г. Тюмень |
|
17 июля 2023 г. |
Дело N А45-24808/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г., рассмотрел в судебном онлайн-заседании с использованием средств аудиозаписи и системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" кассационную жалобу Администрации Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области на решение от 19.01.2023 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Рубекина И.А.) и постановление от 29.03.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Бородулина И.И., Кривошеина С.В.) по делу N А45-24808/2022 по заявлению Администрации Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (630554, Новосибирская область, Новосибирский район, село Барышево, улица Тельмана, дом 20, ИНН 5433107810, ОГРН 1035404356833) к Контрольно-счетной палате Новосибирского района Новосибирской области (630007, город Новосибирск, улица Спартака, дом 16, ИНН 5406686012, ОГРН 1115476121309) об оспаривании ненормативного правового акта.
Путем использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) в заседании участвовал представитель Администрации Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области - Алексеев А.А. на основании решения от 02.08.2018 N 3.
Суд установил:
Администрация Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Контрольно-счетной палаты Новосибирского района Новосибирской области (далее - КСП НР) от 09.08.2022 N 185.
Решением от 19.01.2023 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 29.03.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, администрация просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и удовлетворить заявленное требование.
По мнению подателя жалобы, по соглашению от 30.04.2021 у КСП НР отсутствуют полномочия по контролю за законностью и результативностью (эффективностью и экономностью) использования денежных средств, поступивших в бюджет администрации сельского поселения, входящего в состав Новосибирского района; на основании пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) действия КСП HP по проведению контрольных мероприятий незаконны.
КСП HP отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представила.
До начала судебного заседания от администрации поступило письменное ходатайство о приобщении дополнительных документов.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) оснований для удовлетворения заявленного ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, поскольку новые и (или) дополнительные доказательства, имеющие отношение к установлению обстоятельств по делу, судом кассационной инстанции не принимаются (пункт 30 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 30.04.2021 между Советом депутатов Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области и Советом депутатов Новосибирского района Новосибирской области, КСП HP заключено соглашение о передаче КСП HP полномочий Контрольно-счетного органа Барышевского сельсовета по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля, в том числе: внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета Барышевского сельсовета; экспертиза проекта бюджета Барышевского сельсовета; другие полномочия контрольно-счетного органа Барышевского сельсовета, установленные федеральными законами, законами Новосибирской области, Уставом Барышевского сельсовета и нормативными правовыми актами Совета депутатов поселения.
В соответствии с пунктом 2.8 плана работы КСП НР на основании распоряжения от 29.07.2022 N 70-ОД в период с 08.08.2022 по 13.09.2022 в отношении администрации должно быть проведено контрольное мероприятие "Проверка законности, эффективности и целевого использования средств бюджета Новосибирского района, поступивших в бюджет Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области в 2021 году".
29.07.2022 в адрес администрации направлены уведомление N 173 о проведении контрольного мероприятия и запрос N 174 о представлении документов в срок до 05.08.2022.
Администрацией в адрес КСП НР направлено письмо от 04.08.2022 N 902/01-37 об отказе в предоставлении документов со ссылкой на отсутствие передачи полномочий со стороны Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области на проведение вышеуказанного контрольного мероприятия и с предложением обратиться за получением информации по предмету контрольного мероприятия в Администрацию Новосибирского района Новосибирской области.
Ввиду непредставления администрацией, являющейся получателем средств бюджета муниципального района, документов и информации по запросу от 29.07.2022 N 174 для осуществления полномочий контрольно-счетного органа внешнего муниципальное контроля, 09.08.2022 КСП НР вынесено предписание N 185 об устранении препятствий для проведения контрольного мероприятия до 12.08.2022.
Считая предписание незаконным и нарушающим ее права, администрация обратилась в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о соответствии оспариваемого предписания требованиям действующего законодательства и отсутствии нарушения прав и законных интересов администрации.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Согласно пункту 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (пункт 2 статьи 265 БК РФ).
В силу пункта 1 статьи 270.2 БК РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.
На основании пункта 3 статьи 270.2 БК РФ под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Закон N 6-ФЗ) установлено, что внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий.
Реализация полномочий контрольно-счетного органа муниципального района осуществляется, в том числе и на основании планов его работы, которые разрабатываются и утверждаются им самостоятельно (статья 12 Закона N 6-ФЗ).
Частью 1 статьи 13 Закона N 6-ФЗ предусмотрено, что требования и запросы должностных лиц контрольно-счетных органов, связанные с осуществлением ими своих должностных полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, являются обязательными для исполнения органами государственной власти и государственными органами субъекта Российской Федерации, органами территориальных государственных внебюджетных фондов, органами местного самоуправления и муниципальными органами, организациями, в отношении которых осуществляется внешний государственный и муниципальный финансовый контроль.
Часть 4 статьи 16 Закона N 6-ФЗ закрепляет, что в случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, невыполнения представлений контрольно-счетных органов, а также в случае воспрепятствования проведению должностными лицами контрольно-счетных органов контрольных мероприятий контрольно-счетные органы направляют в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы федеральной территории, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам предписание.
