г. Тюмень |
|
10 марта 2023 г. |
Дело N А45-13247/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Алексеевой Н.А.
Дружининой Ю.Ф.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СитиИндастриал" на решение от 10.08.2022 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Хорошилов А.В.) и постановление от 20.10.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Бородулина И.И., Павлюк Т.В.) по делу N А45-13247/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СитиИндастриал" (ОГРН 1095407008850, ИНН 5407064769, г. Новосибирск, ул. Коммунистическая, д. 10, этаж 1, офис 6) к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области (ОГРН 1035402457848, ИНН 5406214965, г. Новосибирск, проспект Красный, 18) о признании незаконным бездействия.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "СитиИндастриал" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области (далее - Департамент) о признании незаконным бездействия, выразившегося в невключении нежилого помещения с кадастровым номером 54:35:021280:832 в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень), на 2021 и 2022 годы, как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ), Закону Новосибирской области от 16.10.2003 N 142-ОЗ "О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области" (далее - Закон N 142-ОЗ).
Решением от 10.08.2022 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 20.10.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить в части отказа в признании незаконным бездействия Департамента, выразившегося в невключении нежилого помещения с кадастровым номером 54:35:021280:832 в Перечень на 2022 год; вынести новый судебный акт.
Департамент возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыву.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Таким образом, проверка законности и обоснованности принятых судебных актов проверяется в части вывода об отсутствии оснований для признания незаконным бездействия Департамента, выразившегося в невключении спорного нежилого помещения в Перечень на 2022 год.
Судами установлено и материалами дела подтверждено следующее.
Общество является собственником нежилого помещения площадью 91,9 кв.м с кадастровым номером 54:35:021280:832, расположенного по адресу г. Новосибирск, ул. Коммунистическая, д. 10, этаж 1 (далее - Помещение).
Право собственности на Помещение перешло к заявителю 16.12.2020, дата постановки на кадастровый учет - 01.10.2020.
Помещение находится в составе объекта недвижимости с кадастровым номером 54:35:021280:733 "Многоквартирный дом" по адресу г. Новосибирск, ул. Коммунистическая, д. 10, этаж 1, введенного в эксплуатацию в октябре 2020 года, поставленного на кадастровый учет 01.10.2020.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) Помещение с кадастровым номером 54:35:021280:832 (назначение: нежилое) входит в состав здания с кадастровым номером 54:35:021280:733, назначение: многоквартирный дом. Данное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 54:35:021280:512, разрешенное использование: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (2.6) - многоквартирные многоэтажные дома; подземные гаражи; автостоянки; объекты обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях многоквартирного многоэтажного дома в отдельных помещениях многоквартирного многоэтажного дома; коммунальное обслуживание (3.1) - трансформаторные подстанции.
Как установили суды, 09.11.2021 Обществом подано заявление в Департамент о том, что Помещение подлежит включению в соответствующий Перечень; было заявлено о внесении изменений в соответствующий приказ и включении Помещения в Перечни на 2021 год и на 2022 год.
09.12.2021 Департамент направил заявителю ответ, согласно которому изложенные в письме требования будут рассмотрены на ближайшем заседании комиссии.
29.12.2021 заинтересованное лицо уведомило заявителя о том, что будет произведено обследование объекта с кадастровым номером 54:35:021280:733, в составе которого находится Помещение, с целью выявления вида фактического использования объекта для целей налогообложения.
10.03.2022 Департамент произвел обследование Помещения с целью выявления вида фактического использования объекта.
11.04.2022 заинтересованное лицо письмом уведомило Общество, что после обследования Помещения установлено его офисное назначение, и что оно подлежит включению в Перечень на 2023 год.
Заявитель, полагая, что было допущено незаконное бездействие со стороны Департамента (исключение периодов 2021-2022 годов для включения Помещения в Перечень), обратился в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на положения статей 65, 198, 200 АПК РФ, статей 372, 378.2 НК РФ, статьи 4.5 Закона N 142-ОЗ, постановление Правительства Новосибирской области от 22.06.2015 N 225-п "О порядке установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость", отказали в удовлетворении заявленных требований, исходя из того, что Департаментом не было допущено незаконного бездействия по включению сведений об объекте недвижимости в Перечни на 2021 и 2022 годы.
