г. Тюмень |
|
22 марта 2023 г. |
Дело N А03-1630/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Аникиной Н.А.,
судей Полосина А.Л.,
Ткаченко Э.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Алейска на решение от 16.09.2022 Арбитражного суда Алтайского края (судья Сосин Е.А.) и постановление 23.11.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Назаров А.В., Аюшев Д.Н., Ходырева Л.Е.) по делу N А03-1630/2022 по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Алейска Алтайского края (658130, Алтайский край, г. Алейск, ул. Сердюка, д. 97, ИНН 2201008109, ОГРН 1082201000837) к обществу с ограниченной ответственностью "Алейскводоканал" (658130, Алтайский край, г. Алейск, пер. Пляжный, д. 4, ИНН 2201009776, ОГРН 1152201000490) о понуждению к исполнению обязательства в натуре, взыскании судебной неустойки.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (656038, г. Барнаул, ул. Молодежная, д. 1, ИНН 2221177627, ОГРН 1102225002923), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (656043, г. Барнаул, пр-кт Ленина, д. 7, ИНН 2225145249, ОГРН 1132225020377).
Суд установил:
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Алейска Алтайского края (далее - комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с иском, уточненным на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Алейскводоканал" (далее - ООО "Алейскводоканал", общество, ответчик) об обязании в срок до 31.12.2022 исполнить условия концессионного соглашения от 01.07.2016 в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Алейск Алтайского края, закрепленного на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием "Алейскводоканал" города Алейска (далее - предприятие), взыскать с ответчика судебную неустойку в размере 10 000 руб. ежедневно с момента истечения 30-дневного срока в случае неисполнения решения суда в установленный срок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее - Управление), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (далее - Министерство).
Решением от 16.09.2022 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 23.11.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении исковых требований отказано.
Комитет обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что надлежащая защита нарушенного гражданского права истца возможна только путем понуждения ответчика к исполнению в натуре и не будет обеспечена взысканием с ответчика убытков в связи с неисполнением обязательства; такой способ защиты как досрочное расторжение концессионного соглашения и взыскание в бюджет города убытков с ответчика не соответствует цели и сути концессионного соглашения, которое является договором инвестиционного характера; срок концессионного соглашения был определен сторонами соглашения с учетом срока создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, объема инвестиций, срока окупаемости таких инвестиций, срока получения концессионером объема валовой выручки, срока исполнения других обязательств концессионера и (или) концедента по концессионному соглашению; истец лишен возможности восстановить упущенное для проведения инвестиционных мероприятий время.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Алейскводоканал" возражает против доводов кассационной жалобы; считает доводы, изложенные в ней, несостоятельными, судебные акты судов первой и апелляционной инстанций законными, обоснованными и не подлежащими отмене. Указывает, что сами по себе предусмотренные концессионным соглашением мероприятия по реконструкции, проектированию, модернизации и капитальному ремонту в отсутствие утвержденной инвестиционной программы не являются основанием к проведению таких мероприятий; исполнить требуемые истцом мероприятия до 31.12.2022 объективно невозможно. Просит рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие его представителя.
Проверив законность обжалуемых судебных актов на основании статей 284, 286 АПК РФ, исходя из доводов кассационной жалобы, отзыва на кассационную жалобу, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые решение и постановление не подлежат отмене или изменению.
Как установлено судами, 01.07.2016 между муниципальным образованием город Алейск Алтайского края, в лице комитета (концедент), предприятием, деятельность которого прекращена 16.02.2022, и ООО "Алейскводоканал" (концессионер) заключено концессионное соглашение (далее - соглашение) в отношении объектов водоснабжении и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Алейск Алтайского края, закрепленного на праве хозяйственного ведения за предприятием.
Согласно пункту 1.1 соглашения концессионер обязуется за свой счет (собственными и заемными средствами) создать и (или) реконструировать и модернизировать имущество, состав и описание которого приведены в разделе II настоящего соглашения (далее - объект соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту, и осуществлять использование (эксплуатацию) централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, включая водоподготовку, водоснабжение и водоотведение, в том числе очистку сточных вод с использованием объекта соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.
