г. Тюмень |
|
20 декабря 2022 г. |
Дело N А70-18663/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Севастьяновой М.А.,
судей Дерхо Д.С.,
Зиновьевой Т.А.,
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе на решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.04.2022 (судья Власова В.Ф.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2022 (судьи Воронов Т.А., Грязникова А.С., Сидоренко О.А.) по делу N А70-18663/2021 по иску открытого акционерного общества "Запсибгазпром" (625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Первомайская, дом 19, ОГРН 1027200821196, ИНН 7203001796) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (625003, Тюменская область, город Тюмень, улица Володарского, дом 10, ОГРН 1097232017574, ИНН 7202198042) об установлении границ земельного участка.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (625031, Тюменская область, город Тюмень, улица Рационализаторов, дом 20, ОГРН 1047200990891, ИНН 7202131175).
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Запсибгазпром" - Шабелянская А.А. по доверенности от 27.08.2021.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Запсибгазпром" (далее - ОАО "Запсибгазпром", общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (далее - МТУ Росимущества) об установлении границ земельного участка с кадастровым номером 72:17:1105002:37 общей площадью 590 925 кв. м, расположенного по адресу: Тюменская область, Тюменский район, село Луговое в соответствии с данными межевого плана от 23.06.2021, выполненного кадастровым инженером Медведевым Евгением Александровичем, в координатах, указанных в исковом заявлении, признании недействительными и исключении из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о поворотных точках земельных участков с кадастровыми номерами 72:17:1105002:6004 и 72:17:1105002:6009.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее - Управление Росреестра).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 15.04.2022, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2022, исковые требования удовлетворены. Границы земельного участка с кадастровым номером 72:17:1105002:37 общей площадью 590 925 кв. м, расположенного по адресу: Тюменская область, Тюменский район, село Луговое, установлены в соответствии с данными межевого плана от 23.06.2021, выполненного кадастровым инженером Медведевым Е.А. Сведения о координатах поворотных точек земельных участков с кадастровыми номерами 72:17:1105002:6004 и 72:17:1105002:6009 признаны недействительными и исключены из сведений ЕГРН. Установлены границы смежные между земельными участками с кадастровыми номерами 72:17:1105002:6004 и 72:17:1105002:37, а также между земельными участками с кадастровыми номерами 72:17:1105002:6009 и 72:17:1105002:37 в координатах поворотных точек, приведенных в решении суда. С МТУ Росимущества в пользу ОАО "Запсибгазпром" взыскано 6 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением и постановлением, МТУ Росимущества обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В жалобе заявитель ссылается на следующее: в нарушение пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) обществом не исполнена обязанность по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, предоставленный на основании постановления администрации Тюменского района от 11.01.1996 N 10 в связи с чем спорный земельный участок используется обществом без правоустанавливающих документов на него; судами обеих инстанций не дана оценка изложенному в межевом плане от 23.06.2021 заключению кадастрового инженера о рекомендации снятия с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 72:17:1105002:6004, 72:17:1105002:6009, тогда как указанные участки являются собственностью Российской Федерации; судами не учтено, что в представленных МТУ Росимущества межевых планах от 16.04.2020 и от 23.06.2021, на основании которых образованы земельные участки с кадастровыми номерами 72:17:1105002:6004, 72:17:1105002:6009, не содержится сведений о наличии каких-либо объектов недвижимости, принадлежащих в частности ОАО "Запсибгазпром".
ОАО "Запсибгазпром" в отзыве на кассационную жалобу отказать в ее удовлетворении и оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель ОАО "Запсибгазпром" поддержала доводы отзыва на кассационную жалобу.
Учитывая надлежащее извещение МТУ Росимущества о времени и месте проведения судебного заседания, согласно части 3 статьи 284 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей указанного управления.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов исходя из приведенных в кассационной жалобе доводов, суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением администрации Тюменского района от 11.01.1996 N 10 "О предоставлении земельного участка АО "Запсибгазпром" земельный участок вблизи деревни Луговая из земель ТОО "Плодовое" предоставлено АО "Запсибгазпром" под международный спортивный клуб в постоянное пользование, на АО "Запсибгазпром" возложена обязанность по освоению земельного участка после составления и согласования в установленном порядке проектной документации.
На основании указанного постановления АО "Запсибгазпром" выдан государственный акт N ТЮ-2 N 1700555 на право бессрочного (постоянного) пользования землей.
