г. Тюмень |
|
24 августа 2023 г. |
Дело N А81-11935/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Чапаевой Г.В.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г., рассмотрел в судебном онлайн-заседании с использованием средств аудиозаписи и системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу на постановление от 13.04.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А81-11935/2022 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по заявлению Департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа (629007, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улиц Карла Маркса, дом 11, ОГРН 1068901001102, ИНН 8901017533) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Губкина, дом 13, ОГРН 1028900511420, ИНН 8901003347) об оспаривании ненормативного правового акта.
Другие лица, участвующие в деле: некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ямало-Ненецком автономном округе" (629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Кирпичная, дом 12, ОГРН 1148900000369, ИНН 8901998519), муниципальное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Лабытнанги" (629400, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Лабытнанги, улица Гагарина, дом 28, ОГРН 1028900555265, ИНН 8902008394), акционерное общество "Щербинский лифтостроительный завод" (108851, город Москва, город Щербинка, улица Первомайская, дом 6, этаж 2, кабинет 201, ОГРН 1025007512474, ИНН 5051000880).
В заседании приняли участие представители:
от Департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа - Хаджирадова Е.А. по доверенности от 12.01.2023.
Путем использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) в заседании участвовали представители:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу - Мухаметханов М.М. по доверенности от 22.05.2023,
от муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Лабытнанги" - Ломакина Н.В. по доверенности от 26.01.2023,
от акционерного общества "Щербинский лифтостроительный завод" - Киреева М.Г. по доверенности от 06.02.2023.
Суд установил:
Департамент государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о признании недействительным предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - антимонопольный орган) от 06.10.2022 N 089/01/15-867/2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ямало-Ненецком автономном округе" (далее - фонд), муниципальное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Лабытнанги" (далее - учреждение), акционерное общество "Щербинский лифтостроительный завод" (далее - АО "ЩЛЗ").
Решением от 21.12.2022 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Кустов А.В.) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением от 13.04.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, решение суда первой инстанции отменено, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, антимонопольный орган просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, обязанность проводить предварительные отборы квалифицированных подрядных организаций ежеквартально не ставится в зависимость ни от наличия финансирования, ни от наличия/отсутствия потребности в проведении капитального ремонта многоквартирных домов; разделение предмета предварительного отбора на части "оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома" и "разработка проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" не предусмотрено действующим законодательством; апелляционным судом допущено нарушение части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ); Порядок отбора подрядных организаций и организаций, осуществляющих строительный контроль, для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, которые финансируются за счет средств государственной поддержки, утвержденный постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.06.2013 N 506-П (здесь и далее - Постановление N 506-П в редакции, действовавшей в спорный период), и Порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденный постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.02.2014 N 79-П (далее - Постановление N 79-П), не могут заменить проведение предварительного отбора квалифицированных подрядных организаций в соответствии с Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 (далее - Положение N 615).
Позиция антимонопольного органа поддержана АО "ЩЛЗ" в отзыве на кассационную жалобу.
Департамент, учреждение и фонд в отзывах на кассационную жалобу просят постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения как соответствующее действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения жалобы АО "ЩЛЗ" управлением установлено, что предварительный отбор квалифицированных подрядных организаций в соответствии с Положением N 615 по предмету "оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов N 28-ПО/2020" проводился департаментом в октябре-ноябре 2020 года; итоги данного предварительного отбора подрядных организаций подведены 16.11.2020; после проведения данной процедуры департаментом не объявлялось ни одного отбора по указанному предмету; АО "ЩЛЗ" включено в реестр квалифицированных подрядных организаций Ямало-Ненецкого автономного округа по предмету: "выполнение работ и (или) оказание услуг по оценке технического состояния, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе по ремонту (замене, модернизации) лифтов" - реестровая запись в ЕИС N 00505100088020190053, период включения в сводный реестр 06.11.2019 - 07.11.2022; сведения об АО "ЩЛЗ" с 08.11.2022 будут исключены из реестра квалифицированных подрядных организаций Ямало-Ненецкого автономного округа; наличие хозяйствующего субъекта (АО "ЩЛЗ"), имеющего намерение быть включенным в реестр квалифицированных подрядных организаций.
