г. Тюмень |
|
6 декабря 2022 г. |
Дело N А45-1986/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Куприной Н.А.,
судей Мальцева С.Д.,
Сергеевой Т.А.,
при протоколировании судебного заседания с использованием систем видеоконференц- связи, веб-конференции в режиме онлайн помощником судьи Бочаровым Н.С., рассмотрел кассационные жалобы акционерного общества "Сибирская энергетическая компания", общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Светлый квартал" на решение от 07.06.2022 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Нефедченко И.В.) и постановление от 14.09.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Ходырева Л.Е., Аюшев Д.Н., Назаров А.В.) по делу N А45-1986/2022 по иску общества с ограниченной ответственностью управляющая компания первого строительного фонда (630030, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Первомайская, дом 236, ОГРН 1125476089970, ИНН 5409237390) к акционерному обществу "Сибирская энергетическая компания" (630099, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Чаплыгина, дом 57, ОГРН 1045401912401, ИНН 5405270340) об обязании совершать определенные действия.
Путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Васютина О.М.) в судебном заседании участвовала представитель акционерного общества "Сибирская энергетическая компания" - Лобачева Л.С. по доверенности от 27.12.2021.
Посредством системы веб-конференции в режиме онлайн в судебном заседании приняла участие представитель общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Светлый квартал" - Гаврилюк К.В. по доверенности от 10.01.2022.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью управляющая компания первого строительного фонда (после переименования - общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Светлый квартал" (далее - общество), на что суд округа указывает в порядке статьи 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ), обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к акционерному обществу "Сибирская энергетическая компания" (далее - компания) об обязании ежемесячно в срок не позднее 27-го числа расчетного месяца по всем нежилым помещениям, расположенным в многоквартирных домах (далее - МКД), включенных в договор ресурсоснабжения от 26.02.2022 N 161 (далее - договор), собственники которых заключили договоры на оказание коммунальных услуг по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - ГВС) непосредственно с компанией, передавать обществу в форме электронного документа в формате Excel по защищенному каналу связи СБИС показания индивидуальных приборов учета (далее - ИПУ) и (или) иную информацию, используемую для определения объемов потребления коммунального ресурса в разрезе каждого такого помещения, включая номер лицевого счета, номера ИПУ, указание на улицу, номера дома, нежилого помещения, площадь помещения, Ф.И.О. собственника помещения, объем коммунального ресурса (Гкал/куб. м) с разбивкой по коммунальным услугам по отоплению и ГВС, потребленный за расчетный период, определенный по показаниям ИПУ и расчетным способом, с указанием способа расчета, примененного тарифа, наличия в расчете повышающего коэффициента, данные по ИПУ (предыдущие и текущие показания), сведения о произведенных корректировках начислений и перерасчетах размера платы, примененных нормативах потребления коммунального ресурса), а также уведомлять общество о сроках проведения компанией проверки достоверности сведений о показаниях указанных приборов учета и (или) проверки их состояния.
Решением от 07.06.2022 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 14.09.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен частично. Суд обязал компанию передавать обществу ежемесячно в срок не позднее 5-го числа каждого месяца, следующего за расчетным, по всем нежилым помещениям, расположенным в МКД, включенным в договор, собственники которых заключили договоры на оказание коммунальных услуг по отоплению и (или) ГВС непосредственно с компанией, показания ИПУ и (или) иную информацию, используемую для определения объемов потребления коммунального ресурса в разрезе каждого такого помещения, включая номер лицевого счета, указание на улицу, номер дома, номер нежилого помещения, площадь помещения, Ф.И.О. собственника помещения, объем коммунального ресурса (Гкал/куб. м) с разбивкой по коммунальным услугам по отоплению и ГВС, потребленный за расчетный период, определенный по показаниям ИПУ и расчетным способом. С компании в пользу общества взыскано 6 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, стороны обратились с кассационными жалобами.
