г. Тюмень |
|
14 декабря 2022 г. |
Дело N А70-25073/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Департамента недропользования и экологии Тюменской области на решение от 19.04.2022 Арбитражного суда Тюменской области (судья Минеев О.А.) и постановление от 18.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Иванова Н.Е., Котляров Н.Е.) по делу N А70-25073/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Карьерстрой" (625048, город Тюмень, улица Республики, дом 90, квартира 138, ОГРН 1187232003331, ИНН 7203442021) к Департаменту недропользования и экологии Тюменской области (625004, город Тюмень, улица Володарского, дом 45, ОГРН 1057200722061, ИНН 7202137635) об оспаривании приказа.
В заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Карьерстрой" - Першин И.М. по доверенности от 22.03.2022;
от Департамента недропользования и экологии Тюменской области - Троегубова Ю.Ю. по доверенности от 26.10.2022.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Карьерстрой" (далее - ООО "Карьерстрой", общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании недействительным приказа Департамента недропользования и экологии Тюменской области (далее - департамент) от 30.09.2021 N 1245-ОД "Об отказе ООО "Карьерстрой" в согласовании изменений технического проекта".
Решением от 19.04.2022 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 18.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, департамент просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и отказать в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, у него имелись правовые основания для отказа в согласовании изменений в технический проект "Разработка участка недр местного значения "Падунский-7" в Заводоуковском городском округе Тюменской области" (далее - технический проект разработки участка недр), поскольку информация о наличии краснокнижных растений на участке недр отсутствовала в ранее представленном обществом в составе технического проекта разработки участка недр Отчете по научной исследовательской работе в области изучения животного и растительного мира (далее - отчет о НИР).
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, обществу выдана лицензия на право пользования недрами от 24.07.2020 ТЮМ 86158 ТЭ с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча песка на участке недр местного значения "Падунский-7", расположенном в квартале 100 (выделы 1, 11,1, 14, 15- 21, 23, 24) Падунского участкового лесничества Заводоуковского лесничества в Заводоуковском городском округе Тюменской области, сроком действия до 24.07.2030 (далее - лицензия ТЮМ 86158 ТЭ).
Составной частью данной лицензии (приложение N 1) являются Условия пользования недрами (далее - Условия), пунктом 4.1 которых предусмотрена обязанность владельца лицензии в соответствии со статьей 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) выполнять все виды работ с соблюдением действующего законодательства Российской Федерации по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.
Приказом от 14.09.2020 N 943-ОД департамент согласовал обществу технический проект разработки участка недр.
Общество 27.04.2021 обратилось в департамент с заявлением о согласовании изменений в технический проект разработки участка недр.
Приказом департамента от 26.05.2021 N 644-ОД обществу было отказано в согласовании изменений в указанный проект.
Общество 27.08.2021 повторно обратилось в департамент с заявлением о согласовании изменений в технический проект разработки участка недр.
Приказом департамента от 30.09.2021 N 1245-ОД обществу отказано в согласовании изменений в указанный проект по мотиву нарушения пункта 4.1 Условий и досрочного прекращения права пользования недрами по лицензии ТЮМ 86158 ТЭ приказом от 20.09.2021 N 1201-ОД.
Не согласившись с приказом департамента от 30.09.2021 N 1245-ОД, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о несоответствии оспариваемого приказа действующему законодательству и нарушении прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В силу статьи 11, пункта 10 части второй статьи 22 Закона о недрах" (здесь и далее в редакции, действовавшей в спорный период) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрам; пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции.
Статьей 23.2 Закона о недрах предусмотрено, что разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118, действовавшим в спорный период, утверждено Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (далее - Положение N 118).
Требования к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья утверждены приказом Минприроды России от 25.06.2010 N 218 (далее - Требования N 218).
Согласно пункту 2 Правил N 118 подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах.
Исходя из пунктов 3, 5 Положения N 118 подготовка проектной документации осуществляется пользователем недр или организацией, привлекаемой пользователем недр для подготовки проектной документации, на основании технического задания на проектирование, разработанного и утвержденного пользователем недр, и имеющейся геологической и иной информации о недрах. Документация по участкам недр местного значения до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с уполномоченным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Основанием для принятия комиссией или уполномоченным органом решения об отказе в согласовании проектной документации является, в том числе несоответствие проектной документации условиям пользования недрами, установленным в лицензии на пользование недрами, и (или) требованиям законодательства Российской Федерации (подпункт "а" пункта 21 Положения N 118).
Пунктом 12 Положения N 118 установлено, что в проектную документацию включаются: а) мероприятия по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами; б) мероприятия по рациональному использованию и охране недр;
в) мероприятия по обеспечению требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами; г) информация о сроках и условиях выполнения работ по консервации и (или) ликвидации горных выработок, скважин, иных подземных сооружений, а также рекультивации земель.
