г. Тюмень |
|
6 апреля 2023 г. |
Дело N А45-13551/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Киричёк Ю.Н.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу государственного казенного учреждения Новосибирской области "Управление контрактной системы" на решение от 21.10.2022 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Рубекина И.А.) и постановление от 23.12.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Зайцева О.О., Кривошеина С.В.) по делу N А45-13551/2022 по заявлению государственного казенного учреждения Новосибирской области "Управление контрактной системы" (630005, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Фрунзе, дом 88, офис 401, ОГРН 1125476138193, ИНН 5406722503) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (630008, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Кирова, дом 3, ОГРН 1035401913568, ИНН 5405116098) об оспаривании ненормативных правовых актов.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "Рентал-Стройсервис" (633261, Новосибирская область, Ордынский район, рабочий поселок Ордынское, проспект Революции, дом 81А, ОГРН 1105456000539, ИНН 5434115363), Администрация рабочего поселка Маслянино Маслянинского района Новосибирской области (633564, Новосибирская область, Маслянинский район, рабочий поселок Маслянино, улица Ленинская, дом 46, ОГРН 1025405428234, ИНН 5431103867) общество с ограниченной ответственностью "Строй-Мастер" (656012, Алтайский край, город Барнаул, улица Маяковского, дом 27, ОГРН 1062224000618, ИНН 2224098980).
В заседании приняли участие представители:
от государственного казенного учреждения Новосибирской области "Управление контрактной системы" - Жигулина Л.А. по доверенности от 28.12.2022, Скугарева Е.С. по доверенности от 28.12.2022,
от общества с ограниченной ответственностью "Рентал-Стройсервис" - Бикунова В.В. по доверенности от 08.02.2023.
Суд установил:
государственное казенное учреждение Новосибирской области "Управление контрактной системы" (далее - учреждение, уполномоченный орган) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительными пункта 1 решения и пункта 1 предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - управление, антимонопольный орган) от 08.04.2022 N 054/06/69-590/2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Рентал-Стройсервис" (далее - ООО "Рентал-Стройсервис", общество), Администрация рабочего поселка Маслянино Маслянинского района Новосибирской области (далее - администрация, заказчик); общество с ограниченной ответственностью "Строй Мастер" (далее - ООО "Строй Мастер").
Решением от 21.10.2022 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 23.12.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней, поданных в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, учреждение просит отменить указанные судебные акты и удовлетворить заявленные им требования.
По мнению подателя жалобы, вывод судов о том, что общество соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки (обладает опытом исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта), является ошибочным; система водоснабжения и канализации, созданная для функционирования одного объекта капитального строительства, не может быть квалифицирована в качестве линейного объекта.
Антимонопольный орган, администрация и ООО "Рентал-Стройсервис" в отзывах на кассационную жалобу просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе (с учетом дополнений), отзывах на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, учреждением в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме на выполнение подрядных работ на объекте: "Строительство распределительных сетей газопровода в "Забердской" части в р.п. Маслянино Маслянинского района Новосибирской области" (извещение N 0851200000622000822).
Согласно протоколу от 28.03.2022 заявка ООО "Рентал-Стройсервис" была признана не соответствующей требованиям извещения о проведении электронного аукциона, установленным на основании части 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), позиции 8 раздела II приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признаками утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов правительства Российской Федерации" (далее -Постановление N 2571); представленный в составе заявки договор от 23.12.2019 N 23/12 на выполнение работ по строительству сетей водоснабжения и канализации для производственного здания, расположенного по адресу: Московская область, городской округ Подольск, поселок Молодежный, улица Промышленная, 1, не подтверждает наличие у участника закупки опыта выполнения работ по строительству, реконструкции линейного объекта.
Решением от 08.04.2022 N 054/06/49-590/2022 жалоба ООО "Рентал-Стройсервис" на действия заказчика и уполномоченного органа признана обоснованной (пункт 1).
На основании указанного решения антимонопольным органом учреждению выдано предписание от 08.04.2022 N 054/06/49-590/2022, в соответствии с пунктом 1 которого ему необходимо в срок до 26.04.2022 прекратить нарушение части 5 статьи 49 Закона N 44-ФЗ.
Не согласившись с названными пунктами решения и предписания, уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у управления правовых оснований для вынесения оспариваемых актов.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В силу пункта 3 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ).
Согласно пункту 3 части 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Позицией 8 раздела II приложения к Постановлению N 2571 предусмотрено, что дополнительным требованием к участнику закупки, если объектом закупки являются работы по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением предусмотренных позицией 17 настоящего приложения работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги, являются наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги; 2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги.
Информацией и документами, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции, являются: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
Пунктом 4.1 Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению установлен идентичный перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, поскольку в рассматриваемом случае объектом закупки являлись подрядные работы по строительству линейного объекта - распределительных сетей газопровода в районном поселке Маслянино Маслянинского района Новосибирской области.
