г. Тюмень |
|
20 января 2023 г. |
Дело N А27-23921/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лукьяненко М.Ф.,
судей Клат Е.В.,
Курындиной А.Н.,
рассмотрел в судебном кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" на решение от 15.06.2022 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Козина К.В.) и постановление от 02.09.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Марченко Н.В., Молокшонов Д.В., Подцепилова М.Ю.) по делу N А27-23921/2021 по иску общества с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (654027, Кемеровская область - Кузбасс, г. Новокузнецк, пр-д Коммунаров, д. 2, ИНН 4217127183, ОГРН 1104217005892) к садоводческому некоммерческому товариществу "Агломератчик-2" (654200, Кемеровская область - Кузбасс, р-н Новокузнецкий, п. Смирновка, ИНН 4238003319, ОГРН 1024202130754) о взыскании 1 821 269 руб. 12 коп. задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с июля 2018 по август 2021 года.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: председатель СНТ "Агломератчик-2" Мерзляков Андрей Владимирович, региональная энергетическая комиссия Кузбасса (650000, Кемеровская область - Кузбасс, г. Кемерово, ул. Николая Островского, д. 32, ИНН 4207044509, ОГРН 1144205012808).
Рассмотрение кассационной жалобы откладывалось на 19.02.2023 в 15 час. 25 мин.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Экологические технологии" (далее - ООО "Экологические технологии") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к садоводческому некоммерческому товариществу "Агломератчик-2" (далее - СНТ "Агломератчик-2") о взыскании 1 821 269 руб. 12 коп. задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с июля 2018 по август 2021 года.
Решением от 15.06.2022 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 02.09.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены частично, с СНТ "Агломератчик-2" в пользу ООО "Экологические технологии" взыскано 60 956 руб. 43 коп. задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с июля 2018 по август 2021 года.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Экологические технологии" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что нормативы накопления ТКО установлены постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области N 58 от 27.04.2017, иные утвержденные нормы накопления ТКО в Кемеровской области отсутствуют.
Проверив в порядке статей 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность судебных актов в пределах доводов жалобы, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, региональный оператор по обращению с ТКО (далее также - региональный оператор) - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются, и места накопления которых находятся, в зоне деятельности регионального оператора.
ООО "Экологические технологии" с 01.07.2018 осуществляет свою деятельность на территории зоны "Юг" Кемеровской области как региональный оператор на основании Соглашения с Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области от 27.10.2017 (далее - Соглашение).
В соответствии с пунктами 1.3, 1.4 Соглашения региональный оператор обеспечивает осуществление деятельности по обращению с ТКО (сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение) в соответствии с территориальной схемой, комплексной Региональной программой "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области на 2017-2026 годы", утвержденной постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 09.08.2017 N 419, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Кемеровской области и настоящим соглашением по регулируемым тарифам, которые устанавливает Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области (далее - РЭК Кемеровской области).
Пунктами 1, 2, 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Согласно пункту 9 Территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО, Кемеровской области, утвержденной Постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 26.09.2016 N 367 к территориальной зоне "Юг" Кемеровской области относится, в том числе, Новокузнецкий муниципальный район.
В разделе 2.4 "Нормативы накопления ТКО и расчет массы образуемых ТКО" Территориальной схемы в таблице N 12 отражены "Нормативы накопления ТКО в Кемеровской области", в частности, по категории объекта "Садоводческие и прочие некоммерческие объединения домовладения сезонного проживания, дачные и садоводческие участки, огородные участки" установлен норматив (за год) 0,144 из расчетной единицы "1 участок".
Предложение о заключении договора размещено на официальном сайте регионального оператора ООО "Экологические технологии" (http://kuzro.ru) в разделе "Потребителям" - "Предложение о заключении договора".
Поскольку ответчик не подписал договор с региональным оператором, услуги оказывались на условиях Типового договора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
Единый тариф на услугу Регионального оператора устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (Постановление Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами").
Тариф на оказание услуги по обращению с ТКО региональным оператором установлен постановлением РЭК Кемеровской области от 05.06.2018 N 100 "Об утверждении производственной программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами и об утверждении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами "Экологические технологии":
на период с 01.07.2018 по 31.12.2018 тариф составляет 416 руб. 68 коп./м3 (с НДС 18 %) - 491 руб. 68 коп./м3);
на период с 01.01.2019 по 30.06.2019 тариф составляет 411 руб. 37 коп./м3 (с НДС 20 %) - 493 руб. 64 коп./м3),
на период с 01.07.2019 по 31.12.2019 тариф составляет 415 руб. 37 коп./м3 (с НДС 20 %) - 498 руб. 44 коп./м3);
на период с 01.01.2020 тариф составляет 498 руб. 44 коп./м3 (НДС не облагается),
на период с 01.07.2020 по 31.12.2020 тариф составляет 542 руб.61 коп./м3 (НДС не облагается);
на период с 1.01.2021 по 30.06.2021 тариф составляет 542 руб. 61 коп./м3 (НДС не облагается).
