г. Тюмень |
|
30 марта 2023 г. |
Дело N А75-6030/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Киричёк Ю.Н.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу публичного акционерного общества "Фортум" на решение от 13.09.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Заболотин А.Н.) и постановление от 28.11.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Иванова Н.Е., Лотов А.Н.) по делу N А75-6030/2022 по заявлению публичного акционерного общества "Фортум" (123112, город Москва, Пресненская набережная, дом 10, этаж 15, помещение 20, ОГРН 1058602102437, ИНН 7203162698) к Нижне-Обскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству (625016, Тюменская область, город Тюмень, улица 30 лет Победы, дом 52, ОГРН 1077203016956, ИНН 7203191674), Нижне-Обскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов (625023, Тюменская область, город Тюмень, улица Одесская, дом 27, ОГРН 1027200801847, ИНН 7203001845) в лице Отдела водных ресурсов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628007, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Строителей, дом 1Б), Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628012, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Рознина, дом 72, ОГРН 1058600003681, ИНН 8601024794) об оспаривании ненормативных правовых актов.
Другое лицо, участвующее в деле, - федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (628012, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Рознина, дом 72, ОГРН 1058600003736, ИНН 8601024804).
В заседании приняли участие представители публичного акционерного общества "Фортум" - Кирсанова А.С. по доверенности от 28.06.2022, Данчев В.Н. по доверенности от 23.06.2022.
Суд установил:
публичное акционерное общество "Фортум" (далее - общество, ПАО "Фортум") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Нижне-Обскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству (далее - Нижне-Обское ТУ Росрыболовства), Нижне-Обскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Нижне-Обское БВУ), Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - управление Роспотребнадзора) о признании недействительными решений от 02.03.2022 N 03-816/04/21, от 25.02.2022 N 14-13/1754, от 22.02.2022 N 02-12/809.
К участию в деле качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (далее - учреждение).
Решением от 13.09.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 28.11.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ПАО "Фортум" просит отменить указанные судебные акты и удовлетворить заявленные им требования.
По мнению подателя жалобы, вывод судов об использовании водного объекта в целях водоснабжения предприятия противоречит имеющимся в материалах дела доказательствам; отсутствовали законные основания для проведения уполномоченным органом экспертизы проекта нормативов допустимых сбросов (далее - НДС) загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты; расчет НДС соответствует положениям Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии от 29.12.2020 N 1118 (далее - Методика N 1118); требования СанПин 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 (далее - СанПин 2.1.3684-21), распространяется только на вновь проектируемые выпуски; общество не осуществляет сброс нефтепродуктов в водный объект.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит судебные акты оставить без изменения.
Иные участвующие в деле лица отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствовавших в заседании представителей общества, суд округа не усматривает оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, ПАО "Фортум" в процессе хозяйственной деятельности осуществляет сброс сточных вод по выпуску N 1 в участок реки Нягынь-Юган на 35,42 км от устья в соответствии с решением о предоставлении водного объекта в пользование от 26.12.2019 N 1268.
27.12.2021 общество направило в адрес отдела Нижне-Обского БВУ заявление об утверждении нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов (НДС) в реку Нягынь-Юган на 35,42 км от устья по выпуску N 1 НГРЭС.
Письмом от 02.03.2022 N 11-382/22 Нижне-Обского БВУ отказало в утверждении НДС в связи с отказами в согласовании проекта, поступившими от управления Роспотребнадзора (письмо от 22.02.2022 N 02-12/809) и от Нижне-Обского ТУ Росрыболовства (письмо от 25.02.2022 N 14-13/1754).
Из письма управления от 22.02.2022 N 02-12/809 следует, что основанием для отказа в согласовании проекта НДС послужили нарушения СанПиН 2.1.3684-21, СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 2 (далее - СанПиН 1.2.3685-21).
