г. Тюмень |
|
7 декабря 2023 г. |
Дело N А45-17434/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Шабановой Г.А.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Ласка" на решение от 25.05.2023 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Нахимович Е.А.) и постановление от 17.08.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Бородулина И.И., Хайкина С.Н.) по делу N А45-17434/2022 по заявлению товарищества собственников жилья "Ласка" (630075, город Новосибирск, улица Богдана Хмельницкого, дом 3, ИНН 5410007383, ОГРН 1065410040244) к Мэрии города Новосибирска (630099, город Новосибирск, Красный проспект, дом 34, ИНН 5406285846, ОГРН 1045402490100) об оспаривании постановления.
Другое лицо, участвующее в деле, - Государственная жилищная инспекция Новосибирской области (630011, город Новосибирск, Красный проспект, дом 18, ИНН 5406308363, ОГРН 1055406102223).
Суд установил:
товарищество собственников жилья "Ласка" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным постановления Мэрии города Новосибирска (далее - мэрия) от 30.08.2021 N 2182 "О внесении изменений в постановление Мэрии города Новосибирска от 08.08.2014 N 7109 "О способе формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории города Новосибирска" в части включения многоквартирного дома по адресу: город Новосибирск, улица Богдана Хмельницкого, дом 3 (далее - многоквартирный дом).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Государственная жилищная инспекция Новосибирской области (далее - инспекция).
Решением от 25.05.2023 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 17.08.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, товарищество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
По мнению подателя кассационной жалобы, размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома составил 99,27%; судами необоснованно не учтены представленные товариществом первичные документы, подтверждающие внесение собственниками помещений в многоквартирном доме взносов на капитальный ремонт, за счет которых был проведен капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома в 2015-2017 годах на сумму 1 710 404 руб. 40 коп.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Мэрия отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представила.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, товарищество осуществляет управление спорным многоквартирным домом; данный многоквартирный дом включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области (постановление Правительства Новосибирской области от 27.11.2013 N 524-п).
Постановлением мэрии от 08.08.2014 N 7109 утвержден перечень многоквартирных домов, расположенных на территории города Новосибирска, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) срок либо в отношении которых наступили случаи, предусмотренные частью 10 статьи 173, частью 7 статьи 189 ЖК РФ (далее - Перечень).
В соответствии с постановлением мэрии от 30.06.2021 N 2182 в указанный Перечень внесены изменения, в том числе включен спорный многоквартирный дом (пункт 260).
Не согласившись с названным постановлением мэрии в части пункта 260, товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришли к выводам о наличии у мэрии оснований для включения многоквартирного дома в Перечень, о соответствии постановления в оспариваемой части действующему законодательству и отсутствии нарушений прав и законных интересов товарищества в сфере экономической деятельности.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В силу части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Статьей 170 ЖК РФ предусмотрено, что взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, образуют фонд капитального ремонта (часть 1).
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (часть 3).
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; владелец специального счета; кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет (часть 4).
Исходя из положений частей 1, 2, 3 и 4 статьи 175 ЖК РФ специальный счет открывается в банке в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и особенностями, установленными ЖК РФ. Владельцем специального счета может быть: товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом; осуществляющий управление многоквартирным домом жилищный кооператив; управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе осуществлять формирование фонда капитального ремонта только на одном специальном счете. На специальном счете могут аккумулироваться средства фонда капитального ремонта собственников помещений только в одном многоквартирном доме.
В рассматриваемом случае собственниками помещений в многоквартирном доме было принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем специального счета определено товарищество (протокол общего собрания собственников помещений от 21.11.2017 N 28); товариществом открыт специальный счет N 40705810244050000650 в публичном акционерном обществе "Сбербанк России" (далее - банк).
В силу части 3 статьи 172 ЖК РФ владелец специального счета обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета, сведения о размере остатка средств на специальном счете, сведения о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров.
Как следует из материалов дела и установлено судами, товарищество представило в инспекцию сведения по состоянию на 30.09.2020, в соответствии с которыми размер начисленных взносов на капитальный ремонт составил 1 846 964, 23 руб. (100%), при этом по расчетам инспекции размер фактически поступивших взносов - 845 266 руб. 71 коп. (45,77%).
Согласно статье 173 ЖК РФ в случае, если на основании сведений, полученных в соответствии с частью 3 статьи 172 названного Кодекса, размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет менее чем пятьдесят процентов от размера начисленных взносов на капитальный ремонт, орган государственного жилищного надзора в письменной форме или с использованием системы уведомляет владельца специального счета о необходимости информирования собственников помещений в многоквартирном доме о наличии задолженности, о необходимости погашения такой задолженности в срок не более чем пять месяцев с момента поступления владельцу специального счета соответствующего уведомления органа государственного жилищного надзора и о последствиях, предусмотренных названным Кодексом в связи с непогашением задолженности в установленный срок (часть 8).
