г. Тюмень |
|
16 января 2023 г. |
Дело N А03-5673/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 января 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Демидовой Е.Ю.,
судей Тихомирова В.В.,
Щанкиной А.В.
при протоколировании судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Берсенёвой М.С., рассмотрел кассационную жалобу управления имущественных отношений Алтайского края на решение от 22.06.2022 Арбитражного суда Алтайского края (судья Бояркова Т.В.) и постановление от 22.09.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Зайцева О.О., Кривошеина С.В.) по делу N А03-5673/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Арбитал+" (656057, Алтайский край, город Барнаул, Павловский тракт, зд. 251в, помещ. 9, ОГРН 1182225039204, ИНН 2223625948) к управлению имущественных отношений Алтайского края (656049, Алтайский край, город Барнаул, улица Чкалова, дом 64, ОГРН 1022200918376, ИНН 2221017172) о признании незаконным отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула (ИНН 2221023289, ОГРН 1022200907156), министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края (ИНН 2225145231, ОГРН 1132225020344).
В судебном заседании при содействии Арбитражного суда Алтайского края (судья Чащилова Т.С.) приняли участие представители: управления имущественных отношений Алтайского края - Попова А.А. по доверенности от 03.11.2022; общества с ограниченной ответственностью "Арбитал+" - Лажский К.А. по доверенности от 11.02.2022.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Арбитал+" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к управлению имущественных отношений Алтайского края (далее - управление) о признании незаконным решения, оформленного письмом от 18.02.2022 N 48/П/948 (далее - письмо от 18.02.2022), об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка общей площадью 48 000 кв.м., расположенного в городе Барнауле, в кадастровом квартале 2 22:653:050503, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, из разведки и добычи для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, и утверждении схемы его расположения; обязании в десятидневный срок с момента вступления судебного акта в законную силу повторно рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 17.01.2011.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула (далее - комитет), министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее - министерство).
Решением от 22.06.2022 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 22.09.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными по делу решением и постановлением, управление обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Мотивируя данную позицию податель жалобы указывает, что судами ошибочно применены положения подпункта 4 пункта 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), которые подлежат применению исключительно к земельным участкам, уже предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также обращает внимание, что Генеральным планом городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от 30.08.2019 N 344 (далее - Генплан) не предусмотрено размещение объектов по геологическому изучению в целях поисков и оценки подземных вод, их разведки, добычи для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ни в функциональной зоне отдыха, ни в иной функциональной зоне.
Общество сочло приведенные доводы не обоснованными в представленном им отзыве на кассационную жалобу.
В судебном заседании представители управления и общества, выраженные в кассационной жалобе и отзыве на нее позиции, поддержали.
Учитывая надлежащее извещение комитета и министерства о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы с учетом отзыва на нее, а также данных в судебном заседании пояснений, проверив в порядке, предусмотренном статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, обществу министерством выдана лицензия на пользование недрами серии БАР N 80693-ВЭ (далее - лицензия) для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, их разведки и добычи питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения сроком до 31.12.2045.
Участок недр расположен на юго-восточной окраине города Барнаула со статусом горного отвода.
В соответствии с пунктом 1.1 приложения N 1 к лицензии обществу предоставлено право пользования участком недр местного значения Барнаульскоправобережным-2 для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, их разведки и добычи для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенным на юго-восточной окраине города Барнаула Алтайского края.
Согласно пункту 2.1 приложения N 1 к лицензии схема участка недр содержится в приложении N 3 к лицензии. Уточненные границы горного отвода оформляются в соответствии с порядком подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 2.2 приложения N 1 к лицензии).
Обществом разработан проект геологического изучения недр и получено положительное экспертное заключение от 25.10.2021 N 214-02-08/2021 по проекту, подготовленное уполномоченным органом - Сибирским территориальным отделением Федерального государственного казенного учреждения "Росгеолэкспертиза".
Разделом 6 "Обязательства Недропользователя" условий пользования недрами (приложение N 1 к лицензии) за обществом закреплена обязанность по оформлению права пользования земельным участком на срок действия лицензии в соответствии с действующим законодательством (пункт 6.1).
Общество 17.01.2022 обратилось в управление с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, их разведки и добычи для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сроком до 31.12.2047.
