г. Тюмень |
|
13 октября 2023 г. |
Дело N А75-19763/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Шабановой Г.А.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем веб-конференции, аудиозаписи помощником судьи Полукаровой С.А. рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы акционерного общества "Югра-Экология" и Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение от 03.03.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Чешкова О.Г.) и постановление от 29.05.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Лотов А.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу N А75-19763/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Д-Марк" (625062, город Тюмень, улица Мельникайте, дом 138а, квартира 312, ИНН 7204165035, ОГРН 1117232002986) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628011, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 27, ИНН 8601009316, ОГРН 1028600512093) об оспаривании решения.
Другие лица, участвующие в деле: акционерное общество "Югра-Экология" (628011, город Ханты-Мансийск, улица Привольная, дом 15, ИНН 8601065381, ОГРН 1178617020262), общество с ограниченной ответственностью "КомТрансАвто" (628406, город Сургут, улица Энергостроителей, дом 17, сооружение 2, кабинет 3, ИНН 8602181662, ОГРН 1118602004113).
В заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Д-Марк" - Вторушин Н.А. по доверенности от 01.06.2023;
от акционерного общества "Югра-Экология" Слепова И.В. по доверенности от 22.05.2023 (в режиме веб-конференции).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Д-Марк" (далее - ООО "Д-Марк", общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - управление, антимонопольный орган) от 20.07.2022 N 086/07/3-943/2022.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены акционерное общество "Югра-Экология" (далее - АО "Югра-Экология", заказчик), общество с ограниченной ответственностью "КомТрансАвто" (далее - ООО "КомТрансАвто").
Решением от 03.03.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 29.05.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационных жалобах, поданных в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, АО "Югра-Экология" и управление просят отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и отказать в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателей кассационных жалоб, определение заказчиком начальной (максимальной) цены (далее - НМЦ) договора без учета налога на добавленную стоимость (далее - НДС) не противоречит пунктам 4, 5 Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 N 1133 (далее - Правила N 1133), и пункту 90 (1) Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 (далее - Основы ценообразования), не нарушает принцип равноправия участников закупки и способствует принципу эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и сокращению издержек заказчика; действия ООО "Д-Марк" по обращению в антимонопольный орган имеют признаки злоупотребления правом, поскольку общество заявку на участие в аукционе не подавало, в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) отсутствуют сведения о наличии у него исполненных контрактов/договоров, предмет которых аналогичен предмету рассматриваемых торгов.
ООО "Д-Марк" в отзыве на кассационную жалобу заказчика просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационных жалобах, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, АО "Югра-Экология" является региональным оператором, оказывающим коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
АО "Югра-Экология" 30.06.2022 в ЕИС были размещены извещение и документация об аукционе в электронной форме на право заключения договора оказания услуг по сбору и транспортированию ТКО на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с ТКО, определенной границами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от источников образования ТКО, расположенных вне границ населенных пунктов Сургутского района, Лот 4 (извещение N 2100700005322000039).
Согласно Приложению N 2 к документации НМЦ договора включает в себя все затраты, связанные с поставкой товара (выполнения работ, оказания услуг). Цена рассчитана в соответствии с пунктом 90 (1) Основ ценообразования.
При этом в пункте 4.1 проекта договора (Приложение N 4 к документации) указаны следующие условия: цена включает в себя все расходы оператора на сбор и транспортирование ТКО в пределах зоны своей деятельности. Цена договора не включает НДС, подлежащий оплате в случаях и в размере, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ). Окончательная стоимость услуг по договору определяется исходя из цены услуги за единицу и фактического объема (количества) принятых региональным оператором услуг без замечаний.
На основании пунктов 4.2 и 4.3 проекта договора региональный оператор оплачивает оператору НДС в размере, определяемом в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации (в случае, если оператор в соответствии с НК РФ является его плательщиком); оказание услуг НДС не облагается в случае применения оператором упрощенной системы налогообложения (глава 26.2 НК РФ).
Ссылаясь на то, что размер НМЦ договора определен без учета НДС, а также на фактическое установление заказчиком двух значений цены договора (с НДС и без НДС в зависимости от применяемой системы налогообложения участником закупки, определенного победителем), ООО "Д-Марк" обратилось с жалобой в антимонопольный орган.
Решением управления от 20.07.2022 N 086/07/3-943/2022 данная жалоба признана необоснованной.
Не согласившись с указанным решением антимонопольного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленное требование, пришли к выводу об отсутствии у управления правовых оснований для вынесения оспариваемого решения.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационных жалоб и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В силу пункта 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.
Пунктом 3 статьи 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" закреплено, что Правительство Российской Федерации определяет случаи, при которых цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов, и устанавливает порядок проведения таких торгов, в том числе определяет случаи, когда условия проведения таких торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливает порядок этого согласования.
Согласно пункту 3 Правил N 1133 цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов в следующих случаях: а) если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов ТКО (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации; б) если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключенном между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональным оператором.