С учетом изложенного антимонопольный орган пришел к выводу, что бездействие департамента, выразившееся в непроведении предварительного отбора подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений, приводит к препятствованию деятельности АО "ЩЛЗ", ограничению, устранению и недопущению конкуренции на соответствующем товарном рынке, и содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Указанное обстоятельство послужило основанием для выдачи департаменту предупреждения от 06.10.2022 N 089/01/15-867/2022 о необходимости прекращения бездействия, приводящего к ограничению, устранению, недопущению конкуренции, путем исполнения обязанности, предусмотренной пунктами 6, 7 Положения N 615, в части проведения предварительного отбора подрядных организаций, для оказания услуг и (или) выполнения работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на замену (ремонт, модернизацию) лифтов.
Не согласившись с данным предупреждением, департамент обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое предупреждение соответствует требованиям действующего законодательства, поэтому отказал в удовлетворении заявленного требования.
Отменяя решение суда первой инстанции и признавая недействительным предупреждение антимонопольного органа, апелляционный суд исходил того, что бездействие департамента, выразившееся в непроведении в установленный Положением N 615 срок отбора подрядных организаций по спорному предмету не может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции и не нарушает прав и законных хозяйствующих субъектов (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей), в том числе АО "ЩЛЗ", оказавшихся в равных условиях вне реестра квалифицированных подрядных организаций, учитывая, что предварительный отбор подрядных организаций по предмету, указанному в подпункте "г" пункта 8 Положения N 615 за счет средств собственников департаментом не проводился и не проводится с 2020 года ввиду отсутствия такой необходимости.
Между тем судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
На основании части 1 статьи 39.1 Закона N 135-ФЗ в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, либо о ликвидации или принятии мер по прекращению осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона.
В силу части 2 статьи 39.1 Закона N 135-ФЗ предупреждение выдается, в том числе в случае выявления признаков нарушения статьи 15 данного Закона.
Поскольку предупреждение выносится при обнаружении лишь признаков правонарушения, а не его факта, то судебной проверке подлежит факт наличия таких признаков по поступившим в антимонопольный орган информации и документам как основаниям вынесения предупреждения. При этом суд не устанавливает факт совершения нарушения антимонопольного законодательства и вину в его совершении, которые должны быть установлены антимонопольным органом при производстве по делу в случае его возбуждения, и не предрешает выводы антимонопольного органа в порядке главы 9 Закона N 135-ФЗ (пункт 3 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.04.2014 N 18403/13, определение Верховного Суда Российской Федерации от 17.01.2020 N 309-ЭС19-19206).
Согласно пункту 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" (далее - Постановление N 2) при наличии спора о соответствии статье 15 Закона N 135-ФЗ правовых актов, решений, действий (бездействия) антимонопольный орган должен доказать факт недопущения, ограничения, устранения конкуренции либо установить угрозу наступления таких последствий на определенном товарном рынке, в том числе в результате нарушения прав и законных интересов отдельных участников рынка, создания для них конкурентных преимуществ или препятствий в конкуренции на товарных рынках. Угроза наступления неблагоприятных последствий для конкуренции в результате принятия правовых актов, совершения действий (бездействия) предполагается и не требует дополнительного доказывания антимонопольным органом в случаях нарушения запретов, прямо сформулированных в частях 1 - 3 статьи 15 Закона N 135-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
В соответствии с частью 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами. К выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, осуществлению капитального ремонта объектов капитального строительства региональный оператор обязан привлечь индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, являющихся членами соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (пункт 3 части 2, часть 3 статьи 182 ЖК РФ).