Компания в своей жалобе просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы компанией приведены следующие доводы: судами нарушены требования пункта 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), поскольку на момент принятия судебных актов действующим законодательством не предусмотрены обязательства ресурсоснабжающей организации (далее - РСО) по предоставлению исполнителю коммунальных услуг сведений, не используемых для определения объемов потребления коммунального ресурса на содержание общего имущества (далее - СОИ) в МКД; в рассматриваемом случае подлежит применению схема расчета, предусмотренная подпунктом "а" пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124); для расчетов с РСО за ресурс, потребленный на СОИ, обществу достаточно располагать сведениями об общем объеме потребления собственников нежилых помещений по отоплению и ГВС в отношении конкретного МКД, такую информацию компания предоставляет добровольно; показания ИПУ собственников нежилых помещений в расчетах, предусмотренных подпунктом "а" пункта 21 Правил N 124, не используются, следовательно, для своевременного исполнения обязанности по оплате ресурса, потребленного на СОИ, истцу объективно не требуются; на положения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), при рассмотрении настоящего дела общество не ссылалось; на ответчика не могут быть возложены обязательства по передаче истцу сведений, неиспользуемых для расчетов объемов коммунального ресурса; доказательства нарушения прав общества не представлены, поэтому у судов не имелось оснований для частичного удовлетворения иска; судами необоснованно отклонены доводы компании о своевременном и полном предоставлении обществу необходимых для расчетов данных; поскольку компания поставляет в управляемые обществом МКД только тепловую энергию, измеряемую в Гкал, возложение на ответчика дополнительных обязанностей по предоставлению сведений об объемах потребления непоставляемого ресурса - ГВС в куб. м необоснованно и фактически неисполнимо.
Общество в своей жалобе просит отменить постановление апелляционного суда, изменить решение суда первой инстанции, изложив его резолютивную часть в редакции истца, в частности, обязать ответчика передавать истцу ежемесячно в срок не позднее 27-го числа расчетного месяца спорную информацию, в том числе с указанием номеров ИПУ по всем нежилым помещениям.
В обоснование своей кассационной жалобы общество указало следующее: предоставление РСО спорных сведений не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным, не отвечает цели их получения и противоречит порядку обмена информацией между управляющей организацией и РСО, регламентированному законодательством; истцом представлены доказательства того, что преимущественное количество договоров управления МКД, включенными в договор с РСО, содержит условие о выставлении управляющей организацией платежных документов собственникам помещений не позднее 1-го числа месяца, следующего за расчетным, таким образом, при получении спорных сведений от ответчика 5-го числа месяца, следующего за расчетным, они не могут быть использованы истцом в расчетном месяце;
в следующем месяце данные о потреблении коммунальных ресурсов нежилой частью МКД в предыдущий расчетный период применяться не могут; установленный ответчиком для нежилых помещений срок приема показаний ИПУ противоречит действующему законодательству (подпункт "ж" пункта 31, подпункт "д" пункта 31(1), подпункт "к(1)" пункта 33 Правил N 354), лишает истца возможности своевременно получить необходимый объем информации; предложенный истцом срок предоставления сведений не позднее 27-го числа текущего месяца полностью соответствует сути и порядку взаимоотношений между управляющей организацией, РСО и потребителями; судами ошибочно истолкован пункт 37 Правил N 354, не учтена объективная возможность ответчика предоставлять истцу спорные сведения до 27-го числа текущего месяца, при этом права компании не нарушаются; суды не приняли во внимание, что информация о номерах ИПУ необходима истцу для их корректного учета и возможности безошибочного определения объема потребленного коммунального ресурса собственником того или иного нежилого помещения в случае наличия в нем более одного ИПУ определенного вида ресурса; в случае предоставления истцу показаний без номеров ИПУ разность в показаниях может быть посчитана неверно; поскольку номер ИПУ и его показания фиксируются ответчиком в своем расчетном комплексе, представление сведений о номерах ИПУ не будет для него затруднительным.