В соответствии с пунктами 2.1 - 2.3 соглашения объектом соглашения является система коммунальной инфраструктуры, а именно централизованные системы водоснабжения и водоотведения, на территории муниципального образования город Алейск, предназначенная для осуществления деятельности, указанной в разделе 1 соглашения, подлежащие реконструкции, модернизации и созданию.
На момент заключения соглашения объект соглашения принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город Алейск Алтайского края и закреплен на праве хозяйственного ведения за предприятием города Алейска на основании договора N 18-кв от 30.12.2002 о закреплении за предприятием муниципального имущества на праве хозяйственного ведения.
Сведения о составе и описании объектов имущества в составе объекта соглашения, в том числе о технико-экономических показателях, техническом состоянии, сроке службы, начальной/остаточной и восстановительной стоимости передаваемого имущества приведены в приложении N 1 к соглашению.
Согласно пунктам 4.1 - 4.3 соглашения концессионер обязан за свой счет и/или за счет привлеченных средств создать и реконструировать/модернизировать объекты в составе объекта соглашения в соответствии с заданием и конкурсным предложением концессионера.
Задание и основные мероприятия с описанием основных характеристик таких мероприятий приведены в приложении N 2.
Концессионер обязан достигнуть плановых значений показателей деятельности концессионера, приведенных в приложении N 3 с учетом положений настоящего соглашения.
Предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию/модернизацию объекта соглашения, осуществляемых в течение всего срока действия концессионером, составляет 88 732,4 тысяч рублей.
Предельный размер расходов включает в себя суммарный объем инвестиций в рублях. Предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта соглашения может быть пересмотрен по инициативе концессионера в случаях, предусмотренных действующим законодательством. Для пересмотра предельного размера расходов на создание и (или) реконструкцию объекта соглашения концессионер направляет в адрес концедента проект дополнительного соглашения с приложением расчетов, подтверждающих изменение предельного размера расходов.
Полный перечень создаваемых и/или реконструируемых объектов, входящих в состав объекта соглашения, должен включать основные мероприятия, предусмотренные в конкурсном предложении концессионера, и устанавливается в соответствии с инвестиционными программами концессионера, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 4.6, 4.7 соглашения концессионер вправе с согласия концедента привлекать к выполнению работ по созданию и реконструкции объекта соглашения третьих лиц (по усмотрению концессионера), за действия которых концессионер отвечает как за свои собственные.
Концессионер обязан за свой счет разработать и согласовать с концедентом проектную документацию, необходимую для создания и реконструкции объектов в составе объекта соглашения. Проектная документация должна соответствовать требованиям, предъявляемым к объекту соглашения в соответствии с решением концедента о заключении настоящего соглашения.
Согласно пунктам 4.14 - 4.16 соглашения завершение концессионером работ по созданию и реконструкции объекта соглашения (объектов, входящих в состав объекта соглашения) оформляется письменным уведомлением концедента об исполнении концессионером своих обязательств по созданию и реконструкции объекта соглашения (объектов, входящих в состав объекта соглашения) с приложением к нему соответствующего акта, подписываемого сторонами.
Концессионер обязан обеспечить ввод в эксплуатацию объекта соглашения (объектов недвижимого имущества, входящих в состав объекта соглашения) в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в срок, указанный в настоящем соглашении.
Объем и источники инвестиций, привлекаемых концессионером в целях создания и реконструкции объекта соглашения, определяются в соответствии с инвестиционными программами концессионера на 2016-2026 годы, утвержденными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов) и указываются в приложении N 4.
При изменении инвестиционной программы объем инвестиций, которые концессионер обязуется привлечь для финансирования инвестиционной программы, изменению не подлежит.
