г. Тюмень |
|
5 декабря 2022 г. |
Дело N А70-25390/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Куприной Н.А.,
судей Мальцева С.Д.,
Сергеевой Т.А.,
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел кассационную жалобу акционерного общества "Урало-Сибирская теплоэнергетическая компания" на решение от 30.05.2022 Арбитражного суда Тюменской области (судья Вебер Л.Е.) и постановление от 26.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Солодкевич Ю.М., Сафронов М.М. Тетерина Н.В.) по делу N А70-25390/2021 по иску акционерного общества "Урало-Сибирская теплоэнергетическая компания" (625023, Тюменская область, город Тюмень, улица Одесская, дом 5, ОГРН 1177232016510, ИНН 7203420973) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "3-й микрорайон" (625033, Тюменская область, город Тюмень, улица Пермякова, дом 78/4, ОГРН 1207200009026, ИНН 7203503651) об урегулировании разногласий при заключении договора теплоснабжения.
В судебном заседании приняла участие представитель акционерного общества "Урало-Сибирская теплоэнергетическая компания" - Юшкова М.А. по доверенности от 14.09.2022.
Суд установил:
акционерное общество "Урало-Сибирская теплоэнергетическая компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "3-й микрорайон" (далее - компания) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора теплоснабжения от 08.06.2021 N Т-51351 (далее - договор).
Решением от 30.05.2022 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 26.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, урегулированы разногласия сторон, возникшие при заключении договора, спорные пункты изложены в следующей редакции:
пункт 3.7.3 - поддерживать давление в обратном трубопроводе со стороны теплопотребляющих установок достаточным для обеспечения залива верхних точек системы;
пункт 3.9 - нарушение условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления коммунальных ресурсов исполнителем определяется по показаниям приборов учета (далее - ПУ), предоставляемым исполнителем в рамках договора, без составления двустороннего акта, а при отсутствии ПУ - фиксируются двусторонним актом, составленным в порядке, предусмотренном пунктом 3.11 договора;
пункт 3.11.1 - инициатором составления акта может выступать любая из сторон договора. Инициатор уведомляет другую сторону о времени и дате составления акта телефонограммой в течение рабочего дня (местного времени), предшествующего проверке;
пункт 3.16 - перерасчет платы за поставленные ресурсы ненадлежащего качества и (или) объема на основании акта, составленного в соответствии с настоящим разделом договора, а также актов замеров температуры воздуха и воды в помещении потребителя за каждый день в течение всего периода, за который исполнителем сделан перерасчет, либо предъявленных исполнителем иных документов, подтверждающих несоблюдение качества поставленных коммунальных ресурсов, выполняется в порядке и сроки, установленные разделом 7 настоящего договора в соответствии с действующим законодательством;
пункты 3.17, 5.1.2, 11.4 - исключены;
пункт 4.1.5 - уведомлять исполнителя о начале и продолжительности перерывов подачи коммунальных ресурсов: не менее, чем за 10 (десять) дней в межотопительный период - при проведении плановых испытаний и ремонтных работ; в течение 1 часа после введения ограничения или перерыва - в случае аварийной ситуации. Начало и продолжительность плановых испытаний и ремонтных работ определяются графиком, утвержденным органом местного самоуправления;
пункт 4.1.6 - ежемесячно до 10 (десятого) числа месяца, следующего за расчетным, выставлять исполнителю платежные документы для оплаты фактического объема коммунальных ресурсов, поставленных теплоснабжающей организацией (далее - ТСО) за расчетный период;
пункт 5.1.8 - вести учет потребляемых коммунальных ресурсов приборным методом и ежемесячно предоставлять до 25 (двадцать пятого) числа текущего месяца в ТСО на бумажном носителе отчет о потреблении коммунальных ресурсов;
пункт 5.1.9 - известить ТСО письменно в течение суток с момента обнаружения неисправности ПУ, принадлежащих исполнителю, или их несоответствии требованиям Правил коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034). При несвоевременном сообщении исполнителем о нарушениях функционирования узла учета расчет расхода тепловой энергии, теплоносителя за отчетный период производится в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
пункт 5.1.16 - в обязательном порядке в заранее согласованное время обеспечить периодический (не чаще 1 раза в квартал) доступ уполномоченных представителей ТСО к ПУ коммунальных ресурсов и эксплуатационной документации с целью проверки условий их эксплуатации и сохранности, снятия контрольных показаний, а также в рабочее время при несоблюдении режима потребления тепловой энергии или подаче недостоверных показаний ПУ;