Владелец специального счета, получивший уведомление органа государственного жилищного надзора, указанное в части 8 названной статьи, не позднее чем в течение пяти дней информирует в письменной форме и с использованием системы собственников помещений в данном многоквартирном доме, имеющих задолженность, послужившую основанием для направления указанного уведомления органа государственного жилищного надзора, о необходимости погашения задолженности и предпринимает меры, направленные на ее погашение. В случае отсутствия погашения такой задолженности за два месяца до истечения срока, установленного в соответствии с частью 8 названной статьи, владелец специального счета обязан инициировать проведение общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме в целях принятия решения о порядке погашения задолженности (часть 9).
Если в течение пяти месяцев с даты получения уведомления, указанного в части 8 названной статьи, задолженность не была погашена в размере, указанном в уведомлении органа государственного жилищного надзора, и последнему не представлены документы, подтверждающие погашение такой задолженности, орган государственного жилищного надзора уведомляет об этом орган местного самоуправления, который в течение месяца принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета (часть 10).
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что инспекция почтовой связью направила товариществу уведомление от 03.12.2020 о наличии задолженности по взносам на капитальный ремонт в размере 1 001 697 руб. 52 коп. и необходимости ее погашения в течении пяти месяцев; данное уведомление было получено товариществом 08.12.2020; письмом от 07.05.2021 товарищество сообщило инспекции о несогласии с размером поступивших взносов на капитальный ремонт, который по его расчетам составил 69,4 % от суммы начисленных взносов; по предложению инспекции (письмо от 18.05.2021) товарищество представило выписку из банка по специальному счету, согласно которой на счет поступили денежные средства в размере 876 491 руб. 51 коп. (47,4 % от суммы начисленных взносов).
При этом инспекция, учитывая вступившие в законную силу судебные акты по делам N А452581/2017, N А45-5367/2017, отклонила ссылку товарищества на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома в период 2013-2016 годов за счет взносов на капитальный ремонт.
Поскольку размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома составил менее чем 50% от размера начисленных взносов, в установленный срок задолженность не была погашена, инспекция 07.06.2021 уведомила мэрию о наличии оснований для изменения порядка формирования фонда капитального ремонта, направив акт исследования документов по погашению задолженности от 04.06.2021.
Законность вышеуказанных действий инспекции подтверждена решением от 16.09.2022 Калининского районного суда города Новосибирска, оставленным без изменения апелляционным определением Новосибирского районного суда от 17.01.2023, по делу N 2а-2137/2022.
В соответствии со статьей 40 Устава города Новосибирска, принятого решением городского Совета Новосибирска от 27.06.2007 N 616 (далее - Устав), мэрия является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования города Новосибирска, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Новосибирска федеральными законами и законами Новосибирской области.
К полномочиям мэрии в области жилищно-коммунального хозяйства относится информация собственников помещений в многоквартирных домах о способах формирования фонда капитального ремонта, о порядке выбора способа формирования фонда капитального ремонта и иные полномочия области жилищных отношений в соответствии с федеральными законами, законами Новосибирской области (пункты 17.1, 23 части 4 статьи 42 Устава).
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о наличии у мэрии, получившей предусмотренное в части 10 статьи 173 ЖК РФ уведомление инспекции, правовых оснований для принятия решения о формировании фонда капитального ремонта многоквартирного дома на счете регионального оператора.
Поскольку оспариваемое постановление о включении спорного многоквартирного дома в Перечень (пункт 260) соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов товарищества в сфере экономической деятельности, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Доводы подателя кассационной жалобы о фактическом формировании фонда капитального строительства в размере 99,27% были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и отклонены как противоречащие материалам настоящего дела и вступившим в законную силу судебным актам судов общей юрисдикции.
Принимая во внимание положения части 4 статьи 175 ЖК РФ о формировании фонда капитального строительства только на одном специальном счете, судами обоснованно не приняты во внимание ссылки товарищества на документы, подтверждающие поступление денежных средств в кассу и на расчетный счет в банке.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы товарищества.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.05.2023 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 17.08.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-17434/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Г.А. Шабанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"К полномочиям мэрии в области жилищно-коммунального хозяйства относится информация собственников помещений в многоквартирных домах о способах формирования фонда капитального ремонта, о порядке выбора способа формирования фонда капитального ремонта и иные полномочия области жилищных отношений в соответствии с федеральными законами, законами Новосибирской области (пункты 17.1, 23 части 4 статьи 42 Устава).
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о наличии у мэрии, получившей предусмотренное в части 10 статьи 173 ЖК РФ уведомление инспекции, правовых оснований для принятия решения о формировании фонда капитального ремонта многоквартирного дома на счете регионального оператора.
...
Принимая во внимание положения части 4 статьи 175 ЖК РФ о формировании фонда капитального строительства только на одном специальном счете, судами обоснованно не приняты во внимание ссылки товарищества на документы, подтверждающие поступление денежных средств в кассу и на расчетный счет в банке."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 декабря 2023 г. N Ф04-6146/23 по делу N А45-17434/2022