Пунктом 6.12 соглашения предусмотрена обязанность концессионера готовить и направлять концеденту не реже одного раза в год перечень объектов из состава объекта концессионного соглашения, на которых осуществлялась реконструкция (модернизация), и (или) построенных, приобретенных объектов с указанием произведенных действий на объектах и стоимости произведенных работ.
В соответствии с пунктами 10.1 и 10.2 соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует 10 лет, т.е. до 01.07.2026. Сроки создания, реконструкции, модернизации, улучшения характеристик, ввода в эксплуатацию объектов, входящих в состав объекта соглашения, определяются инвестиционными и производственными программами концессионера.
В приложении N 2 к соглашению указаны задание и основные мероприятия с описанием основных характеристик таких мероприятий, приведен перечень мероприятий по созданию и (или) реконструкции объекта соглашения, обеспечивающих достижение предусмотренных заданием целей и минимально допустимых плановых значений показателей деятельности концессионера, с описанием основных характеристик этих мероприятий.
В приложении N 4 к соглашению указаны предельные размеры расходов на каждый год, отдельно на создание и реконструкцию системы водоснабжения и отдельно на создание и реконструкцию системы водоотведения.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Алтайского края от 20.09.2017 по делу N А03-12492/2017 внесены изменения в соглашение в части увеличения предельного размера расходов на реконструкцию объектов в связи с необходимостью проведения дополнительных мероприятий из-за неудовлетворительного состояния коллектора.
Согласно акту контроля от 01.06.2018, подписанному концессионером и концедентом, за период деятельности с 01.01.2017 по 31.12.2017 осуществлены инвестиции в сумме 15,8 млн. руб., в том числе 25 % - средства концессионера (установлено в деле N А03-12492/2017).
Согласно актам контроля от 02.04.2019, от 30.06.2020, от 20.01.2021 в рамках исполнения соглашения за период деятельности с 01.01.2018 по 31.12.2018, в период с 01.01.2019 по 31.12.2019, в период с 01.01.2020 по 31.12.2020 инвестиции не осуществлялись.
Концедентом была направлена претензия от 22.04.2021 N 233 об обязании разработать проект инвестиционной программы и предоставить его концеденту. Гарантийным письмом концессионер гарантировал в срок до 30.05.2021 представить проект инвестиционной программы, соответствующий требованиям действующего законодательства.
Администрацией города Алейска было отказано в согласовании разработанной ответчиком инвестиционной программы ввиду несоответствия проекта инвестиционной программы мероприятиям, плановым значениям и условиям финансирования, установленным соглашением.
Согласно информации общества от 21.01.2022 N 39 об итогах выполнения условий соглашения, инвестиционная программа находится в стадии разработки.
В утверждении поступившего 08.04.2022 в Министерство проекта инвестиционной программы было отказано ввиду несоответствия требованиям к содержанию инвестиционной программы, а также ввиду превышения суммы расходов на реализацию мероприятий, включенных в соответствии с концессионным соглашением в утверждаемую инвестиционную программу, и расходов на реализацию мероприятий, включенных в соответствии с концессионным соглашением в инвестиционную программу.
В утверждении поступившего 11.04.2022 в Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов проекта инвестиционной программы было отказано ввиду непредставления документов, подтверждающих начисление амортизации основных средств в заявленном обществом размере, что не позволяло Управлению провести оценку доступности тарифов регулируемой организации для потребителей.
Ссылаясь на то, что ответчик уклоняется от исполнения своих обязательств, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из их необоснованности. Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, проверив законность решения и постановления в пределах заявленных доводов, считает выводы судов соответствующими фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам, нормам материального и процессуального права.
Согласно статье 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ), в редакции, действовавшей на дату заключения спорного соглашения, по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения концессионный (часть 2 статьи 3 Закона N 115-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 3 Закона N 115-ФЗ в целях названного Федерального закона к реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения.