Управление письмом от 18.02.2022 отказало в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка, указав, что испрашиваемый земельный участок частично расположен в территориальной зоне отдыха (Р-3), частично в территориальной зоне открытых пространств (Р-5); Генпланом не предусмотрено размещение объектов местного значения городского округа по геологическому изучению в целях поисков и оценки подземных вод, их разведки и добычи для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Полагая незаконным отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Признавая требования общества обоснованными и подлежащими удовлетворению, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями статей 11.9, 39.6, 39.14, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 9, 23, 31, 34, 36 ГрК РФ, статей 2.3, 7, 9, 11, 12, 22, 43 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), пунктом 6 Приказа Минприроды России от 07.12.2015 N 526 "Об утверждении Порядка составления и ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых" (далее - Приказ N 526), пунктом 9 Приказа Минприроды России от 06.09.2012 N 265 "Об утверждении Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списании с государственного баланса" (далее - Приказ N 265), пунктами 2, 3, 4, 5 Положения об установлении и изменении границ участков недр, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2012 N 429 (далее - Положение N 429), правовой позицией, содержащейся в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2019 N 18-АПА19-26, от 19.01.2017 N 56-АПГ16- 31 и исходили из того, что деятельность по добыче полезных ископаемых не может быть ограничена установленными в отношении территории горного отвода функциональными и территориальными зонами, отметив, что границы участка недр, предоставленного обществу, установлены уполномоченным органом - министерством, которое при их установлении, с учетом Положения N 429, не должно было учитывать установленные Генпланом зоны.
Обозначенные выводы суд округа считает сделанными в соответствии с нормами права, подлежащими применению к спорным правоотношениям.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
В соответствии со статьей 25.1 Закона о недрах земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.
Подпунктом 20 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю.
Согласно пункту 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Законом N 218-ФЗ.
В силу пункта 6 статьи 39.16 ЗК РФ ограничение земельного участка в обороте является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность.
Статьей 39.15 ЗК РФ регламентирована процедура предварительного согласования предоставления земельного участка.
Предварительное согласование предоставления земельного участка оформляется решением властного органа. Для получения такого решения заинтересованным лицам надлежит обращаться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.15 ЗК РФ установлено, что в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (пункт 7 статьи 39.15 ЗК РФ).
В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", срок, предусмотренный пунктом 7 настоящей статьи, может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
О продлении срока рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя (пункт 7.1 статьи 39.15 ЗК РФ).
Перечень оснований отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка содержится в пункте 8 статьи 39.15 ЗК РФ.
Отказ управления в предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка и утверждении схемы его расположения обусловлен расположением земельного участка в территориальной зоне отдыха (Р-3), частично в территориальной зоне открытых пространств (Р-5), а также тем, что Генпланом в границах испрашиваемого земельного участка не предусмотрено размещение объектов местного значения городского округа по геологическому изучению в целях поисков и оценки подземных вод, их разведки и добычи для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Также управление полагает, что геологическое изучение в целях поисков и оценки подземных вод, их разведки и добычи для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения может нанести вред окружающей среде в населенном пункте, зоне отдыха.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, предоставленные для добычи полезных ископаемых.
Из анализа законодательства о недропользовании следует, что подземные воды являются полезными ископаемыми. Использование земельных участков для добычи полезных ископаемых может осуществляться только в соответствии с Законом о недрах. Земельные участки для добычи полезных ископаемых предоставляются в аренду в особом порядке (без учета градостроительного регламента территориальной зоны), а условия использования земельного участка определены лицензий на право пользования недрами.
Земельный участок для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых формируется без учета требований градостроительного регламента, так как действие градостроительного регламента на него не распространяется и без учета территориальных зон. Правило о недопустимости образования земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон в настоящем случае не применимо (определения Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2019 N 18-АПА19-26, от 19.01.2017 N 56-АПГ16-31).
Таким образом, предоставление земельного участка, испрашиваемого в целях добычи полезных ископаемых не может быть поставлено в зависимость от обстоятельств его нахождения в той или иной территориальной зоне, установленной градостроительными регламентами.
В соответствии с пунктом 6.1 условий пользования недрами к лицензии за недропользователем закреплена обязанность оформления права пользования земельным участком на срок действия лицензии в соответствии с действующий законодательством.
В силу статьи 9 Закона о недрах заявитель, имеющий лицензию на пользование недрами, является пользователем недр.
Согласно 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых и является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Лицензия на право пользования недрами в качестве неотъемлемой составной части содержит - указание границ участка недр, предоставляемого в пользование.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия (подпункты 3 и 10 пункта 1 статьи 12 Закона о недрах).
Право пользования участком недр местного значения Барнаульскоправобережным-2 для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, их разведки и добычи для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенным на юго-восточной окраине города Барнаула предоставлено обществу на основании лицензии.
По условиям лицензии участку недр присвоен статус горного отвода (пункт 2.1 приложения N 1 к лицензии), определены его пространственные границы с указанием географических координат угловых точек (приложение N 3 к лицензии).
В случае, если пользователю недр предоставлен горный отвод, выходящий за пределы лицензионного участка, у него не возникает права на проведение работ за указанными в лицензии границами участка недр, пользование недрами за пределами границ лицензионного участка недр не допускается (абзац 4 статьи 7 Закона о недрах).
Недропользователь обязан обеспечить выполнение условий, предусмотренных лицензией; обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участком недр (статья 12 Закона о недрах).
