г. Тюмень |
|
12 января 2023 г. |
Дело N А27-1122/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 января 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Щанкиной А.В.,
судей Демидовой Е.Ю.,
Тихомирова В.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом города Кемерово на решение от 18.07.2022 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Сапрыкина А.А.) и постановление от 10.10.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Хайкина С.Н., Бородулина И.И., Зайцева О.О.) по делу N А27-1122/2022 по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом города Кемерово (650000, Кемеровская обл. - Кузбасс, г. Кемерово, ул. Притомская набережная, д. 7б, ИНН 4209014443, ОГРН 1024200712161) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу (650066, Кемеровская обл. - Кузбасс, г. Кемерово, Октябрьский пр-т, 3, Г, ИНН 4205077178, ОГРН 1044205100059) о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации права, обязании зарегистрировать право муниципальной собственности на земельный участок.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитет по управлению государственным имуществом Кузбасса (650064, Кемеровская обл. - Кузбасс, г. Кемерово, Советский пр-т, 58, ИНН 4200000478, ОГРН 1024200702569), муниципальное предприятие города Кемерово "Городское управление капитального строительства" (650044, Кемеровская обл. - Кузбасс, Кемеровский г.о., г. Кемерово, Шахтеров пр-кт, д. 1, эт. 3, ИНН 4206011405, ОГРН 1024200721203).
Суд установил:
Комитет по управлению муниципальным имуществом города Кемерово (далее - заявитель, Комитет, КУМИ г. Кемерово) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области-Кузбассу (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации права от 06.12.2021 N КУВД-001/2021-49978485/2, обязании зарегистрировать право муниципальной собственности города Кемерово на земельный участок с кадастровым номером 42:24:0201013:4575.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Комитет по управлению государственным имуществом Кузбасса, муниципальное предприятие города Кемерово "Городское управление капитального строительства" (далее - МУП "ГорУКС").
Решением от 18.07.2022 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 10.10.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Комитет обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований Комитета.
В обоснование кассационной жалобы приведены следующие доводы: выводы судов о недоказанности нарушений прав заявителя не соответствует обстоятельствам дела; вывод судов о том, что предоставление земельного участка в аренду МУП "ГорУКС" не является основанием для регистрации права муниципальной собственности в порядке разграничения, является необоснованным; судами не учтен факт предоставления спорного земельного участка муниципальному предприятию, созданному органом местного самоуправления, на основании договора аренды; суд необоснованно применил нормы статей 39.11, 39.20, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) к правоотношениям в отношении земельного участка, право собственности на который не разграничено; применению подлежали нормы статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"; вывод суда о том, что критерии разграничения государственной собственности на землю касаются земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, которые необходимы органам власти, не мотивирован; суд апелляционной инстанции необоснованно указал на право суда отменить обеспечительные меры и не рассмотрел доводы о необходимости сохранения действия обеспечительных мер.
Отзыв на кассационную жалобу в материалы дела не поступил.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в отсутствие представителей в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив судебные акты в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), в муниципальной собственности города Кемерово находится объект недвижимости - сооружение с кадастровым номером 42:00:0000000:33038 - сеть водоснабжения, протяженностью 1054 м. расположенная по адресу: г. Кемерово, Ленинский р-он, микрорайон N 74, южнее пересечения бульв. Строителей и ул. Марковцева (государственная регистрация права муниципальной собственности N 42:00:0000000:33038-42/070/2021-1 от 19.11.2021).
Сооружение имеет связь в том числе с земельным участком с кадастровым номером 42:24:0201013:4575 площадью 406 кв. м, вид разрешенного использования - для строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, расположенным по адресу: г. Кемерово, микрорайон 74, юго-восточнее строительный номер 1. Государственный участок относится к землям неразграниченной собственности.
Согласно сведениям ЕГРН указанный земельный участок предоставлен на праве аренды МУП "ГорУКС" (привлеченное третье лицо) (номер государственной регистрации 42-42/001-42/101/152/2015-276/2 от 12.01.2016).
Комитет обратился в Управление с заявлением от 25.11.2021 о государственной регистрации права муниципальной собственности на весь земельный участок с кадастровым номером 42:24:0201013:4575 в порядке разграничения государственной собственности на землю на основании части 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Уведомлением от 06.12.2021 N КУВД-001/2021-49978485/2 Управление приостановило до 09.03.2022 процедуру государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок, мотивировав не представлением Комитетом документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указав, что в случае не устранения в установленный срок причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, в осуществлении государственной регистрации прав заявителю будет отказано (статья 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
В качестве обоснования приостановления государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок Управлением указано, что расположенное на земельном участке сооружение является линейным, имеет связь с несколькими земельными участками, при этом в соответствии со статьей 39.36ЗК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 (далее - Постановление N 1300) оно относится к перечню объектов, для размещения которых не требуется предоставление земельных участков, в силу чего размещение сооружения не влечет возникновение прав на него.
