г. Тюмень |
|
30 марта 2023 г. |
Дело N А81-8149/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение от 12.09.2022 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Садретинова Н.М.) и постановление от 13.12.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу N А81-8149/2022 по заявлению открытого акционерного общества "Нефтегазовая корпорация "Чжунмань" (629830, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Губкинский, Промышленная зона, панель 11, дом 7, ИНН 9909461693) к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу (629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Матросова, дом 7, ИНН 8901003107, ОГРН 1028900508746) об оспаривании решения от 26.05.2022 N 1/22.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Нефтегазовая корпорация "Чжунмань" (далее - общество, ОАО "НГК "Чжунмань") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - административный орган, управление) об оспаривании решения от 26.05.2022 N 1/22 о запрете работодателю или заказчику работ (услуг) в течение двух лет привлекать иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированных специалистов.
Решением от 12.09.2022 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 13.12.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить указанные судебные акты.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод об отсутствии у административного органа правовых оснований для вынесения оспариваемого решения, поскольку обществом было допущено нарушение требований Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) при начислении заработной платы высококвалифицированному специалисту Чжао Мину.
Общество отзыв на кассационную жалобу в порядке, предусмотренном статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представило.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании решения от 04.05.2022 управлением в отношении общества проведена проверка на наличие оснований для принятия решения о запрете привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированных специалистов.
В рамках проведения проверки административный орган письмом от 05.05.2022 N 74/34-6762 запросил следующие документы в отношении гражданина Китая Чжао Мина: справку о доходах и суммах налога физического лица (2-НДФЛ) за 2021 год; копию приказа о приеме на работу; копии документов, подтверждающих все выплаты, произведенные за 2021 год (например, платежные поручения, копии приказов, список перечисляемой в банк заработной платы и т.п.).
По результатам проведенной проверки управление приняло решение от 26.05.2022 N 1/22 о запрете обществу в течение двух лет привлекать иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированных специалистов.
Возражая против указанного решения, ОАО "НГК "Чжунмань" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование суды первой и апелляционной инстанций, пришли к выводам об отсутствии у административного органа правовых оснований для вынесения оспариваемого решения, поскольку заработная плата сотрудника Чжао Мин за 2021 год соответствовала установленному Законом N 115-ФЗ уровню заработной платы иностранного гражданина, привлекаемого к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Согласно статье 4 Закона N 115-ФЗ иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
При этом статьей 13.2 Закона N 115-ФЗ определены особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами - высококвалифицированными специалистами.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 13.2 Закона N 115-ФЗ высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в Российской Федерации предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) в размере не менее ста шестидесяти семи тысяч рублей из расчета за один календарный месяц - для иных иностранных граждан (не относящихся к категориям, указанным в подпунктах 1 - 2.2 пункта 1 статьи 13.2 Закона N 115-ФЗ).
Частью 5 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) установлено, что на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации. Аналогичное положение закреплено в части 1 статьи 327.1 ТК РФ.
В силу статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно пункту 1.4 статьи 13.2 Закона N 115-ФЗ при наличии перерыва в осуществлении трудовой деятельности в Российской Федерации высококвалифицированным специалистом, указанным в подпункте 1, 1.1, 2.1 или 3 пункта 1 настоящей статьи, в связи с его болезнью, пребыванием в отпуске без сохранения заработной платы или другим обстоятельством, вследствие которого за период указанного перерыва выплата ему заработной платы не производилась либо производилась не в полном объеме, условие привлечения данного высококвалифицированного специалиста к трудовой деятельности в Российской Федерации в части размера получаемой им заработной платы считается соблюденным, если совокупная величина его заработной платы за три календарных месяца в течение отчетного периода составляет трехкратную сумму ежемесячного размера его заработной платы, установленного соответствующим подпунктом пункта 1 настоящей статьи.
Таким образом, привлекая высококвалифицированного специалиста к трудовой деятельности в Российской Федерации, работодатель обязан предусмотреть и обеспечить выплату ему заработной платы (вознаграждения) в размере не менее 167 000 рублей в месяц или 501 000 рублей в квартал.
В соответствии с пунктом 13 статьи 13.2 Закона N 115-ФЗ работодатели и заказчики работ (услуг), обязаны ежеквартально не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, уведомлять федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его уполномоченный территориальный орган об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
При этом пунктом 26 статьи 13.2 Закона N 115-ФЗ установлено, что работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе в течение двух лет привлекать иностранных граждан к трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированных специалистов на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в случае, если данный работодатель или заказчик работ (услуг):
1) не исполнил принятых на себя обязательств перед высококвалифицированным специалистом, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, или обязательств, вытекающих из условий трудового договора, заключенного с высококвалифицированным специалистом, либо им не были соблюдены существенные условия гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенного с высококвалифицированным специалистом;
2) представил в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его уполномоченный территориальный орган поддельные или подложные документы.
Согласно пункту 26.1 статьи 13.2 Закона N 115-ФЗ при выявлении одного из обстоятельств, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 26 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган принимает решение о запрете соответствующему работодателю или заказчику работ (услуг) в течение двух лет привлекать иностранных граждан к трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированных специалистов.
Как следует из материалов дела, принимая оспариваемое решение о запрете обществу в течение двух лет привлекать иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированных специалистов, административный орган указывал на наличие факта выплаты гражданину Китая Чжао Мину в 2021 году заработной платы, размер которой ниже размера, определенного Законом N 115-ФЗ.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что заработная плата сотрудника Чжао Мин за 2021 год составила 2 040 541 руб. 93 коп. (за 2021 год фактически начислено и выплачено 1 796 841 руб. 93 коп.; в соответствии с личным заявлением Чжао Мин обществом приобретены авиабилеты на общую сумму 243 700 руб.), что соответствует установленному Законом N 115-ФЗ уровню заработной платы иностранного гражданина, привлекаемого к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста.
При этом ссылка подателя кассационной жалобы на то, что сумма в размере 35 672 руб., выплаченная в феврале 2022 года, не подлежала включению в период 2021 года была предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции, получила надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонена как основанная на неверном толковании действующего законодательства и противоречащая правовому подходу Верховного Суда Российской Федерации, изложенному в определении от 24.07.2020 N 307-ЭС20-9787 по делу N А56-15415/2019 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
С учетом изложенного судами сделан обоснованный вывод об отсутствии у административного органа правовых оснований для вынесения оспариваемого решения и удовлетворено требование общества о признании его недействительным.
В целом доводы, приведенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, по существу направлены на иную оценку установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции исходя из положений главы 35 АПК РФ.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.09.2022 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 13.12.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-8149/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.