г. Тюмень |
|
19 мая 2023 г. |
Дело N А27-7508/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Крымовской А.М., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Медиахолдинг "Омикс" на постановление от 17.01.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Кривошеина С.В., Хайкина С.Н.) по делу N А27-7508/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Медиахолдинг "Омикс" (652600, Кемеровская область - Кузбасс, город Белово, улица Ленина, дом 13, ОГРН 1144202001020, ИНН 4202048355) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кемеровской области - Кузбассу (650991, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Сарыгина, дом 7, ОГРН 1044205033377, ИНН 4205069089) о признании незаконными действий по проведению проверки, выраженных во включении выводов о несоблюдении обществом условий лицензии и неисполнении предписания в акт систематического наблюдения от 04.02.2022 N А-42/3/МК-43/42/5.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Власов В.В.) в судебном заседании приняла участие представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кемеровской области - Кузбассу - Хлыновская О.А. по доверенности от 29.12.2022.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью Медиахолдинг "Омикс" (далее - общество, ООО Медиахолдинг "Омикс") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным действий Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кемеровской области - Кузбассу (далее - управление, административный орган) по проведению проверки, выразившихся во включении в акт систематического наблюдения от 04.02.2022 N А-42/3/МК43/42/5 выводов о несоблюдении обществом условий лицензии от 01.07.2014 N 25571 в части соотношения вещания продукции средства массовой информации (далее - СМИ) к общему вещанию в неделю и неисполнении предписания от 17.11.2021 N П-0/1/1/267.
Решением от 25.10.2022 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 10.01.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить решение указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и направить дело на новое рассмотрение в ином составе суда.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами необоснованно применены положения Порядка оформления и содержания заданий на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении федерального государственного надзора в сфере связи, государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания и порядка оформления результатов таких мероприятий, утвержденного приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 12.01.2018 N 4 (далее - Порядок); результаты рассмотрения дела N А27-7361/2002 не могут быть положены в основу судебных актов по настоящему делу, поскольку акты решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанции были отменены судом округа, а общество не было привлечено к участию в рассмотрении указанного дела; сведения о хронометраже программ и времени их выхода в эфир искажены.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя управления, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ООО Медиахолдинг "Омикс" осуществляет деятельность по радиовещанию на основании лицензии от 01.07.2014 серии РВ N 25571, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор).
В период с 17.01.2022 по 04.02.2022 в отношении общества было проведено внеплановое систематическое наблюдение, в ходе которого выявлен факт неисполнения ООО Медиахолдинг "Омикс" предписания от 17.11.2021, выразившийся в несоблюдения соотношения объемов вещания радиоканалов "Радио "Омикс" и "Радио Шансон" (акт систематического наблюдения от 04.02.2022 N А-42/3/МК43/42/5).
Не согласившись с действиями административного органа по проведению контрольных мероприятий, а также с выводами о нарушении лицензионных требований и неисполнении предписания от 17.11.2021, изложенными в указанном акте, ООО Медиахолдинг "Омикс" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии в действиях административного органа при проведении планового систематического наблюдения нарушений действующего законодательства, в связи с чем отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
Статьей 56.1 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ) определено, что федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
Предметом федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации является соблюдение учредителями и редакциями средств массовой информации, юридическими лицами, осуществляющими формирование телеканала или радиоканала и его распространение в установленном порядке на основании лицензии на телевизионное вещание, радиовещание на территории Российской Федерации, обязательных и лицензионных требований в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания, а также требований в области предоставления обязательного экземпляра документов.
Организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации в отношении контролируемых лиц регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ, за исключением государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, осуществляемого без взаимодействия с контролируемым лицом).
Норма аналогичного содержания содержится в пункте 20 части 5 статьи 2 Закона N 248-ФЗ.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере телевизионного вещания и радиовещания осуществляется в соответствии с Административным регламентом осуществления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере телевизионного вещания и радиовещания, утвержденным приказом Роскомнадзора 18.12.2018 N 197 (далее - Административный регламент N 197).
