г. Тюмень |
|
25 сентября 2023 г. |
Дело N А45-31830/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Алексеевой Н.А.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу акционерного общества "Сибирская Сервисная Компания" на решение от 06.04.2023 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Петрова Ю.А.) и постановление от 27.06.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Кривошеина С.В., Павлюк Т.В.) по делу N А45-31830/2022 по заявлению акционерного общества "Сибирская Сервисная Компания" (125284, город Москва, проспект Ленинградский, дом 31а, строение 1, этаж 9, ОГРН 1028601792878, ИНН 0814118403) к Сибирскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (630091, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Каменская, дом 74, ОГРН 1045402505268, ИНН 5406290571) о признании недействительными решений об отказе в возврате излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду, обязании возвратить излишне уплаченные 6 045 972,19 руб.
В заседании принял участие представитель акционерного общества "Сибирская Сервисная Компания" Черных А.Е. по доверенности от 30.12.2022.
Суд установил:
акционерное общество "Сибирская сервисная компания" (далее - общество, АО "Сибирская сервисная компания") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Сибирскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) о признании недействительными решений от 13.09.2022 N N 14, 15, 16, 17, 18, 10 в части отказа в возврате суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - ПНВОС) в размере 6 045 972,19 руб., обязании возвратить излишне уплаченную сумму ПНВОС в указанном размере.
Решением от 06.04.2023 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 27.06.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказно.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя кассационной жалобы, суды не приняли во внимание переписку между обществом и управлением о состоянии расчетов по ПНВОС, подтверждающую признание управлением взыскиваемой суммы переплаты, а также не учли обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по делу N А45-30350/2021; подписание управлением актов сверки является добровольным признанием долга, а не его обязанностью; срок исковой давности по требованию о возврате переплаты за 2016-2018 годы подлежит исчислению по каждому отчетному периоду.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении в судебном заседании представителя общества, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество, осуществляя деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии со статьей 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) ежеквартально вносило авансовые платежи на счет Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Томской области (прекратило свою деятельность 14.10.2019 путем реорганизации в форме присоединения к управлению).
Общество 11.08.2021 представило в управление заявления от 30.07.2021 N N ССК-ИА-21-0317-И, ССК-ИА-21-0318-И, ССК-ИА-21-0319-И, ССК-ИА-21-0320-И, ССК-ИА-21-0321-И, ССК-ИА-21-0322-И о возврате излишне уплаченной ПНВОС, образовавшейся за период с 01.04.2018 по 01.04.2021, по плате за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (КБК 0481120101001600120) и плате за размещение отходов производства (КБК 04811201041016000120) по ОКТМО 69604000, 69624000, 69644000, 69710000 (Александровский, Каргасокский, Парабельский районы и город Стрежевой Томской области), подтвержденной актами сверки расчетов сумм ПНВОС, подписанными с управлением, в следующих размерах:
- по ОКТМО 69604000 - 32 231,35 руб. (КБК 04811201041016000120) на основании платежных поручений от 28.02.2017 N 889, от 19.04.2017 N 17, от 19.07.2017 N 622, от 18.10.2017 N 610, от 28.02.2019 N 2196, от 17.04.2019 N 2546, от 10.07.2019 N 524, от 09.10.2019 N 255 (заявление N ССК-ИА-21-0317-И);
- по ОКТМО 69604000 - 48 907,19 руб. (КБК 0481120101001600120) на основании платежных поручений от 28.02.2017 N 888, от 19.04.2017 N 17, от 19.07.2017 N 621, от 18.10.2017 N 609, от 28.02.2019 N 2195, от 17.04.2019 N 2545, от 10.07.2019 N 511, от 19.10.2019 N 266 (заявление N ССК-ИА-21-0318-И);