Частью 2 статьи 8 Закона N 115-ФЗ предусмотрено, что при исполнении концессионного соглашения концессионер обязан, в частности, осуществить в установленные концессионным соглашением сроки создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и приступить к его использованию (эксплуатации); использовать (эксплуатировать) объект концессионного соглашения в целях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением; осуществлять деятельность, предусмотренную концессионным соглашением, и не прекращать (не приостанавливать) эту деятельность без согласия концедента; поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением.
Статьей 18 Закона N 115-ФЗ установлено, что в случае реализации концессионером производимых товаров, выполнения работ, оказания услуг по регулируемым ценам (тарифам) или с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам) органы в области регулирования цен (тарифов) устанавливают цены (тарифы) и надбавки к ценам (тарифам) на производимые и реализуемые концессионером товары, выполняемые работы, оказываемые услуги исходя из определенных концессионным соглашением объема инвестиций и сроков их осуществления в создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, а также в модернизацию, замену иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, улучшение его характеристик и эксплуатационных свойств.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться в соответствии с условиями обязательства, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии с положениями статьи 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Согласно пункту 1 статьи 308.3 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление N 7) согласно пункту 1 статьи 308.3, статье 396 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено ГК РФ, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. При этом следует учитывать, что в соответствии со статьями 309 и 310 ГК РФ должник не вправе произвольно отказаться от надлежащего исполнения обязательства.
При предъявлении кредитором иска об исполнении должником обязательства в натуре суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, определяет, является ли такое исполнение объективно возможным.
Разрешая вопрос о допустимости понуждения должника исполнить обязанность в натуре, суд учитывает не только положения ГК РФ, иного закона или договора, но и существо соответствующего обязательства.
Не может быть отказано в удовлетворении иска об исполнении обязательства в натуре в случае, когда надлежащая защита нарушенного гражданского права истца возможна только путем понуждения ответчика к исполнению в натуре и не будет обеспечена взысканием с ответчика убытков за неисполнение обязательства, например, обязанностей по представлению информации, которая имеется только у ответчика, либо по изготовлению документации, которую правомочен составить только ответчик.
В соответствии с пунктом 27 постановления N 7 удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 174 АПК РФ). При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
В тех случаях, когда кредитор не может требовать по суду исполнения обязательства в натуре, должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением обязательства, если отсутствуют основания для прекращения обязательства, например, предусмотренные пунктом 1 статьи 416 и пунктом 1 статьи 417 ГК РФ (статья 15, пункт 2 статьи 396 ГК РФ) (пункт 23 постановления N 7).
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, истолковав условия соглашения в соответствии с требованиями статей 421, 431 ГК РФ, учитывая поведение сторон в ходе исполнения своих обязательств, существо обязательства, не установив наличия права требовать от подрядчика исполнения договорных обязательств в натуре ни нормами ГК РФ, ни Закона N 115-ФЗ, ни условиями соглашения; оценив наличие объективной возможности исполнения обязательств в требуемый истцом срок, в том числе с учетом порядка утверждения инвестиционной программы и вложенных инвестиций, признав недоказанным, что спорные работы могут быть выполнены исключительно ответчиком; суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
По существу доводы кассационной жалобы о том, что надлежащая защита нарушенного гражданского права истца возможна только путем понуждения ответчика к исполнению в натуре и не будет обеспечена взысканием с ответчика убытков в связи с неисполнением обязательства; такой способ защиты как досрочное расторжение концессионного соглашения и взыскание в бюджет города убытков с ответчика не соответствует цели и существу концессионного соглашения, которое является договором инвестиционного характера; срок концессионного соглашения был определен сторонами соглашения с учетом срока создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, объема инвестиций, срока окупаемости таких инвестиций, срока получения концессионером объема валовой выручки, срока исполнения других обязательств концессионера и (или) концедента по концессионному соглашению; истец лишен возможности восстановить упущенное для проведения инвестиционных мероприятий время, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и исследованных доказательств.