В частности, управлением приняты во внимание результаты экспертизы, проведенной учреждением на основании поручения от 26.01.2022 N 2 (экспертное заключение от 22.02.2022 N ХМ.01.У.01846.02.22):
1. информация о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в водном объекте, полученная в территориальных органах Росгидромета или по данным организаций, имеющих лицензию на выполнение работ, связанных с получением требуемых данных, отсутствует;
2. предприятие предполагает сброс нефтесодержащих вод;
3. отсутствуют гигиенические ПДК или ОДУ для веществ, входящих в состав сброса, в том числе для взвешенных веществ, сухого остатка, кальция, АСПАВ;
4. расчетные значения НДС для взвешенных веществ, сухого остатка невозможно оценить в связи с отсутствием данных по ПДК;
5. сброс кальция, АСПАВ, нефтепродуктов и нефтесодержащих сточных вод требованиями СанПиН 2.1.3684-21 запрещен;
6. расчетные значения НДС для бромид-аниона превышают ПДК;
7. допустимые уровни для энтерококков и колифагов противоречат СанПиН 1.2.3685-21 для поверхностных водоемов второй категории водопользования;
8-9. оценить утверждаемые НДС микроорганизмов не представляется возможным в связи с отсутствием единиц измерения;
10. в проекте отсутствуют сведения о среднемесячной температуре воды самого жаркого месяца года за последние 10 лет.
Отказ Нежне-Обского ТУ Росрыболовства (письмо от 25.02.2022 N 14-13/1754) был мотивирован выводом о том, что представленный на согласование проект НДС разработан с нарушениями пунктов 6, 14 Методики N 1118, а именно предлагаемая в проекте к утверждению для расчета НДС концентрация сухого остатка (минерализация) составляет 1500 мг/дм3, при этом фоновые концентрации загрязняющих веществ в воде водного объекта не предоставлены, а расчет НДС проведен без учета разбавления сточных вод водой водного объекта.
Не согласившись с указанными решениями Нижне-Обского БВУ, Нижнеобского ТУ Росрыболовства и управления Роспотребнадзора, ПАО "Фортум" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о соответствии оспариваемых решений требованиям действующего законодательства и отсутствия нарушении прав и законных интересов общества.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В силу статьи 37 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) водные объекты используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных названным Кодексом целей.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды (часть 1 статьи 39 Закона N 7-ФЗ).
Как установлено статьей 19 Закона N 7-ФЗ, нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности государственного регулирования хозяйственной и (или) иной деятельности для предотвращения и (или) снижения ее негативного воздействия на окружающую среду и заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности.
Разработка нормативов в области охраны окружающей среды включает в себя: проведение научно-исследовательских работ для обоснования нормативов в области охраны окружающей среды; установление оснований для разработки или пересмотра нормативов в области охраны окружающей среды; утверждение и опубликование нормативов в области охраны окружающей среды в установленном порядке; оценку и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий применения нормативов в области охраны окружающей среды.
В силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" (далее - Постановление N 469) нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты" (далее - Постановление N 881).
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии от 02.06.2014 N 246 утвержден Административный регламент Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты (далее - Административный регламент).
Из пункта 22 Административного регламента следует, что административная процедура по утверждению НДС включает следующие административные действия: прием и регистрация документов заявителя; назначение ответственного должностного лица; проверка комплектности документов заявителя; согласование НДС с соответствующими территориальными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; рассмотрение НДС на соответствие положениям Методики N 1118; оформление приказа об утверждении НДС либо мотивированного отказа в утверждении НДС.
Согласно пункту 12.2 Административного регламента отказ в согласовании проекта НДС от одного или нескольких согласующих уполномоченных органов исполнительной власти является основанием для отказе в утверждении НДС.
Пунктом 9 Административного регламента установлено, что для утверждения НДС заявитель представляет в территориальный орган Росводресурсов письменное заявление, к которому прилагаются следующие документы: а) пять экземпляров проекта НДС (содержащий ситуационный план (карту/схему) местности с привязкой территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, к водному объекту, используемому для сброса сточных вод, в том числе дренажных вод, с указанием сведений (расстояния от устья (для водотоков) и географических координат) о местонахождении каждого выпуска сточных, в том числе дренажных вод, фонового створа, расстояния от места сброса до фонового створа; план территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, с наложением сетей водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации с указанием мест размещения очистных сооружений; данные о технологических процессах, в результате которых образуются сточные, в том числе дренажные, воды; данные о составе очистных сооружений, эффективности очистки; данные о соответствии работы очистных сооружений проектным характеристикам; водохозяйственный баланс водопользования; гидрологическую и гидрохимическую характеристику водного объекта на участке существующего или проектируемого выпуска сточных, в том числе дренажных, вод, полученную в соответствии с пунктом 11 ранее действовавшей Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.12.2007 N 333 (далее - Методика N 333); данные о качестве воды в контрольном створе водного объекта, после сброса сточных, в том числе дренажных, вод, за последний календарный год, представленные в виде протоколов количественного химического анализа и актов отбора проб воды, подписанных ответственным лицом лаборатории; по данным аккредитованных в установленном порядке юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей; данные о величинах фоновых концентраций, принятых для расчета НДС в соответствии с пунктом 11 Методики N 333; данные о расходе сточных, в том числе дренажных, вод отдельно по каждому выпуску сточных, в том числе дренажных, вод, с характеристикой типа выпуска сточных, в том числе дренажных, вод; перечень нормируемых показателей состава и свойств сточных, в том числе дренажных, вод; расчет НДС в соответствии с Методикой N 333; результаты расчета НДС, оформленные в соответствии с пунктами 1-8 приложения 1 к Методике N 333, для каждого выпуска сточных, в том числе дренажных, вод); б) пять экземпляров заполненных в соответствии с Приложением 2 к Методике N 333 данных о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов отдельно по каждому выпуску за предыдущие 5 лет.
