г. Тюмень |
|
19 апреля 2023 г. |
Дело N А27-16448/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Демидовой Е.Ю.,
судей Севастьяновой М.А.,
Щанкиной А.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях на постановление от 09.02.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-16448/2022 по заявлению индивидуального предпринимателя Матюшенкова Кирилла Александровича (ИНН 424500019667, ОГРНИП 316420500138038) к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Ноградская, 5, ОГРН 1104205007840, ИНН 4205199592) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка.
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Матюшенков Кирилл Александрович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях (далее - управление) о признании незаконным решения управления от 12.07.2022 N 42-АЛ-07/7221 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, находящегося в федеральной собственности, без проведения торгов с кадастровым номером 42:17:0101035:5, площадью 19916 м2, расположенного по адресу: Российская Федерация, Кемеровская область, Юргинский район; об обязании управления принять решение о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов и заключить с предпринимателем договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 42:17:0101035:5.
постановлением от 09.02.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение управления от 12.07.2022 N 42-АЛ-07/7221 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 42:17:0101035:5; обязал управление в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу направить предпринимателю подписанный проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 42:17:0101035:5.
Ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, управление обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, приняв по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований предпринимателя.
В обоснование кассационной жалобы управление указывает, что факт отнесения спорного земельного участка к категории земель особо охраняемых территорий и объектов с видом разрешенного использования - осуществление рекреационной деятельности подтвержден сведениями из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) в отношении участка. На основании изложенного, управление утверждает, что спорный земельный участок отчуждению не подлежит.
Предприниматель, не соглашаясь с позицией управления, в отзыве на кассационную жалобу просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты.
Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы с учетом представленного на нее отзыва, проверив в порядке, предусмотренном статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, предприниматель является собственником объектов недвижимости с кадастровыми номерами 42:17:0000000:267 (дом туриста), 42:17:0000000:272 (склад спортинвентаря N 3), 42:17:0000000:275 (склад спортинвентаря N 1), 42:17:0000000:277 (склад спортинвентаря N 2), 42:17:0000000:519 (дом пчеловода), 42:17:0000000:269 (дом рыбака), 42:17:0000000:278 (баня), 42:17:0000000:276 (склад спортинвентаря N 4), 42:17:0000000:271 (котельная), 42:17:0000000:274 (бассейн), 42:17:0000000:268 (столовая), расположенных на земельном участке с кадастровым номером 42:17:0101035:5.
Из сведений из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 42:17:0101035:5 следует, что он является федеральной собственностью и относится к категории земель особо охраняемых территорий и объектов.
Предприниматель 20.04.2022 обратился с заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка без проведения торгов, в связи с тем, что является собственником объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемом земельном участке.
Решением от 12.07.2022 N 42-АЛ-07/7221 управление, ссылаясь на то, что испрашиваемый земельный участок отнесен к категории земель особо охраняемых территорий и объектов, в связи с чем, согласно положениям земельного законодательства, ограничен в обороте, отказало предпринимателю в предоставлении земельного участка.
Предприниматель, полагая отказ управления незаконным, обратился в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями статей 1, 7, 27, 29, 36, 39.1, 39.2, 39.3, 39.16, 39.17, 39.20, 94, 95, 98 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статей 2, 3, 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и исходили из того, что отнесение природных объектов и территорий к особо охраняемым природным территориям осуществляется путем принятия нормативного правового акта органов государственной власти (федеральных или региональных) или органов местного самоуправления, между тем, доказательств принятия в отношении спорного земельного участка такого акта, не представлено.
Придя к выводу, что спорный земельный участок может быть отнесен только к землям рекреационного назначения, в отношении которых ограничений в обороте не установлено, суды сочли незаконным отказ управления в предоставлении в собственность спорного земельного участка предпринимателю, являющемуся собственником расположенных на нем объектов недвижимости.
Данные выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и применимому к спорным отношениям законодательству.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.
В силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.