К материалам дела приобщены отзывы сторон на кассационные жалобы, в которых они возражают против удовлетворения жалоб друг друга.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы своих кассационных жалоб и отзывов.
Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, исходя из доводов кассационных жалоб, отзывов на них, суд округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами, общество является управляющей организацией МКД, расположенных в городе Новосибирске по адресам: улица Стартовая, дом 1, блок-секции 1 - 20, дома 3, 4; улица Заречная, дома 4, 6, 7, 8, 9; улица Первомайская, дома 232, 234, 236; улица Выборная, дом 91/4.
Между компанией (РСО) и обществом (абонент) заключен договор, в соответствии с которым РСО обязалась осуществлять поставку ресурса, а абонент - оплачивать принятую тепловую энергию (пункт 1.1 договора).
Согласно пункту 3.2.9 договора абонент обязан: вести учет потребляемой тепловой энергии/теплоносителя и (или) горячей воды при наличии приборов учета, установленных на объектах теплоснабжения, указанных в договоре и допущенных РСО к эксплуатации в качестве коммерческих соответствующим актом допуска; предоставлять в РСО ежемесячно в срок с 23 по 27 число расчетного месяца отчет о потребленных тепловой энергии, теплоносителе и (или) горячей воде. Порядок осуществления учета тепловой энергии/теплоносителя и горячей воды определяется действующими нормативными и техническими правилами и актами.
Перечень мероприятий, выполняемых с целью исполнения договора, в том числе порядок проведения начислений, меры, принимаемые к потребителям и юридическим лицам в случаях просрочки оплат за коммунальные услуги, установлен в приложении N 14 к договору (пункт 8.2 договора).
Приложение N 14 к договору устанавливает ряд обязанностей абонента по предоставлению сведений РСО о суммарных и индивидуальных объемах потребления коммунального ресурса собственниками (пользователями) помещений в МКД, суммах начислений и перерасчетов платы за коммунальный ресурс потребителям и т.д.
Положений, обязывающих компанию предоставлять обществу указанные сведения в разрезе каждого нежилого помещения, с собственником которого РСО заключен прямой договор, в договоре не имеется.
Ссылаясь на то, что отсутствие такой информации не позволяет корректно рассчитать не только размер платы за коммунальную услугу, но и, как следствие, размер платы за коммунальный ресурс, потребленный в целях СОИ, общество обратилось в арбитражный суд с иском.
Рассматривая спор, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 8, 309, 310 ГК РФ, статьями 39, 155, 157.2, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктами 18, 21 Правил N 124, пунктами 37, 40, 42, 44, 45 Правил N 354, постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", условиями договора и исходили из того, что компания, как РСО, с которой собственниками помещений в МКД, находящихся в управлении общества, от своего имени заключены договоры поставки тепловой энергии, обязана предоставлять истцу как управляющей организации информацию о показаниях ИПУ при их предоставлении собственниками компании.
Судами отмечено, что действующим законодательством не предусмотрен срок предоставления сведений, указанных в подпункте "е(1)" пункта 18 Правил N 124, в договоре такой срок также не согласован.
Поскольку в пункте 37 Правил N 354 расчетный период для оплаты коммунальных услуг установлен равным календарному месяцу, суды заключили, что окончательный расчет потребителю производится в последний день расчетного месяца. С учетом того, что обществу для произведения начислений за СОИ собственникам помещений МКД требуется использование не только показаний ИПУ, но сведений об объемах, начисленных расчетным способом, лицам, не имеющим приборов учета (указанные начисления компания производит в последний день текущего расчетного месяца), суды пришли к выводу, что направление обществу запрашиваемых сведений не позднее 27-го числа расчетного месяца не представляется возможным и определили такой срок до 5-го числа месяца, следующего за расчетным.