В силу пункта 6.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" (далее - Постановление N 322) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности.
Порядок организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок утвержден приказом Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19.07.2007 N 224 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок" (далее - Приказ N 224).
Согласно пункту 2 Приказа N 224 санитарно-эпидемиологическая экспертиза понимает под собой деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее территориальных органов, структурных подразделений и федеральных государственных учреждений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности, внутренних дел и иного специального назначения, в организациях отдельных отраслей промышленности, федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии, а также других организаций, аккредитованных в установленном порядке, по установлению соответствия (несоответствия) проектной и иной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг, предусмотренных статьями 12, 13, 15 - 28, 40 и 41 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), техническим регламентам, государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Пунктом 4 Приказа N 224 предусмотрено, что основаниями для проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок могут быть: предписания главных государственных санитарных врачей или их заместителей, выдаваемые на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 51 Закона N 52-ФЗ; определения, вынесенные должностными лицами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; заявления граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц о проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз.
Так, в силу статьи 18 Закона N 52-ФЗ (как одного из названных в данном пункте случаев установления соответствия (несоответствия) проектной и иной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг, предусмотренных статьями Закона N 52-ФЗ) водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.
Вопреки доводам общества, предусмотренный пунктом 4 Приказа N 224 перечень оснований проведения экспертиз не является закрытым, фактически в указанном пункте приведены только основания (перечень документов) на основании могут быть проведены исследования.
Таким образом, как верно указано судами, поручение управлением Роспотребнадзора учреждению проведения экспертизы в рамках рассмотрения проекта НДС является правомерным, соответствует требованиям Приказа N 224 и статьи 18 Закона N 52-ФЗ.
Согласно пункту 91 раздела V СанПиН 2.1.3684-21, устанавливающему санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам, хозяйствующими субъектами, осуществляющими сброс сточных вод в водоемы (водоотведение), с целью охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения обеспечивается согласование нормативов допустимых сбросов с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, при этом качество воды поверхностных и подземных водных объектов, используемых для водопользования населения, должно соответствовать гигиеническим нормативам в зависимости от вида использования водных объектов или их участков: 1. в качестве источника питьевого и хозяйственно-бытового водопользования, а также для водоснабжения предприятий пищевой промышленности (далее - первая категория водопользования); 2. для рекреационного водопользования, а также участки водных объектов, находящихся в черте населенных мест (далее - вторая категория водопользования).
Из сведений публичной кадастровой карты, воспроизведенных в расчете нормативов допустимого сброса в реку Нягынь-Юган, а также карты границ населенных пунктов, входящих в состав городского округа и карты функциональных зон городского округа следует, что точка сброса с географическими координатами 62°12' 37" с.ш., 65° 33' 02" в.д. расположена в границах населенного пункта - город Нягань.
При таких обстоятельствах суды обосновано сочли, что водный объект относится ко второй категории водопользования, соответственно, для реки Нягынь-Юган устанавливаются гигиенические ПДК или ОДУ.
Вопреки позиции подателя жалобы действие СанПиН 2.1.3684-21 не ограничивается только вновь построенными производственными и общественными помещениями, но и распространяет свою силу на эксплуатируемые объекты с 01.03.2021.
В силу требований пункта 98 СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты, осуществляющие водопользование (в том числе и путем эксплуатации производственных и общественных помещений), обязаны: проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, направленные на соблюдение гигиенических нормативов качества воды поверхностных водных объектов; контролировать состав сбрасываемых сточных вод и качества воды водных объектов; своевременно информировать территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), об угрозе возникновения, а также при возникновении аварийных ситуаций, представляющих опасность для здоровья населения или условий водопользования.
