г. Тюмень |
|
6 декабря 2022 г. |
Дело N А03-1576/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буровой А.А.
судей Малышевой И.А.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры на решение от 31.05.2022 Арбитражного суда Алтайского края (судья Трибуналова О.В.) и постановление от 23.08.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Зайцева О.О., Кривошеина С.В.) по делу N А03-1576/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лечебно-диагностический центр "Пигмалион" (656066, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Малахова, д. 90, ОГРН 1132223010545, ИНН 2222816675) к Управлению Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры (656015, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Молодежная, д. 26, ИНН 2221114472, ОГРН 1052241873012) о признании недействительным решения об отказе в предоставлении субсидии.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лечебно-диагностический центр "Пигмалион" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры (далее - Управление) о признании недействительным решения от 03.12.2021 об отказе в предоставлении субсидии.
Решением от 31.05.2022 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 23.08.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, Общество является субъектом малого предпринимательства и осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии от 22.11.2019 N ЛО-22-01-005525.
28.10.2020 Общество обратилось в Управление с заявлением о предоставлении субсидии в размере 885 238,55 руб. в связи с приобретением по договору лизинга от 10.08.2020 N 79700-ФЛ/БР-20 медицинского оборудования: аппарата наркозно-дыхательного WATOEX-35 с принадлежностями и аппарата оториноларингологического ChammedCMEI 100.
Решением от 20.11.2020 Управление отказало в предоставлении субсидии по основанию, предусмотренному абзацем 4 пункта 2.6 Порядка субсидирования части затрат, связанных с приобретением субъектами малого и среднего предпринимательства оборудования в рамках реализации индивидуальной программы социально-экономического развития Алтайского края на 2020-2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 N 928-р, принятого постановлением Правительства Алтайского края от 28.07.2020 N 324 (далее - Порядок), а именно: непредставление документов, подтверждающих дилерство поставщика.
Указанное решение оспорено Обществом в судебном порядке.
Постановлением от 16.07.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-18325/2020 требование заявителя удовлетворено: признано недействительным решение Управления от 20.11.2020 об отказе в предоставлении Обществу субсидии, на Управление возложена обязанность рассмотреть заявление Общества от 28.10.2020 в соответствии с Порядком.
22.07.2021 Общество во исполнение постановления суда направило в Управление заявление, в котором просило рассмотреть заявление от 28.10.2020, а в случае обнаружения несоответствия документов Порядку в соответствии с пунктом 2.4 Порядка уведомить заявителя об этом по электронной почте pigmalion_center@mail.ru.
К заявлению от 22.07.2021 были приложены копии документов, подтверждающих дилерство общества с ограниченной ответственностью "Медтрейд", общества с ограниченной ответственностью "Минтрейд МЕдикал Рус", общества с ограниченной ответственностью "Ордамейд", авторизационное письмо Chamed co., Ltd.
Названное письмо получено Управлением 26.07.2021, что подтверждается описью вложения, почтовой квитанцией от 22.07.2021 и информацией об отслеживании почтовых отправлений с сайта Почты России.
На данное заявление Управлением ответ не предоставлен.
15.11.2021 Управлением направлен в адрес Общества запрос о необходимости предоставления копий документов для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии.
26.11.2021 Общество направило в Управление ответ, в котором указывалось на предоставление документов 26.07.2021.
03.12.2021 Управлением принято решение об отказе в предоставлении субсидии по основанию, предусмотренному абзацем 4 пункта 2.6 Порядка, а именно: непредставление документов, подтверждающих дилерство поставщика.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 28, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пришли к выводу о том, что решение Управления об отказе в предоставлении субсидии не соответствует нормам действующего законодательства.
Суд кассационной инстанции, поддерживая выводы судов первой и апелляционной инстанций, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных по делу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Вместе с тем безвозмездное и безвозвратное предоставление субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в строгом соответствии с требованиями и с учетом ограничений, предусмотренных действующим бюджетным законодательством. Так, нормативные акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять, в частности, категории и (или) критерии отбора получателей субсидий, цели, условия, порядок предоставления, а также порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, порядок осуществления государственного (муниципального) финансового контроля при предоставлении субсидий (пункт 3 статьи 78 БК РФ).
Таким образом, хозяйствующие субъекты вправе претендовать на получение субсидии лишь в случаях и при соблюдении условий, прямо предусмотренных нормативно-правовым регулированием, принятым уполномоченными органами, которые обладают достаточной свободой усмотрения в вопросах ее установления, что связано с особенностями расходования бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30.09.2021 N 2120-О).
