г. Тюмень |
|
7 ноября 2022 г. |
Дело N А75-4209/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Черноусовой О.Ю.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чистый дом" на решение от 10.06.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Заболотин А.Н.) и постановление от 16.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю., Шиндлер Н.А.) по делу N А75-4209/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Чистый дом" (628007, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Доронина, дом 26, ОГРН 1118601000880, ИНН 8601043934) к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 104, ОГРН 1028600513149, ИНН 8601011604) об оспаривании предписания от 03.02.2022 N 12-18/ЛК-2022.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Чистый дом" (далее - общество, ООО "Чистый дом") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - административный орган, служба) о признании недействительным предписания от 03.02.2022 N 12-18/ЛК-2022.
Решением от 10.06.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 16.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, возражениях на отзыв, поданных в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что стилобат и установленные на нем декоративные фонари относятся к конструктивным элементам многоквартирного дома или расположены на земельном участке, сформированном под данным многоквартирным домом; спорные декоративные фонари не подключены к общедомовой системе электроснабжения; суды необоснованно возложили на общество бремя доказывания того, что декоративные фонари не являются общедомовым имуществом.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и возражениях на отзыв, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ООО "Чистый дом" на основании договора управления и лицензии от 02.06.2016 N 240 осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: город Ханты-Мансийск, улица Ленина, дом 39.
На основании поступивших обращений от 11.01.2022 и от 28.01.2022 службой проведена внеплановая выездная проверка (приказ от 01.02.2022 N 12-17/ЛК-2022), в ходе которой выявлены нарушения части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 3 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), пунктов 8, 9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень N 290), пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пункта 4.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
По результатам проверки составлен акт от 03.02.2022 N 12-18/ЛК-2022 и выдано предписание, в соответствии с которым обществу необходимо устранить неисправность уличных декоративных фонарей, расположенных на стилобате, в срок до 10.03.2022.
Не согласившись с предписанием службы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у административного органа правовых оснований для выдачи оспариваемого предписания.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В силу статьи 20 ЖК РФ, пункта 6.12.2 постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.06.2012 N 216-П "О службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" к полномочиям службы отнесено осуществление регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Исходя из положений части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме; управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 3 Правил N 416 управление осуществляется в отношении каждого отдельного многоквартирного дома как самостоятельного объекта управления с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, а также исходя из Минимального перечня N 290.
В соответствии с пунктом 9 Минимального перечня N 290 работы, выполняемые в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов включают выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков; контроль состояния и работоспособности подсветки информационных знаков, входов в подъезды (домовые знаки и т.д.); выявление нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках; контроль состояния и восстановление или замена отдельных элементов крылец и зонтов над входами в здание, в подвалы и над балконами; контроль состояния и восстановление плотности притворов входных дверей, самозакрывающихся устройств (доводчики, пружины), ограничителей хода дверей (остановы); при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома (подпункт "а"); безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт "б"); доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения (подпункт "в"); соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункт "г"); постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (подпункт "д"); поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома (подпункт "е"); соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (подпункт "ж").
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами N 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими и иными обслуживающими организациями.
В соответствии с пунктом 4.7.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние окон, дверей и световых фонарей; нормативные воздухо-изоляционные, теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства окон, дверей и световых фонарей; периодическую очистку светопрозрачных заполнений.
Как следует из материалов дела, основанием для выдачи оспариваемого предписания послужил вывод службы о ненадлежащем содержании ООО "Чистый дом" общего имущества в многоквартирном доме (на стилобате, на который выходят входные группы нежилых помещений, располагающихся на первом этаже спорного многоквартирного дома, установлены декоративные фонари, выполненные в едином стиле; на шести фонарях разбито остекленение, в четырнадцати фонарях не работают световые элементы; у одного фонарного столба нарушена целостность).
Не оспаривая данные факты, общество указывает, что содержание спорных фонарей не входит в обязанности общества, поскольку стилобат не является конструктивным элементом многоквартирного дома, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что стилобат с размещенными на нем фонарями находится на земельном участке, сформированном под управляемым обществом многоквартирным домом.
В соответствии с пунктом 3.1.29 СП 118.13330.2022. СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.05.2022 N 389/пр, стилобатная часть здания (стилобат) - нижняя часть здания с единой отметкой верха этажа, выступающая за границы размещения несущих конструкций основного объема здания. Может композиционно и (или) функционально объединять несколько зданий.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 36 ЖК РФ в состав общедомового имущества входят крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Как верно указано судами, поскольку стилобат является частью многоквартирного дома и в рассматриваемом случае используется для доступа в нежилые помещения, расположенные на первом этаже указанного дома, он входит в состав общего имущества многоквартирного дома. При этом само по себе некорректное формирование земельного участка под многоквартирным домом (размещение части многоквартирного дома за границами сформированного земельного участка) или отсутствие государственного кадастрового учета такого земельного участка, равно как и неотражение конструктивных элементов многоквартирного дома в технической документации, не освобождает лиц, осуществляющих управление многоквартирным домом, от обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
В обоснование своей позиции общество так же ссылается на то, что спорные декоративные фонари оборудованы для нужд юридических лиц, ведущих коммерческую деятельность в помещениях, расположенных на первом этаже многоквартирного дома, и фактически представляют собой рекламные конструкции.
Отклоняя данный довод, суды указали, что декоративные фонари установлены вдоль периметра многоквартирного дома, выполнены в едином стиле.
Кроме того, ссылаясь на указанные обстоятельства, общество в нарушение статьи 65 АПК РФ не представило доказательств того, что спорные фонари смонтированы на общедомовом имуществе на каком-либо законном основании или им предпринимались меры по их демонтажу.
Вместе с тем в силу положений пункта 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 36 ЖК РФ общее имущество в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам квартир и нежилых помещений в многоквартирном доме.
По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц (пункт 4 статьи 36 ЖК РФ).
В силу пункта 3 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
Использование общего имущества без согласия собственников помещений в многоквартирном доме противоречит требованиям ЖК РФ и Правил N 491.
Решение вопроса о порядке и способах исполнения предписания относится к компетенции лица, которому оно выдано; общество вправе самостоятельно определить приемлемый для него и соответствующий действующему законодательству механизм исполнения предписания.
При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу о наличии у службы правовых оснований для выдачи оспариваемого предписания.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.06.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 16.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
"В обоснование своей позиции общество так же ссылается на то, что спорные декоративные фонари оборудованы для нужд юридических лиц, ведущих коммерческую деятельность в помещениях, расположенных на первом этаже многоквартирного дома, и фактически представляют собой рекламные конструкции.
Отклоняя данный довод, суды указали, что декоративные фонари установлены вдоль периметра многоквартирного дома, выполнены в едином стиле.
Кроме того, ссылаясь на указанные обстоятельства, общество в нарушение статьи 65 АПК РФ не представило доказательств того, что спорные фонари смонтированы на общедомовом имуществе на каком-либо законном основании или им предпринимались меры по их демонтажу.
Вместе с тем в силу положений пункта 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 36 ЖК РФ общее имущество в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам квартир и нежилых помещений в многоквартирном доме.
По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц (пункт 4 статьи 36 ЖК РФ).
В силу пункта 3 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 ноября 2022 г. N Ф04-6169/22 по делу N А75-4209/2022
Хронология рассмотрения дела:
07.11.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6169/2022
16.08.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8182/2022
10.06.2022 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-4209/2022
20.05.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3810/2022