г. Тюмень |
|
10 января 2023 г. |
Дело N А27-26341/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 января 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Демидовой Е.Ю.,
судей Тихомирова В.В.,
Щанкиной В.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Калтанского городского округа на решение от 05.04.2022 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Фуртуна Н.К.) и постановление от 19.08.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Зайцева О.О., Павлюк Т.В.) по делу N А27-26341/2021 по заявлению акционерного общества "Кузнецкая инвестиционно-строительная компания" (654007, Кемеровская область - Кузбасс, город Новокузнецк, улица Орджоникидзе, дом 35, офис 1405, ОГРН 1024201474857, ИНН 4220014581) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу (650066, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, Октябрьский проспект, 3, г, ОГРН 1044205100059, ИНН 4205077178) о признании незаконным действий по государственному кадастровому учету земельного участка, обязании снять с кадастрового учета земельный участок.
Заинтересованные лица, - муниципальное казенное учреждение "Управление муниципальным имуществом Калтанского городского округа" (ОГРН 1024201857195, ИНН 4248001906); Администрация Калтанского городского округа (ОГРН 1024201857393, ИНН 4248000677).
Суд установил:
акционерное общество "Кузнецкая инвестиционно-строительная компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу (далее - управление) о признании незаконными действий по государственному кадастровому учету земельного участка с кадастровым номером 42:37:0101002:2349, и обязании снять с кадастрового учета указанный земельный участок.
Решением от 05.04.2022 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 19.08.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с результатами рассмотрения спора, Администрация Калтанского городского округа (далее - администрация) обратилась в суд округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и неверную оценку обстоятельств спора, просит решение и постановление отменить, приняв новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование данной позиции в кассационной жалобе администрация указывает, что указанные в определении суда координаты характерных точек границ земельного участка в системе координат МСК 42 при принятии обеспечительных мер, в том числе в виде запрета управлению осуществления государственного кадастрового учета и регистрационных действий в отношении земельных участков не совпадали с действительными границами существующих земельных участков (поставленных на кадастровый учет), считает, что в обязанности управления не входит совершение действий по сравнению произвольных точек координат несуществующих земельных участков с поставленными на кадастровый учет, обращает внимание, что проведение проверки на наличие в органе регистрации прав акта о запрете совершения регистрационных действий в отношении объекта недвижимого имущества осуществляется по характеристикам, позволяющим определить такой объект в качестве индивидуально-определенной вещи.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассматривается в отсутствие их представителей.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке, предусмотренном статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами, определением от 24.09.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-19397/2021 приняты обеспечительные меры в виде запрета управлению осуществления государственного кадастрового учета и регистрационных действий в отношении земельных участков, расположенных в границах, координаты характерных точек границ земельного которых указаны в данном определении в системе координат МСК 42; запрета администрации принятия решений об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, о предварительном согласовании предоставления земельного участка, предоставление в аренду, постоянное (бессрочное) пользование либо отчуждение в собственность в отношении земельных участков, расположенных в границах, координаты характерных точек границ которых приведены в определении суда в системе координат МСК 42, до вступления судебного акта по существу спора в законную силу.
Определением от 24.09.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-19398/2021 также приняты обеспечительные меры в виде запрета управлению осуществления государственного кадастрового учета и регистрационных действий в отношении земельных участков, расположенных в границах, координаты которых приведены в определении; запрета администрации принятия решений об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, о предварительном согласовании предоставления земельного участка, предоставление в аренду, постоянное (бессрочное) пользование либо отчуждение в собственность в отношении земельных участков, расположенных в границах, координаты которых приведены в определении суда, до вступления судебного акта по существу спора в законную силу.
Указанные определения приняты в связи с требованиями общества к муниципальному казенному учреждению "Управление муниципальным имуществом Калтанского городского округа" (далее - учреждение) и администрации о признании незаконным решения учреждения, выраженного в письме от 06.09.2021 N 126, принятого по заявлению заявителя от 20.08.2021 N 20/08/2021-6 об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении земельного участка площадью 557 кв.м. и обязании учреждение и администрацию в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка площадью 557 кв.м., а также к учреждению и администрация о признании незаконным решения, выраженного в письме от 06.09.2021 N 128 и обязании принять решение о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка и об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка площадью 9 826 кв.м.
Согласно сведениям единого государственного реестра недвижимости, земельный участок, площадью 45229 кв.м. с кадастровым номером 42:37:0101002:2349 поставлен на кадастровый учет 16.12.2021.
