренного пунктом 81(6) настоящих Правил, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.
В ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат: а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте; б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета; в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета); г) работоспособность прибора учета (пункт 81(4) Правил N 354).
Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) настоящих Правил, выявленное исполнителем или гарантирующим поставщиком в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию (пункт 81(5) Правил N 354).
Согласно пункту 1.8 СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий", утвержденного приказом Государственного комитета СССР по делам строительства от 04.10.1985 N 189, трубы, арматура, оборудование и материалы, применяемые при устройстве внутренних систем холодного и горячего водоснабжения, канализации и водостоков, должны соответствовать требованиям настоящих норм, государственных стандартов, норм и технических условий в установленном порядке.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций установили, что согласно представленной ТСЖ "Единство" проектной документации установка обратного клапана на водомерных узлах обязательна; собственнику квартиры N 300 МКД отказано в допуске в эксплуатацию узлов учета холодного и горячего водоснабжения в связи с их несоответствием проектной документации - схеме водомерного узла 31-05-ВК поквартирной установки счетчиков В1, Т3, Т4 лист 31-05-ВК (коммуникационная шахта N 1); на узлах учета отсутствуют обратные клапаны; установленное в штуцерах "изделие" таковым не является; данное "изделие" не соответствует ГОСТ 24856-2014 "Арматура трубопроводная", не имеет ни паспорта, ни сертификата соответствия.
При этом суды не приняли в качестве надлежащего доказательства заключение технической экспертизы водомерного узла, составленное представителем муниципального унитарного предприятия города Новосибирска "Горводоканал", поскольку оно не отвечает требованиям, предъявляемым законом к экспертным заключениям.
Вопреки позиции административного органа товарищество не могло допустить введение в эксплуатацию прибора учета, смонтированного с нарушением требований проектной документации.
С учетом изложенного арбитражные суды обоснованно не усмотрели в действиях ТСЖ "Единство" нарушений Правил N 354 и удовлетворили заявленное им требование о признании недействительным оспариваемого предписания инспекции.
Иное толкование подателем жалобы действующего законодательства, как и иная оценка им обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.06.2022 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 10.08.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-557/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций установили, что согласно представленной ТСЖ "Единство" проектной документации установка обратного клапана на водомерных узлах обязательна; собственнику квартиры N 300 МКД отказано в допуске в эксплуатацию узлов учета холодного и горячего водоснабжения в связи с их несоответствием проектной документации - схеме водомерного узла 31-05-ВК поквартирной установки счетчиков В1, Т3, Т4 лист 31-05-ВК (коммуникационная шахта N 1); на узлах учета отсутствуют обратные клапаны; установленное в штуцерах "изделие" таковым не является; данное "изделие" не соответствует ГОСТ 24856-2014 "Арматура трубопроводная", не имеет ни паспорта, ни сертификата соответствия.
...
Вопреки позиции административного органа товарищество не могло допустить введение в эксплуатацию прибора учета, смонтированного с нарушением требований проектной документации.
С учетом изложенного арбитражные суды обоснованно не усмотрели в действиях ТСЖ "Единство" нарушений Правил N 354 и удовлетворили заявленное им требование о признании недействительным оспариваемого предписания инспекции."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 ноября 2022 г. N Ф04-5477/22 по делу N А45-557/2022