Суды пришли к выводу, что после поступления заявления Общества о включении в Перечни на 2021 и 2022 годы спорного объекта недвижимости Департамент произвел действия, направленные на установление вида фактического использования объекта недвижимости с кадастровым номером 54:35:021280:832, по итогам которых рассмотрел вопрос и принял решение о включении Помещения в Перечень на 2023 год.
При этом, как указали суды, мероприятия в виде обследования фактического использования объекта недвижимости с кадастровым номером 54:35:021280:832 осуществлены Департаментом в разумные сроки с учетом работы комиссии Департамента в 2022 году; основания для включения Помещения в Перечни на 2021 и 2022 годы отсутствовали.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 АПК РФ, изучив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, кассационная инстанция полагает, что судебные акты подлежат отмене (применительно к предмету кассационного обжалования), поскольку вывод судов о том, что мероприятия в виде обследования фактического использования объекта недвижимости осуществлены Департаментом в разумные сроки, сделан без учета следующего.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (Перечень).
Постановлением Правительства Новосибирской области от 28.04.2014 N 182-п Департамент определен уполномоченным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области по определению Перечня.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 22.06.2015 N 225-п утвержден Порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость (далее - Порядок N 225).
Согласно пункту 8 Порядка N 225 собственник (владелец) объекта недвижимости имеет право самостоятельно обратиться в Департамент для проведения мероприятий по установлению вида фактического использования объектов недвижимости. В указанном случае мероприятия по установлению вида фактического использования объекта недвижимости проводятся в течение десяти рабочих дней со дня поступления такого обращения в Департамент.
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 225 в целях проведения мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости Департамент запрашивает у собственников (владельцев) объектов недвижимости, в том числе следующие документы: копию технического паспорта объекта недвижимого имущества; выписки из ЕГРН в отношении объекта недвижимости и земельного участка, на котором расположен объект недвижимости; копии договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования на объект (часть объекта) недвижимости.
Пунктом 3 Порядка N 225 предусмотрено, что запрашиваемые документы могут быть представлены в Департамент лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи не позднее десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса Департамента.
Обследование проводится должностными лицами Департамента на основании решения руководителя Департамента или его заместителей (пункт 4 Порядка N 225).
В соответствии с пунктом 6 Порядка N 225 по результатам обследования в срок не позднее пяти рабочих дней с даты окончания проведения обследования составляется акт обследования фактического использования объекта недвижимости.
Как установили суды, в рассматриваемом случае назначение Помещения - "нежилое"; при этом наименование "нежилое помещение" не тождественно назначению или наименованию, предусматривающих размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; документы технического учета (инвентаризации) объекта недвижимости заявителем в Департамент не направлялись, в данных Росреестра Помещение (здание, в котором оно находится) в качестве объекта, подлежащего включению в Перечень, отсутствовало (справка от 03.08.2022, запросы и ответы от 22.04.2020, от 15.05.2020, от 05.04.2021, от 07.05.2021).
Из содержания Порядка N 225 следует, что решение о проведении проверки может быть принято непосредственно в отношении известных объектов недвижимости. Вместе с тем, в рассматриваемом случае, принимая во внимание характеристики помещений в ЕГРН и отсутствие сведений о фактическом использовании помещений, у Департамента не имелось оснований как для включения объекта в Перечень, так и для инициирования и проведения мероприятий по установлению вида фактического использования здания и помещений в нем при отсутствии соответствующей инициативы заинтересованного лица.
Суд первой инстанции отметил, что собственник помещения, заинтересованный в правильном исчислении налоговой базы в отношении принадлежащего ему налогооблагаемого имущества, в Департамент по вопросу включения объекта в Перечень или проведения мероприятий по установлению вида фактического использования Помещения в здании в период с 2020 года по 2021 год не обращался, соответствующей информации для установления наличия оснований для применения статьи 378.2 НК РФ не представлял.