По смыслу статьи 39.20 ЗК РФ собственник объектов недвижимости имеет исключительное право на приобретение земельного участка, занятого объектом недвижимости и необходимого для его использования, площадь которого определяется исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенного на нем объекта.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Так, согласно пункту 6 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Статьей 7 ЗК РФ определены категории земель в Российской Федерации, к которым в числе прочих отнесены земли особо охраняемых территорий и объектов (подпункт 4 пункта 1).
В соответствии с частью 2 статьи 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли:
1) особо охраняемых природных территорий;
2) природоохранного назначения;
3) рекреационного назначения;
4) историко-культурного назначения;
5) особо ценные земли.
Из выписки из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 42:17:0101035:5 следует, что он отнесен к категории земель особо охраняемых территорий и объектов с видом разрешенного использования: осуществление рекреационной деятельности.
Из положений части 1, 2 статьи 98 ЗК РФ следует, что к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Однако положения статей 94 и 98 ЗК РФ не устанавливают запрета на отчуждение земель рекреационного назначения и земель особо охраняемых территорий.
Таким образом, при системном толковании указанных норм, следует, что ограниченными в обороте являются не все находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки и относящиеся к землям особо охраняемых территорий, а только те из них, которые прямо указаны в части 5 статьи 27 ЗК РФ.
В частности, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:
1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях;
2) из состава земель лесного фонда;
3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи;
6) не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований;
7) предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения;
9) занятые объектами космической инфраструктуры;
10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;
13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
14) в первом поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Отказ управления в предоставлении предпринимателю земельного участка в собственность мотивирован ссылкой на положения подпункта 1 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ, которым установлено ограничение в обороте земельных участков в пределах особо охраняемых природных территорий.
Отнесение природных объектов и территорий к особо охраняемым природным территориям осуществляется согласно Федеральному закону от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", принятием нормативного правового акта органов государственной власти (федеральным или региональным) или органов местного самоуправления.
Принятие таких актов в отношении спорного земельного участка из материалов дела не усматривается. Так, из ответов администрации Юргинского муниципального района от 22.09.2022, а также государственного казенного учреждения "Дирекция особо охраняемых природных территорий Кузбасса" от 14.08.2022 следует, что земельный участок с кадастровым номером 42:17:0102035:5 в границы особо охраняемых природный территорий регионального и местного значения не входит.
Как ранее было указано, спорный земельный участок отнесен к категории земель особо охраняемых территорий и объектов с видом разрешенного использования: осуществление рекреационной деятельности.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2012 N 13763/11, земельные участки, отнесенные к категории "особо охраняемых территорий и объектов", в отношении которых такие акты не принимались, могут быть отнесены только к землям рекреационного назначения, которые не являются ограниченными в обороте (статья 27 ЗК РФ) и могут быть предоставлены в частную собственность.
Таким образом, исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, исходя из фактического использования предпринимателем земельного участка, нахождения на нем принадлежащим истцу объектов недвижимого имущества, установив, что по данным ЕГРН испрашиваемый к выкупу земельный участок отнесен к землям особо охраняемых территорий и объектов с видом разрешенного использования - осуществление рекреационной деятельности, в отношении которых статьей 27 ЗК РФ не установлены ограничения в обороте, принимая во внимание отсутствие иных условий, препятствующих передаче в собственность спорного земельного участка, в частности, отсутствие оснований для отнесения земельного участка к землям особо охраняемых природных территорий, на что сослалось управление в оспариваемом решении об отказе в предоставлении земельного участка, суды пришли к верному выводу о том, что оснований для отказа заявителю в выкупе участка при таких обстоятельствах у управления не имелось и удовлетворили заявленные требования.
Проанализировав приведенные в кассационной жалобе управления доводы, суд округа констатирует, что они, в целом, основаны на ошибочном толковании регулирующих спорные правоотношения норм права, а также сводятся к несогласию заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и судебной оценкой доказательств, что в данном случае не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
В связи с изложенным, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 09.02.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-16448/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Демидова |
Судьи |
М.А. Севастьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.