пункт 5.1.24 - обеспечить хранение и предоставление по запросу ТСО технической, проектной, исполнительной, разрешительной документации на объекты жилого фонда, тепловые энергоустановки. При утрате такой документации за свой счет произвести восстановление утраченных документов и допусков;
пункт 5.1.27 - уведомлять ТСО о сроках проведения исполнителем проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных) ПУ тепловой энергии;
пункт 5.1.30 - сообщать обо всех случаях аварийных и технологических нарушений на своем оборудовании, принимать незамедлительно меры по ликвидации аварийных и технологических нарушений на своем оборудовании;
пункт 11.8 - потери теплоносителя из-за несвоевременного устранения повреждений на сетях и системах исполнителя, зафиксированные в присутствии исполнителя актом, подписанным ТСО и исполнителем, оплачиваются исполнителем по установленному тарифу. В случае несогласия исполнителя с изложенными в акте фактами акт подписывается исполнителем с особым мнением;
пункт 11.10 - исполнитель несет ответственность за действия потребителей, которые повлекли нарушение установленных договором показателей качества и объемов тепловой энергии, горячей воды, если такие нарушения привели к убыткам ТСО. В указанном случае исполнитель обязан возместить убытки ТСО по представленному ею расчету в соответствии с действующим законодательством;
пункт 11.12 - в случае включения в отопительный период объектов, в отношении которых в установленном порядке не получен паспорт готовности к отопительному периоду или не устранены замечания, указанные в перечне замечаний к акту проверки готовности к отопительному периоду, исполнитель не вправе предъявлять ТСО требования по качеству коммунальных ресурсов в отношении таких объектов.
С компании в пользу общества взыскано 6 000 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их изменить, принять по делу новый судебный акт, которым урегулировать пункт 3.17 договора в редакции общества: стороны условились, что исполнитель направляет ТСО претензии к качеству потребленных им коммунальных ресурсов в течение всего расчетного периода его потребления, а также не позднее конца календарного месяца, следующего за расчетным. В случае непредъявления в указанный период претензий к качеству поставленных и потребленных коммунальных ресурсов исполнитель признается отказавшимся от предъявления претензий по качеству в адрес ТСО и не предъявляет их в дальнейшем в соответствии с пунктом 5 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), оплачивая потребленный объем коммунальных ресурсов в соответствии с условиями договора.
В обоснование кассационной жалобы заявителем приведен довод о неправильном применении судами норм материального права.
Учитывая надлежащее извещение сторон о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в отсутствие представителя компании в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 АПК РФ.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы, уточнил их указанием на неверное применение судами положений пункта 5 статьи 450.1 ГК РФ.
Уточнение принято судом округа.
Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, исходя из довода кассационной жалобы, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Как установлено судами, в соответствии с приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 18.12.2017 N 1186 обществу присвоен статус единой теплоснабжающей организации в городе Тюмени.
Распоряжением департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 27.12.2017 N 764/01-21 обществу установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям города Тюмени.
Общество направило компании подписанный со своей стороны проект договора, рассмотрев который, последняя направила истцу протокол разногласий к договору, а истец ответчику - протокол согласования разногласий.
Поскольку при заключении договора стороны не урегулировали возникшие у них разногласия, общество обратилось в арбитражный суд иском.
Рассматривая спор, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 9, 194, 421, 422, 426, 445, 446, 450.1, 539, 542 ГК РФ, статьями 155, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьей 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), пунктами 31, 98, 99, 150 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пунктом 25 Правил N 1034, пунктами 4, 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, разъяснениями, изложенными в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", и удовлетворили иск, урегулировав разногласия сторон при заключении договора.