Ввиду того, что обязательств РСО по предоставлению информации с указанием номеров ИПУ, способа расчета, примененного тарифа, наличия в расчете повышающего коэффициента, данные по ИПУ (предыдущие и текущие показания), сведения о произведенных корректировках начислений и перерасчетах размера платы, примененных нормативах потребления коммунального ресурса), действующее законодательство не содержит, необходимость истребования такой информации истцом не приведена, доказательства непредставления истцу информации о сроках проведения ответчиком проверки достоверности сведений о показаниях указанных приборов учета и (или) проверки их состояния, то есть наличия нарушенного права, не представлено, суды в данной части отклонили требования общества, частично удовлетворив иск.
Рассмотрев кассационные жалобы в пределах их доводов и изложенных в отзывах возражений, которыми ограничивается рассмотрение дела судом кассационной инстанции (часть 1 статьи 286 АПК РФ, пункт 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", далее - Постановление N 13), суд округа пришел к следующим выводам.
В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (пункт 1 статьи 307 ГК РФ).
В соответствии со статьей 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", согласно пункту 1 статьи 308.3, статье 396 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено ГК РФ, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. При этом следует учитывать, что в соответствии со статьями 309 и 310 ГК РФ должник не вправе произвольно отказаться от надлежащего исполнения обязательства.
При предъявлении кредитором иска об исполнении должником обязательства в натуре суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, определяет, является ли такое исполнение объективно возможным.
Разрешая вопрос о допустимости понуждения должника исполнить обязанность в натуре, суд учитывает не только положения ГК РФ, иного закона или договора, но и существо соответствующего обязательства.
Исполнение обязанности в натуре означает понуждение должника выполнить действия, которые он должен совершить в силу имеющегося гражданско-правового обязательства.
По смыслу приведенных норм, иск о присуждении к исполнению обязанности в натуре подлежит удовлетворению при установлении судом совокупности следующих обстоятельств: наличие на момент принятия решения спорной обязанности у ответчика и права требовать ее исполнения у истца, объективная и субъективная возможность исполнения обязательства.
Поскольку по своему содержанию отношения сторон подпадают под действие жилищного законодательства (пункт 10 части 1 статьи 4 ЖК РФ), то в силу прямого указания части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ.
В части 10 статьи 157.2 ЖК РФ определено, что в случае заключения договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг, РСО обязаны предоставлять, в том числе с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, лицам, осуществляющим управление МКД, информацию о показаниях ИПУ при предоставлении таких показаний собственниками или пользователями помещений в МКД РСО.
С учетом положений статьи 157 ЖК РФ, закрепляющей необходимость применения в отношениях, связанных с оказанием коммунальных услуг, соответствующего постановления Правительства Российской Федерации, порядок расчета за коммунальную услугу по отоплению, оказываемую собственникам жилых и нежилых помещений, расположенных в МКД, подлежит регулированию Правилами N 354.
В силу подпункта "ж" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан принимать от потребителей показания ИПУ, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, сеть Интернет и др.), и использовать показания, полученные не позднее 25-го числа расчетного месяца, при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, если прибор учета электрической энергии не подключен к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях, а также в случаях, предусмотренных пунктами "г" - "ж" пункта 17 настоящих Правил, передавать, в том числе с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, полученные от потребителей показания ИПУ управляющей организации, осуществляющей управление МКД. В отношении коллективных (общедомовых) (далее - ОДПУ), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии, подключенных к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), обязанность по снятию показаний с приборов учета возлагается на гарантирующего поставщика, который является владельцем соответствующей интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), а предоставление показаний таких приборов учета осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
При этом положения пункта 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ предусматривают, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления МКД либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Подпунктом "е(1)" пункта 18 Правил N 124 регламентировано, что в договоре ресурсоснабжения, в частности, предусматриваются обязательства РСО по передаче исполнителю показаний ИПУ и (или) иной информации, используемой для определения объемов потребления коммунального ресурса, сроки и порядок передачи указанной информации, а также обязанность РСО уведомлять исполнителя о сроках проведения РСО проверки достоверности представленных потребителем сведений о показаниях указанных приборов учета и (или) проверки их состояния и право представителей исполнителя участвовать в таких проверках в случаях, предусмотренных пунктом 21(1) настоящих Правил, за исключением случая, если обязательства по сбору такой информации осуществляются исполнителем по соглашению с РСО.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, суды установили, что общество осуществляет функции управления МКД, в которых расположены нежилые помещения, их собственники заключили с компанией прямые договоры теплоснабжения, в связи с чем пришли к обоснованному выводу о наличии у РСО обязанности по передаче управляющей организации показаний ИПУ и (или) иной информации, используемой для определения объемов потребления коммунального ресурса.