Земельный участок с кадастровым номером 72:17:1105002:37 поставлен на кадастровый учет 21.10.2003, как имеющий статус ранее учтенного.
В целях установления границ предоставленного земельного участка ОАО "Запсибгазпром" заключило с кадастровым инженером Медведевым Е.А. договор на выполнение кадастровых работ.
16.06.2021 ИП Медведевым Е.А. осуществлен выезд и фактическое обследование указанного земельного участка.
При проведении кадастровых работ кадастровый инженер установил наличие наложения границ уточняемого земельного участка на границы принадлежащих на праве собственности Российской Федерации земельных участков с кадастровым номером 72:17:1105002:6004 площадью 67 148 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права от 29.04.2020), с кадастровым номером 72:17:1105002:6009 площадью 25 367 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права от 06.05.2020), площадь наложения составила, соответственно, 65 739 кв. м и 17 637 кв. м.
Земельный участок с кадастровым номером 72:17:1105002:6004 с адресным описанием: Тюменская область, Тюменский район, из категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: земельные участки (территории) общего пользования образован и поставлен на кадастровый учет 29.04.2020 на основании межевого плана от 23.04.2020, подготовленного кадастровым инженером Котовой С.В. согласно распоряжению МТУ Росимущества от 27.11.2019 N 72-853-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" (выписка из ЕГРН от 21.09.2021 N КУВИ-999/2021-867722).
Земельный участок с кадастровым номером 72:17:1105002:6009 с адресным описанием: Тюменская область, Тюменский район, из категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: охрана природных территорий образован и поставлен на кадастровый учет 06.05.2020 на основании межевого плана от 16.04.2020, подготовленного кадастровым инженером Котовой С.В. в соответствии с распоряжением МТУ Росимущества от 27.11.2019 N 72-828-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" (выписка из ЕГРН от 21.09.2021 N КУВИ-999/2021-867723).
Земельные участки с кадастровыми номерами 72:17:1105002:6004, 72:17:1105002:6009 образованы из земель, занятых лесными насаждениями, вошедшими в границу городского округа города Тюмени, расположены в границах территорий общего пользования.
Ссылаясь на то, что установление границ смежных земельных участков с кадастровыми номерами 72:17:1105002:6004 и 72:17:1105002:6009 с наложением на земельный участок с кадастровым номером 72:17:1105002:37 нарушает право постоянного бессрочного пользования ОАО "Запсибгазпром", истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанции фактически разрешили возникший между сторонами спора о границах земельных участков.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из приведенных в кассационной жалобе доводов, судом округа не установлено.
В совместном Постановлении Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что требование об установлении местоположения границ земельного участка является спором о праве, который направлен на устранение неопределенности в прохождении границ земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части; решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости.
Поскольку в рамках требования об установлении границ земельного участка подлежит установлению смежная граница между земельными участками, надлежащим ответчиком по такому иску является смежный землепользователь (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 13.04.2021 N 15-КГ21-1-К1).
Исходя из разъяснений, приведенных в пункте 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, основанием для обращения в суд с требованием об установлении границ земельного участка (межевого спора) является наличие возражений относительно местоположения его границ, предметом иска - определение надлежащей границы земельного участка.
Установление судом границ земельного участка позволяет провести его окончательную индивидуализацию и поставить его на соответствующий государственный учет, создает определенность в отношениях по использованию заинтересованными лицами смежных земельных участков.
При разрешении межевого спора суд устанавливает фактическую и (или) юридическую границу смежных земельных участков, принимая во внимание в том числе сведения о местоположении границ таких участков и их согласовании на момент образования спорных участков, то есть наличие согласования принимается во внимание, но его отсутствие не является препятствием к удовлетворению иска.
Отказ суда установить смежную границу земельных участков истца и ответчика в связи с тем, что отсутствует акт согласования границ участков смежных землепользователей и межевое дело, не основан на законе и преграждает доступ к правосудию (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.10.2016 N 9-КГ16-10).
В силу статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Согласно части 2, пункта 3 части 4 статьи 8, Закона N 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. В кадастр недвижимости вносятся сведения об описании местоположения объекта недвижимости.
Одним из документов, необходимых для осуществления кадастрового учета земельного участка, является межевой план (пункт 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ, если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков.