На основании части 1 статьи 14 Закона N 6-ФЗ должностные лица контрольно-счетных органов при осуществлении возложенных на них полномочий имеют право доступа к документам и материалам, а также требовать необходимых копий документов, заверенных в установленном порядке.
Согласно положениям статьи 3 Закона N 6-ФЗ, подпункта 1.1 пункта 1 Положения о Контрольно-счетной палате Новосибирского района Новосибирской области, утвержденного решением Совета депутатов Новосибирского района Новосибирской области от 22.09.2011 N 4 (далее - Положение), КСП НР является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля Новосибирского района Новосибирской области.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Закона N 6-ФЗ контроль за законностью и эффективностью использования средств бюджета района, поступивших соответственно в бюджеты поселений, входящих в состав данного района, относится к полномочиям контрольно-счетного органа муниципального района.
Законом Новосибирской области от 07.10.2011 N 111-ОЗ "Об отдельных вопросах организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований Новосибирской области" установлены сроки предоставления информации по запросам контрольно-счетного органа, сроки представления пояснений и замечаний по актам контрольно-счетного органа, порядок уведомления председателя контрольно-счетного органа об опечатывании касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов, изъятия документов и материалов.
Регламент Контрольно-счетной палаты Новосибирского района определяет компетенцию и порядок работы коллегиального органа КСП HР, порядок направления запросов, порядок опубликования и размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о деятельности, другие вопросы ее внутренней деятельности (подпункты 2.2-2.4 пункта 2 Положения).
КСП НР осуществляет полномочия, установленные федеральными законами и законами Новосибирской области для контрольно-счетных органов муниципальных образований, а также иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные Уставом Новосибирского района, Положением и другими нормативными правовыми актами Совета депутатов Новосибирского района (подпункты 3.1, 3.2 пункта 3 Положения).
В соответствии с подпунктами 3.3-3.7 пункта 3 Положения КСП НР имеет следующие полномочия: анализ межбюджетных отношений, системы управления и распоряжения муниципальной собственностью и других финансово-экономических отношений в Новосибирском районе, подготовка предложений, направленных на их совершенствование; контроль за законностью и эффективностью осуществления муниципальных заимствований Новосибирского района управления муниципальным долгом Новосибирского района; осуществляет полномочия контрольно-счетных органов поселений по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля в случае заключения соглашений о передаче контрольно-счетных органов поселений указанных полномочий; осуществляет анализ и оценку результатов закупок, достижения целей осуществления закупок; осуществляет экспертно-аналитическую, информационную деятельность посредством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по заключенным и исполненным контрактам; иные полномочия.
В рассматриваемом случае администрация является хозяйствующим субъектом, который непосредственно расходовал средства бюджета Новосибирского района, поступившие в поселение в виде субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов; план работы КСП НР на 2022 год утвержден председателем КСП НР и размещен в открытом доступе на официальном сайте в сети "Интернет"; проводя проверку, КСП НР непосредственно исполняла свои полномочия по контролю за законностью и результативностью (эффективностью и экономностью) использования денежных средств, поступивших в бюджет администрации сельского поселения, входящего в состав Новосибирского района.
При этом судами принято во внимание, что истребуемые КСП НР документы имелись у администрации, копии их представлены в суд; направление пакета документов ранее в адрес Главы Новосибирского района не устраняет обязанности направить копии документов по запросу КСП НР. Кроме того, судами обоснованно отмечено, что КСП НР вправе провести встречную проверку по сверке данных, представленных Барышевским сельсоветом в Администрацию Новосибирского района и полученных от администрации.
Вопреки позиции подателя жалобы Постановление N 336 не затрагивают сферу финансового контроля и не может служить основанием для отмены проведения контрольных мероприятий, внесенных в план работы КСП НР.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали администрации в признании недействительным оспариваемого предписания.
Иное толкование подателем кассационной жалобы действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.01.2023 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 29.03.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-24808/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании части 1 статьи 14 Закона N 6-ФЗ должностные лица контрольно-счетных органов при осуществлении возложенных на них полномочий имеют право доступа к документам и материалам, а также требовать необходимых копий документов, заверенных в установленном порядке.
Согласно положениям статьи 3 Закона N 6-ФЗ, подпункта 1.1 пункта 1 Положения о Контрольно-счетной палате Новосибирского района Новосибирской области, утвержденного решением Совета депутатов Новосибирского района Новосибирской области от 22.09.2011 N 4 (далее - Положение), КСП НР является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля Новосибирского района Новосибирской области.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Закона N 6-ФЗ контроль за законностью и эффективностью использования средств бюджета района, поступивших соответственно в бюджеты поселений, входящих в состав данного района, относится к полномочиям контрольно-счетного органа муниципального района."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 июля 2023 г. N Ф04-2275/23 по делу N А45-24808/2022