Между тем, судами не принята во внимание обязанность исполнителя коммунальных услуг по выставлению собственникам жилых помещений в МКД платежных документов для внесения ими платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Само по себе определение пунктом 37 Правил N 354 расчетного периода для оплаты коммунальных услуг равным календарному месяцу не изменяет предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ, подпунктом "ж" пункта 31, подпунктом "к(1)" пункта 33 Правил N 354 сроки снятия и передачи показаний ИПУ (до 25-го числа расчетного месяца) и выставления платежных документов на оплату (не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем).
Таким образом, заявленное обществом требование об обязании РСО предоставлять сведения о показаниях ИПУ нежилых помещений до 27-го числа расчетного месяца соотносится с требованиями перечисленных норм и не нарушает права компании.
В случае установления обязанности РСО предоставлять управляющей организации указанные сведения до 5-го числа месяца, следующего за расчетным, последняя будет лишена возможности корректного и своевременного расчета размера платы собственникам жилых помещений.
В этой связи суд округа считает ошибочным вывод судов, основанный на положениях пункта 37 Правил N 354, а требование общества об обязании компании предоставлять сведения о показаниях ИПУ нежилых помещений до 27-го числа расчетного месяца правомерным и подлежащим удовлетворению.
Доводы компании об отсутствии необходимости обязания ее предоставлять истцу спорные сведения в связи с их добровольным предоставлением отклоняются судом округа как противоречащие установленным судами обстоятельствам их неполного и несвоевременного предоставления.
На основе оценки представленных в дело доказательств, в том числе скриншотов экрана компьютера, сделанных в личном кабинете общества на официальном сайте компании в разделе "Отчеты", суды установили, что абсолютно все документы согласно столбцам "дата формирования" (размещения), "запуск отчета" размещены в 2022 году, в том числе все "реестры начислений по нежилым помещениям" за 2021 год, то есть по истечении всех разумных сроков для такого представления.
Так, в указанном источнике информации размещены: реестры начислений по нежилым помещениям за январь 2021 года - 04.03.2022, 21.03.2022, 31.03.2022;
за февраль, март, апрель, май, июнь, июль, сентябрь, октябрь 2021 года - 21.03.2022;
за ноябрь 2021 года - 03.03.2022, 04.03.2022, 21.03.2022.
Доводы истца, что сведения о потреблении коммунальных ресурсов "нежилой частью" МКД N 236 по улице Первомайская в городе Новосибирске не выгружены ответчиком ни разу за период с января по апрель 2022 года, последним не опровергнуты.
Представленные обществом распечатки "реестров начислений по нежилым помещениям" подтверждают ненадлежащее исполнение компанией обязанности по предоставлению спорных сведений обществу, в них отсутствует информация о показаниях ИПУ нежилых помещений, потребленном объеме ГВС, теплоносителя в куб. м.
Учитывая, что компанией не представлены доказательства, опровергающие указанные установленные судами обстоятельства (статьи 9, 65 АПК РФ), суд округа соглашается с выводами судов об обязании ответчика предоставлять истцу сведения о показаниях ИПУ и иную информацию, используемую для определения объемов потребления коммунального ресурса в разрезе каждого такого помещения, включая объем коммунального ресурса (Гкал/куб. м) с разбивкой по коммунальным услугам по отоплению и ГВС по всем нежилым помещениям, расположенным в МКД, включенных в договор ресурсоснабжения.
