г. Тюмень |
|
18 октября 2023 г. |
Дело N А70-23147/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Алексеевой Н.А.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" на решение от 14.02.2023 Арбитражного суда Тюменской области (судья Коряковцева О.В.) и постановление от 13.06.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Лотов А.Н.) по делу N А70-23147/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (628301, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нефтеюганск, улица Ленина, строение 26, ОГРН 1058602819538, ИНН 8604035473) к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Республики, дом 55, офис 403, ОГРН 1047200624789, ИНН 7202128616) о признании недействительным требования.
В судебном заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" - Куракова С.В. по доверенности от 01.02.2023, Пяткина Т.В. по доверенности от 13.01.2023, Конькова Л.А. по доверенности от 13.01.2023.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (далее - общество, ООО "РН-Юганскнефтегаз") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании недействительным требования Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - ПНВОС) от 09.09.2021 N 2.
Решением от 08.02.2022 Арбитражного суда Тюменской области заявленное требование удовлетворено.
Постановлением от 04.05.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение Арбитражного суда Тюменской области от 08.02.2022 отменено, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Постановлением от 15.09.2022 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа судебные акты судов первой и апелляционной инстанций отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тюменской области.
При новом рассмотрении решением от 14.02.2023 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 13.06.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного обществом требования отказано.
В кассационной жалобе и пояснениях ней, поданных в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, дело направить на новое рассмотрение.
По мнению подателя кассационной жалобы, вывод судов о том, что накопление и утилизация являются единым этапом обращения с отходами, не соответствует Федеральному закону от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ); объем отходов, передаваемых для утилизации сторонним организациям (статья 7 раздела 3 декларации о ПНВОС), в расчет ПНВОС по итогам календарного года (в рассматриваемом случае на 31.12.2019) не включается; судами не учтено, что отходы переданы обществом подрядным организациям для утилизации в срок, не превышающий 11 месяцев с даты окончания бурения скважин, следовательно, с указанного момента процесс обращения с отходами перешел в стадию утилизации; судами не учтено, что контроль за исчислением ПНВОС осуществлен с нарушением срока, установленного пунктом 37 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 (далее - Правила N 225); оснований для начисления ПНВОС за 2019 год по состоянию на 20.07.2019 у управления не имелось; суды не исследовали вопросы о фактически образованных и переданных отходах бурения на спорных объектах и не дали оценки доказательствам, подтверждающим факт утилизации отходов посредством изготовления из них строительного материала "Литогрунт".
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу общества - без удовлетворения.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе (с учетом пояснений), отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей общества, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 10.03.2020 общество представило в управление декларацию о ПНВОС за 2019 год.
По результатам проверки данной декларации административным органом составлен акт от 08.09.2021, в котором указано, что ООО "РН-Юганскнефтегаз" за 2019 год не исчислена плата за размещение свыше 11 месяцев отходов бурения (бурового шлама) в шламонакопителях кустовой площадки N 36 Омбинского месторождения Нефтеюганского района, кустовой площадки N 309 Приразломного месторождения Нефтеюганского района, кустовой площадки N ПР-3 Правдинского месторождения от скважины N 7311 Нефтеюганксого района и кустовой площадки N 53 Угутского месторождения в Сургутском районе.
В этой связи управление доначислило обществу ПНВОС за 2019 год в размере 104 419 301,41 руб., пени в размере 12 579 045,18 руб. и выставило требование от 09.09.2021 N 2 о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации ПНВОС в указанном размере.
Не согласившись с данным требованием управления, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии у административного органа правовых оснований для выставления оспариваемого требования и его соответствие действующему законодательству, поскольку материалами дела не подтвержден факт накопления отходов бурения в шламонакопителях кустовых площадок менее 11 месяцев.
Суд округа, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Одним из принципов охраны окружающей среды является принцип "загрязнитель платит", который, как следует из статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), выражается в обязательном финансировании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 N 12-П).
В соответствии со статьей 16 Закона N 7-ФЗ (здесь и далее в редакции, действовавшей в спорный период) негативное воздействие на окружающую среду является платным; к видам негативного воздействия на окружающую среду относится хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). ПНВОС подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
ПНВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории (пункты 1, 2 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ, пункт 5 Правил N 255).