Между тем из полномочий суда кассационной инстанции исключены действия по установлению обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами, по предрешению вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также по переоценке доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций (статьи 286, 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Иное толкование заявителем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Апелляционным судом также установлено, что решением от 13.04.2022 Алейского городского суда Алтайского края, оставленным без изменения апелляционным определением от 13.07.2022 Судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда (дело N 33-5050/2022 (2-167/2022)) отказано в удовлетворении иска Алейского межрайонного прокурора к обществу, Администрации г. Алейска о признании незаконным бездействия, обязании исполнить концессионное соглашение.
В рамках указанного дела судами установлено, что срок исполнения обществом обязательств по созданию, модернизации и реконструкции объекта соглашения в настоящее время не истек; при этом условия соглашения, содержащие перечень мероприятий (Приложение N 2), не содержат промежуточных сроков их выполнения;
работы по капитальному ремонту выполнены только в отношении одного участка сети (самотечного канализационного коллектора) в связи с возникновением аварийной ситуации, работы по модернизации и реконструкции остального имущества обществом не выполняются по причине отсутствия утвержденной инвестиционной программы, наличие которой является обязательным условием при проведении такого рода работ в силу закона. В настоящее время возможности исполнения сторонами соглашения не исчерпаны.
Судами учтено, что в данном случае положения статьи 12 ГК РФ подлежат применению в совокупности с положениями статей 308.3, 396 и специальными нормами главы 37 ГК РФ, регулирующими отношения сторон по договору подряда, которыми законодатель определил способы защиты прав заказчика, в том числе взыскание убытков, исполнение за счет должника обязательств самим кредитором или третьими лицами, взыскание штрафных санкций, расторжение договора; исключение составляет случай незаменимости должника в обязательстве.
В обжалуемых судебных актах суды в полной мере исполнили процессуальные требования, изложенные в части 1 статьи 168, пункте 2 части 4 статьи 170 и пункте 12 части 2 статьи 271 АПК РФ, указав выводы, на основании которых они отказывают в удовлетворении заявленных требований, а также мотивы, по которым суды отвергли те или иные доказательства.
Отсутствие в мотивировочной части судебных актов выводов, касающихся оценки каждого представленного в материалы дела доказательства и доводов, заявленных сторонами в отзывах, письменных пояснениях, дополнениях и т.п., не свидетельствует о том, что оно не оценивалось судом; само по себе не является основанием для отмены вынесенных решения и постановления. Все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями главы 7 АПК РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено. Решение и постановление отмене не подлежат.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.09.2022 Арбитражного суда Алтайского края и постановление 23.11.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-1630/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Аникина |
Судьи |
А.Л. Полосин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По существу доводы кассационной жалобы о том, что надлежащая защита нарушенного гражданского права истца возможна только путем понуждения ответчика к исполнению в натуре и не будет обеспечена взысканием с ответчика убытков в связи с неисполнением обязательства; такой способ защиты как досрочное расторжение концессионного соглашения и взыскание в бюджет города убытков с ответчика не соответствует цели и существу концессионного соглашения, которое является договором инвестиционного характера; срок концессионного соглашения был определен сторонами соглашения с учетом срока создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, объема инвестиций, срока окупаемости таких инвестиций, срока получения концессионером объема валовой выручки, срока исполнения других обязательств концессионера и (или) концедента по концессионному соглашению; истец лишен возможности восстановить упущенное для проведения инвестиционных мероприятий время, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и исследованных доказательств.
Между тем из полномочий суда кассационной инстанции исключены действия по установлению обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами, по предрешению вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также по переоценке доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций (статьи 286, 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
...
Судами учтено, что в данном случае положения статьи 12 ГК РФ подлежат применению в совокупности с положениями статей 308.3, 396 и специальными нормами главы 37 ГК РФ, регулирующими отношения сторон по договору подряда, которыми законодатель определил способы защиты прав заказчика, в том числе взыскание убытков, исполнение за счет должника обязательств самим кредитором или третьими лицами, взыскание штрафных санкций, расторжение договора; исключение составляет случай незаменимости должника в обязательстве."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 марта 2023 г. N Ф04-578/23 по делу N А03-1630/2022