г. Тюмень |
|
2 июня 2023 г. |
Дело N А75-11467/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Черноусовой О.Ю.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г., рассмотрел в судебном онлайн-заседании с использованием средств аудиозаписи и системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" кассационную жалобу Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на постановление от 13.02.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А75-11467/2022 по заявлению Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Республики, дом 55, офис 403, ОГРН 1047200624789, ИНН 7202128616) к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Югорск" (628260, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Югорск, улица Мира, дом 15, ОГРН 1028601843918, ИНН 8622000931) о взыскании задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду.
Путем использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) в заседании участвовала представитель общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Югорск" - Калашникова С.А. по доверенности от 22.12.2022.
Суд установил:
Северо-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Югорск" (далее - общество, ООО "Газпром трансгаз Югорск") о взыскании задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВООС) в размере 6 651 860, 74 руб. и 653 545, 32 руб. пени за их несвоевременную уплату.
постановлением от 13.02.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и удовлетворить иск.
По мнению подателя жалобы, судами не учтено, что на государственный учет ставится не стационарный источник выброса загрязняющих веществ, а объект, оказывающий НВООС; аварийный выброс загрязняющих веществ не относится к допустимым воздействиям на окружающую среду.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и приведенных в судебном заседании представителем общества, суд округа не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ООО "Газпром трансгаз Югорск" представило в управление декларацию по плате за НВООС за 2020 год, согласно которой размер исчисленной им платы произведен по объектам, являющимися стационарными источниками.
По результатам проверки названной декларации управлением выявлено, что в разделе 1 "Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами" не произведено исчисление сверхнормативной платы за выбросы в атмосферный воздух стационарными источниками в связи с аварией, произошедшей 02.11.2020 на магистральном газопроводе, находящемся на территории деятельности Ямбургского линейного производственного управления магистральных газопроводов (далее - Ямбургское ЛПУМГ).
Управлением в адрес общества направлено требование от 12.10.2021 о представлении пояснений и (или) внесении исправлений в декларацию о плате за НВООС.
Письмом от 22.10.2021 N 01/002/36-09851 общество сообщило об отсутствии оснований для взыскания сверхнормативной платы за НВООС и выразило готовность возместить вред, причиненный окружающей среде (атмосфере) в результате аварии, произошедшей на газопроводе 02.11.2020, просило направить в его адрес требование о возмещении вреда с указанием реквизитов оплаты.
30.11.2021 управлением составлен акт проверки и выставлено требование N 5 о внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации доначисленной платы за НВООС в сумме 6 651 860,74 руб. и 653 545, 32 руб. пени.
В ответ на данное требование общество направило письмо от 17.12.2021, в котором указало, что магистральный газопровод (линейная часть) к стационарным источникам выбросов не относится, а превышение установленных нормативов допустимых выбросов, образовавшихся в результате аварии на магистральном газопроводе, не подлежит включению в декларацию; общество готово в добровольном порядке возместить причиненный вред при условии направлении управлением реквизитов для его оплаты.
Управлением в адрес общества направлено письмо от 23.12.2021 N 05-26151, согласно которому по сведениям, имеющимся в управлении, у общества (Ямбургское ЛПУМГ) имеются объекты, оказывающие НВООС II, III категории, в том числе на одном из объектов имеются такие источники выбросов как СОГ-3 Газопровод "контур СОГ-3", КЦ-5 Газопровод на подогреватель газа ц. 5, JT4 59 Уч-к МГ Ямбург-Поволжье JIK 62.45 км, КЦ-6 Газопровод "Большой контур"; в связи с чем управление пришло к выводу, что магистральный трубопровод (линейная часть) является единой неразрывной частью объекта в целом и оказывает НВООС.
Поскольку ООО "Газпром трансгаз Югорск" требование от 30.11.2021 N 5 не исполнило, управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае правовых оснований для взыскания с общества сверхнормативной платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ в результате аварии на магистральном трубопроводе.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В силу статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) плата за НВООС взимается, в том числе за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
Плату за НВООС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВООС, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории (пункт 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии со статьей 16.2 Закона N 7-ФЗ платежной базой для исчисления платы за НВООС является объем или масса выбросов загрязняющих веществ (пункт 1); платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля (пункт 2); платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления (пункт 3); информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за НВООС (пункт 5).
Согласно статье 16.3 Закона N 7-ФЗ плата за НВООС исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин (пункт 1); ставки платы за НВООС устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ (пункт 2).
На основании пунктов 1, 2 статей 16.4 Закона N 7-ФЗ плата за выбросы загрязняющих веществ вносится по месту нахождения стационарного источника. Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
В силу подпункта пункта 10 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 (далее - Правила N 255), при определении платежной базы учитываются: а) объем или масса выбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов либо технологических нормативов; б) объем или масса выбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов; в) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы, указанные в подпункте "а" настоящего пункта, выбросы (включая аварийные), указанные в подпункте "б" настоящего пункта.