В силу пунктов 10 и 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к объектам капитального строительства относятся здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие); линейными объектами признаются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды двух инстанций установили, что ООО "Рентал-Стройсервис" в качестве подтверждения соответствия дополнительным требованиям приложило к заявке на участие в аукционе: копию договора строительного подряда от 23.12.2019 N 23/12 на выполнение работ по строительству сетей водоснабжения и канализации для производственного здания, расположенного по адресу: Московская область, городской округ Подольск, поселок Молодежный, улица Промышленная, 1, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью "ПЭТ ПЛАСТ", на сумму 57 795 341 руб. 59 коп., акт о приемке выполненных работ от 08.12.2020, акт приемки законченного строительством объекта от 23.12.2020, справку от 17.02.2021 об отсутствии разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию (часть 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпункты 7 и 8 пункта 1 статьи 2 Закона Московской области от 10.10.2014 N 124/2014-ОЗ "Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Московской области").
Проектная документация была разработана в соответствии с утвержденным заказчиком техническим заданием и включает разделы "Проект полосы отвода" и "Технологические и конструктивные решения линейного объекта", разрабатываемые при проектировании линейных объектов. При этом в силу пункта 35 Раздела 2 Положения о состав разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, раздел "проект полосы отвода" является обязательным для проектной документации, разрабатываемой именно на линейный объект.
Согласно письму разработчика проектной документации - общества с ограниченной ответственностью "Водпроект-С" от 07.04.2022 N 62 спорные сети водоснабжения и канализации являются линейным объектом, так как отвечают критериям Минстроя России, указанным в письме от 25.01.2016 N 2459-01706; длина объекта значительно превышает его ширину; объект обеспечивает два и более объекта капитального строительства.
В соответствии с проектной документацией подача воды питьевого качества осуществляется по входящему в состав объекта хозяйствено-питьевому водопроводу, проложенному "в две нитки" из труб ПЭ100 Дн160 мм, протяженностью в плане 802 м, объединенному с противопожарным; подключение сетей осуществлялось к существующей водопроводной башне "системы Рожновского" (обозначена на исполнительном плане литерами "ВНЕ"), выполняющей функцию регулирующей емкости и противопожарного резервуара, а не к магистральным водопроводам; проектной документацией также предусмотрено подключение к проектируемому водопроводу как законченного строительством здания производственного цеха ПЭТ-преформы, так и переключение существующих зданий склада готовой продукции и здания АБК; объекты капитального строительства были подключены к построенным сетям тремя способами: в существующих ранее колодцах с существующими водопроводами-вводами (поскольку строительство новых вводов не требовалось, данные работы не выполнялись и не наносились на исполнительную документацию); монтаж колодцев на существующих водопроводах-вводах (существующие водопроводы-вводы на исполнительной документации обозначены прерывистой линией с литером "В"); с устройством водопровода-ввода в соответствующее здание, что также отображено на исполнительном плане.
Доказательств того, что возведенные обществом сети водоснабжения и канализации не относятся к линейным объектам, учреждением не представлено.
Принимая во внимание, что прием объекта капитального строительства и оплата по договору осуществляются на основании акта, составленного по форме КС-11 (пункт 4.2.3 договора от 23.12.201 N 23/12), суды сочли, что в данном случае приложение его обществом к заявке было достаточным; при этом судами верно отмечено, что акт по форме КС-14 является актом приемки законченного строительства объекта приемочной комиссией, который не поименован как документ, обязательный к представлению в силу позиции 8 раздела II приложения к Постановлению N 2571.
При таких обстоятельствах следует признать правильным вывод судов об отсутствии у учреждения оснований для отклонения заявки ООО "Рентал-Стройсервис", поскольку приложенные к заявке документы подтверждают наличие у него опыта исполнения договора строительного подряда линейного объекта.
Вопреки позиции уполномоченного органа письма общества с ограниченной ответственностью "Контакт-ресурс", Администрации городского округа Подольск, муниципального унитарного предприятия "Водоканал" и управления не опровергают факта строительства спорных сетей обществом.
С учетом изложенного суды обоснованно отказали учреждению в признании недействительными оспариваемых пунктов решения и предписания антимонопольного органа.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.10.2022 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 23.12.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-13551/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проектная документация была разработана в соответствии с утвержденным заказчиком техническим заданием и включает разделы "Проект полосы отвода" и "Технологические и конструктивные решения линейного объекта", разрабатываемые при проектировании линейных объектов. При этом в силу пункта 35 Раздела 2 Положения о состав разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, раздел "проект полосы отвода" является обязательным для проектной документации, разрабатываемой именно на линейный объект.
...
Принимая во внимание, что прием объекта капитального строительства и оплата по договору осуществляются на основании акта, составленного по форме КС-11 (пункт 4.2.3 договора от 23.12.201 N 23/12), суды сочли, что в данном случае приложение его обществом к заявке было достаточным; при этом судами верно отмечено, что акт по форме КС-14 является актом приемки законченного строительства объекта приемочной комиссией, который не поименован как документ, обязательный к представлению в силу позиции 8 раздела II приложения к Постановлению N 2571."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 апреля 2023 г. N Ф04-873/23 по делу N А45-13551/2022