Согласно пункту 8 Административного регламента N 197 мероприятия по государственному контролю (надзору) проводятся в отношении вещателей, то есть юридических лиц, являющихся владельцами лицензий на телевизионное вещание, радиовещание (статья 2 Закона о СМИ).
Из пунктов 25, 62 Административного регламента N 197 следует, что мероприятия по контролю осуществляются в форме плановых и внеплановых проверок (во взаимодействии с вещателем) и плановых и внеплановых систематических наблюдений (без взаимодействия с вещателем) (далее - мероприятия по контролю).
Внеплановые мероприятия по контролю проводятся на основании задания, утвержденного руководителем территориального органа или его заместителем в соответствии с пунктом 2 Порядка (пункт 68 Административного регламента N 197).
Результаты систематического наблюдения оформляются в соответствии с пунктами 79 - 81 Административного регламента N 197. В частности, по результатам систематического наблюдения составляется акт в одном экземпляре. В нем указываются сведения о результатах систематического наблюдения, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований. К акту систематического наблюдения прилагаются записи эфира вещателя, справка о результатах анализа записи эфира, протоколы радиоизмерений, телерадиопрограммы, размещенные в средствах массовой информации, другие документы, подтверждающие выводы, изложенные в акте систематического наблюдения.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 18.12.2018 N 198 утвержден Административный регламент осуществления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций лицензионного контроля в сфере телевизионного вещания и радиовещания (далее - Административный регламент N 198).
Согласно пункту 63 Административного регламента N 198 систематическое наблюдение проводится в форме плановых и внеплановых мероприятий по контролю без взаимодействия с проверяемым (контролируемым) лицом. Систематическое наблюдение проводится без согласования с органами прокуратуры, предварительное уведомление вещателя не требуется (пункты 64, 65 Административного регламента N 198).
Результаты систематического наблюдения оформляются в соответствии с требованиями пунктов 80 - 82 Административного регламента N 198, которые аналогичны пунктам 79 - 81 Административного регламента N 197.
Судами установлено, что мероприятие систематического наблюдения за соблюдением ООО Медиахолдинг "Омикс" лицензионных и обязательных требований в сфере радиовещания было проведено на основании задания управления от 13.12.2021 N МК-43/42; результаты данного мероприятия оформлены актом систематического наблюдения от 04.02.2022 N А-42/3/МК43/42/5 с приложениями; в период с 00:00 часов 17.01.2022 по 24:00 часов 23.01.2022 обществом не соблюдалось соотношение объемов вещания радиоканалов "Радио "Омикс" и "Радио Шансон".
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу, что действия управления по составлению акта систематического наблюдения с отражением в нем выявленных нарушений соответствуют требованиям действующего законодательства.
Как верно указано судами, в настоящем случае управлением осуществлялся федеральный государственный надзор в сфере связи, государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере телевизионного вещания и радиовещания (статья 56.1 Закона о СМИ), а не государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации (статьи 56 Закона о СМИ, Положение об осуществлении мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, при проведении которых не требуется взаимодействие уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) органов с проверяемыми (контролируемыми) лицами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 N 75).
Доводы общества относительно неверного определения соотношения объемов вещания радиоканалов "Радио "Омикс" и "Радио Шансон" были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана соответствующая оценка. Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Иное толкование подателем кассационной жалобы действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судами нижестоящих инстанции норм права.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы администрации.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 17.01.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-7508/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Результаты систематического наблюдения оформляются в соответствии с требованиями пунктов 80 - 82 Административного регламента N 198, которые аналогичны пунктам 79 - 81 Административного регламента N 197.
...
Как верно указано судами, в настоящем случае управлением осуществлялся федеральный государственный надзор в сфере связи, государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере телевизионного вещания и радиовещания (статья 56.1 Закона о СМИ), а не государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации (статьи 56 Закона о СМИ, Положение об осуществлении мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, при проведении которых не требуется взаимодействие уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) органов с проверяемыми (контролируемыми) лицами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 N 75)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 мая 2023 г. N Ф04-1743/23 по делу N А27-7508/2022