Суждения компании об отсутствии необходимости предоставления спорных сведений ввиду того, что показания ИПУ нежилых помещений в МКД не используются в расчетах, не принимаются кассационной инстанцией, поскольку основаны на ошибочном толковании подпункта "а" пункта 21 Правил N 124, прямо предусматривающего, что объем коммунального ресурса, поставляемого в МКД, оборудованный ОДПУ, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом МКД по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с РСО (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются ОДПУ).
Указание компании на неисполнимость требования о предоставлении информации о количестве ресурса в куб. м необоснованно, так как императивный порядок определения размера платы за коммунальный ресурс по ГВС, урегулированный Правилами N 354 (раздел VI, приложение N 2), предусматривает необходимость ее исчисления с учетом потребленного объема.
Аргумент общества о необходимости обязания компании предоставлять сведения о номерах ИПУ отклоняется судом округа, поскольку в силу подпункта "е(1)" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний ИПУ, распределителей, установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в МКД не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета).
Таким образом, суды правомерно исходили из того, что указание номеров ИПУ избыточно для исполнения истцом своих обязанностей по расчету платы за коммунальные услуги.
Учитывая изложенное, поскольку судами неправильно применены нормы материального права, что привело к принятию неверного решения в части, при этом фактические обстоятельства дела установлены судами всесторонне и полно, суд округа считает возможным согласно пункту 2 части 1 статьи 287 АПК РФ принять новый судебный акт, изменив решение и постановление.
Произведенные обществом расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной и кассационной жалоб подлежат взысканию с компании в пользу общества на основании статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.06.2022 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 14.09.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-1986/2022 изменить, резолютивную часть судебного акта изложить в следующей редакции.
Иск удовлетворить.
Обязать акционерное общество "Сибирская энергетическая компания" передавать обществу с ограниченной ответственностью управляющая компания "Светлый квартал" ежемесячно в срок не позднее 27-го числа расчетного месяца по всем нежилым помещениям, расположенным в многоквартирных домах, включенных в договор ресурсоснабжения от 26.02.2022 N 161, собственники которых заключили договоры на оказание коммунальных услуг по отоплению и (или) горячему водоснабжению непосредственно с акционерным обществом "Сибирская энергетическая компания", показания индивидуальных приборов учета (ИПУ) и (или) иную информацию, используемую для определения объемов потребления коммунального ресурса в разрезе каждого такого помещения, включая номер лицевого счета, указание на улицу, номер дома, номер нежилого помещения, площадь помещения, Ф.И.О. собственника помещения, объем коммунального ресурса (Гкал/куб. м) с разбивкой по коммунальным услугам по отоплению и горячему водоснабжению, потребленного за расчетный период, определенный по показаниям ИПУ и расчетным способом.
Взыскать с акционерного общества "Сибирская энергетическая компания" в пользу общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Светлый квартал" 6 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску, 6 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной и кассационной жалоб.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Куприна |
Судьи |
С.Д. Мальцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суждения компании об отсутствии необходимости предоставления спорных сведений ввиду того, что показания ИПУ нежилых помещений в МКД не используются в расчетах, не принимаются кассационной инстанцией, поскольку основаны на ошибочном толковании подпункта "а" пункта 21 Правил N 124, прямо предусматривающего, что объем коммунального ресурса, поставляемого в МКД, оборудованный ОДПУ, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом МКД по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с РСО (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются ОДПУ).
Указание компании на неисполнимость требования о предоставлении информации о количестве ресурса в куб. м необоснованно, так как императивный порядок определения размера платы за коммунальный ресурс по ГВС, урегулированный Правилами N 354 (раздел VI, приложение N 2), предусматривает необходимость ее исчисления с учетом потребленного объема.
Аргумент общества о необходимости обязания компании предоставлять сведения о номерах ИПУ отклоняется судом округа, поскольку в силу подпункта "е(1)" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний ИПУ, распределителей, установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в МКД не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 декабря 2022 г. N Ф04-6698/22 по делу N А45-1986/2022