г. Тюмень |
|
16 декабря 2022 г. |
Дело N А46-15311/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Киричёк Ю.Н.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г.,
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области на решение от 26.04.2022 Арбитражного суда Омской области (судья Захарцева С.Г.) и постановление от 18.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Котляров Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-15311/2021 по заявлению акционерного общества "ОмскВодоканал" (644042, Омская область, город Омск, улица Маяковского, дом 2, ОГРН 1045507037344, ИНН 5504097128) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Омской области (644010, Омская область, город Омск, проспект Карла Маркса, 12А, ОГРН 1025500755939, ИНН 5503023028) об оспаривании ненормативных правовых актов.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "КОМПАНИЯ "КОМПАС-М" (644046, Омская область, город Омск, улица Маяковского, дом 16, ОГРН 1025500977193, ИНН 5504036615), акционерное общество "Инвестиционная компания "Финам" (127006, город Москва, Настасьинский переулок, дом 7, строение 2, комната 33, ОГРН 1027739572343, ИНН 7731038186), общество с ограниченной ответственностью "ШиКон" (644029, Омская область, город Омск, Котельный переулок, дом 4, ОГРН 1055507038564, ИНН 5504103438), общество с ограниченной ответственностью "Оптовая база "Третий разъезд" (644027, Омская область, город Омск, улица 20 лет РККА, дом 298, ОГРН 1025501244746, ИНН 5506037149), общество с ограниченной ответственностью "Лаптевское" (644100, Омская область, город Омск, улица Лаптева, дом 3, корпус 1, ОГРН 1155543018718, ИНН 5501130264), Руди Елена Юрьевна, индивидуальный предприниматель Щенникова Людмила Александровна (ОГРНИП 304550708800293, ИНН 550714061283), индивидуальный предприниматель Зыбарев Вячеслав Анатольевич (ОГРНИП 311554303900290, ИНН 550503496302), открытое акционерное общество "Чкаловский" (644076, Омская область, город Омск, проспект Космический, дом 99/2, ОГРН 1025501246011, ИНН 5506002548), Омский областной союз потребительских обществ (644001, Омская область, город Омск, улица Лермонтова, дом 127, корпус 1, квартира 166, ОГРН 1025500733587, ИНН 5503011858), общество с ограниченной ответственностью "Туристическое агентство Солнечный берег" (644010, Омская область, город Омск, улица Пушкина, дом 30, ОГРН 1105543028788, ИНН 5506214528), общество с ограниченной ответственностью "Каскад ТВ Омск" (644109, Омская область, город Омск, Сибирский проспект, дом 12, помещение 2П, ОГРН 1165543096124, ИНН 5505054670), индивидуальный предприниматель Мишенина Елена Александровна (ОГРНИП 304550128100109, ИНН 550100906147), индивидуальный предприниматель Фокина Светлана Владимировна (ОГРНИП 305550302100011, ИНН 550306059286).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Микуцкая А.П.) в заседании участвовали представители:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области - Ситникова Г.П. по доверенности от 10.01.2022,
от акционерного общества "ОмскВодоканал" - Шатов Д.А. по доверенности от 24.02.2022.
Суд установил:
акционерное общество "ОмскВодоканал" (далее - общество, АО "ОмскВодоканал") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - антимонопольный орган, управление) от 30.06.2021 N 055/01/10-1237/2020.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Компания "Компас - М" (далее - ООО "Компания "Компас-М"), акционерное общество "Инвестиционная компания "Финам" (далее - АО "Финам"), общество с ограниченной ответственностью "ШиКон", общество с ограниченной ответственностью "Оптовая база "Третий разъезд", общество с ограниченной ответственностью "Лаптевское", Руди Елена Юрьевна (далее - Руди Е.Ю.), индивидуальный предприниматель Щенникова Людмила Александровна (далее - ИП Щенникова Л.А.), индивидуальный предприниматель Зыбарев Вячеслав Анатольевич (далее - ИП Зыбарев В.А.), открытое акционерное общество "Чкаловский" (далее - ОАО "Чкаловский"), Омский областной союз потребительских сообществ, общество с ограниченной ответственностью "Туристическое агентство "Солнечный берег" (далее - ООО "Туристическое агентство "Солнечный берег"), общество с ограниченной ответственностью "Каскад ТВ Омск" (далее - ООО "Каскад ТВ Омск"), индивидуальный предприниматель Мишенина Елена Александровна (далее - ИП Мишенина Е.А.), индивидуальный предприниматель Фокина Светлана Владимировна (далее - ИП Фокина С.В.).
Решением от 26.04.2022 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 18.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда изменить и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований в части признания его нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) путем несоблюдения установленного порядка ценообразования в отношении абонентов, для которых не подлежат установлению нормативы состава сточных вод, и предписания в части устранения данного нарушения.
По мнению подателя жалобы, судами не учтено, что плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод по формуле пункта 203 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), может начисляться только тем абонентам, для объектов которых устанавливаются и применяются нормативы состава сточных вод.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит судебные акты оставить без изменения.
Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа считает, что принятые по делу судебные акты в обжалуемой части подлежат отмене.
Как следует из материалов дела, решением от 30.06.2021 N 055/01/10-1237/2020 антимонопольный орган признал АО "ОмскВодоканал" занимающим доминирующее положение на рынке услуг по холодному водоснабжению и водоотведению в границах расположения находящихся в его эксплуатации сетей централизованного холодного водоснабжения и водоотведения на территории города Омска (пункт 1); нарушившим часть 1 статьи 10 и пункт 10 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ при исчислении и взимании платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов, а также осуществлении действий, направленных на прекращение водоснабжения и (или) водоотведения.
