г. Тюмень |
|
20 декабря 2023 г. |
Дело N А70-8220/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Шабановой Г.А.
Буровой А.А.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области на решение от 12.06.2023 Арбитражного суда Тюменской области (судья Минеев О.А.) и постановление от 31.08.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-8220/2023 по заявлению акционерного общества "Россети Тюмень" (628406, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, улица Университетская, дом 4, ИНН 8602060185, ОГРН 1028600587399) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (625048, Тюменская область, город Тюмень, улица Холодильная, 58а, ИНН 7202081799, ОГРН 1027200812308) об оспаривании постановлений по делам об административных правонарушениях и представлений.
Другое лицо, участвующее в деле, - Карсонов Николай Валерьевич (Тюменская область, город Тюмень).
В заседании приняли участие представители:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области - Гиголаев А.М. по доверенности от 27.01.2023;
от акционерного общества "Россети Тюмень" - Долганов Н.П. по доверенности от 04.04.2023.
Суд установил:
акционерное общество "Россети Тюмень" (далее - общество, АО "Россети Тюмень") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлениями о признании незаконными и отмене постановлений Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - управление, антимонопольный орган) от 04.04.2023 N 072/04/9.21-41/2023, от 13.04.2023 N 072/04/9.21-31/2023 о назначении административного наказания и представлений от 04.04.2023 N 072/04/9.21-41/2023, от 13.04.2023 N 072/04/9.21-31/2023 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Возбужденные на основании указанных заявлений дела N N А70-8976/2023, А70-8220/2023 в порядке, предусмотренном статьей 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), объединены в одно производство для их совместного рассмотрения, делу присвоен N А70-8220/2023.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Карсонов Николай Валерьевич (далее - Карсонов Н.В., потребитель).
Решением от 12.06.2023 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 31.08.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, постановление от 13.04.2023 N 072/04/9.21-31/2023 и представление от 13.04.2023 N 072/04/9.21-31/2023 признаны незаконными и отменены; в удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, антимонопольный орган, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По мнению подателя кассационной жалобы, вменяемые обществу правонарушения были выявлены не в ходе осуществления государственного контроля (надзора), в связи с чем судами неправомерно применены положения части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу управления - без удовлетворения.
Карсонов Н.В. отзыв в порядке статьи 279 АПК РФ не представил.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, между обществом и Карсоновым Н.В. были заключены договоры от 18.03.2022 N Т13/22/1389-ДТП, N Т13/22/1384-ДТП, N Т13/22/1386-ДТП, N Т13/22/1388-ДТП об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств ВРУ-0,4 кВ малоэтажных жилых застроек (индивидуальный жилой дом/садовый/дачный дом), расположенных по адресу: Тюменская область, Тюменский район, муниципальное образование Мальковское (земельные участки с кадастровыми номерами 72:17:1206001:1854; 72:17:1206001:1864; 72:17:1206001:1862; 72:17:1206001:1859); срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению - 6 месяцев со дня заключения договора в соответствии с абзацем 13 подпункта "б" пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Поскольку в установленный договором срок мероприятия по технологическому присоединению выполнены не были, потребитель обратился в управление с жалобами от 26.01.2023 (по договорам N N Т13/22/1384-ДТП, Т13/22/1386-ДТП, Т13/22/1388-ДТП) и от 31.01.2023 (по договору N Т13/22/1389-ДТП), по результатам рассмотрения которых определениями от 27.01.2023 и от 02.02.2023 управлением возбуждены дела об административных правонарушениях N 072/04/9.21-31/2023 и N 072/04/9.21-41/2023.
Усмотрев в бездействии общества наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ (с учетом привлечения его к административной ответственности по названной статье на основании постановления административного органа, вступившего в силу 08.02.2022, штраф оплачен 29.08.2022), уполномоченными должностными лицами управления составлены протоколы об административных правонарушениях от 17.03.2023 N 072/04/9.21-41/2023, от 27.03.2023 N 072/04/9.21-31/2023 и вынесены постановления
от 04.04.2023 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 700 000 руб. по делу N 072/04/9.21-41/2023,
от 13.04.2023 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 700 000 руб. по делу N 072/04/9.21-31/2023.