Полагая, что уведомление о приостановлении государственной регистрации права на испрашиваемый земельный участок является незаконным, нарушает его права и законные интересы, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании уведомления незаконным, обязании Управления произвести регистрацию права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 42:24:0201013:4575.
Руководствуясь статьями 65, 90, 96, 168, 198, 200, 271 АПК РФ, статьями 131, 219 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), статьями 14, 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), положениями Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, исходя из того, что в настоящее время законодательством предусмотрена возможность размещения линейных объектов, в том числе и сетей водоснабжения без предоставления земельных участков собственнику указанных сооружений, при этом поскольку временный характер пользования и цель предоставления земельного участка в аренду (для строительства объектов инженерной инфраструктуры) не свидетельствуют о принадлежности земельного участка МП "ГорУКС" в смысле пункта 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что Комитет не представил документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в связи с чем Управление правомерно приостановило государственную регистрацию права муниципальной собственности.
Кассационная инстанция, проверив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, считает выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального и процессуального права.
Вступившим в силу с 01.07.2006 Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", признан утратившим силу Закон N 101-ФЗ.
Вышеуказанным законом были внесены изменения в Закон N 137-ФЗ, в том числе в виде дополнения статьей 3.1, определяющей критерии разграничения государственной собственности на землю, позволяющие отнести земельные участки к соответствующему уровню государственной собственности.
Абзацем третьим пункта 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления.
Земельные участки, которые на момент введения в действие указанной нормы не были переданы соответствующим организациям, относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Изложенный подход соответствует правовой позиции, выраженной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 12790/13, от 19.07.2011 N 2178/11, согласно которой основания и разграничения государственной собственности на землю в период с 20.12.2001 до 01.07.2006 регулировались Законом N 101-ФЗ, а с 01.07.2006 и по настоящее время - правилами статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ, положениями которой изменены критерии разграничения государственной собственности на землю и порядок ее разграничения.
В связи с этим, если земельные участки как не подпадающие под критерии разграничения предусмотренного Законом N 137-ФЗ не были разграничены изданными до 01.07.2006 актами Правительства Российской Федерации, то такие земельные участки остались в неразграниченной государственной собственности.
Доказательств того, что разграничение спорного земельного участка, переданного по договору аренды для целей строительства МП "ГорУКС" состоялось в порядке, предусмотренном Законом N 101-ФЗ, в материалы дела не представлено, в связи с чем и на основании вышеизложенного разграничение государственной собственности на землю должно производиться в порядке, установленном статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ.
Как указано выше, в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления (абзац третий пункта 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ).
На этом основании КУМИ города Кемерово обратилось в управление Росреестра за осуществлением регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок, возникшей в силу закона.
Пунктом 1 статьи 131 ГК РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктами 3 и 6 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН, (часть 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ)).
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости; с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны; сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, является ничтожной; представленные для государственной регистрации прав в силу закона документы не свидетельствуют о факте возникновения права в силу закона; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (часть 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона (статья 27 Закона N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ).
Судами установлено, что управление Росреестра отказало КУМИ города Кемерово в регистрации права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 42:24:0201013:4575 в связи с непредставлением надлежащих документов, подтверждающих право муниципальной собственности на данный участок, а также ссылками на то, что сооружение с кадастровым номером 42:00:0000000:33038 имеет связь с несколькими земельными участкам, при этом относится к перечню линейных объектов, которые в соответствии со статьями 39.36 ЗК РФ и постановлением Правительства N 1300 относятся к объектам, для размещения которых не требуется представление земельных участков.
В статье 55 Закона N 218-ФЗ предусмотрены особенности осуществления государственной регистрации права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.
В заявлении о государственной регистрации права собственности на земельный участок указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок (часть 1).
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации (часть 2).
На момент обращения Комитета с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок и в настоящее время действует утвержденный Постановлением Правительства РФ от 14.04.2016 N 307 Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю (далее - Перечень N 307).
Пунктом 1 Перечня N 307 предусмотрено, что в случае, если основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления соответствующего муниципального образования, а также казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным федеральным органом государственной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, нахождение земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук, предоставление земельного участка в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги", то для государственной регистрации права собственности предоставляются правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления соответствующего муниципального образования, а также казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным федеральным органом государственной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, нахождение земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук, предоставление земельного участка в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги".
Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в ЕГРН.
Пункт 2 Перечня N 307 определяет документы, предоставляемые для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок в том случае, если основанием для государственной регистрации является расположение на данном земельном участке зданий, строений, сооружений, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в ЕГРН.
Пунктом 3 Перечня N 307 предусмотрено предоставление иных документов - в случаях, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Комитет обратился с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок в порядке разграничения государственной собственности на землю, указав в качестве основания разграничения в пользу муниципального образования "город Кемерово" на наличие установленного абзацем третьим пункта 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ факта предоставления земельного участка МП "ГорУКС" в аренду.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что договор аренды не является правоустанавливающим документом, предусмотренным в пункте 1 Перечня N 307, поскольку временный характер пользования и цель предоставления земельного участка (для строительства объектов инженерной инфраструктуры) не свидетельствуют о принадлежности земельного участка МП "ГорУКС" и разграничения государственной собственности в смысле пункта 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ.
Иное означало бы, что договор о передаче земельного участка во временное пользование (аренду), по сути, является сделкой о его передаче в федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность в зависимости от того, предприятию какого уровня собственности (государственному или муниципальному) в аренду передан земельный участок.
Примененное судами толкование следует как из смысла нормативных положений пункта 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ, так и пункта 1 Перечня N 307. Так из содержания пункта 1 Перечня N 307 следует, что разграничение государственной собственности на землю по критерию нахождения земельного участка на праве аренды осуществляется относительно земельных участков, находящихся на указанном праве у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук, а также у Государственной компании "Российские автомобильные дороги".
В связи с указанным, суды правомерно отклонили позицию КУМИ города Кемерово, как основанную на ошибочном толковании положений пункта 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ и Перечня N 307.
Судами обоснованно принята во внимание специфика действующего в настоящее время правового регулирования размещения сетей водоснабжения (линейных объектов) без предоставления земельных участков собственникам таких сооружений (пункт 1.1 статьи 39.20 и статья 39.36 ЗК РФ, постановление Правительства N 1300).
Кроме того, в соответствии с частью 8 статьи 90 ЗК РФ на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Таким образом, из системного толкования норм ЗК РФ следует, что поскольку в границах земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201013:4575 располагается линейный объект - сеть водоснабжения, который в силу норм закона не является препятствием для проведения аукциона по продaже земельного участка/права заключения договора аренды земельного участка, не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка и основанием для предоставления земельного участка в собственность собственнику такого объекта, а также не требуется оформления прав на земельные участки собственника трубопроводного транспорта, основания для регистрации права муниципальной собственности в порядке пункта 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ в данном случае отсутствовали.
Кроме того, испрашиваемый в муниципальную собственность земельный участок был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет в 2015 году для целей строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, когда как необходимость его предоставления целиком для целей эксплуатации уже возведенного линейного сооружения, расположенного на нескольких участках, КУМИ города Кемерово не обосновывалась и не мотивировалась, как и не обосновывалось отсутствие иных объектов недвижимости (в том числе объектов транспортной инфраструктуры) в пределах участка.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований, признав обжалуемый заявителем отказ управления Росреестра соответствующим закону.
Выводы судов основаны на установленных ими при рассмотрении дела фактических обстоятельствах, представленных доказательствах, правильном применении норм материального и процессуального права.
Учитывая вышеизложенное, отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.07.2022 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 10.10.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-1122/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Щанкина |
Судьи |
Е.Ю. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами обоснованно принята во внимание специфика действующего в настоящее время правового регулирования размещения сетей водоснабжения (линейных объектов) без предоставления земельных участков собственникам таких сооружений (пункт 1.1 статьи 39.20 и статья 39.36 ЗК РФ, постановление Правительства N 1300).
Кроме того, в соответствии с частью 8 статьи 90 ЗК РФ на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Таким образом, из системного толкования норм ЗК РФ следует, что поскольку в границах земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201013:4575 располагается линейный объект - сеть водоснабжения, который в силу норм закона не является препятствием для проведения аукциона по продaже земельного участка/права заключения договора аренды земельного участка, не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка и основанием для предоставления земельного участка в собственность собственнику такого объекта, а также не требуется оформления прав на земельные участки собственника трубопроводного транспорта, основания для регистрации права муниципальной собственности в порядке пункта 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ в данном случае отсутствовали."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 января 2023 г. N Ф04-6958/22 по делу N А27-1122/2022