г. Тюмень |
|
10 ноября 2022 г. |
Дело N А45-10323/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Киричёк Ю.Н.
Шабановой Г.А.
рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района" на решение от 08.06.2022 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Нахимович Е.А.) и постановление от 30.08.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Зайцева О.О., Павлюк Т.В.) по делу N А45-10323/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района" (630078, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Ватутина, дом 12/1, ОГРН 1065404021990, ИНН 5404269334) к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (630011, Новосибирская область, город Новосибирск, Красный проспект, дом 18, ОГРН 1055406102223, ИНН 5406308363) об оспаривании приказа от 28.03.2022 N 7332/10.
Другое лицо, участвующее в деле, - товарищество собственников жилья "Мой дом" (630048, Новосибирская Область, город Новосибирск, улица Вертковская, дом 23, ОГРН 1145476040445, ИНН 5403357556).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района" (далее - общество, ООО "Служба заказчика ЖКХ Ленинского района") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (далее - инспекция, административный орган) о признании недействительным приказа от 28.03.2022 N 7332/10.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено товарищество собственников жилья "Мой дом" (далее - товарищество, ТСЖ "Мой дом").
Решением от 08.06.2022 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 30.08.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, общество не было извещено о принятии собственниками помещений в многоквартирном доме решения о расторжении заключенного с ним договора управления.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Товарищество отзыв на кассационную жалобу в порядке, предусмотренном статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представило.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: город Новосибирск, улица Вертковская, дом 23 (далее - МКД), осуществлялось товариществом.
В соответствии с протоколом от 14.02.2022 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственниками приняты решения об утверждении формы управления МКД - управляющей организацией (вопрос 4 повестки дня), выборе управляющей организации - ООО "Служба заказчика ЖКХ Ленинского района" и заключении с ней договора управления многоквартирным домом (вопросы 5 и 7 повестки дня).
Общество подписало представленный собственниками помещений в многоквартирном доме проект договора управления, разместило его в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства и 28.02.2021 направило в инспекцию заявление о внесении изменений в реестр лицензий в части включения сведений об управлении спорным многоквартирным домом.
Приказом от 28.03.2022 N 7332/10 инспекция отказала обществу во внесении изменений в реестр лицензий на основании подпункта "в" пункта 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр).
Не согласившись с указанным приказом инспекции, общество обратилось в суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о соответствии оспариваемого приказа инспекции требованиям действующего законодательства.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств спора.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией (часть 2).
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3).
В соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 названной статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
Согласно пункту 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, в том числе на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр.
В соответствии с Порядком N 938/пр рассмотрение заявления лицензиата и приложенных к нему документов осуществляется органом государственного жилищного надзора в срок не превышающий десяти рабочих дней с даты их поступления (пункт 4); по итогам проверки заявления и документов оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 названного Порядка (пункт 5); по результатам их рассмотрения принимается одно из следующих решений: о внесении изменений в реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7).
Основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются: а) несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктами "б", "в" пункта 5 Порядка N 938/пр; б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 Порядка N 938/пр, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома; в) поступление в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя или сведений о прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (пункт 10 Порядка N 938/пр).
В силу пункта 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 Порядка N 938/пр; б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 названного Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 Порядка N 938/пр.
Согласно подпункту "в" пункта 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется их проверка на предмет отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что спорный МКД на дату рассмотрения заявления общества находился в управлении товарищества; в связи с непоступлением от ТСЖ "Мой дом" сведений о прекращении управления МКД рассмотрение заявления общества было приостановлено (приказ от 14.03.2022); 15.03.2022 в адрес товарищества направлен запрос о необходимости предоставления доказательств, свидетельствующих о прекращении управления МКД; 09.03.2022 в инспекцию представлен протокол от 25.02.2022 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в соответствии с которым собственники приняли решение о выборе (подтверждении) формы управления МКД - товариществом; расторжении (незаключении) договора управления с обществом; сведения о признании решений собственников помещений в МКД, оформленных протоколом от 25.02.2022, недействительными или о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действиях данных решений в инспекцию не поступали; на момент рассмотрения инспекцией заявления товарищество ликвидировано не было.
Поскольку последним волеизъявлением собственников спорного МКД являлось решение, оформленное протоколом собрания собственников помещений в МКД от 25.02.2022, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемый приказ инспекции соответствует действующему законодательству.
Ссылка общества на несоблюдение товариществом требований абзаца 3 подпункта "е" пункта 3 Порядка N 938/пр судом округа отклоняется, поскольку на момент вынесения оспариваемого приказа сведения об управлении МКД обществом в реестр лицензий внесены не были, общество к управлению МКД не приступило, в связи с чем у товарищества отсутствовала необходимость направления уведомления о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом.
С учетом изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования.
Судом округа не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.06.2022 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 30.08.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 Порядка N 938/пр; б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 названного Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 Порядка N 938/пр.
Согласно подпункту "в" пункта 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется их проверка на предмет отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям.
...
Ссылка общества на несоблюдение товариществом требований абзаца 3 подпункта "е" пункта 3 Порядка N 938/пр судом округа отклоняется, поскольку на момент вынесения оспариваемого приказа сведения об управлении МКД обществом в реестр лицензий внесены не были, общество к управлению МКД не приступило, в связи с чем у товарищества отсутствовала необходимость направления уведомления о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 ноября 2022 г. N Ф04-6027/22 по делу N А45-10323/2022