Между тем, кассационная инстанция полагает указанный вывод судов не соответствующим материалам дела.
Представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о том, что заявителем при обращении в Департамент в ноябре 2021 года была выражена воля на включение Помещения в соответствующий Перечень, следовательно, уполномоченный орган в ноябре 2021 года располагал заявлением и имел возможность совершить в установленные Порядком N 225 сроки соответствующие действия, в том числе запросить недостающие документы (пункт 2), провести мероприятия по установлению фактического использования Помещения в 2021 году (пункты 6, 8).
С учетом изложенного суд округа соглашается с доводами Общества о том, что допущенное бездействие со стороны Департамента применительно к формированию Перечня на 2022 год привело к нарушению прав и законных интересов заявителя в виде невключения в декабре 2021 года Помещения в Перечень на 2022 год.
Доводы Департамента о том, что в ноябре 2021 года Общество обратилось в Департамент с требованием о внесении изменений в действующий приказ от 24.12.2020 N 4018 и включении объекта недвижимости в Перечень на 2022 год, а не по основаниям, предусмотренным пунктом 8 Порядка N 225, не могут быть приняты, поскольку указанным заявлением Обществом была выражена его очевидная воля именно на включение Помещения в соответствующий Перечень на указанный период.
Ссылка заинтересованного лица на то, что заявление Общества зарегистрировано в Департаменте лишь 25.11.2021, правового значения не имеет, поскольку не опровергает того обстоятельства, что в ноябре 2021 года уполномоченный орган обладал информацией о волеизъявлении Общества относительно внесения спорного объекта недвижимости в Перечень на 2022 год.
Приказом Департамента от 29.12.2021 N 4986 был утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год.
Доводов, касающихся невозможности включения спорного объекта в Перечень на 2022 год с учетом сроков, установленных Порядком, Департаментом не заявлено.
С учетом изложенного основания для отказа в признании незаконным бездействия Департамента, выразившегося в невключении нежилого помещения с кадастровым номером 54:35:021280:832 в Перечень на 2022 год, отсутствовали; решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в указанной части подлежат отмене как принятые при неправильном применении норм материального права применительно к установленным по делу обстоятельствам.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения настоящего дела, не требуют дополнительного исследования, суд округа в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять в указанной части новый судебный акт об удовлетворении заявленного Обществом требования.
В остальной части принятые по делу судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы Общества по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций в размере 6 000 руб. подлежат взысканию с Департамента.
В силу пункта 1 части 1 статьи 333.40 НК РФ излишне уплаченная кассатором государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.08.2022 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 20.10.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-13247/2022 отменить в части отказа в признании незаконным бездействия Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области, выразившегося в невключении нежилого помещения с кадастровым номером 54:35:021280:832 в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год.
Принять в указанной части по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Признать незаконным бездействие Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области, выразившееся в невключении нежилого помещения с кадастровым номером 54:35:021280:832 в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год.
Обязать Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "СитиИндастриал".
В остальной части принятые по настоящему делу судебные акты оставить без изменения.
Взыскать с Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "СитиИндастриал" судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций в общей сумме 6 000 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "СитиИндастриал" из федерального бюджета излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы государственную пошлину в сумме 1 500 руб. согласно платежному поручению от 30.01.2023 N 3550.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Чапаева |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд первой инстанции отметил, что собственник помещения, заинтересованный в правильном исчислении налоговой базы в отношении принадлежащего ему налогооблагаемого имущества, в Департамент по вопросу включения объекта в Перечень или проведения мероприятий по установлению вида фактического использования Помещения в здании в период с 2020 года по 2021 год не обращался, соответствующей информации для установления наличия оснований для применения статьи 378.2 НК РФ не представлял.
...
постановление от 20.10.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-13247/2022 отменить в части отказа в признании незаконным бездействия Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области, выразившегося в невключении нежилого помещения с кадастровым номером 54:35:021280:832 в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 марта 2023 г. N Ф04-8344/22 по делу N А45-13247/2022