Полагая, что постановка земельного участка с кадастровым номером 42:37:0101002:2349 на кадастровый учет является незаконной и нарушает права и интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление, суды первой и апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), пунктом 12.17 Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 01.02.2021 N П/0034 "Об утверждении Регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Приказ Росреестра от 01.02.2021), позицией, выраженной в письме Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 01.12.2020 N 13-00437/20 "О комплексных кадастровых работах" (далее - письмо Росреестра от 01.02.2021), исходили из недоказанности обстоятельств, свидетельствующих о соответствии действий управления по принятым обеспечительным мерам закону или иному нормативному правовому акту; осуществления управлением действий по постановке на кадастровый учет спорного земельного участка вопреки действию принятых судом обеспечительных мер.
Суд округа находит данные выводы соответствующими установленным обстоятельствам и представленным доказательствам.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в реестр сведений, в том числе о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных данным Законом сведений об объектах недвижимости.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Частью 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ предусматривается исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав, в том числе если не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам (пункт 9); в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации (пункт 37).
Согласно частям 1, 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке.
Одним из документов, необходимых для осуществления кадастрового учета земельного участка, является межевой план (пункт 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 12.17 Приказа Росреестра от 01.02.2021 начальники структурных подразделений и другие должностные лица при рассмотрении поступивших обращений граждан и организаций обязаны: разбираться по существу поставленных вопросов, при необходимости запрашивать нужные документы, организовывать направление сотрудников на места для проверки, принимать обоснованные решения, обеспечивать их полное исполнение, своевременно подготавливать проекты ответов заявителям, разъяснять им порядок обжалования решений; принимать меры к устранению причин, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан.
Из пункта 12.18 указанного приказа также следует, что по результатам рассмотрения обращений Росреестр принимает необходимые меры и направляет ответ в срок до 30 дней с даты их регистрации, а также по просьбе направивших обращения государственных органов уведомляет их о принятых решениях.
Из разъяснений, данных в письме Росреестра от 01.12.2020 следует, что в случае наличия (поступления) в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о наложении предусмотренных пунктом 37 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ ареста, запрета совершать определенные действия с недвижимым имуществом государственный регистратор прав при принятии решения об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости должен исходить из существа наложенного ареста (запрета) и при необходимости обращаться за разъяснениями в орган, наложивший соответствующий арест (запрет) относительно возможности осуществления учетных действий.
Из анализа полномочий управления следует, что регистрационный орган в случае невозможности осуществления учетных действий, либо невозможности исполнения судебного акта обязан обращаться в соответствующий орган за разъяснениями и, также, сообщать о невозможности исполнения такого акта.
Судом установлено, что в управление 13.12.2021 N КУВД-001/2021-53068142 поступило заявление учреждения о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка общей площадью 45 299 кв.м, расположенного по адресу: Кемеровская область - Кузбасс, город Калтан, улица Проселочная. К указанному заявлению приложен межевой план, подготовленный кадастровым инженером в форме электронного документа, в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В составе приложения к межевому плану представлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденная распоряжением администрации от 14.09.2021 N 1587-р.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, установив, что управлением, во исполнение возложенных на него обязанностей в рамках рассмотрения обращения о постановке объекта недвижимого имущества на государственный кадастровый учет, не предпринято мер по обращению с заявлением о разъяснении соответствующего судебного акта, либо о предоставлении информации относительно возможности осуществления учетных действий, суды первой и апелляционной инстанции верно констатировали наличие оснований для приостановления государственного кадастрового учета, признав действия управления по постановке на учет спорного земельного участка противоречащим принятым в рамках дел N А27-19397/2021, N А27-19398/2021, обеспечительным мерам.
Сделанные судами выводы признаются судом округа основанными на правильном применении норм действующего законодательства, соответствующими фактическим обстоятельствам рассмотренного спора.
Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судами при рассмотрении дела и влияли бы на обоснованность и законность судебных актов, поэтому не могут служить поводом для их отмены.
В целом доводы кассационной жалобы, аналогичные доводам апелляционной жалобы, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 АПК РФ.
Нарушений при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.04.2022 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 19.08.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-26341/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Демидова |
Судьи |
В.В. Тихомиров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 12.17 Приказа Росреестра от 01.02.2021 начальники структурных подразделений и другие должностные лица при рассмотрении поступивших обращений граждан и организаций обязаны: разбираться по существу поставленных вопросов, при необходимости запрашивать нужные документы, организовывать направление сотрудников на места для проверки, принимать обоснованные решения, обеспечивать их полное исполнение, своевременно подготавливать проекты ответов заявителям, разъяснять им порядок обжалования решений; принимать меры к устранению причин, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан.
...
Из разъяснений, данных в письме Росреестра от 01.12.2020 следует, что в случае наличия (поступления) в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о наложении предусмотренных пунктом 37 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ ареста, запрета совершать определенные действия с недвижимым имуществом государственный регистратор прав при принятии решения об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости должен исходить из существа наложенного ареста (запрета) и при необходимости обращаться за разъяснениями в орган, наложивший соответствующий арест (запрет) относительно возможности осуществления учетных действий."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 января 2023 г. N Ф04-6836/22 по делу N А27-26341/2021