- по ОКТМО 69624000 - 878 046,05 руб. (КБК 04811201041016000120) на основании платежных поручений от 24.06.2016 N 2483, от 21.07.2016 NN 2791, 2796, от 19.10.2016 N 648, от 28.02.2017 N 893, от 19.04.2017 N 21, от 19.07.2017 N 626, от 18.10.2017 N 614, от 18.04.2018 N 635, от 18.07.2018 N 727, от 17.10.2018 N 1437, от 28.02.2019 N 2198, от 17.04.219 N 2550, от 10.07.2019 N 520, от 09.10.2019 N 259, от 28.02.2018 N 614, от 27.02.2019 N 485, от 17.04.2019 N 1069, от 17.07.2019, 2280, от 15.10.2019 N 3434, от 20.04.2017 N 1252, от 20.07.2017 N 2260, от 22.02.2018 N 634, от 20.04.2018 N 1461 (заявление N ССК-ИА-21-0319-И);
- по ОКТМО 69644000 - 5 033 766 руб. (КБК 04811201041016000120) на основании платежных поручений от 24.06.2016 N 2486, от 21.07.2016 NN 2787, 2797, от 19.10.2016 N 646, от 28.02.2017 N 891, от 19.04.2017 N 19, от 19.07.2017 N 624, от 18.10.2017 N 612, от 18.04.2018 N 636, от 18.07.2018 N 725, от 17.10.2018 N 1435, от 17.04.2019 N 2548, от 17.04.2019 N 2548, от 10.07.2019 N 522, от 09.10.2019 N 257 (заявление N ССК-ИА-21-0320-И);
- по ОКТМО 69710000 - 192 014,68 руб. (КБК 04811201041016000120) на основании платежных поручений от 24.06.2016 N 2485, от 21.07.2016 N 2792, от 21.07.2016 N 2798, от 19.10.2016 N 649, от 13.07.2017 N 5073, от 20.10.2017 N 6696, от 02.03.2018 N 983, от 10.04.2018 N 69, от 11.07.2018 N 2849, от 16.10.2018 N 4510, от 14.03.2017 N 743 (заявление N ССК-ИА-21-0321-И).
- по ОКТМО 69710000 - 75 893,21 руб. (КБК 0481120101001600120) на основании платежных поручений от 19.04.2016 N N 1578, 1579, от 21.07.2016 N 2793, от 19.10.2016 N 655, от 14.03.2017 N 744 (заявление N ССК-ИА-21-0322-И), в общей сумме 6 260 858,48 руб.
Письмами от 20.08.2021 N N ЕЯ-14-07/11787, ЕЯ-14-07/11788, ЕЯ-14-07/11789, ЕЯ-14-07/11790, ЕЯ14-07/11791 и ЕЯ-14-07/11792 названные заявления возвращены обществу без рассмотрения на основании пунктов 6, 8 Порядка зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.06.2019 N 334 (действовал до 01.09.2023, далее - Порядок N 334).
Решением от 24.03.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-30350/2021, оставленным без изменения постановлением от 16.06.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда и постановлением от 17.10.2022 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, указанные решения признаны незаконными, на управление возложена обязанность повторно рассмотреть заявления общества.
Общество сопроводительным письмом от 31.05.2022 N ССК-ИА-22-0410-И повторно направило в управление заявления от 30.07.2021 N ССК-ИА-21-0317-И, N ССКИА-21-0318-И, N ССК-ИА-21-0319-И, N ССКИА-21-0320-И, N ССК-ИА-21- 0321-И, N ССКИА-21-0322-И.
По итогам рассмотрения представленных заявлений управлением приняты следующие решения от 13.09.2022: N 15 о возврате излишне уплаченной ПНВОС в размере 8 707,14 руб., отказе в возврате - 23 524,21 руб.; N 14 о возврате - 42 446,94 руб., отказе в возврате - 6 460,25 руб.; N 16 о возврате -102 589,97 руб., отказе возврате - 775 456,08 руб.; N 17 о возврате - 19 142,24 руб., отказе в возврате - 5 014 623,76 руб.; N 18 о возврате - 42 000 руб., отказе в возврате - 150 014,68 руб.; N 10 об отказе в возврате - 75 893,21 руб.
Решения направлены управлением обществу сопроводительными письмами от 16.09.2022 N N ОД-14-10/12273, ОД14-10/12274, ОД-14-10/12275, ОД-14-10/12276, ОД-14-10/12277, ОД-14-10/12278, в которых обществу разъяснено право на подачу заявления о зачете излишне уплаченной ПНВОС, в возврате которой отказано, в счет будущих отчетных периодов.
Полагая, что решения управления в части отказа в возврате сумм ПНВОС являются незаконными, а излишне уплаченная ПНВОС подлежит возврату в полном объеме, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о соответствии оспариваемых решений действующему законодательству и отсутствии нарушений прав и законных интересов общества, а также о пропуске срока исковой давности по требованию о возврате излишне уплаченной ПНВОС.
