г. Тюмень |
|
7 июля 2023 г. |
Дело N А46-16061/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Зиновьевой Т.А.,
судей Сириной В.В.,
Щанкиной А.В.-
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Балабановой Е.Г. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области на решение от 18.11.2022 Арбитражного суда Омской области (судья Кливер Е.П.) и постановление от 07.03.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Шиндлер Н.А., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-16061/2022 по заявлению акционерного общества "Омские распределительные сети" (644037, г. Омск, ул. Партизанская, д. 10, ОГРН 1145543013868, ИНН 5503249258) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (644007, г. Омск, ул. Орджоникидзе, д. 56, ОГРН 1045504038524, ИНН 5503085391) о признании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на объект недвижимости незаконным.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Храмцов К.В., секретарь судебного заседания Усаева И.В.) в судебном заседании приняли участие представители: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Швец Д.В. по доверенности от 20.06.2023 (сроком действия по 31.12.2023); акционерного общества "Омские распределительные сети" - Харченко Я.А. по доверенности от 01.01.2023 (сроком действия по 31.12.2023).
Суд установил:
акционерное общество "Омские распределительные сети" (далее - АО "ОмскРТС", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра, управление заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа, изложенного в уведомлении от 14.06.2022 N КУВД-001/2022-6708693/3 в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на объект недвижимости (теплотрасса 2Ду-150 мм); обязании управление осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на объект "теплотрасса 2Ду-150 мм", расположенный по адресу: Российская Федерация, Омская обл., г. Омск, ул. Перелета.
Решением от 18.11.2022 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 07.03.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебным актами, управление обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
В обоснование кассационной жалобы Управление Росреестра указывает на то, что оформление прав на земельные участки/получение согласия (разрешения) правообладателя на использование земельного участка, под которым прокладывается трубопровод, на период строительства является необходимым; действующим законодательством не предусмотрено, что разрешение на использование земель или земельных участков для размещения подземных линейных объектов может заменить техническая документация (технический план сооружения и проектная документация).
АО "ОмскРТС" в своем отзыве возражало против доводов кассационной жалобы, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои процессуальные позиции по делу.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке, предусмотренном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, АО "Омск РТС" является теплоснабжающей организацией, осуществляющей поставку тепловой энергии и горячего водоснабжения потребителям города Омска. В состав организации входят структурные подразделения "ТЭЦ-2" и "Кировская районная котельная".
С целью подключения к системе теплоснабжения многоквартирных жилых домов N 4 и N 5 жилого комплекса "Микрорайон Прибрежный - 2" обществом произведено строительство подземного трубопровода бесканальной прокладки 2Ду-150 мм.
21.02.2022 заявитель обратился в адрес Управления Росреестра с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на созданное сооружение - тепловую трассу 2Ду-150 мм.
11.03.2022 управлением на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) принято решение N КУВД-001/2022-6708693/1 о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету и регистрации права собственности в отношении сооружения (теплотрасса 2Ду-150 мм), расположенного по адресу: Российская Федерация, Омская обл., г. Омск, ул. Перелета, в связи с непредставлением документов, подтверждающих права пользования заявителем земельным участком с кадастровым номером 55:36:110101:26123 при создании заявленного к регистрации сооружения.
Как следует из уведомления о приостановлении государственной регистрации, в качестве документов, подтверждающих права пользования земельными участками, в пределах которых расположено сооружение, заявителем были представлены договор аренды от 25.04.2018 N Д-Кр-31-11579, договор субаренды земельного участка от 13.05.2019, соглашение об установлении сервитута от 21.12.2020 на земельный участок с кадастровым номером 55:36:110101:26124; договор аренды от 25.04.2018 N Д-Кр-31-11578, договор субаренды земельного участка от 08.04.2019, соглашение об установлении сервитута от 21.12.2020 на земельный участок с кадастровым номером 55:36:110101:26123.
При этом заинтересованное лицо указало на то, что согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:110101:26123 договор аренды от 25.04.2018 N Д-Кр-31-11578 прекращен 09.12.2020, то есть на момент заключения 21.12.2020 соглашения об установлении сервитута общество с ограниченной ответственностью "Заказчик - Трест N 4" как субарендатор земельного участка не обладало правом на заключение данного соглашения.
Поскольку за период приостановления регистрации заявителем иные документы, подтверждающие право использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:110101:26123, не предоставлены, 14.06.2022 управлением принято решение N КУВД-001/2022-6708693/3 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в связи с неустранением причин, препятствующих осуществлению регистрационных действий в отношении объекта недвижимости.
Полагая указанное выше уведомление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций приняли правильное по существу решение.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Порядок государственной регистрации перехода права собственности установлен положениями Закона N 218-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно пункту 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Судами установлено, что спорная теплотрасса 2Ду-150 мм, 2021 года строительства протяженностью 134,9 м проложена подземным способом в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:100101:26123, 55:36:110101:26124, при этом из представленных в материалы дела выписок из ЕГРН усматривается, что последние относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Как следует из пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения отнесены к линейным объектам.