Исключая пункт 3.17 из договора, суды исходили из недействительности отказа от осуществления принадлежащих лицу прав, а также того, что в предложенной обществом редакции его условия ограничивают право компании в силу статей 195 - 199 ГК РФ заявить требования в пределах трехлетнего срока исковой давности.
Рассмотрев кассационную жалобу в пределах ее доводов, которыми ограничивается рассмотрение дела судом кассационной инстанции (часть 1 статьи 286 АПК РФ, пункт 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции"), суд округа считает выводы судов соответствующими установленным обстоятельствам дела и примененным нормам права.
В соответствии со статьей 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 426 ГК РФ предусмотрено, что публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится.
В силу пункта 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно статьям 539, 543, пункту 1 статьи 548 ГК РФ, части 1 статьи 15 Закона о теплоснабжении по договору теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть тепловую энергию, а абонент обязуется помимо прочего обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Для единой теплоснабжающей организации договор теплоснабжения является публичным (статья 426 ГК РФ, часть 7 статьи 15 Закона о теплоснабжении), следовательно, заключение договора теплоснабжения с компанией для общества обязательно.
При наличии обязанности заключить договор на рассмотрение суда равным образом могут быть переданы и разногласия, возникшие в ходе заключения договора. Такой спор подлежит рассмотрению в том же порядке, что и спор о понуждении к заключению договора (абзац второй пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора").
Задача суда при разрешении преддоговорного спора заключается в создании между сторонами договорной связи, когда часть условий, о редакции которых стороны не могут договориться путем свободного согласования своих автономных воль, определяется властью суда на основании судебного понимания должного баланса интересов сторон через призму императивных и диспозитивных норм права, регулирующих спорные отношения.
В соответствии с правовыми позициями, изложенными в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2015 N 305-ЭС15-513, от 21.12.2015 N 305-ЭС15-11564, от 03.10.2016 N 308-ЭС16-7310, от 26.12.2016 N 308-ЭС16-7314, при отсутствии соглашения сторон по содержанию условия договора и наличии диспозитивной нормы, регулирующей спорное отношение, таковое условие должно определяться судом в соответствии с общим правилом диспозитивной нормы, содержащим наиболее оптимальный баланс интересов сторон договора.
Исследовав и оценив по правилам, предусмотренным статьей 71 АПК РФ, обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в их совокупности и взаимосвязи, с учетом специфики правоотношений сторон, констатировав наличие у компании статуса исполнителя коммунальных услуг с целью обеспечения коммунальными услугами населения переданных ему в управление многоквартирных домов (далее - МКД), установив, что предложенная истцом редакция пункта 3.17 договора не свидетельствует о его намерении урегулировать порядок взаимодействия сторон при проведении проверки показаний приборов учета тепловой энергии с целью выявления указанных подпункте "б(1)" пункта 18 Правил N 124 отклонений параметров качества теплоснабжения, а преследует цель ограничения периода, в течение которого ответчику предоставляется право на заявление претензий по качеству потребленных ресурсов, и утраты им права на предъявление соответствующих претензий по истечении указанного периода, суды мотивировано сочли необходимым исключить данное условие из договора.
В обоснование кассационной жалобы общество ссылается на положения пункта 5 статьи 450.1 ГК РФ, согласно которому в случаях, если при наличии оснований для отказа от договора (исполнения договора) сторона, имеющая право на такой отказ, подтверждает действие договора, в том числе путем принятия от другой стороны предложенного последней исполнения обязательства, последующий отказ по тем же основаниям не допускается.
Из этого следует, что если сторона, уведомившая контрагента о расторжении договора, в последующем приняла исполнение обязательств по нему, то договор не считается расторгнутым.
Из содержания обжалуемых судебных актов не усматривается нарушение судами названной нормы, поэтому суд округа отклоняет данный довод, при этом обращая внимание на следующее.