Платежной базой для исчисления ПНВОС по итогам отчетного периода является объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (пункт 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ, пункт 9 Правил N 255); информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о ПНВОС (пункт 5 статьи 16 Закона N 7-ФЗ).
Исходя из пункта 1 статьи 16.3, пункта 8 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ, пункта 8 Правил N 255 ПНВОС исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно и подлежит отражению в представляемой в уполномоченный орган не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, декларации о ПНВОС.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Статьей 1 Закона N 89-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; накоплением отходов признается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения (абзац девятнадцатый); размещением отходов является хранение (складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения) и захоронение отходов (изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду); утилизацией отходов признается использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 названного Закона (энергетическая утилизация).
Пунктом 8 статьи 23 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что в случае накопления отходов в целях утилизации или обезвреживания в течение одиннадцати месяцев со дня образования этих отходов плата за их размещение не взимается.
Как следует из материалов дела и установлено судами, основанием для выставления спорного требования послужил вывод административного органа о невнесении обществом платы за размещение в 2019 году 30 278,4 тонн отходов бурения (бурового шлама) в шламовых амбарах кустовой площадки N 36 Омбинского месторождения Нефтеюганского района, кустовой площадки N 309 Приразломного месторождения Нефтеюганского района, кустовой площадки N ПР-3 Правдинского месторождения от скважины N 7311 Нефтеюганксого района и кустовой площадки N 53 Угутского месторождения в Сургутском районе.
Оспаривая данное требование, общество ссылается на осуществление им деятельности по накоплению отходов бурения (нахождение их в шламовых амбарах менее 11 месяцев) с последующей их передачей для утилизации подрядным организациям на основании заключенных договоров; в целях утилизации отходов, получаемых в результате бурения скважин, обществом заключены договоры от 14.05.2019 N 100019/02488Д с обществом с ограниченной ответственностью "ЭлитКомфорт" (далее - ООО "ЭлитКомфорт") и от 06.12.2019 N 100019/06302Д с обществом с ограниченной ответственностью "Газхолодмаш" (далее - ООО "Газхолодмаш").
В рамках указанных договоров ООО "РН-Юганскнефтегаз" направлялись заявки на проведение работ по утилизации отходов бурения от 03.06.2019 (Правдинское месторождение - 5 419 м3; Обминское месторождение - 14 670 м3; Угутское месторождение - 4 464 м3), от 16.03.2020 N N 309(1), 309(2), 309(3), 309(4), 309(5), (Приразломное месторождение - 3 129,35 м3, 2 897,13 м3, 2 787,52 м3, 4 054,05 м3, 3 928,40 м3 соответственно).
Условиями данных договоров предусмотрено, что подрядчики обязаны производить утилизацию отходов бурения согласно действующей технологии, имеющей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В целях исполнения указанного требования подрядчиками были заключены договоры, в соответствии с которыми им была предоставлена технология использования отходов бурения для изготовления строительного материала "Литогрунт", соответствующего техническим условиям "Строительный материал Литогрунт" (Грунт искусственный)" ТУ 23.64.10-001-27009934-2017, имеющим положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Росприроднадзора от 06.10.2017 N 483 и зарегистрированное в Орехово-Зуевском филиале ФБУ "ЦМС Московской области" 15.05.2017 за N 010686.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды установили, что в соответствии с условиями договоров, заключенных обществом с ООО "ЭлитКомфорт" и ООО "Газхолодмаш", доказательством выполнения работ по утилизации объема отходов бурения являются акты сдачи-приемки выполненных работ; доказательств исполнения вышеуказанных договоров об утилизации отходов обществом в материалы дела не представлено; срок накопления отходов исчислен управлением на основании представленной самим обществом информации (письма от 26.08.2020 N 01-03-1009, от 08.09.2020 N 22-02-3398) о фактически пробуренных скважинах, сроках начала и окончания бурения скважин на кустовых площадках N 36 Омбинского месторождения, N ПР-3 Правдинского месторождения, N 309 Приразломного месторождения; исходя из дат начала и окончания бурения истечение срока накопления отходов, не утилизированных в течение 11 месяцев с момента образования, наступило в 2019 году; в отношении Угутского месторождения в рамках производства по делу об административном правонарушении N 03/2-17/2020 установлен факт размещения в шламовом амбаре кустовой площадки N 53 в 20019 году 4 464 м3 отходов бурения (бурового шлама) свыше 11 месяцев, в связи с чем постановлением управления от 14.08.2020 N 180-ОН общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (постановлением от 21.10.2021 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции по делу N 16-5141/2021 постановление управления от 14.08.2020 N 180-ОН, а также решение от 11.12.2020 Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N 12-313/2020 и решение от 02.03.2021 суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N 7-161/2021 оставлены без изменения, жалоба ООО "РН-Юганскнефтегаз" - без удовлетворения).