Постановлением Правительства Алтайского края от 28.07.2020 N 324 утвержден Порядок субсидирования части затрат, связанных с приобретением субъектами малого и среднего предпринимательства оборудования в рамках реализации индивидуальной программы социально-экономического развития Алтайского края на 2020-2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 N 928-р.
Порядок устанавливает условия и процедуру предоставления субсидии на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в рамках реализации индивидуальной программы социально-экономического развития Алтайского края на 2020-2024 годы, и государственной программы Алтайского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае", утвержденной постановлением Правительства Алтайского края от 02.03.2020 N 90, по заключенным договорам приобретения оборудования или лизинга, источником финансового обеспечения которой являются, в том числе средства федерального бюджета (пункт 1.1).
Право на получение субсидии имеют субъекты малого и среднего предпринимательства, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", осуществляющие сельскохозяйственную деятельность, включенную в раздел А, а также производство товаров (работ, услуг), за исключением видов деятельности, включенных в разделы G (кроме кода 45), K, L, M (кроме кодов 71 и 75), N, O, S (кроме кодов 95 и 96), T, U Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2), понесшие затраты, связанные с приобретением оборудования, предназначенного для осуществления перечисленных видов деятельности (пункт 1.3 Порядка).
В соответствии с пунктом 1.7 Порядка заявление о предоставлении субсидии с приложением установленных документов представляется субъектами на бумажном носителе нарочно в Управление и не возвращается, за исключением случая, установленного абзацем вторым пункта 2.3 Порядка. Все документы должны быть прошиты и пронумерованы с указанием количества листов, подписаны и заверены печатью субъекта при ее наличии. Первым документом подшивается опись прилагаемых документов, вторым - заявление о предоставлении субсидии, далее другие документы в соответствии с настоящим Порядком.
Перечень документов, прилагаемых субъектом к заявлению, указан в пунктах 2.1, 2.2 Порядка, а также в приложениях N 1 и N 2 к Порядку, и включает в себя, в том числе копию документа, подтверждающего дилерство поставщика.
Согласно пункту 1.8 Порядка информация о сроках приема заявления на предоставление субсидии и прилагаемых документов размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Управления: www.altsmb.ru.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что Управление осуществляет регистрацию и проверку комплектности документов не позднее первого рабочего дня, следующего за днем их получения. В случае несоответствия представленных документов требованиям пункта 2.1 и приложений 1 и 2 к Порядку Управление в течение 3 рабочих дней направляет субъекту соответствующее уведомление на указанную субъектом в заявлении электронную почту, а также адрес фактического местонахождения. Субъект в установленный пунктом 1.8 Порядка срок может повторно подать документы.
По результатам рассмотрения документов в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока, определенного в соответствии с условиями пункта 1.8 Порядка, Управлением принимается решение о предоставлении субсидии либо об отказе в ее предоставлении в форме утверждения сводного реестра получателей субсидии и сводного реестра отказов в предоставлении субсидии, соответственно (пункт 2.5 Порядка).
Основания для отказа в предоставлении субсидии установлены в пункте 2.6 Порядка и включают: несоответствие субъекта требованиям, указанным в пунктах 1.3 и 2.13 Порядка; несоблюдение субъектом условий, предусмотренных пунктами 1.5, 2.8, 2.9 Порядка; несоответствие представленных субъектом документов требованиям, указанным в пункте 2.1 Порядка и приложениях 1 и 2 к Порядку, непредставление (представление не в полном объеме) документов; недостоверность представленной субъектом информации.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон, принимая во внимание вступившие в силу судебные акты по делу N А03-18325/2020, учитывая, что Обществом 26.07.2021 представлены документы, подтверждающие дилерство поставщика, следовательно, на дату фактического рассмотрения заявления Общества от 28.10.2020 у Управления с учетом ранее представленных документов имелись все документы, необходимые для принятия соответствующего решения, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии у Управления правовых оснований для отказа заявителю в предоставлении субсидии в связи с непредставлением документов, подтверждающих дилерство поставщика.
Доводы Управления о нарушении заявителем порядка подачи повторного заявления (непредставление полного прошитого комплекта документов), об отсутствии у Управления полномочий по уведомлению заявителя о несоответствии представленных им документов подлежат отклонению как основанные на неверном толковании положений Порядка.
В целом изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, что не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции в силу положений главы 35 АПК РФ.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых решения и постановления, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 31.05.2022 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 23.08.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-1576/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Бурова |
Судьи |
И.А. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.