В порядке досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика направлена претензия, неисполнение которой послужило основанием для обращения в арбитражный суд.
Согласно статье 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (статья 781 ГК РФ).
По смыслу статей 711 и 779 ГК РФ, предъявляя требования о взыскании с заказчика стоимости оказанных услуг (выполненных работ), исполнитель должен доказать факт оказания услуг и их стоимость. Отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг не допускается (статьи 309, 310 ГК РФ).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц СНТ "Агломератчик-2" зарегистрировано 16.12.2002, основной вид деятельности "01.19 Выращивание прочих однолетних культур" и дополнительный "01.29 Выращивание прочих многолетних культур".
Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ) в пункте 1 статьи 7 называет одной из целей осуществления деятельности товарищества создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с ТКО, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).
Регулируя отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, Закон N 217-ФЗ в пункте 3 части 5 статьи 14 определяет целевое назначение использование членских взносов, которые могут быть использованы исключительно на расходы, в том числе связанные с осуществлением расчетов с оператором по обращению с ТКО, региональным оператором по обращению с ТКО на основании договоров, заключенных товариществом с этими организациями.
В силу пункта 6 части 7 статьи 18 Закона N 217-ФЗ к полномочиям правления товарищества как постоянно действующего коллегиального органа относится принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с ТКО, региональным оператором по обращению с ТКО.
Из содержания указанных норм Закона N 217-ФЗ следует, что постоянно действующий коллегиальный орган управления товариществом самостоятельно заключает договоры с региональным оператором по обращению с ТКО.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В силу пункта 8 (17) Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156), в случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пункту 8 (18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями Типового договора и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями Типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
Судами установлено, что на территории Кемеровской области норматив накопления ТКО для категории потребителей - садовые товарищества и общества установлен Постановлением РЭК Кемеровской области N 265 от 05.08.2021 в размере 2,360 м3 на 1 участника (члена) в год. Как следует из пункта 3 постановления, указанный документ вступает в силу со дня его официального опубликования, а, именно с 05.08.2021.
Расчёт заявленной суммы иска произведен по категории "Собственники помещений в многоквартирных домах, жилых домов (домовладений), а также лица, пользующиеся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом (домовладением)" (2,073 м3/1 проживающего человека в год. Нормообразующий показатель истцом применен исходя из письма Комитета по ЖКХ администрации Новокузнецкого муниципального района N 1240 от 30.09.2020 - 474 участника и участка, тогда как третьим лицом представлены иные сведения в указанной части, а именно 260 членов и земельных участков.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, постановления РЭК Кемеровской области N 58 от 27.04.2017 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов", N 265 от 05.08.2021 о внесении изменений в постановление N 58 от 27.04.2017, Территориальную схему обращения с отходами производства и потребления, установив наличие у истца статуса регионального оператора, осуществляющего деятельность в сфере обращения с ТКО по регулируемым тарифам, признав доказанным факт оказания истцом в спорный период услуги на условиях Типового договора, а также невыполнение СНТ "Агломератчик-2" обязанности по ее оплате в полном объеме, учитывая не представление ответчиком допустимых доказательств в подтверждение того, что спорные услуги не оказывались, были оказаны в меньшем объеме, суды пришли к выводу об обоснованности заявленных требований.
При этом суды произвели перерасчет задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО, исходя из того, что в разделе 2.4 "Нормативы накопления ТКО и расчет массы образуемых ТКО" Территориальной схемы в таблице N 12 отражены "Нормативы накопления ТКО в Кемеровской области", в частности, по категории объекта "Садоводческие и прочие некоммерческие объединения домовладения сезонного проживания, дачные и садоводческие участки, огородные участки" установлен норматив (за год) 0,144 из расчетной единицы "1 участок", таким образом, задолженность за период с июля 2018 по август 2021 подлежит определению по формуле: норматив (0,144) * нормообразующий показатель (количество членов товарищества) /12*тариф + НДС (в случае, если предусмотрен).
Вместе с тем, судами не учтено следующее.
Расчетные значения, указанные в территориальной схеме обращения с отходами производства и потребления, не могут подменять собой норматив накопления ТКО, так как не являются таковым. Роль территориальной схемы, прежде всего, заключается в прозрачности движения ТКО. Когда источник образования отходов и соответствующее место накопления ТКО территориальной схемой не определены, и между региональным оператором и потребителем в порядке, предусмотренном пунктами 8(11) - 8(14) Правил N 1156 не урегулировано условие об ином способе складирования отходов, договор на оказание услуг по обращению с ТКО не может считаться заключенным (определение от 14.11.2022 Верховного Суда Российской Федерации N 304-ЭС22-12944).
Однако расчетные значения, указанные в территориальной схеме обращения с отходами производства и потребления, могут выступить одним из показателей, учитываемых судом при определении норматива по правилам пункта 5 Постановления N 63.