В соответствии с пунктом 27 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения).
Основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указаны в части 1 статьи 39.1 ЗК РФ.
Статьей 39.33 ЗК РФ установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 39.33 ЗК РФ установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Постановление N 1300).
К таким объектам, в силу пунктов 1, 7 Постановления N 1300 отнесены подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, а также тепловые сети всех видов, включая сети горячего водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В соответствии с пунктом 5 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
В силу Перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 N 1816 "Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, перечня случаев, при которых для создания горных выработок в ходе ведения горных работ не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" не требуется получение разрешения на строительство при строительстве, реконструкции тепловых сетей, транспортирующих водяной пар с рабочим давлением до 1,6 мегапаскаля включительно или горячую воду с температурой до 150 °C включительно.
Судами установлено и техническим планом сооружения в разделе "Заключение кадастрового инженера" и проектной документацией подтверждается, что в спорном объекте транспортируется горячая вода с температурой 70-150 °C, водяной пар с рабочим давлением составляет 8,7 кгс/кв. (0,85 мегапаскаля).
Таким образом, строительство сооружения (теплотрасса 2Ду-150 мм) не требовало получения разрешения на строительство, следовательно, на регистрацию мог быть предоставлен либо правоустанавливающий документ на земельный участок, либо документ, подтверждающий в соответствии с ЗК РФ возможность размещения таких созданных сооружений без предоставления земельного участка или установления сервитута.
В соответствии с положениями статьи 90 ЗК РФ нахождение инженерных коммуникаций на земельных участках не порождает каких-либо вещных прав в отношении данных земельных участков у собственников инженерных коммуникаций.
Согласно пункту 8 статьи 90 ЗК РФ земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. После ввода в эксплуатацию объектов трубопроводного транспорта земельные участки, предоставленные на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов, возвращаются собственникам земельных участков. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.03.2016 N 6013-ПК/Д23и "О порядке осуществления государственной регистрации прав на сооружения, созданные с применением технологии горизонтально-направленного бурения" пунктами 6, 8 статьи 90 ЗК РФ предусмотрено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта земельные участки могут предоставляться исключительно для размещения наземных объектов, в том числе необходимых для строительства подземных сооружений.
На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном ЗК РФ, не требуется.
Необходимость оформления прав на земельные участки собственником подземного сооружения, в том числе сооружения, созданного с применением технологии горизонтально направленного бурения, части которого находятся под поверхностью земельных участков, земельным законодательством не предусмотрена.
Руководствуясь вышеназванными положениями законодательства, суды первой и апелляционной инстанций, учитывая принятие заявителем надлежащих мер по оформлению прав на спорный земельный участок, на котором осуществлено строительство спорного объекта (оформление сервитута), отсутствие соответствующих возражений собственника и владельцев земельных участков, осуществление строительства теплотрассы и введение ее в эксплуатацию в установленном порядке, необходимость строительства данного объекта с учетом времени его возведения (декабрь 2021 года) в целях надлежащей эксплуатации собственниками и владельцами объектов недвижимости в многоквартирных домах, эксплуатации теплотрассы по ее функциональному назначению в настоящее время, с учетом указанных выше норм права, обоснованно отметили, что земельный участок, где размещен подземный объект трубопроводного транспорта, относящийся к линейным объектам, не формируется и не предоставляется собственнику этого линейного объекта подземного залегания для эксплуатации, в связи с чем пришли к правильному выводу, с учетом фактических обстоятельств дела, о правомерности заявленных обществом требований.
Нарушение положений статей 130, 131 ГК РФ, с учетом фактических обстоятельств спора, физических свойств спорного объекта, судами допущено не было.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и установление иных обстоятельств по делу, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, не представлено.
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ для отмены либо изменения судебных актов, не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.11.2022 Арбитражного суда Омской области и постановление от 07.03.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-16061/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.А. Зиновьева |
Судьи |
В.В. Сирина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 8 статьи 90 ЗК РФ земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. После ввода в эксплуатацию объектов трубопроводного транспорта земельные участки, предоставленные на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов, возвращаются собственникам земельных участков. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.03.2016 N 6013-ПК/Д23и "О порядке осуществления государственной регистрации прав на сооружения, созданные с применением технологии горизонтально-направленного бурения" пунктами 6, 8 статьи 90 ЗК РФ предусмотрено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта земельные участки могут предоставляться исключительно для размещения наземных объектов, в том числе необходимых для строительства подземных сооружений.
...
Нарушение положений статей 130, 131 ГК РФ, с учетом фактических обстоятельств спора, физических свойств спорного объекта, судами допущено не было."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 июля 2023 г. N Ф04-2890/23 по делу N А46-16061/2022