г. Тюмень |
|
29 августа 2023 г. |
Дело N А03-10520/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Алексеевой Н.А.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г., рассмотрел в судебном онлайн-заседании с использованием средств аудиозаписи и системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю на постановление от 15.06.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Зайцева О.О., Павлюк Т.В.) по делу N А03-10520/2021 по заявлению Министерства здравоохранения Алтайского края (656031, Алтайский край, город Барнаул, проспект Красноармейский, дом 95 "А", ОГРН 1022200912030, ИНН 2221007858) к Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю (656043, Алтайский край, город Барнаул, проспект Красноармейский, дом 9, ОГРН 1022201761592, ИНН 2225026971) об оспаривании ненормативных правовых актов.
Путем использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) в заседании участвовали представители:
от Министерства здравоохранения Алтайского края - Еремеев В.Н. по доверенности от 09.01.2023,
от Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю - Зарва И.И. по доверенности от 30.12.2021.
Суд установил:
Министерство здравоохранения Алтайского края (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю (далее - управление, казначейство) о признании недействительными предписания от 22.06.2021 N 17-84-24/5041 и решения, изложенного в письме от 06.07.2021 N 17-84-39/5338.
постановлением от 11.05.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 31.08.2022 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа постановление от 11.05.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
постановлением от 15.06.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление просит отменить указанные судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, судами не учтено, что поскольку Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения мероприятий по оснащению (переоснащению) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1764 (далее - Правила N 1764), предусмотрен закрытый перечень оборудования; приобретение медицинского изделия с кодом 318650 (не включено в перечень) является незаконным и повлекло неправомерное расходование бюджетных средств; в случае возникновения острой потребности в приобретении медицинского изделия с кодом 318650, в том числе в связи с ростом заболеваемости новой коронавирусной инфекцией COVID-19, министерство имело возможность осуществить его приобретение с использованием средств резервного фонда, доведенных распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.10.2020 N 2804-р, либо иных средств.
Отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлены.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, управлением проведена внеплановая выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, на приобретение лекарственных препаратов для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и оснащение (переоснащение) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот, в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 29.10.2020 N 2805-р и N 2806-р (2021-ВВ.000.0003-1700.003) за период с 01.01.2020 по 31.12.2020.
В ходе проверки казначейством установлено, что в нарушение абзаца второго пункта 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 2 Правил N 1764 министерством приобретено медицинское изделие "устройство для отделения магнитных частиц ИВД, автоматическое (процессор магнитных частиц для очистки нуклеиновых кислот, клеток и белков)" на сумму 8 000 000 руб. с кодом 318650, не указанным в Перечне медицинских изделий по оснащению (переоснащению) лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COV1D-19 методами амплификации нуклеиновых кислот, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - Перечень медицинских изделий), являющимся приложением к Правилам N 1764 (акт от 08.02.2021).
19.03.2021 управлением в адрес министерства направлено представление N 17-84-24/2569, в соответствии с пунктом 1 которого необходимо в срок до 15.06.2021 принять меры к возмещению в краевой бюджет средств иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, направленного на оснащение (переоснащение) медицинскими изделиями лабораторий медицинских организаций, осуществляющих этиологическую диагностику новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.10.2020 N 2806-р в сумме 8 000 000 руб.
22.06.2021 казначейство в целях устранения нарушений бюджетного законодательства выдало министерству предписание N 17-84-24/5041, которым в качестве меры по устранению допущенного нарушения указано на необходимость в срок до 01.10.2021 возместить причиненный ущерб в размере 8 000 000 руб.
06.07.2021 управление письмом сообщило, что требование о принятии мер по устранению причин и условий совершения правонарушения согласно пункту 2 представления от 19.03.2021 N 17-84-24/2569 исполнено в установленный срок. Требования пункта 1 представления не исполнены, в связи с чем в отношении указанного пункта продолжает осуществляться контроль исполнения.
Министерство, посчитав, что предписание и решение, изложенное в письме от 06.07.2021 N 17-84-39/5338, нарушают его права и законные интересы и не соответствуют нормам действующего законодательства, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам об отсутствии у казначейства правовых оснований для вынесения оспариваемых ненормативных правовых актов.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Из содержания статей 38, 81, 129, 130 БК РФ следует, что расходование средств резервного фонда осуществляется в строгом соответствии с утвержденным порядком использования бюджетных средств.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Нецелевое использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являлся межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению, или сокращение предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) (пункт 3 статьи 306.4 БК РФ).