Проектная документация разрабатывается на весь период отработки месторождения и может изменяться в случае необходимости изменения технических и/или технологических решений. При этом изменения, дополнения, корректировка проектной документации должны содержать только те разделы, которые подвергаются переработке в процессе разработки изменений. В изменении (дополнении, корректировке) к проектной документации допускается делать ссылки на неизмененные разделы технического проекта либо помещать их в кратком изложении (пункт 3 раздела IV Требований N 218).
Согласно пункту 11.2.5 раздела 3 Требований N 218 в проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых включается информация об охране растительного и животного мира.
Статьей 60 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов их генетический фонд подлежит сохранению в низкотемпературных генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания (пункт 1).
В соответствии с пунктами 1.1, 2.2.22 Положения о Департаменте недропользования и экологии Тюменской области, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 13.06.2005 N 73-п, департамент является исполнительным органом государственной власти Тюменской области, к полномочиям которого отнесено согласование проектной документации по участкам недр местного значения (технические проекты разработки месторождений полезных ископаемых).
Как следует из оспариваемого приказа, основанием для отказа обществу в согласовании изменений в технический проект разработки участка недр послужили обстоятельства, выявленные в ходе осмотра территории лесного участка в квартале 100 Падунского участкового лесничества (в границах участка недр "Падунский-7"), а именно: произрастание видов растений, занесенных в Красную книгу Тюменской области - липа сердцевидная, башмачок крапчатый; наличие в северной и западной части участка лиственного березового леса спелого возраста; нахождение в северной части участка мест жизнедеятельности косули; существование вырубок леса прошлых лет (акт осмотра от 30.08.2021), информация о которых не содержалась в отчете о НИР, что, по мнению департамента, свидетельствует о некачественной подготовке данного отчета, нарушении законодательства об охране окружающей среды и пункта 4.1 Условий. Кроме того, департамент указал, что на основании приказа от 20.09.2021 N 1201-ОД действие лицензии ТЮМ 86158 ТЭ на право пользования недрами досрочно прекращено.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что общество обратилось в департамент за согласованием изменений в технический проект разработки участка недр в части сроков и порядка отработки участка недр "Падунский-7" (пункты 1.2, 1.3 раздела 1, пункты 3.1, 3.2.1, 3.2.2, 3.3.6 раздела 3), в то время как фактически департамент отказал в согласовании изменений в технический проект по иным мотивам, выйдя за пределы корректируемых положений проектной документации. При этом отчет о НИР, подготовленный научно-исследовательским институтом экологии и рационального использования природных ресурсов федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Тюменский государственный университет", был ранее рассмотрен департаментом и рекомендован для использования при разработке технического проекта (письмо департамента от 11.06.2020 N 6401/20).
Судами верно отмечено, что установленные в ходе осмотра 30.08.2021, по мнению департамента, нарушения могут являться основанием для приостановления либо прекращения права пользования недрами, однако в рамках иной процедуры.
Ссылка департамента в оспариваемом приказе на досрочное прекращение действия лицензии ТЮМ 86158 ТЭ является необоснованной, поскольку указанное не предусмотрено в качестве основания для принятия уполномоченным органом решения об отказе в согласовании проектной документации (пункт 21 Положения N 118). Кроме того, вступившими в законную силу судебными актами по делу N А70-20133/2021 приказ департамента от 20.09.2021 N 1201-ОД о досрочном прекращении лицензии ТЮМ 86158 ТЭ признан недействительным.
С учетом изложенного отказ департамента в согласовании изменений в технический проект разработки участка недр по причинам, указанным в оспариваемом приказе, обоснованно признан судами несоответствующим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы подателя кассационной жалобы повторяют его позицию по спору, являлись предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и не опровергают их выводы, сделанные на основании правильного применения норм права к установленным обстоятельствам дела.
Судом округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.04.2022 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 18.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-25073/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 60 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов их генетический фонд подлежит сохранению в низкотемпературных генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания (пункт 1).
...
Ссылка департамента в оспариваемом приказе на досрочное прекращение действия лицензии ТЮМ 86158 ТЭ является необоснованной, поскольку указанное не предусмотрено в качестве основания для принятия уполномоченным органом решения об отказе в согласовании проектной документации (пункт 21 Положения N 118). Кроме того, вступившими в законную силу судебными актами по делу N А70-20133/2021 приказ департамента от 20.09.2021 N 1201-ОД о досрочном прекращении лицензии ТЮМ 86158 ТЭ признан недействительным."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 декабря 2022 г. N Ф04-6095/22 по делу N А70-25073/2021
Хронология рассмотрения дела:
09.06.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5214/2023
14.12.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6095/2022
18.08.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6501/2022
19.04.2022 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-25073/2021