Согласно пункту 102 СанПиН 2.1.3684-21 производственный контроль за сбросом сточных вод в поверхностные водные объекты организуется и проводится хозяйствующими субъектами, осуществляющими водопользование на расстоянии не далее 500 метров от места сброса сточных вод в водный объект. При сбросе сточных вод в черте населенных мест пункт производственного контроля за сбросом сточных вод должен быть расположен непосредственно у места сброса.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильным выводам о том, что ПАО "Фортум" обязано проводить оценку состояния водного объекта на предмет соблюдения нормативов качества воды, представлять соответствующую информацию в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора); нормативы качества и безопасности воды, установленные разделом III СанПиН 1.2.3685-21 для поверхностных водных объектов, расположенных в черте населенных мест, в полной мере применяются в отношении воды водного объекта реки Нягынь-Юган при согласовании НДС веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей.
В силу пункта 4 Методики N 1118 при сбросе сточных вод в водные объекты, используемые для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, а также для рекреационных целей, гигиенические нормативы химических веществ и микроорганизмов должны соблюдаться в максимально загрязненной струе контрольного пункта (створа) на расстоянии (на водотоках - ниже по течению; на водоемах и морях - на акватории в радиусе) не далее 500 метров от места сброса сточных вод.
Определение контрольного пункта (створа) осуществляется в поперечном сечении водного потока в максимально загрязненной струе с массой воды с наиболее высоким содержанием вредных веществ, занимающую определенную часть поперечного сечения водного потока, в которой контролируется качество воды, в соответствии с требованиями к размещению пунктов контроля за составом сточных вод и качеством воды водных объектов, установленными СанПиН 2.1.3684-21 и рассчитывается в соответствии с формулой (23.4) настоящей Методики с учетом принятия значения показателя разбавления х равным 0,9.
Согласно пункту 13 Методики N 1118 срок актуальности расчетов НДС не превышает 7 лет с момента получения комплексного экологического разрешения или с момента предоставления декларации о воздействии на окружающую среду, в отдельных случаях НДС утверждаются на 5 лет.
В случае одновременного использования водного объекта рыбохозяйственного значения или его части для целей хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водоснабжения и (или) в других целях для разработки НДС норматив качества определяется в соответствии с пунктом 14 Положения о разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 149 (далее - Положение N 149).
В соответствии с пунктом 14 Положения N 149, для оценки качества вод поверхностных водных объектов рыбохозяйственного значения, используемых одновременно для целей хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водоснабжения и (или) в других целях, норматив качества устанавливается на уровне наименьшего из гигиенического или рыбохозяйственного норматива.
При разработке нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты или их части, используемые для целей хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водоснабжения и в других целях, за исключением водных объектов рыбохозяйственного значения, применяются гигиенические нормативы. Определение форм вещества (растворимая или валовая) в воде водных объектов и сточных водах осуществляется в соответствии с принятым для расчета НДС нормативами качества воды водных объектов, в том числе нормативами предельно допустимых концентраций веществ (пункт 6 Методики N 1118).
Пунктом 8 Методики N 1118 предусмотрено, что если фоновая концентрация химического вещества в воде водного объекта и (или) микробиологические показатели, связанные с применяемыми технологиями и особенностями производственного (технологического) процесса на объекте организации-водопользователя, не позволяют обеспечить норматив качества воды в контрольном пункте (створе), за исключением ситуаций, указанных в пунктах 3, 9 настоящей методики, НДС по этим показателям разрабатываются исходя из соблюдения в сточных водах нормативов качества воды водного объекта. Если при расчете величины НДС отсутствует достоверная информация о качестве воды водного объекта в фоновом створе, и невозможно провести расчет фоновых концентраций химических веществ в установленном порядке на момент расчета НДС, до установления фоновых концентраций (на срок не более 24 месяцев) в сточных водах, НДС по таким загрязняющим веществам разрабатываются исходя из соблюдения в сточных водах нормативов качества воды водного объекта.
Исходная информация для разработки проекта НДС запрашивается водопользователем в управлениях по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды или в организациях, имеющих лицензию на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (в части получения информации о количественных и качественных характеристиках водного объекта - приемника сточных вод, в том числе данные о величинах условных фоновых концентраций загрязняющего вещества в воде водного объекта, а также гидрометеорологическая информация) (подпункт "а" пункта 10 Методики N 1118).
