г. Тюмень |
|
24 ноября 2023 г. |
Дело N А27-8195/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Шабановой Г.А.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола судебного онлайн-заседания с использованием средств веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" помощником судьи Крымовской А.М., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Кузбасса на решение от 28.06.2023 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Ветошкин А.А.) и постановление от 12.09.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Павлюк Т.В., Хайкина С.Н.) по делу N А27-8195/2023 по заявлению муниципального унитарного предприятия "Междуреченская управляющая компания" (652877, Кемеровская область - Кузбасс, город Междуреченск, улица Юности, дом 18, ОГРН 1104214000648, ИНН 4214032173) к Государственной жилищной инспекции Кузбасса (650991, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, Советский проспект, 60, 229, ОГРН 1024200719828, ИНН 4207052789) о признании недействительным решения от 04.04.2023 N 2601833249 об отказе в продлении срока действия лицензии.
В онлайн-режиме посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) в судебном заседании приняли участие представители:
от Государственной жилищной инспекции Кузбасса - Котляр О.В. по доверенности от 11.04.2023;
от муниципального унитарного предприятия "Междуреченская управляющая компания" - Рузманова Л.В., руководитель, Эллавинди А.С. по доверенности от 23.06.2023.
Суд установил:
муниципальное унитарное предприятие "Междуреченская управляющая компания" (далее - МУП "Междуреченская управляющая компания", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Кузбасса (далее - инспекция) о признании недействительным решения от 04.04.2023 N 2601833249 об отказе в продлении срока действия лицензии.
Решением от 28.06.2023 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 12.09.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней, поданных в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, инспекция просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, у инспекции отсутствовали основания для вынесения решения о продлении срока действия лицензии; такой отказ не является административно-правовой санкцией, не лишает предприятия права на получение новой лицензии; выявленное нарушение является существенным.
В возражениях на кассационную жалобу МУП "Междуреченская управляющая компания" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, дополнениях к ней, возражениях на нее и выступлениях присутствующих в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, МУП "Междуреченская управляющая компания" была выдана лицензия от 07.05.2015 N 255 на осуществление деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами.
26.03.2023 предприятие в связи с истечением срока действия лицензии обратилось в инспекцию с заявлением о продлении срока ее действия.
На основании указанного заявления инспекцией в отношении МУП "Междуреченская управляющая компания" проведена проверка на соответствие лицензиата лицензионным требованиям, в ходе которой установлено, что предприятием нарушены положения пункта 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ); по результатам проверки составлено заключение от 04.04.2023 и подготовлен оценочный лист от 04.04.2023.
Указанные обстоятельства послужили основанием для принятия инспекцией решения от 04.04.2023 об отказе в продлении срока действия лицензии.
Не согласившись с указанным решением, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия у инспекции оснований для отказа в продлении срока лицензии ввиду несущественности выявленного нарушения.
В силу пункта 4 части 4 статьи 1, пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закона о лицензировании), статьи 192 ЖК РФ предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Согласно части 5 статьи 192 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Закона о лицензировании с учетом особенностей, установленных названным Кодексом.
Лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами предоставляется сроком на пять лет. Срок действия лицензии продлевается по истечении пяти лет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 192 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 17 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), заявление о продлении срока действия лицензии подается в лицензирующий орган не ранее 60 рабочих дней и не позднее 45 рабочих дней до дня истечения срока действия лицензии.
Решение о продлении срока действия лицензии принимается лицензирующим органом при условии, что в результате проверки лицензиата установлено соблюдение срока подачи заявления о продлении срока действия лицензии, его соответствие лицензионным требованиям, предусмотренным пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, а также отсутствие грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "в" - "д" пункта 4(1) Положения N 1110, и неисполненных предписаний об устранении грубых нарушений лицензионных требований, срок исполнения которых истек на дату проведения указанной проверки. Срок рассмотрения заявления о продлении срока действия лицензии не может превышать 15 рабочих дней со дня его поступления в лицензирующий орган.
К лицензионным требованиям относится, в том числе соблюдение лицензиатом требований к размещению информации, установленных частью 10.1 статьи 161 ЖК РФ (пункт 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ).
Согласно части 10.1 статьи 161 ЖК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных ЖК РФ, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" Приказом Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016 утверждены состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиком информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - Приказ N 74/114/пр).
В настоящем случае основанием для отказа в продлении срока лицензии являлось выявление инспекцией факта несоблюдения предприятием положений части 10.1 статьи 161 ЖК РФ, а именно: в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства предприятием не указан кадастровый номер квартиры, находящейся в многоквартирном доме, управляемом предприятием; нарушены сроки размещения платежных документов в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Междуреченск, улица Октябрьская, дом 2 (пункты 2.12.2, 8.3.1 Приказа N 74/114/пр).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций, принимая во внимание, что жалоб от собственников на неразмещение в информационной системе соответствующей информации не поступало, а также, что допущенные предприятием нарушения не отнесены к грубым нарушениям лицензионных требований и на момент рассмотрения настоящего дела были устранены, пришли к выводу, что применение в отношении лицензиата такой меры принуждения как отказ в продлении лицензии, ведущий к прекращению управления предприятием всеми находящимися под его управлением многоквартирными домами, не соответствует требованиям справедливости и соразмерности ограничения прав лицензиата, в связи с чем удовлетворили заявленное требование.
Иное толкование заявителем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы общества.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.06.2023 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 12.09.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-8195/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
Г.А. Шабанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 10.1 статьи 161 ЖК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных ЖК РФ, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" Приказом Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016 утверждены состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиком информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - Приказ N 74/114/пр).
В настоящем случае основанием для отказа в продлении срока лицензии являлось выявление инспекцией факта несоблюдения предприятием положений части 10.1 статьи 161 ЖК РФ, а именно: в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства предприятием не указан кадастровый номер квартиры, находящейся в многоквартирном доме, управляемом предприятием; нарушены сроки размещения платежных документов в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Междуреченск, улица Октябрьская, дом 2 (пункты 2.12.2, 8.3.1 Приказа N 74/114/пр)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 ноября 2023 г. N Ф04-5823/23 по делу N А27-8195/2023