г. Тюмень |
|
29 мая 2023 г. |
Дело N А02-1158/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Республики Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай на решение от 29.11.2022 Арбитражного суда Республики Алтай (судья Кириченко Е.Ф.) и постановление от 16.02.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сорокина Е.А., Афанасьева Е.В., Молокшонов Д.В.) по делу N А02-1158/2022 по иску Администрации Усть-Канского района (аймака) (649450, Республика Алтай, село Усть-Кан, улица Первомайская, дом 2, ОГРН 1030400557296, ИНН 0403004618) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (109097, Московская область, город Москва, улица Ильинка, дом 9, строение 1, ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360), Управлению Федерального казначейства по Республике Алтай (649000, Республика Алтай, город Горно-Алтайск, улица В.И. Чаптынова, дом 4, ОГРН 1020400745034, ИНН 0411008817), Республике Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай (649000, Республика Алтай, город Горно-Алтайск, улица В.И. Чаптынова, дом 24, ОГРН 1020400753438, ИНН 0411005460) о взыскании убытков в размере 4 744 752 руб.
Другое лицо, участвующее в деле, - Тактаева Эркелей Витальевна, действующая в интересах ребенка Тактаевой Ырыс Эзендеевны.
Суд установил:
Администрация Усть-Канского района (аймака) (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Алтай с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее -Минфин РФ), Республике Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай (далее - министерство) о взыскании в солидарном порядке убытков в сумме 4 744 752 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Тактаева Эркелей Витальевна (далее - Тактаева Э.В.), действующая в интересах ребенка Тактаевой Ырыс Эзендеевны (далее - Тактаева Ы.Э.).
Решением от 29.11.2022 Арбитражного суда Республики Алтай, оставленным без изменения постановлением от 16.02.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, с Республики Алтай в лице министерства за счет средств казны Республики Алтай в пользу администрации взысканы убытки в размере 4 744 752 руб.; в удовлетворении требований администрации о взыскании убытков с Российской Федерации в лице Минфина РФ отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, министерство просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, действующее законодательство не содержит прямой обязанности субъектов Российской Федерации по финансированию расходов муниципальных образований по обеспечению жилыми помещениями инвалидов и детей-инвалидов; возникшие в рассматриваемом случае убытки подлежат взысканию за счет казны Российской Федерации; администрация не обращалась в министерство или иной уполномоченный орган исполнительной власти Республики Алтай за выделением необходимых денежных средств; администрацией не подтвержден размер взыскиваемых убытков.
Лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 АПК РФ не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, решением от 03.06.2022 Усть-Канского районного суда Республики Алтай по делу N 2-97/2022 на администрацию возложена обязанность предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение площадью не менее 48 м2, соответствующее санитарным и техническим требованиям по договору социального найма, с учетом права Тактаевой Ы.Э. на дополнительную жилую площадь и права Тактаевой Э.В и Тактаева А.Э. на жилую площадь.
Поскольку в жилищном фонде муниципального образования "Усть-Канский район" жилое помещение отсутствовало, а денежные средства на его приобретение в бюджет муниципального образования не поступали, администрацией в адрес министерства и Минфина РФ были направлены письма от 22.06.2022 с просьбой выделить денежные средства для приобретения жилья.
Письмами от 30.06.2022 и 03.08.2022 соответственно министерство отказало в предоставлении денежных средств для приобретения жилого помещения со ссылкой на статью 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) о запрете дотационным субъектам принимать на себя необеспеченные расходные обязательства; Минфин РФ - со ссылкой на статьи 135 - 138 БК РФ о предоставлении дотаций из бюджета субъекта РФ.
Полагая, что возмещение убытков, причиненных вследствие предоставления квартиры для обеспечения жилым помещением инвалида и ее выбытия из владения истца, должно осуществляться за счет средств Российской Федерации и Республики Алтай, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды, руководствуясь статьями 39, 40, 72 Конституции Российской Федерации, статьями 15, 16, 1064, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 14, 19, 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), положениями Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ), Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ), с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, пункта 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016, пришли к выводу о том, что обеспечение жилыми помещениями лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, в связи с чем удовлетворили требование администрации в части взыскания с казны Республики Алтай в лице министерства убытков.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из доводов жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами заболеваний, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди (статья 17 Закона N 181-ФЗ, пункт 4 части 1 статьи 51, пункт 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ).
В соответствии с подпунктом 24 части 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний, закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Отнесение законом мер социальной поддержки граждан-инвалидов, признанных нуждающимися в предоставлении жилья и поставленных на соответствующий учет после 01.01.2005, в виде обеспечения их жилыми помещениями к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации означает, что субъект Российской Федерации в этой связи одновременно принимает на себя обязанность полного возмещения расходов органа местного самоуправления, связанных с реализацией данной меры социальной поддержки.
Из системного толкования приведенных норм права и разъяснений к ним следует, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации, подлежит финансированию субъектом Российской Федерации путем предоставления межбюджетных трансфертов администрации в целях реализации данных полномочий.
Указанный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016.
По смыслу статей 132 (часть 1) и 133 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями без передачи им необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, или при реализации ими отдельных государственных полномочий.
Статьей 12 ГК РФ к способам защиты гражданских, в том числе имущественных прав отнесено возмещение убытков.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.
Поскольку защите в рамках гражданско-правового регулирования подлежат имущественные права, в том числе публично-правовых образований, привлечение публично-правового образования к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков другого публично-правового образования положениями пункта 6 статьи 8 и статьи 15 ГК РФ не исключается.
В этой связи суды пришли к верному выводу о том, что затраты на предоставление жилья льготной категории граждан, предусмотренной Законом N 181-ФЗ, должны компенсироваться истцу за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации; неисполнение указанной обязанности влечет причинение убытков местному бюджету.
Расчет размера убытков проверен судами и признан обоснованным. Доказательств, подтверждающих отсутствие у муниципального образования убытков или наличия убытков в ином размере, в материалы дела от министерства не представлено.
Доводы подателя кассационной жалобы повторяют его позицию по спору, являлись предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и не опровергают их выводы, сделанные на основании правильного применения норм права к установленным обстоятельствам дела.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм права.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.11.2022 Арбитражного суда Республики Алтай и постановление от 16.02.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А02-1158/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 12 ГК РФ к способам защиты гражданских, в том числе имущественных прав отнесено возмещение убытков.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
...
Поскольку защите в рамках гражданско-правового регулирования подлежат имущественные права, в том числе публично-правовых образований, привлечение публично-правового образования к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков другого публично-правового образования положениями пункта 6 статьи 8 и статьи 15 ГК РФ не исключается.
В этой связи суды пришли к верному выводу о том, что затраты на предоставление жилья льготной категории граждан, предусмотренной Законом N 181-ФЗ, должны компенсироваться истцу за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации; неисполнение указанной обязанности влечет причинение убытков местному бюджету."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 мая 2023 г. N Ф04-2155/23 по делу N А02-1158/2022