Положения пунктов 6, 7 статьи 450.1 ГК РФ регламентируют, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором, в случаях, когда сторона, осуществляющая предпринимательскую деятельность, при наступлении обстоятельств, предусмотренных ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором и служащих основанием для осуществления определенного права по договору, заявляет отказ от осуществления этого права, в последующем осуществление этого права по тем же основаниям не допускается, за исключением случаев, когда аналогичные обстоятельства наступили вновь.
В случаях, установленных ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором, названные правила применяются при неосуществлении определенного права в срок, предусмотренный ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Размер платы за коммунальные услуги согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг.
В силу прямого указания пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями (далее - РСО) обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от РСО, минуя посредничество управляющей организации.
Изложенное, в частности, означает, что объем коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем коммунальных услуг, должен определяться в том же порядке, что и объем коммунальной услуги, оплачиваемой конечными потребителями (приложение N 2 к Правилам N 354).
В пункте 1 статьи 542 ГК РФ предусмотрено, что качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
На основании пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; производить в установленном названными Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Пунктом 101 Правил N 354 предусмотрено, что при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением N 1 к настоящим Правилам, а для случаев, предусмотренных пунктом 148(53) настоящих Правил, размер платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества подлежит уменьшению в порядке, предусмотренном приложением N 3 к настоящим Правилам.
Таким образом, целью предъявления исполнителем коммунальных услуг ТСО претензий по качеству поставленного коммунального ресурса является перерасчет его стоимости конечным потребителям-гражданам, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность, в отношении которых по договору между сторонами не могут распространяться положения пунктов 6, 7 статьи 450.1 ГК РФ.
В этой связи суд округа полагает, что данная судами первой и апелляционной инстанций оценка предложенному истцом, являющимся сильной стороной рассматриваемого договора, профессиональным участником энергетического правоотношения, условию об ограничении, в конечном итоге, прав граждан, соответствует положениям статьи 71 АПК РФ, устанавливающим стандарт всестороннего и полного исследования имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи без придания преимущественного значения какому бы то ни было из них (определения Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2016 N 305-ЭС15-10323, от 05.10.2017 N 309-ЭС17-6308), а также применимым нормам материального права.
Принятые по делу судебные акты соответствуют цели судебной защиты, заключающейся во внесении правовой определенности в отношения сторон спора.
Само по себе несогласие истца с выводами судов не свидетельствует о неверном применении судами норм права.
Вопреки утверждению общества, спор разрешен судами правильно (статья 2 АПК РФ).
Поскольку суд округа не усмотрел нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и (или) процессуального права, а также несоответствия выводов, изложенных в судебных актах, фактическим обстоятельствам дела, кассационная жалоба признается необоснованной, а решение и постановление по настоящему делу подлежат оставлению без изменения (пункт 1 части 1 статьи 287 АПК РФ).
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.05.2022 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 26.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-25390/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Куприна |
Судьи |
С.Д. Мальцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 101 Правил N 354 предусмотрено, что при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением N 1 к настоящим Правилам, а для случаев, предусмотренных пунктом 148(53) настоящих Правил, размер платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества подлежит уменьшению в порядке, предусмотренном приложением N 3 к настоящим Правилам.
Таким образом, целью предъявления исполнителем коммунальных услуг ТСО претензий по качеству поставленного коммунального ресурса является перерасчет его стоимости конечным потребителям-гражданам, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность, в отношении которых по договору между сторонами не могут распространяться положения пунктов 6, 7 статьи 450.1 ГК РФ.
В этой связи суд округа полагает, что данная судами первой и апелляционной инстанций оценка предложенному истцом, являющимся сильной стороной рассматриваемого договора, профессиональным участником энергетического правоотношения, условию об ограничении, в конечном итоге, прав граждан, соответствует положениям статьи 71 АПК РФ, устанавливающим стандарт всестороннего и полного исследования имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи без придания преимущественного значения какому бы то ни было из них (определения Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2016 N 305-ЭС15-10323, от 05.10.2017 N 309-ЭС17-6308), а также применимым нормам материального права."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 декабря 2022 г. N Ф04-6479/22 по делу N А70-25390/2021