Согласно части 5 статьи 182 ЖК РФ привлечение региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Положение N 615 определяет порядок привлечения специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в целях повышения эффективности, результативности привлечения подрядных организаций, обеспечения гласности и прозрачности привлечения подрядных организаций, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в процессе привлечения подрядных организаций путем проведения предварительного отбора подрядных организаций, формирования реестра квалифицированных подрядных организаций и проведения закупок (торгов) в целях заключения договора об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 2 Положения N 615 определено, что предварительный отбор - совокупность действий, являющихся частью процедуры закупки (торгов), в результате которых осуществляется формирование реестра квалифицированных подрядных организаций субъекта Российской Федерации, сводного реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории субъекта Российской Федерации, проводившего предварительный отбор; реестр квалифицированных подрядных организаций - сформированный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным субъектом Российской Федерации на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций, по итогам предварительного отбора реестр квалифицированных подрядных организаций, в котором содержится предусмотренная настоящим Положением информация о подрядных организациях, которые имеют право принимать участие в электронном аукционе по установленному предмету электронного аукциона либо у которых могут осуществляться закупки в случаях, предусмотренных пунктом 193 настоящего Положения; орган по ведению реестра - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный субъектом Российской Федерации на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций; участник предварительного отбора - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, претендующие на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций.
Согласно пункту 6 Положения N 615 предварительный отбор проводится в субъекте Российской Федерации в сроки, предусмотренные пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах". После истечения указанного срока предварительные отборы осуществляются органом по ведению реестра не реже одного раза в квартал.
По итогам проведения предварительного отбора органом по ведению реестра формируется реестр квалифицированных подрядных организаций (пункт 7 Положения N 615).
В пункте 8 Положения N 615 установлены предметы электронного аукциона, по которым должен проводиться предварительный отбор подрядных организаций, в том числе: оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе на ремонт (замену, модернизацию) лифтов (подпункт "г").
Судами двух инстанций установлено, что предварительный отбор подрядных организаций проводился департаментом в октябре - ноябре 2020 года; итоги данного предварительного отбора подрядных организаций подведены 16.11.2020; департаментом в установленный Положением N 615 срок, не проведен предварительный отбор подрядных организаций по спорному предмету при наличии хозяйствующего субъекта (АО "ЩЛЗ"), имеющего намерение быть включенным в реестр квалифицированных подрядных организаций.
Апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии необходимости в проведении предварительных отборов по предмету, предусмотренному подпунктом "г" пункта 8 Положения N 615, поскольку часть предмета предварительного отбора "оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома" осуществляется в Ямало-Ненецком автономном округе без использования финансовых средств (безвозмездно) в рамках мониторинга по Постановлению N 79-П, а по другой части спорного предмета предварительного отбора "разработка проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов" закупки и комиссионные отборы подрядных организаций производятся в рамках Постановления N 506 за счет средств государственной поддержки.
В соответствии с пунктами 1.1 и 1.4 Постановления N 79-П им установлены требования к проведению мониторинга технического состояния многоквартирных домов в целях своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории автономного округа; данные мониторинга являются основанием определения очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в рамках региональной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории автономного округа.
Согласно пунктам 2.1 и 2.2 Постановления N 79-П в рамках мониторинга проводится: оценка технического состояния строительных конструкций (фундамент, подвальные помещения, несущие и ненесущие стены, плиты перекрытий, крыша, кровельное покрытие, крыльца и выходы из подвальных помещений и другие), систем инженерно-технического обеспечения многоквартирного дома (лифтовое оборудование, внутридомовые инженерные системы электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, канализации, вентиляции и другие); определение эксплуатационного ресурса многоквартирного дома и предельных сроков проведения капитального ремонта многоквартирного дома. Оценка технического состояния осуществляется в отношении каждого вида строительной конструкции и системы инженерно-технического обеспечения многоквартирного дома путем анализа: фактического срока эксплуатации и срока эффективной эксплуатации строительной конструкции и системы инженерно-технического обеспечения многоквартирного дома до капитального ремонта строительной конструкции и системы инженерно-технического обеспечения (от даты ввода многоквартирного дома в эксплуатацию); сведений о проведенных работах по капитальному и текущему ремонту строительной конструкции и системы инженерно-технического обеспечения многоквартирного дома; сведений, полученных по результатам визуально-инструментального обследования многоквартирного дома. В случае если в отношении строительной конструкции и системы инженерно-технического обеспечения многоквартирного дома имеется заключение специализированной организации и (или) заключение межведомственной комиссии о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, оценка его технического состояния проводится в том числе на основании указанных заключений.
