г. Тюмень |
|
30 марта 2023 г. |
Дело N А46-13171/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буровой А.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Чапаевой Г.В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Евдокимовой В.Ю. рассмотрел кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Омской области на решение от 24.10.2022 Арбитражного суда Омской области (судья Солодкевич И.М.) и постановление от 29.12.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Лотов А.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-13171/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Магнит" (644024, город Омск, улица Декабристов, дом 45, корпус 1, помещение 19, ОГРН 1145476106654, ИНН 5401381810) к Управлению Федерального казначейства по Омской области (644099, город Омск, улица Красногвардейская, дом 9, ОГРН 1025500741530, ИНН 5503029414) о признании недействительным представления от 15.06.2022 N 52-19-11/4181,
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство природных ресурсов и экологии Омской области (644001, Омская область, город Омск, улица Куйбышева, дом 63, ОГРН 1115543007359, ИНН 5504224070).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Терехин А.А.) в заседании участвовали представители:
от Управления Федерального казначейства по Омской области - Лемонджава Ю.Е. по доверенности от 15.06.2022, Терехова Ю.С. по доверенности от 15.02.2023, Царенкова О.В. по доверенности от 09.01.2023;
от общества с ограниченной ответственностью "Магнит" - Касаева Е.В. по доверенности от 20.02.2023;
от Министерства природных ресурсов и экологии Омской области - Якимов Я.Г. по доверенности от 22.12.2022.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Магнит" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Омской области (далее - Управление) о признании недействительным представления от 15.06.2022 N 52-19-11/4181.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Омской области (далее - Министерство).
Решением от 24.10.2022 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 29.12.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Общество и Министерство возражают против доводов жалобы согласно отзывам.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ проанализировав доводы кассационной жалобы, отзывов на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела, Управлением в отношении Общества проведена проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение - на реализацию в 2020 году мероприятий, связанных с обеспечением непрерывной работы региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" национального проекта "Экология" (ИКМ 2021-ПВ.000.2037-5200.053).
15.06.2022 Управлением вынесено представление N 52-19-11/4181 об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации, в котором указано на то, что Общество не включило в перечень населенных пунктов Омской области, фактически не охваченных услугой по транспортированию ТКО, население общей численностью 8 645 человек, в связи с чем в отчете об охвате населения услугой по обращению с ТКО за 2020 год отражены недостоверные данные в графе 3 "численность населения зоны деятельности регионального оператора на 1 января года, следующего за отчетным" (вместо 1 903 675 человек указано 1 926 665 человек), в графе 5 "численность населения муниципального образования на 1 января года, следующего за отчетным периодом" (вместо 1 809 167 человек указано 1 840 802 человек), что привело к завышению значения показателя в графе 6 в части охвата населения услугой по обращению с ТКО по состоянию на 01.01.2021 и завышению значения показателя, а также отражению недостоверных данных в графах 7, 11 отчета о достижении значений результатов регионального проекта по состоянию на 01.01.2021 на 0,5% (фактически показатель составляет 95,04%, вместо указанного в отчете 95,54%).
Не согласившись с представлением от 15.06.2022 N 52-19-11/4181, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что представление не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает права и законные интересы Общества.
Суд кассационной инстанции, поддерживая выводы судов двух инстанций, исходит из норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных по делу.
В части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, незаконно возлагают на заявителя какие-либо обязанности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Постановлением Правительства Омской области от 23.06.2020 N 245-п утвержден Порядок предоставления из областного бюджета субсидии на обеспечение деятельности по оказанию коммунальной услуги населению по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающему достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" национального проекта "Экология", осуществляющему деятельность в сфере обращения с отходами производства и потребления (далее - Порядок).
Порядок регулирует отношения по предоставлению за счет средств областного бюджета субсидии региональному оператору по обращению с ТКО, осуществляющему деятельность в сфере обращения с отходами производства и потребления, на реализацию в 2020 году мероприятий, связанных с обеспечением непрерывной работы регионального оператора по обращению с ТКО, обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Комплексная система обращения с ТКО" национального проекта "Экология".
В пункте 11 Порядка указано, что условиями предоставления субсидии являются, в том числе заключение с Министерством соглашения в соответствии с пунктом 17 Порядка, а также достоверность представленной получателем субсидии информации, содержащейся в документах, а также отчетности, предусмотренной пунктами 20, 21 Порядка.
Судами установлено, что 17.08.2018 между Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области и Обществом заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Омской области (в редакции дополнительного соглашения от 17.06.2019), в силу которого Общество было наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО на 10 лет.
В связи с принятием Закона Омской области от 25.03.2019 N 2155-03 "О внесении изменений в Закон Омской области "Об отходах производства и потребления Омской области", указа Губернатора Омской области от 18.04.2019 N 55 "О внесении изменений в отдельные указы Губернатора Омской области" права и обязанности Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, предусмотренные названным соглашением, перешли к Министерству.
24.07.2020 между Министерством и Обществом заключено соглашение N 10-2020-02633 о предоставлении из бюджета Омской области субсидии юридическому лицу (за исключением государственного учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг (далее - Соглашение).