В соответствии с абзацем 2 пункта 12 (1) Правил N 255 при превышении установленных нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, лимитов на выбросы загрязняющих веществ и лимитов на сбросы загрязняющих веществ (включая аварийные выбросы и сбросы), лимитов на размещение отходов такие лица при исчислении платы используют формулы, указанные в пунктах 18(2), 20 и 21 настоящих Правил.
Исчисление платы при превышении установленных комплексным экологическим разрешением выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ для объектов I категории, при превышении выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ, указанных в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории, при превышении объема или массы выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ над указанными в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля для объектов III категории, а также в случае, указанном в пункте 12(1) Правил N 255 подчиняется формуле, указанной в пункте 21 Правил N 255.
Согласно статье 12 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: предельно допустимые выбросы; предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух; технологические нормативы выбросов; технические нормативны выбросов.
Разработка (расчет) нормативов допустимых выбросов обеспечивается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющими стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении планируемых в целях строительства, строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов) и отчета о результатах инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов) (пункт 12 Положения о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 N 2055).
Пунктом 4 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - ИЗАВ), корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 07.08.2018 N 352, установлено, что в качестве стационарных ИЗАВ при проведении инвентаризации выбросов учитываются:
- ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух через специальные устройства отвода выбросов, например, установки очистки газа, трубы, вентиляционные шахты, газоходы, воздуховоды, факельные устройства (далее - организованные ИЗАВ);
- ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух в составе ненаправленных потоков газа, в том числе места загрузки, выгрузки или хранения сырья, материалов, продукции и иных веществ, негерметичности (неплотности) технологического оборудования, из которых вещества поступают в атмосферный воздух, размещенные на территории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, или в санитарно-защитной зоне отходы, имеющие непосредственный контакт с атмосферным воздухом, например, пылящие поверхности хвостохранилищ, карьеров (далее - неорганизованные ИЗАВ);
- ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух из установленного отверстия (точечные ИЗАВ, вид организованных ИЗАВ);
- ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух по установленной линии значительной протяженности, например, аэрационные фонари цехов (линейные ИЗАВ);
- ИЗАВ, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух с установленной ограниченной поверхности или площади (площадные ИЗАВ, вид неорганизованных ИЗАВ).
Таким образом, для внесения платы за НВООС должны выполняться следующие требования: объект должен являться стационарным источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; объект должен состоять на учете в уполномоченном государственном органе в качестве источника выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух; стационарный источник должен пройти инвентаризацию и для него должны быть установлены предельно допустимые выбросы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 02.11.2020 на объекте общества произошла авария вследствие неконтролируемого разрушения участка магистрального газопровода с возгоранием, расположенного по адресу: Ямбургское ЛПУМГ, газопровод "Ямбург-Западная Граница СССР", ориентировочно 60,5 км.
Доначисляя сверхнормативную плату за НВООС, управление исходило из того, что линейная часть магистрального трубопровода является единой неразрывной частью объекта, оказывающего НВООС, а также источником выделения/выброса загрязняющих веществ.
Между тем судами установлено, что линейная часть магистрального газопровода "Ямбург-Западная Граница СССР" к стационарным источникам выбросов не относится; источниками загрязнения атмосферного воздуха являются: свечи линейных кранов, расположенные на газопроводе с разрывом 0,1-31,4 км; дымовые трубы котлоагрегаов, расположенные в домах линейных обходчиков; выхлопные трубы дизель-генераторов; гаражи; свечи газовой обвязки оборудования мини-ГРС и ГРП.
Поскольку участок магистрального газопровода, где произошла авария, не поставлен на учет в качестве стационарного источника выбросов, в отношении которого производится нормирование НВООС, суды пришли к верному выводу, что общество при расчете платы правомерно не учитывало оказанное в результате аварии 02.11.2020 НВООС.
Кроме того, судами принято во внимание, что общество не оспаривало факт причинения вреда окружающей среде в результате произошедшей аварии и выразило готовность возместить вред в добровольном порядке. При этом судом апелляционной инстанции был вынесен на обсуждение сторон вопрос о возможности переквалификации заявленных требований и применении к правоотношениям сторон законодательства о возмещении вреда окружающей среде. Между тем управление настаивало на взыскании именно платы за сверхнормативное НВООС.
С учетом изложенного суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных управлением требований.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 13.02.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-11467/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Разработка (расчет) нормативов допустимых выбросов обеспечивается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющими стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении планируемых в целях строительства, строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов) и отчета о результатах инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов) (пункт 12 Положения о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 N 2055).
Пунктом 4 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - ИЗАВ), корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 07.08.2018 N 352, установлено, что в качестве стационарных ИЗАВ при проведении инвентаризации выбросов учитываются:"
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 июня 2023 г. N Ф04-2100/23 по делу N А75-11467/2022