Судами установлено, что АО "Югра-Экология" в силу Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО от 02.04.2018 N 25 по Южной зоне и Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО от 24.07.2019 N 35 по Северной зоне является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, обязано организовывать и проводить торги, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию ТКО, в целях определения операторов по транспортированию ТКО в ряде муниципальных образований, входящих в его зону деятельности.
Пунктом 4 Правил N 1133 предусмотрено, что торги проводятся в форме аукциона в электронной форме в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с учетом особенностей, предусмотренных названными Правилами.
В силу подпункта "к" пункта 5 Правил N 1133 при проведении аукциона на заказчика не распространяются положения Закона о контрактной системе, регламентирующие порядок определения и обоснования НМЦ контракта (цены предмета аукциона).
Согласно части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункту 12 Правил N 1133 извещение об осуществлении аукциона должно содержать, в том числе НМЦ контракта (цена отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), источник финансирования, наименование валюты в соответствии с общероссийским классификатором валют.
В соответствии с пунктом 5(1) Правил N 1133 определение и обоснование цены предмета аукциона осуществляется в соответствии с пунктом 90(1) Основ ценообразования и производится с применением экономически и технологически обоснованных объемов потребления сырья, материалов, выполняемых работ (услуг).
Подпунктом "и" пункта 90(1) Основ ценообразования предусмотрено, что расходы на транспортирование ТКО, в том числе цена предмета аукциона, проводимого в соответствии с Правилами N 1133, определяются с учетом расстояния транспортирования ТКО в соответствии с территориальной схемой, утвержденной в установленном порядке, и планируемого количества транспортируемых ТКО как сумма планируемых на очередной период регулирования, в том числе расходов, связанных с оплатой налогов, сборов и других обязательных платежей (в том числе с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, оснащением и обеспечением функционирования аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS).
Согласно частям 1 и 2 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 названого Закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если названным Законом предусмотрена документация о закупке).
При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.
При формировании своего ценового предложения участник закупки предлагает цену контракта с учетом всех накладных расходов, а также налогов и сборов, которые он обязан уплатить в соответствии с положениями налогового законодательства Российской Федерации.
Таким образом, контракт по итогам аукциона заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, вне зависимости от применяемой данным участником системы налогообложения. Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной участником закупки, при проведении аукциона, а также при заключении контракта с таким участником, не допускается.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды двух инстанций установили, что в рассматриваемом аукционе, проведенном АО "Югра-Экология", могли участвовать хозяйствующие субъекты как находящиеся на общей системе налогообложения, так и освобожденные от уплаты НДС (применяющие упрощенную систему налогообложения); заказчик определил НМЦ договора без учета НДС; при оценке заявок ценовые предложения участников закупки, применяющих общую систему налогообложения, будут учитываться без учета НДС (вопреки доводам заказчика это означает фактическое уменьшение сформированного участником ценового предложения на сумму НДС); при этом заказчик включил в пункты 4.2 и 4.3 проекта договора положения (если контрагент является плательщиком НДС, то заказчик дополнительно уплачивает исполнителю определенную в соответствии с налоговым законодательством сумму НДС; оказание услуг не облагается НДС в случае применения оператором упрощенной системы налогообложения), которые свидетельствуют о фактическом установлении различной цены договора (с НДС и без НДС в зависимости от применяемой системы налогообложения участником закупки).
Вместе с тем применение данных положений фактически приводит к постановке отдельных участников закупки (в частности, находящихся на упрощенной системе налогообложения) в уязвимое положение в сравнении с другими участниками.
Так, при сопоставлении ценовых предложений участников аукциона без учета НДС заказчиком созданы условия, при которых участник закупки, не являющийся плательщиком НДС и предложивший наиболее низкую цену по сравнению с ценой участника, являющегося плательщиком НДС, может не стать победителем закупки в случае, если после исключения НДС из ценового предложения участника, находящегося на общей системе налогообложения, его ценовое предложение окажется меньше предложенной участником, применяющим упрощенную систему налогообложения, цены.
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу о том, что заключение договора по цене, предложенной победителем закупки, использующим общую систему налогообложения, уменьшенной на сумму НДС, может привести к созданию такому участнику преимущественных условий по сравнению с участниками, применяющими упрощенную систему налогообложения, то есть к созданию неравных условий и соответственно ограничению конкуренции при проведении спорной закупки.
Принимая во внимание наличие у ООО "Д-Марк" лицензии от 06.12.2016 N (72)-2362-СТ на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещение отходов I - IV классов опасности; отражение в ЕИС исполненных контрактов/договоров, включающих в себя, в том числе оказание услуг по транспортированию ТКО, оснований полагать, что оно злоупотребило своим правом на подачу жалобы в антимонопольный орган и в суд не имеется.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили заявленное ООО "Д-Марк" требование, признав недействительным оспариваемое решение управления.
Иное толкование подателями кассационных жалоб положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.03.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 29.05.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-19763/2022 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Г.А. Шабанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно частям 1 и 2 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 названого Закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если названным Законом предусмотрена документация о закупке)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 октября 2023 г. N Ф04-4647/23 по делу N А75-19763/2022