г. Тюмень |
|
7 сентября 2023 г. |
Дело N А45-5202/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Алексеевой Н.А.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г., рассмотрел в судебном онлайн-заседании с использованием средств аудиозаписи и системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания по эксплуатации жилья "Сибирская инициатива" на постановление от 22.06.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Зайцева О.О., Кривошеина С.В.) по делу N А45-5202/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания по эксплуатации жилья "Сибирская инициатива" (630129, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Гребенщикова, дом 9/1, ОГРН 1115476104523, ИНН 5410043430) к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (630011, Новосибирская область, город Новосибирск, проспект Красный, дом 18, ОГРН 1055406102223, ИНН 5406308363) об оспаривании ненормативного правового акта.
Другое лицо, участвующее в деле, - общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Петровская Слобода" (630110, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Олеко Дундича, дом 25/1, ОГРН 1125476019470, ИНН 5410045999).
Путем использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) в заседании участвовали представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания по эксплуатации жилья "Сибирская инициатива" - Голубева Т.А. по доверенности от 09.01.2023,
от Государственной жилищной инспекции Новосибирской области - Журавлева Л.П. по доверенности от 05.05.2022.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания по эксплуатации жилья "Сибирская инициатива" (далее - общество, ООО "УКЭЖ "Сибирская инициатива") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным приказа Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (далее - инспекция, ГЖИ) от 14.01.2022 N 7090/10 об отказе во внесении изменений сведений в реестр лицензий Новосибирской области.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Петровская Слобода" (далее - ООО УК "Петровская Слобода").
постановлением от 22.06.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты и удовлетворить заявленное требование.
По мнению подателя жалобы, судами не учтено, что ГЖИ ограничилась формальной оценкой пакета документов, представленного ООО УК "Петровская Слобода", проверка документов и сведений на предмет соблюдения условий, предусмотренных пунктом 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденных приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр), не проводилась; решением от 15.06.2022 Калининского районного суда города Новосибирска по делу N 2-443/2022 решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Новосибирск, улица Богдана Хмельницкого, дом 76 (далее - МКД), оформленное протоколом от 30.09.2021 N 1, признано недействительным.
В отзывах на кассационную жалобу инспекция и ООО УК "Петровская Слобода" просят оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 10.12.2021 в инспекцию поступило заявление общества о внесении изменений в реестр лицензий Новосибирской области, о включении в реестр сведений о МКД на основании протокола общего собрания собственников помещений в МКД от 20.10.2020 N 1.
Приказом инспекции от 23.12.2021 N 7022/10 рассмотрение данного заявления приостановлено на основании подпункта "а" пункта 10 Порядка N 938/пр. ГЖИ установлено наличие противоречий сведений, представленных обществом, сведениям, содержащимся в реестре лицензий на момент рассмотрения заявления, так как МКД включен в реестр лицензий Новосибирской области в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО УК "Петровская слобода", в связи с заключением договора управлении многоквартирный домом на основании решения собственников помещений, оформленного протоколом от 30.09.2021 N 1.
Приказом от 14.01.2022 N 7090/10 инспекция отказала обществу во внесении изменений в реестр лицензий на основании подпункта "в" пункта 5, подпункта "б" пункта 9 Порядка N 938/пр.
Не согласившись с указанным приказом инспекции, ООО "УКЭЖ "Сибирская инициатива" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным оспариваемого решения инспекции.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В силу положений части 1 статьи 192, пункта 1 части 1, части 2 статьи 195 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, сведения об адресе многоквартирного дома, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2).
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 названной статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 названной статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом (часть 3).
Согласно пункту 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, в том числе на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр.
В соответствии с Порядком N 938/пр рассмотрение заявления лицензиата и приложенных к нему документов осуществляется органом государственного жилищного надзора в срок не превышающий десяти рабочих дней с даты их поступления (пункт 4);
по итогам проверки заявления и документов оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 названного Порядка (пункт 5); по результатам их рассмотрения принимается одно из следующих решений: о внесении изменений в реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7).
Основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются: а) несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктами "б", "в" пункта 5 Порядка N 938/пр; б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 Порядка N 938/пр, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома; в) поступление в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя или сведений о прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (пункт 10 Порядка N 938/пр).
В силу пункта 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 Порядка N 938/пр; б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 названного Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 Порядка N 938/пр.
Согласно подпункту "в" пункта 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется их проверка на предмет отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что спорный МКД на момент рассмотрения заявления общества (протокол от 20.10.2020 N 1) находился в управлении ООО УК "Петровская слобода" (протокол от 24.11.2020 N 2, от 30.09.2021 N 1); в ГЖИ не поступали от ООО УК "Петровская слобода" сведения о прекращении управления МКД; решением от 15.06.2022 Калининского района города Новосибирска по делу N 2-443/2022 протокол от 30.09.2021 N 1 признан недействительным; на сегодняшний день имеется протокол собрания собственников МКД от 30.08.2022 о выборе в качестве управляющей компании ООО "УК Петровская Слобода".
Поскольку последним волеизъявлением собственников спорного МКД являлось решение, оформленное протоколом общего собрания собственников помещений в МКД от 30.08.2022, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отметили, что признание протокола от 30.09.2021 N 1 недействительным судом общей юрисдикции в рассматриваемом случае не имеет правового значения; доказательств того, что протокол от 30.08.2022 оспорен и признан недействительным, не представлено.
Согласно правовой позиции, сформулированной в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2021 N 301-ЭС21-2180, от 14.07.2022 N 304-ЭС21-29618, инспекция не наделена правом самостоятельно определять юридическую судьбу решений общих собраний собственников помещений без обращения в суд с соответствующим заявлением в установленном порядке и с соблюдением предусмотренных законом сроков.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение инспекции об отказе во внесении изменений в реестр лицензий соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
С учетом изложенного суды правомерно отказали ООО "УКЭЖ "Сибирская инициатива" в удовлетворении заявленного требования.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах обеих инстанций и мотивированно отклонены.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Судом округа не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 22.06.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-5202/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 Порядка N 938/пр; б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 названного Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 Порядка N 938/пр.
Согласно подпункту "в" пункта 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется их проверка на предмет отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям.
...
Согласно правовой позиции, сформулированной в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2021 N 301-ЭС21-2180, от 14.07.2022 N 304-ЭС21-29618, инспекция не наделена правом самостоятельно определять юридическую судьбу решений общих собраний собственников помещений без обращения в суд с соответствующим заявлением в установленном порядке и с соблюдением предусмотренных законом сроков."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 сентября 2023 г. N Ф04-4593/23 по делу N А45-5202/2022
Хронология рассмотрения дела:
07.09.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4593/2023
22.06.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4007/2022
30.03.2023 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-5202/2022
26.05.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4007/2022