В силу части седьмой статьи 7 Закона о недрах предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 названного Закона орган государственное горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.
Процедура уточнения границ горного отвода не является изменением границ участка недр и не влечет за собой расширения границ лицензионного участка (письмо Федерального агентства по недропользованию от 02.12.2014 N ЕШ-01-29/13650).
Таким образом, уточнение границ горного отвода оформляется уже после разработки проекта, прохождения им государственной экспертизы, а горноотводный акт является приложением к действующей лицензии, однако уточнение границ не влечет изменение (уменьшение или увеличение) границ земельного участка, указанного в лицензии.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2.3 Закона о недрах, к участкам недр местного значения относятся: участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - питьевое водоснабжение) или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, а также для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ.
Разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи, которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Разработка технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденной проектной документацией на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, а также правилами разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (статья 23.2 Закона о недрах).
Статьей 7 Закона о недрах установлено, что в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
На основании части 4 статьи 11 данного Закона, лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Как ранее указывалось, обществу выдана лицензия на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, участок недр имеет статус горного отвода (указано в лицензии), при определении его границ учитывались пространственные контуры месторождения полезных ископаемых (приложение N 3 к лицензии).
Согласно пункту 6 Приказа N 526 государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых состоит из подразделений (массивов), в том числе массив "3" - месторождения подземных вод.
Как указано в подпункте 3 пункта 9 Приказа N 265 учету на государственном балансе подлежат, в том числе: по подземным водам и лечебным грязям - балансовые и забалансовые запасы питьевых, технических, лечебных минеральных, теплоэнергетических, включая пароводяные смеси, и промышленных вод, балансовые и забалансовые запасы рапы лиманов и озер и содержащихся в ней ценных компонентов, балансовые и забалансовые запасы лечебных грязей.
Месторождения подземных вод содержатся в государственном кадастре месторождений и проявлений полезных ископаемых и подлежат постановке на государственный баланс в качестве запасов полезных ископаемых.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона о недрах регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, их разведку, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, предоставленные для добычи полезных ископаемых.
Из анализа указанных норм права следует, что подземные воды являются полезными ископаемыми. Использование земельных участков для добычи полезных ископаемых может осуществляться только в соответствии с Законом о недрах.
Земельные участки для добычи полезных ископаемых предоставляются в аренду в особом порядке (без учета градостроительного регламента территориальной зоны), а условия использования земельного участка определены лицензий на право пользования недрами.
Как ранее отмечено, деятельность по добыче полезных ископаемых не может быть ограничена установленными в отношении территории горного отвода функциональных и территориальных зон (апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2019 N 18-АПА19-26).
Произведя исследование и оценку представленных в материалы дела доказательств, приняв во внимание вышеприведенное правовое регулирование, установив, что общество обладает исключительном правом недропользователя, возникшим на основании предоставленной ему лицензии, суды первой и апелляционной инстанции верно исходили из того, что предоставление спорного земельного участка осуществляется без учета градостроительного регламента территориальной зоны, признав отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка по изложенным в нем основаниям не соответствующим приведенным положениям действующего земельного законодательства и нарушающим права и законные интересы заявителя.
Согласно лицензии участок недр расположен на юго-восточной окраине города Барнаула со статусом горного отвода.
Таким образом, судами, основываясь на содержании пунктов 2, 3, 4, 5 Положения N 429, также верно отмечено, что министерство при установлении границ участка недр, руководствуясь указанными пунктами, не учитывало и не должно было учитывать положения, содержащиеся в Генплане, Правилах землепользования и застройки, а также сведения государственного кадастра недвижимости.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку они не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к иному толкованию норм права, регулирующих спорные отношения. Кроме того, они были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка. Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, судом округа не установлено.
Кассационная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.06.2022 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 22.09.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-5673/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Демидова |
Судьи |
В.В. Тихомиров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 4 части 4 статьи 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, предоставленные для добычи полезных ископаемых.
...
Как ранее отмечено, деятельность по добыче полезных ископаемых не может быть ограничена установленными в отношении территории горного отвода функциональных и территориальных зон (апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2019 N 18-АПА19-26).
...
Согласно лицензии участок недр расположен на юго-восточной окраине города Барнаула со статусом горного отвода.
Таким образом, судами, основываясь на содержании пунктов 2, 3, 4, 5 Положения N 429, также верно отмечено, что министерство при установлении границ участка недр, руководствуясь указанными пунктами, не учитывало и не должно было учитывать положения, содержащиеся в Генплане, Правилах землепользования и застройки, а также сведения государственного кадастра недвижимости."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 января 2023 г. N Ф04-7744/22 по делу N А03-5673/2022
Хронология рассмотрения дела:
12.05.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7434/2022
16.01.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7744/2022
22.09.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7434/2022
22.06.2022 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-5673/2022