При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В таком случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Исходя из приведенных правовых положений и разъяснений по рассмотрению споров о границах земельных участков, установив, что спор между сторонами относительно границ земельных участков сводится к тому, что общество ссылается на то, что границы его земельного участка, как ранее учтенного, определены на основании акта о предоставлении земли на праве постоянного (бессрочного) пользования и уточнены проведенным межеванием, в свою очередь, МТУ Росимущества полагает, что в связи с неисполнением обществом в срок до 01.07.2012 обязанности по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, у истца отсутствуют правовые основания пользования землей, и также при проведении обществом межевания нарушен порядок согласования границ с земельными участками, принадлежащими Российской Федерации, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, в том числе межевые планы всех трех земельных участков, истребованные судом реестровые дела в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 72:17:1105002:6004, суды правомерно удовлетворили заявленное истцом требование, исходя из того, что представленный истцом межевой план, определяющий границы земельного участка, принадлежащего обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования с 1996 года, и поставленного на кадастровый учет в 2003 году, соответствует положениям Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", требованиям к содержанию межевого плана и по существу не оспорен ответчиком, которым также не заявлено ходатайства о назначении судебной землеустроительной экспертизы.
Судами правомерно отклонены доводы МТУ Росимущества о несогласовании истцом границ своего земельного участка при межевании, поскольку такое согласование должно было производиться ответчиком при образовании земельных участков с кадастровыми номерами 72:17:1105002:6004 и 72:17:1105002:6009. Отсутствие на земельном участке истца объектов недвижимости не освобождает ответчика от согласования границ образуемых им земельных участков со смежным землепользователем.
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.11.2015 N 58-КГ15-14, отсутствие согласования границ земельного участка может свидетельствовать о недействительности результатов межевания земельного участка ответчика. Суд вправе дать оценку данному обстоятельству при рассмотрении спора об установлении границ, при этом самостоятельного оспаривания истцом землеустроительного дела или действий кадастрового инженера не требуется.
Ссылка заявителя жалобы на то, что земельный участок предоставлен АО "Запсибгазпром" под международный спортивный клуб не обосновывает наличия оснований для отказа истцу в удовлетворении иска. Кроме того, как указано в постановлении администрации Тюменского района от 11.01.1996 N 10 "О предоставлении земельного участка АО "Запсибгазпром" оно принято в связи с острой необходимостью газификации сельских населенных пунктов района истцу предоставлен земельный участок вблизи деревни Луговая общей площадью 63 га, в том числе 24 га сенокосов и 39 га леса из земель ТОО "Плодовое".
Довод кассационной жалобы о не переоформлении истцом в установленном порядке права постоянного (бессрочного) пользования являлся предметом оценки судов первой и апелляционной инстанции и обоснованно ими отклонен, поскольку предусмотренная пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ обязанность по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в срок до 01.07.2012, определяет срок исполнения такой обязанности, но не может рассматриваться как срок, наступление которого влечет утрату права на его переоформление (определения Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2015 N 301-КГ15-17145 по делу N А11-10258/2013, от 06.05.2015 N 305-КГ14-7532 по делу N А41-1999/14). Отсутствие своевременного переоформления права лишает землепользователя права на применение льготной цены аренды земельного участка при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования.
Поскольку доводы кассационной жалобы не содержат аргументов относительно наличия каких-либо нарушений при определении границ земельного участка истца, определении координат границ смежных участков, и не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций по существу спора, которые признаются судом кассационной инстанции соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам, сделанными при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, то у суда округа отсутствуют правовые и фактические основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.04.2022 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2022 по делу N А70-18663/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Севастьянова |
Судьи |
Д.С. Дерхо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, выраженной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.11.2015 N 58-КГ15-14, отсутствие согласования границ земельного участка может свидетельствовать о недействительности результатов межевания земельного участка ответчика. Суд вправе дать оценку данному обстоятельству при рассмотрении спора об установлении границ, при этом самостоятельного оспаривания истцом землеустроительного дела или действий кадастрового инженера не требуется.
...
Довод кассационной жалобы о не переоформлении истцом в установленном порядке права постоянного (бессрочного) пользования являлся предметом оценки судов первой и апелляционной инстанции и обоснованно ими отклонен, поскольку предусмотренная пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ обязанность по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в срок до 01.07.2012, определяет срок исполнения такой обязанности, но не может рассматриваться как срок, наступление которого влечет утрату права на его переоформление (определения Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2015 N 301-КГ15-17145 по делу N А11-10258/2013, от 06.05.2015 N 305-КГ14-7532 по делу N А41-1999/14). Отсутствие своевременного переоформления права лишает землепользователя права на применение льготной цены аренды земельного участка при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 декабря 2022 г. N Ф04-6431/22 по делу N А70-18663/2021