На основании данного решения обществу выдано предписание от 30.06.2021 N 055/01/10-1237/2020 о прекращении нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 и части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, для чего в течение пятнадцати дней со дня его получения необходимо осуществить следующие действия:
1.1. обеспечить соблюдение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при начислении и взимании платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие), платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (далее - плата за сброс):
не допускать начисление платы за негативное воздействие, платы за сброс абонентам АО "ОмскВодоканал", для объектов которых в соответствии с частью 1 статьи 30.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), пунктом 167 Правил N 644 не подлежат установлению нормативы состава сточных вод, и взимание с них такой платы;
абонентам, с которыми заключено соглашение о временном приеме загрязняющих веществ в составе сточных вод, начисление платы за негативное воздействие осуществлять в порядке, установленном пунктами 113-114, 118, 119 Правил N 644;
начисление и взимание платы за сброс абонентам, для объектов которых установлены нормативы состава сточных вод, сброшенных (принятых) в централизованную систему водоотведения, осуществлять при наличии оснований для начисления такой платы, предусмотренных статьей 30.2 Закона N 416-ФЗ, пунктом 194 Правил N 644;
1.2. При осуществлении действий, направленных на прекращение водоснабжения и(или) водоотведения на объектах абонентов в связи с абонентской задолженностью за услуги по договорам водоснабжения и водоотведения, соглашениям о временном приеме загрязняющих веществ в составе сточных вод, обеспечить соблюдение требований пункта 8 части 3 статьи 21 Закона N 416-ФЗ при формировании общей суммы задолженности в претензии (уведомлении о задолженности).
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, АО "ОмскВодоканал" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о недоказанности управлением факта нарушения обществом запретов, предусмотренных статьей 10 Закона N 135-ФЗ.
Между тем судами не учтено следующее.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (пункт 5 статьи 5 ЗаконаN 135-ФЗ).
Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" определено, что субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Часть 1 статьи 4 названного Закона относит к сфере деятельности субъектов естественных монополий водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Пунктом 167 Правил N 644 предусмотрено, что в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, устанавливаются нормативы состава сточных вод. При этом согласно указанному пункту нормативы состава сточных вод не устанавливаются:
- на объекты абонентов, являющиеся жилыми домами, многоквартирными домами (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда;
- на иные объекты абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 Правил N 644 (за исключением объектов абонентов, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов).
Размер платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов, взимаемой с абонента (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 203 Правил N 644), определяется по формуле, предусмотренной пунктом 197 Правил N 644.
Пунктом 203 Правил N 644 определена формула расчета платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов для объектов абонентов при наличии любого из условий:
- среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с объекта менее 30 куб. метров в сутки, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов;
- с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
- расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;
- для отбора сбрасываемых сточных вод с которых отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
Таким образом, вопреки позиции общества и судов взимание платы в соответствии с пунктом 203 Правил N 644 также возможно только в отношении тех объектов абонентов, для которых подлежат установлению нормативы состава сточных вод (письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.06.2021 N 23350-ИФ/04, письмо Федеральной антимонопольной службы от 07.04.2021 N МШ/27138/21).
Как следует из материалов дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, для ряда объектов абонентов такие нормативы не подлежат установлению в силу пункта 167 Правил N 664.
При таких обстоятельствах у АО "ОмскВодоканал" отсутствовали правовые основания для начисления им платы за сброс расчетным способом по формуле пункта 203 Правил N 644.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты в части признания недействительными решения управления в части признания общества нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ путем нарушения установленного порядка ценообразования в отношении абонентов, в отношении которых не подлежат установлению нормативы состава сточных вод, и предписания управления в соответствующей части подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ с принятием в этой части нового судебного акта.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.04.2022 Арбитражного суда Омской области и постановление от 18.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-15311/2021 отменить в части признания недействительными:
решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 30.06.2021 N 055/01/10-1237/2021 в части признания акционерного общества "ОмскВодоканал" нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем нарушения установленного порядка ценообразования в отношении абонентов, в отношении которых не подлежат установлению нормативы состава сточных вод,
предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 30.06.2021 N 055/01/10-1237/2021 в соответствующей части.
В указанной части в удовлетворении заявленных акционерным обществом "ОмскВодоканал" требований отказать.
В остальной части решение от 26.04.2022 Арбитражного суда Омской области и постановление от 18.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-15311/2021 оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, для ряда объектов абонентов такие нормативы не подлежат установлению в силу пункта 167 Правил N 664.
При таких обстоятельствах у АО "ОмскВодоканал" отсутствовали правовые основания для начисления им платы за сброс расчетным способом по формуле пункта 203 Правил N 644.
...
решение от 26.04.2022 Арбитражного суда Омской области и постановление от 18.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-15311/2021 отменить в части признания недействительными:
решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 30.06.2021 N 055/01/10-1237/2021 в части признания акционерного общества "ОмскВодоканал" нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем нарушения установленного порядка ценообразования в отношении абонентов, в отношении которых не подлежат установлению нормативы состава сточных вод,"
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 декабря 2022 г. N Ф04-6371/22 по делу N А46-15311/2021