Субъектами мониторинга являются: управляющие организации; товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные кооперативы; органы местного самоуправления городского или муниципального округа в случае осуществления непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений такого многоквартирного дома, а также если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано (пункт 2.4 Постановления N 79-П).
Статьей 13 Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.03.2014 N 11-ЗАО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" предусмотрено, что в целях своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в рамках реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах может осуществляться с применением мер государственной поддержки, предоставляемой товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам, созданным в соответствии с ЖК РФ, управляющим организациям, региональному оператору автономного округа, муниципальному образованию (часть 1). Порядок отбора получателей государственной поддержки капитального ремонта и определения объема софинансирования проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома утверждается постановлением Правительства автономного округа (часть 5).
В силу пункта 1.1 Постановления N 506-П данный правовой акт распространяется на правоотношения, связанные с отбором подрядных организаций в целях заключения с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, включенных в региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в случае, если капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома осуществляется с предоставлением мер государственной поддержки, без использования средств фонда капитального ремонта, сформированного на счете некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Ямало-Ненецком автономном округе".
Комиссионный отбор - форма конкурса, победителем которого признается участник конкурса, предложивший лучшие условия исполнения гражданско-правового договора; заказчик, организатор комиссионного отбора - товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, управляющая организация, организация, осуществляющая оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов. В комиссионном отборе могут участвовать юридические лица независимо от организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по выполнению работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, осуществляющих строительный контроль за выполнением работ по капитальному ремонту многоквартирных домов (пункты 1.2 и 5.1 Постановления N 506-П).
Таким образом, Положение N 615 и Постановления N 79-П, N 506-П регулируют отличающиеся по своим целям, источнику финансирования и субъектному составу правоотношения по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
Принимая во внимание, что проведение мониторинга технического состояния многоквартирных домов в рамках Постановления N 79-П и отбор подрядных организаций на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в рамках Постановления N 506-П не заменяют обязанности департамента по проведению предварительных отборов по предмету, предусмотренному подпунктом "г" пункта 8 Положения N 615, антимонопольный орган и суд первой инстанции пришли к правильному выводу о наличии в бездействии департамента признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ.
Оспариваемое предупреждение по форме и содержанию соответствует требованиям статьи 39.1 Закона N 135-ФЗ.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имелось правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции и признания недействительным предупреждения антимонопольного органа от 06.10.2022 N 089/01/15-867/2022.
С учетом изложенного суд округа считает, что постановление апелляционного суда подлежит отмене в соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ, решение суда первой инстанции - оставлению в силе в порядке пункта 5 части 1 статьи 287 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 13.04.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-11935/2022 отменить.
Оставить в силе решение от 21.12.2022 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по указанному делу.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Г.В. Чапаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Комиссионный отбор - форма конкурса, победителем которого признается участник конкурса, предложивший лучшие условия исполнения гражданско-правового договора; заказчик, организатор комиссионного отбора - товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, управляющая организация, организация, осуществляющая оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов. В комиссионном отборе могут участвовать юридические лица независимо от организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по выполнению работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, осуществляющих строительный контроль за выполнением работ по капитальному ремонту многоквартирных домов (пункты 1.2 и 5.1 Постановления N 506-П).
...
Принимая во внимание, что проведение мониторинга технического состояния многоквартирных домов в рамках Постановления N 79-П и отбор подрядных организаций на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в рамках Постановления N 506-П не заменяют обязанности департамента по проведению предварительных отборов по предмету, предусмотренному подпунктом "г" пункта 8 Положения N 615, антимонопольный орган и суд первой инстанции пришли к правильному выводу о наличии в бездействии департамента признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ.
Оспариваемое предупреждение по форме и содержанию соответствует требованиям статьи 39.1 Закона N 135-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 августа 2023 г. N Ф04-2803/23 по делу N А81-11935/2022