Порядок определения подлежащего государственному регулированию количественного показателя, влияющего на размер платы за поставленный коммунальный ресурс разъяснен в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена" (далее - Постановление N 63) (определение от 27.11.2017 Верховного суда Российской Федерации N 309-ЭС17-12555).
Поскольку услуга по обращению с ТКО является одним из видов коммунальных услуг, Постановление N 63 применимо к нормативным актам, которым установлены нормативы накопления ТКО (пункт 8 Постановления N 63).
Между тем при рассмотрении настоящего дела о взыскании задолженности за услуги по вывозу ТКО судами не учтены данные разъяснения Постановления N 63.
При этом следует иметь ввиду, если тарифное решение не является заменяющим, его нельзя применять к прошлым отношения. Применимый для СНТ норматив накопления ТКО появился только после принятия Региональной экономической комиссией Кузбасса постановления от 05.08.2021 N 265. Поскольку ранее норматив накопления ТКО для СНТ установлен не был, то постановление РЭК от 05.08.2021 N 265 заменяющим тарифным решением признать нельзя.
Кроме того, судами не учтено, что жилой дом и садовый дом, как объекты недвижимости, не тождественны. Норматив, установленный для собственников помещений в МКД, жилых домов (домовладений), а также лиц, пользующихся на ином законном основании помещением в МКД, жилым домом (домовладением), постановлением РЭК от 27.04.2017 N 58, не может применяться к собственникам садовых участков, расположенных на территории СНТ, жилой дом на котором не поставлен на кадастровый учет и право собственности на него не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (определение от 14.11.2022 Верховного Суда Российской Федерации N 304-ЭС22-12699). В апелляционном определении от 21.10.2021 N АПЛ21-364 дано толкование подпункта "б" пункта 148(5) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, и сказано, что данная норма не препятствует заключению прямых договоров на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно между региональным оператором и собственниками жилых домов (домовладений), следовательно, такой подход применим и к собственникам садовых домов в СНТ.
Следовательно, в предмет исследования подлежали включению вопросы о количестве членов СНТ, заключивших прямые договоры с региональным оператором, и о составе объектов недвижимости, расположенных на территории СНТ (земельные участки, садовые дома, жилые дома) и государственную регистрацию на них, поскольку в отношении жилых домов, права на которые зарегистрированы в ЕГРН, подлежал применению норматив накопления ТКО для жилых домов. В отношении земельных участков с незарегистрированными в ЕГРН правами на строения, а также в отношении строений, права на которые зарегистрированы в ЕГРН как на садовые дома, норматив накопления ТКО подлежал определению судом.
Учитывая, что согласно Методическим рекомендациям по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.07.2016 N 524/пр нормативы накопления ТКО устанавливаются по результатам замеров фактического накопления ТКО зимой (в декабре и январе), весной (в апреле), летом (в июне и июле) и осенью (в сентябре и октябре), и соответственно, длительность проведения экспертизы, при определении норматива накопления ТКО не исключается использование результатов замеров, произведенных при установлении актуального нормативы постановлением РЭК от 05.08.2021 N 265, исходя из того, что объем продуцируемых человеком отходов условно постоянен в смежные временные периоды (год от года), что не свидетельствует о ретроспективном применении нормативного правового акта как такового.
В целях учета сезонного характера деятельности СНТ подлежит изучению тарифное дело (период замеров), в том числе привлечение РЭК к участию в деле в качестве третьего лица для дачи пояснений в части использования исходных данных для определения нормативов.
Учитывая вышеизложенное, принятые по делу судебные акты подлежат отмене, как принятые по неполно исследованным обстоятельствам дела с направлением дела на новое рассмотрение, поскольку в силу статей 286, 287 АПК РФ суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по установлению фактических обстоятельств, исследованию и правовой оценке доказательств.
При новом рассмотрении суду следует установить число членов СНТ, заключивших прямые договоры с региональным оператором, определив число членов товарищества, от которого будет определяться объем накопления ТКО при расчете размера обязательства СНТ по оплате услуг регионального оператора; установить состав объектов недвижимости, расположенных на территории СНТ (земельные участки, садовые дома, жилые дома) и государственную регистрацию на них; в отношении жилых домов, права на которые зарегистрированы в ЕГРН применить норматив накопления ТКО для жилых домов; самостоятельно определить норматив накопления ТКО с привлечением специалистов в отношении земельных участков с незарегистрированными в ЕГРН правами на строения, а также в отношении строений, права на которые зарегистрированы в ЕГРН как на садовые дома; к полученному объему накопленных ТКО применить установленный региональному оператору тариф и определить итоговый размер денежного обязательства СНТ по оплате услуг регионального оператора, правильно применив нормы материального и процессуального права, принять решение в соответствии с установленными обстоятельствами, а также распределить расходы по государственной пошлине за кассационное рассмотрение дела.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.06.2022 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 02.09.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-23921/2021 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Ф. Лукьяненко |
Судьи |
Е.В. Клат |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.