Отклоняя довод общества об отсутствии достоверной информация о качестве воды водного объекта в фоновом створе, суды обоснованно исходили из того, что ПАО "Фортум" был заключен договор с Росгидрометом в целях получения соответствующей информации, однако по состоянию на текущий момент данные не получены; общество, действуя разумно и добросовестно, не было лишено возможности своевременно предпринять меры в целях получения фоновых проб в сточных водах.
Из материалов дела и проекта НДС следует, что производственная площадка НГРЭС расположена в Октябрьском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на территории промышленного узла в городе Нягань; источником технического водоснабжения предприятия является вода из реки Нягынь-Юган; сточные воды выпуска N 1 формируются продувочными водами оборотной системы охлаждения (93,5 % от общего объема сточных вод выпуска N 1) и нейтрализованными сточными водами водоподготовительной установки (ВПУ) и сточными водами блочной обессоливающей установки (БОУ); отработанные взрыхляющие, регенерационные и отмывочные воды фильтров, сбросные воды БОУ, сточные воды ВПУ, дренажные воды со складов реагентного хозяйства, поступают в баки-нейтрализаторы (2 шт. объемом 160 м3 ); в баках-нейтрализаторах происходит нейтрализация сточных вод, перед подачей в сбросной коллектор продувочных вод оборотной системы охлаждения; нейтрализованные сточные воды из баков-нейтрализаторов и стоки ВПУ смешиваются в баках-нейтрализаторах; нейтрализованные сбросные воды из баков-нейтрализаторов и продувочные воды оборотной системы охлаждения, смешиваются в трубопроводе диаметром 400 мм и в напорном режиме направляются на сброс в реку Нягынь-Юган на 35,42 км от устья по выпуску N 1; река Нягынь-Юган относится к бассейну реки Обь, и впадает с правого берега в озеро Вандм-Тор; длина реки составляет 120 км, ширина - 25 м, площадь водосбора - 2390 км3; река Нягынь-Юган является водным объектом высшей категории рыбохозяйственного значения.
Таким образом, при одновременном использовании водного объекта рыбохозяйственного значения или его части (реки Нягынь-Юган) не только для питьевого водоснабжения, но и для иных целей (в данном случае для технологических нужд предприятия), НДС устанавливается на уровне наименьшего из гигиенического или рыбохозяйственного нормативов, который составляет для сухого остатка 1000,00 мг/дм3.
Судами двух инстанций установлено, что согласно сведениям из расчета нормативов допустимого сброса в реку Нягынь-Юган сточных вод по выпуску N 1, содержат в своем составе нефтепродукты с конкретным уточнением "нефть", что противоречит требованиям пункта 92 СанПиН 2.1.3684-21, не допускающим сброс нефтепродуктов и нефтесодержащих вод в водные объекты, на поверхность ледяного покрова поверхностных водных объектов и водосборную территорию.
Кроме того, из материалов дела следует, что предложенный обществом к сбросу норматив для бромид-аниона составляет 1,35 мг/дм3, что в 6,75 раз превышает гигиенический норматив качества воды, установленный разделом III СанПиН 1.2.3685-21 для поверхностных водных объектов, расположенных в черте населенных мест.
Принимая во внимание, что согласно описанию технологии очистки сточной воды, представленной в расчете нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов, поступающих в реку Нягынь-Юган (на 35,42 км от устья) с очищенными производственными сточными водами по выпуску N 1 Няганской ГРЭС, общество не осуществляет обеззараживание сточных вод, суды обосновано сочли, что применение санитарно-микробиологических и паразитологических показателей безопасности обеззараженных сточных вод, установленных в таблице 3.9 раздела III СанПиН 1.2.3685-21, недопустимо; как верно отмечено судами, гигиенические нормативы содержания микроорганизмов для поверхностных водных объектов, расположенных в черте населенных мест, установлены таблицей 3.7 раздела III СанПиН 1.2.3685-21.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для признания недействительными решений Нижне-Обского БВУ от 02.03.2022 N 11-382/22 об отказе в утверждении НДС в реку Нягынь-Юган, Нежне-Обского ТУ Росрыболовства от 25.02.2022 N 14-13/1754 об отказе в согласовании проекта НДС, решения управления Роспотребнадзора от 22.02.2022 N 02-12/809 об отказе в согласовании проекта НДС.
Доводы подателя кассационной жалобы по существу направлены на иную оценку установленных судами первой и апелляционной инстанции фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, что в силу положений главы 35 АПК РФ не допускается при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении нижестоящими судом норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.09.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 28.11.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-6030/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.