Предметом Соглашения являлось предоставление из бюджета Омской области в 2020 году субсидии на финансовое обеспечение части затрат регионального оператора по обращению с ТКО, возникшими не ранее 28.03.2020 в результате сложившейся неблагоприятной ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции, и связанных с предоставлением коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Субсидия предоставляется при соблюдении, в том числе условия о достоверности представленной получателем информации, содержащейся в документах, а также отчетности, предусмотренной пунктами 4.3.5.1, 4.3.5.2 Соглашения; получатель субсидии обязуется обеспечивать полноту и достоверность сведений, представляемых в соответствии с Соглашением (подпункты 3.1.2.8, 4.3.8 Соглашения).
В соответствии с пунктом 4.3.5.2 Соглашения получатель обязуется представлять отчет о достижении значений показателей результативности не позднее 7 рабочего дня, следующего за отчетным месяцем.
Приложением N 1 к Соглашению установлено следующее плановое значение показателя результативности предоставления субсидии по проекту (мероприятию) "Предоставление субсидии на обеспечение деятельности по оказанию коммунальной услуги населению по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающему достижение целей, показателей и результатов Федерального проекта, осуществляющему деятельность в сфере обращения с отходами производства и потребления" - "Доля населения, которому предоставлена услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности регионального оператора" в размере 90% по состоянию на 31.12.2020.
Судами установлено, что по данным отчета о достижении значений результатов регионального проекта от 01.01.2021 значение показателя "Доля населения, которому предоставлена услуга по обращению с ТКО, в зоне деятельности регионального оператора" по состоянию на 31.12.2020 составило 95,54%.
По данным отчета об охвате населения услугой по обращению с ТКО по состоянию на 01.01.2021: численность населения зоны деятельности регионального оператора на 1 января года, следующего за отчетным, составила 1 926 665 человек (графа 3); численность населения муниципального образования на 1 января года, следующего за отчетным периодом, составила 1 840 802 человек (графа 5); охват населения услугой по обращению с твердыми коммунальными отходами по состоянию на 01.01.2021 составил 95,54% (графа 6).
По сведениям Общества, численность населения в населенных пунктах, не охваченных услугой по транспортированию ТКО, составила 85 863 человек.
Согласно пояснением Общества для определения численности населения муниципального образования использовались данные государственной статистики.
Вместе с тем в ходе проведения проверки Управление пришло к выводу о занижении Обществом численности населения в населенных пунктах, фактически неохваченных услугой по транспортированию ТКО в 2020 году, на 8 645 человек, а именно:
- на 3 036 человек ввиду того, что фактически Общество применяло данные о численности населения по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года без учета текущего движения населения с 2010 года по 2020 год включительно;
- на 5 609 человек в связи с невключением в перечень населенных пунктов Омской области, не охваченных услугой по транспортированию твёрдых коммунальных отходов, 13 населенных пунктов.
Указанные выводы сделаны Управлением на основании маршрутных журналов операторов (отсутствуют сведения о посещении населенных пунктов), а также данных похозяйственных книг, ведение которых обеспечено органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон, суды первой и апелляционной инстанций, установив, что Обществом соблюдены условия Соглашения и Порядка при использовании субсидии, в свою очередь Управлением доказательств представления Обществом недостоверных сведений в материалы дела не представлено, пришли к верному выводу о незаконности оспариваемого представления.
Проанализировав Положение о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 420, а также положения Порядка, Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 671-р, суды установили, что источником показателя "численность населения в муниципальном образовании, которому предоставлена услуга по обращению с ТКО" являются данные Федеральной службы государственной статистики, иных источников информации о численности населения Порядком не предусмотрено.
Учитывая, что Обществом отчет об охвате населения услугой по обращению с ТКО был предоставлен на основании официальных статистических данных, действительных на дату его предоставления, суды пришли к выводу о недоказанности Управлением факта представления Обществом на отчетную дату недостоверных сведений.
Доводы подателя жалобы о том, что незначительное расхождение показателей (0,5%), установленное в ходе проверки, не влияет на хозяйственную деятельность Общества, не нарушает его права и интересы, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы Управления о невключении в отчет сведений о 13 населенных пунктах с общей численностью населения 5 609 человек опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе сведениями журналов за декабрь 2020 года, ГЛОНАСС/GPS треков (записями маршрутов посредством использования ГЛОНАСС/GPS приемников).
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на надлежащей оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего спора, и правильности применения положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, а также соблюдении норм процессуального права.
Доводы заявителя жалобы сводятся к несогласию с выводами судов по рассматриваемому спору и по существу основаны на неправильном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку доказательств и установление иных фактических обстоятельств дела, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.10.2022 Арбитражного суда Омской области и постановление от 29.12.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-13171/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Бурова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Евдокимовой В.Ю. рассмотрел кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Омской области на решение от 24.10.2022 Арбитражного суда Омской области (судья Солодкевич И.М.) и постановление от 29.12.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Лотов А.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-13171/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Магнит" (644024, город Омск, улица Декабристов, дом 45, корпус 1, помещение 19, ОГРН 1145476106654, ИНН 5401381810) к Управлению Федерального казначейства по Омской области (644099, город Омск, улица Красногвардейская, дом 9, ОГРН 1025500741530, ИНН 5503029414) о признании недействительным представления от 15.06.2022 N 52-19-11/4181,
...
Проанализировав Положение о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 420, а также положения Порядка, Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 671-р, суды установили, что источником показателя "численность населения в муниципальном образовании, которому предоставлена услуга по обращению с ТКО" являются данные Федеральной службы государственной статистики, иных источников информации о численности населения Порядком не предусмотрено."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 марта 2023 г. N Ф04-960/23 по делу N А46-13171/2022