Вопреки доводам подателя жалобы суды верно указали, что заявки на выполнение работ по утилизации отходов и журналы производства работ в отсутствие доказательств как передачи площадок временного накопления отходов подрядным организациям, так и доказательств утилизации отходов не подтверждают факт накопления спорных отходов обществом менее 11 месяцев.
Также судами установлено, что в рамках дел об административных правонарушениях N N 03/2-17/2020, 03/2-311/2020, 03/2-312/2020, 03/2-373/2020 в отношении общества управление определениями неоднократно истребовало у ООО "РН-Юганскнефтегаз" акты сдачи отходов бурового шлама кустовых площадок нефтяных месторождений, справки КС-3 с указанием даты, объема переданных на утилизацию подрядной организации, акты приемки выполненных работ, характеристики объекта размещения отходов, составляемых по результатам проведения инвентаризации объектов; в письме от 12.08.2020 N 22-02-2942 общество сообщило о невозможности представления информации в связи с необходимостью направления запроса в иные структурные подразделения.
Письмом от 17.08.2020 N 22-02-3052 общество сообщило о том, что по состоянию на 29.07.2020 подрядной организацией ООО "ЭлитКомфорт" исполнительная документация по выполнению работ по утилизации отходов на кустовых площадках N 36 Омбинского и N ПР-З Правдинского месторождения не представлена, акты выполненных работ отсутствуют. Журналы производства работ, журналы по учету объема утилизированных отходов бурения предоставляются подрядчиком по окончании выполнения работ, исполнительная документация по выполнению работ подрядной организацией в адрес заказчика не направлялась, соответственно, запрашиваемую документацию представить не представляется возможным.
18.05.2020 в дежурной части Межмуниципального отдела МВД России "Ханты-Мансийский" зарегистрирован материал дополнительной проверки по факту осуществления предпринимательской деятельности ООО "ЭлитКомфорт" по утилизации отходов бурения без соответствующей лицензии.
В ходе проверки установлено, что со стороны ООО "ЭлитКомфорт" в рамках заключенных договоров по утилизации отходов бурения подрядные работы не окончены, акты выполненных работ не подписаны, оплата не произведена (постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 28.05.2020).
При таких обстоятельствах позиция общества о том, что передачей подрядным организациям отходов бурения для утилизации прекратился этап накопления отходов, что общество несет ответственность за образованные им отходы только до момента передачи их на утилизацию, обоснованно не принята судами
Доводы подателя жалобы о том, что процесс утилизации отходов был завершен подрядными организациями, по результатам испытаний отобранный грунт является материалом "Литогрунт" ("грунт искусственный"), опровергаются собранными управлением доказательствами в рамках дел об административных правонарушениях N N 03/2-17/2020, 03/2-311/2020, 03/2-312/2020, 03/2-373/2020 и направлены на иную оценку доказательств и установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств, в связи с чем подлежат отклонению судом кассационной инстанции исходя из предусмотренных статьей 286 АПК РФ пределов его компетенции.
Вопреки доводам общества проведение контроля за начислением ПНВОС за пределами срока, установленного пунктом 37 Правил N 255 (9 месяцев со дня приема декларации), не свидетельствует о незаконности требования управления.
С учетом изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении заявления общества, поскольку оспариваемое требование управления соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Иное толкование подателем кассационной жалобы норм действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
В целом доводы подателя кассационной жалобы повторяют его позицию по спору, являлись предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и не опровергают их выводы, сделанные на основании правильного применения норм права к установленным обстоятельствам дела.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.02.2023 Арбитражного суда Тюменской области по делу и постановление от 13.06.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-23147/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.