В соответствии с пунктом 2 Правилами N 1764 оснащение (переоснащение) лабораторий медицинских организаций осуществляется медицинскими изделиями по перечню согласно приложению к Правилам N 1764 с учетом того, что при эквивалентных технологических характеристиках медицинских изделий предпочтение рекомендуется отдавать медицинским изделиям российских производителей.
Иные межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства здравоохранения Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление иных межбюджетных трансфертов на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил (пункт 3 Правил N 1764).
Пунктом 7 Правил N 1764 установлено, что результатом использования иных межбюджетных трансфертов в текущем финансовом году (2020 году) должно являться оснащение (переоснащение) не менее одной лаборатории медицинской организации.
В приложении к Правилам N 1764 установлен Перечень медицинских изделий, который включает 11 наименований изделий с указанием кода в соответствии с утвержденной номенклатурой классификации медицинских изделий. Среди таких изделий устройство для приготовления образцов нуклеиновых кислот ИВД, автоматическое (код в соответствии с утвержденной номенклатурой классификации медицинских изделий 318660).
Пунктом 7 Правил N 1764 установлены сжатые сроки для достижения результата использования межбюджетного трансферта, которым является оснащение (переоснащение) не менее одной лаборатории медицинской организации до конца текущего финансового года (2020 года), в противном случае трансферт подлежал возврату (пункты 13, 14 Правил N 1764).
Таким образом, на оснащение не менее одной медицинской лаборатории необходимым оборудованием за счет средств трансферта, выделенного по соглашению, заключенному 05.11.2020, министерству было отведено менее двух месяцев.
В заключении эксперта Алтайской торгово-промышленной палаты от 13.09.2021 N 027 01 00391 указано, что представленное на исследование медицинское оборудование (процессор магнитных частиц для очистки нуклеиновых кислот, клеток и белков Kingfisher с кодом 318650) предназначено для автоматизированной преаналитической пробоподготовки для последующего анализа нуклеиновых кислот, который можно использовать в одну или несколько стадий, которые могут включать в себя разрушение клеток, лизис, выделение нуклеиновых кислот, ферментативное расщепление и/или очистку нуклеиновых кислот. Устройство работает с минимальным участием оператора и полной автоматизацией всех этапов процедуры.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций установили, что приобретенное министерством оборудование с кодом 318650 по своим технологическим и функциональным параметрам соответствует оборудованию с кодом 318660, в том числе позволяет выполнять в автоматическом режиме функцию подготовки образцов нуклеиновых кислот ИВД, характерную для оборудования с кодом 318660; необходимо для диагностики новой коронавирусной инфекции (COVID-19) методами амплификации нуклеиновых кислот.
Кроме того, судами обосновано отмечено, что в условиях обострения ситуации по распространению новой коронавирусной инфекции спорное оборудование было закуплено в сжатые сроки, что позволило оперативно оснастить лабораторию; приобретение данного оборудования позволило соблюдать минимальный срок проведения исследований.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали недействительными предписание от 22.06.2021 N 17-84-24/5041 и решение, изложенное в письме от 06.07.2021 N 17-84-39/5338.
Иное токование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении нижестоящими судами норм права.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 15.06.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-10520/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 Правилами N 1764 оснащение (переоснащение) лабораторий медицинских организаций осуществляется медицинскими изделиями по перечню согласно приложению к Правилам N 1764 с учетом того, что при эквивалентных технологических характеристиках медицинских изделий предпочтение рекомендуется отдавать медицинским изделиям российских производителей.
Иные межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства здравоохранения Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление иных межбюджетных трансфертов на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил (пункт 3 Правил N 1764).
Пунктом 7 Правил N 1764 установлено, что результатом использования иных межбюджетных трансфертов в текущем финансовом году (2020 году) должно являться оснащение (переоснащение) не менее одной лаборатории медицинской организации.
В приложении к Правилам N 1764 установлен Перечень медицинских изделий, который включает 11 наименований изделий с указанием кода в соответствии с утвержденной номенклатурой классификации медицинских изделий. Среди таких изделий устройство для приготовления образцов нуклеиновых кислот ИВД, автоматическое (код в соответствии с утвержденной номенклатурой классификации медицинских изделий 318660).
Пунктом 7 Правил N 1764 установлены сжатые сроки для достижения результата использования межбюджетного трансферта, которым является оснащение (переоснащение) не менее одной лаборатории медицинской организации до конца текущего финансового года (2020 года), в противном случае трансферт подлежал возврату (пункты 13, 14 Правил N 1764)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 августа 2023 г. N Ф04-4261/22 по делу N А03-10520/2021
Хронология рассмотрения дела:
29.08.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4261/2022
15.06.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1842/2022
21.03.2023 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-10520/2021
31.08.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4261/2022
11.05.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1842/2022
21.01.2022 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-10520/2021