Суд округа, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии со статьей 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным; к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (действовали до 01.09.2023, далее - Правила N 255).
ПНВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории (пункты 1, 2 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ, пункт 5 Правил N 255).
Исходя из пункта 1 статьи 16.3, пункта 8 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ, пункта 8 Правил N 255 ПНВОС исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно и подлежит отражению в представляемой в уполномоченный орган не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, декларации о ПНВОС.
В силу статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ отчетным периодом в отношении внесения ПНВОС признается календарный год (пункт 2); ПНВОС, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (пункт 3); лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода (пункт 4).
В соответствии с пунктом 2 статьи 16.5 Закона N 7-ФЗ, пунктом 36 Правил N 225 и пунктами 2, 6 Порядка N 334, излишне уплаченные суммы ПНВОС подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущих отчетных периодов. Зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляется в порядке, установленном Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор), на основании заявления лица, обязанного вносить плату в срок не позднее трех месяцев с даты получения соответствующего заявления. Заявление о возврате или зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы подается лицом, обязанным вносить плату (его представителем), в территориальный орган Росприроднадзора. К заявлению прилагается акт сверки расчетов сумм ПНВОС, подписанный без разногласий территориальным органом Росприроднадзора и лицом, обязанным вносить плату.
В силу пункта 12 Порядка N 334 принятие территориальным органом Росприроднадзора решения о возврате или зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы основывается на результатах проверки представленной лицом, обязанным вносить плату, декларации о плате и сведениях, имеющихся в распоряжении у территориального органа Росприроднадзора. В случае несоответствия информации, указанной лицом, обязанным вносить плату, в заявлении о зачете или возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы сведениям, имеющимся у территориального органа Росприроднадзора, территориальный орган Росприроднадзора в срок не позднее 3 месяцев с даты получения заявления о зачете или возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы направляет лицу, обязанному вносить плату, решение об отказе в зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет будущих отчетных периодов или решение об отказе в возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы.
Решения о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм ПНВОС принимаются территориальным органом Росприроднадзора в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 48 Правил N 334).
Как следует из материалов дела, за период 2016-2018 годы у АО "Сибирская сервисная компания" сложилась переплата по ПНВОС в размере 6 260 858,48 руб.
Отказывая в возврате части сумм излишне уплаченной ПНВОС, управление сослалось на пункт 2 статьи 40.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), а также на отсутствие фактов, свидетельствующих об образовании переплаты по ряду платежей, которые являются платой за НВОС, исчисленной по итогам отчетного периода согласно декларациям о ПНВОС.
Пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 01.07.2021 N 244-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия пункта 4 статьи 242.17 Бюджетного кодекса Российской Федерации" с 01.07.2021 БК РФ дополнен статьей 40.1 "Возврат излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет".
Согласно пункту 2 статьи 40.1 БК РФ заявление о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет может быть подано плательщиком платежей в бюджет в течение трех лет со дня уплаты (взыскания) такого платежа, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.
Суды двух инстанций, установив, что на момент обращения общества в управление (11.08.2021) с заявлениями от 30.07.2021 о возврате излишне уплаченной ПНВОС истек трехлетний срок с момента уплаты платежей за НВОС по платежным поручениям от 19.04.2017 N 17, от 19.07.2017 N 622, от 18.10.2017 N 610 (решение N 15);
от 19.04.2017 N 16, от 19.07.2017 N 621, от 18.10.2017 N 609 (решение N 14);
от 24.06.2016 N 2483, от 21.07.2016 N 2791, от 21.07.2016 N 2796, от 19.10.2016 N 648, от 28.02.2018 N 614 (решение N 16); от 21.07.2016 N 2797, от 19.10.2016 N 646, от 19.07.2017 N 624, от 18.10.2017 N 612, от 18.04.2018 N 643, от 18.07.2018 N 725 (решение N 17); от 21.07.2016 N 2792, от 21.07.2016 N 2798, от 19.10.2016 N 649, от 10.04.2018 N 69, от 11.07.2018 N 2849 (решение N 18); от 19.06.2016 N 1578, от 19.04.2016 N 1579, от 21.07.2016 N 2793, от 19.03.2016 N 655 (решение N 10), а уплаченные по платежным поручениям от 24.06.2016 NN 2485, 2486, от 21.07.2016 N 2787, 28.02.2017 NN 888, 889, 893, 891, от 14.03.2017 NN 743, 744, от 19.04.2017 NN 19, 21, от 20.04.2017 N 1252, от 13.07.2017 N 5073, от 19.07.2017 N 626, от 20.07.2017 N 2260, от 18.10.2017 N 614, от 20.10.2017 N 6696, от 02.03.2018 N 983, от 18.04.2018 N 635, от 20.04.2018 N 1461, от 18.07.2018 N 727, от 22.08.2018 N 634 от 17.10.2018 N 1437, от 28.02.2019 N 2195 суммы являются оплатой ПНВОС, исчисленной обществом по итогам соответствующего отчетного периода согласно декларациям за 2016, 2017, 2018 годы, а также авансовыми платежами, переплата по которым не была образована, пришли к выводу о законности принятых управлением решений о возврате излишне уплаченной ПНВОС в сумме 214 886,29 руб.
Проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства (в том числе письмо управления от 13.04.2021 N 09-14-07/4802 о направлении актов сверки, полученное обществом 22.04.2021), суды обоснованно отметили, что АО "Сибирская сервисная компания" имело возможность подать заявления на возврат излишне уплаченной ПНВОС до вступления в силу статьи 40.1 БК РФ (01.07.2021), препятствий для реализации соответствующего права у общества не было (иного обществом не доказано).
Кроме того, руководствуясь положениями статей 196, 200, 203, 204 ГК РФ, правовой позицией, сформулированной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 N 16772/09, от 28.06.2011 N 17750/10, учитывая, что основания для возврата переплаты по итогам отчетного периода (календарный год) наступают с даты представления в уполномоченный орган декларации о ПНВОС, но не позднее срока, установленного пунктом 8 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ для ее представления (10-го марта года, следующего за отчетным периодом), то есть по переплатам за 2016-2018 годы - не позднее 10.03.2017, 10.03.2018 и 10.03.2019 соответственно, установив, что с заявлением в суд общество обратилось 02.11.2022, суды пришли к правильному выводу, что истцом пропущен срок исковой давности по требованию о возврате излишне уплаченной ПНВОС.
Вопреки позиции подателя жалобы судами обоснованно учтено, что составление актов сверки платы за НВОС (01.04.2021) в силу положений Закона N 7-ФЗ и Порядка N 334 является обязанностью уполномоченного органа (управления), от исполнения которой он не вправе отказаться, и не может признаваться действием по признанию долга перед плательщиком в смысле статей 203 и 206 ГК РФ.
Иное толкование подателем кассационной жалобы норм действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Доводы подателя кассационной жалобы повторяют его позицию по спору, являлись предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и не опровергают их выводы, сделанные на основании правильного применения норм права к установленным обстоятельствам дела.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.04.2023 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 27.06.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-31830/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства (в том числе письмо управления от 13.04.2021 N 09-14-07/4802 о направлении актов сверки, полученное обществом 22.04.2021), суды обоснованно отметили, что АО "Сибирская сервисная компания" имело возможность подать заявления на возврат излишне уплаченной ПНВОС до вступления в силу статьи 40.1 БК РФ (01.07.2021), препятствий для реализации соответствующего права у общества не было (иного обществом не доказано).
Кроме того, руководствуясь положениями статей 196, 200, 203, 204 ГК РФ, правовой позицией, сформулированной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 N 16772/09, от 28.06.2011 N 17750/10, учитывая, что основания для возврата переплаты по итогам отчетного периода (календарный год) наступают с даты представления в уполномоченный орган декларации о ПНВОС, но не позднее срока, установленного пунктом 8 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ для ее представления (10-го марта года, следующего за отчетным периодом), то есть по переплатам за 2016-2018 годы - не позднее 10.03.2017, 10.03.2018 и 10.03.2019 соответственно, установив, что с заявлением в суд общество обратилось 02.11.2022, суды пришли к правильному выводу, что истцом пропущен срок исковой давности по требованию о возврате излишне уплаченной ПНВОС.
Вопреки позиции подателя жалобы судами обоснованно учтено, что составление актов сверки платы за НВОС (01.04.2021) в силу положений Закона N 7-ФЗ и Порядка N 334 является обязанностью уполномоченного органа (управления), от исполнения которой он не вправе отказаться, и не может признаваться действием по признанию долга перед плательщиком в смысле статей 203 и 206 ГК РФ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 сентября 2023 г. N Ф04-4153/23 по делу N А45-31830/2022