Кроме того, управлением обществу выданы представления от 04.04.2023 и от 13.04.2023 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с указанными постановлениями и представлениями управления, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Суды первой и апелляционной инстанций, признавая незаконными и отменяя постановление от 13.04.2023 N 072/04/9.21-31/2023 и представление от 13.04.2023, пришли к выводу о нарушении управлением положений части 5 статьи 4.1 КоАП РФ.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение юридическим лицом правонарушения, предусмотренного частью 1 названной статьи, - нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводами (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к естественно-монопольному виду деятельности.
В пункте 3 Правил N 861 определено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 этих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил N 861).
Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил N 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению является существенным условием договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 названных Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляетдо 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что ПАО "Россети Сибирь" нарушен вышеназванный срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии по договорам о технологическом присоединении от 18.03.2022 N N Т13/22/1389-ДТП, Т13/22/1384-ДТП, Т13/22/1386-ДТП, N Т13/22/1388-ДТП (до 14.10.2022); акты об осуществлении технологического присоединения были составлены и подписаны только 21.04.2023.
Таким образом, судами сделан правомерный вывод о нарушении обществом установленного Правилами N 861 порядка осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя.
Вместе с тем судами обоснованно отмечено, что на основании обращений Карсонова Н.С. от 26.01.2023 и от 31.01.2023 на действия общества, выразившиеся в нарушении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям по договорам об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств от 18.03.2022 N N Т13/22/1389-ДТП, Т13/22/1384-ДТП, Т13/22/1386-ДТП, N Т13/22/1388-ДТП, антимонопольным органом определениями от 27.01.2023 и от 02.02.2023 возбуждены дела об административных правонарушениях N 072/04/9.21-31/2023 и N 072/04/9.21-41/2023, по результатам рассмотрения которых управлением вынесены два постановления (от 04.04.2023 по делу N 072/04/9.21-41/2023, от 13.04.2023 по делу N 072/04/9.21-31/2023) о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 700 000 руб. по каждому постановлению. При этом на момент поступления обращения Карсонова Н.В. от 31.01.2023 управлением уже было возбуждено дело N 072/04/9.21-31/2023 об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении общества по обращению данного потребителя от 26.01.2023.
Как обоснованно указано судами, поскольку обстоятельства совершения обществом вышеназванных административных правонарушений были выявлены административным органом по результатам одного контрольного (надзорного) мероприятия, которое было проведено им в отношении одного и того же юридического лица, по итогам рассмотрения двух обращений потребителя административное наказание должно быть назначено обществу как за совершение одного правонарушения.
Так, согласно части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, действующей с 06.04.2022, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
По смыслу статьи 4.1 КоАП РФ процедура выявления факта совершения правонарушения или способ такого выявления не относятся к обстоятельствам, которые учитываются при назначении наказания. В целях применения вышеприведенных положений понятие "государственный контроль (надзор)" следует рассматривать в широком смысле, не ограничивая его только рамками действия Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", иное означало бы нарушение одного из основополагающих принципов равенства всех перед законом (статья 1.4 КоАП РФ).
Данный правовой подход сформулирован Верховным Судом Российской Федерации в определении от 02.08.2019 N 307-ЭС19-12049, является универсальным и подлежит учету при оценке спорных правоотношений по настоящему делу.
Вопреки позиции подателя жалобы то обстоятельство, что нарушения выявлены при осуществлении обществом технологического присоединения энергопринимающих устройств Карсонова Н.В. на разных земельных участках, не имеет значения, поскольку для применения положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ имеет значение факт выявления двух и более административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II КоАП РФ, при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Принимая во внимание, что составляющее предмет настоящего спора правонарушение по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ выявлено антимонопольным органом в результате одной проверки, которой также было выявлено аналогичное правонарушение, за которое общество уже было привлечено к административной ответственности на основании постановления от 04.04.2023 по делу N 072/04/9.21-41/2023, суды пришли к правильному выводу о незаконности постановления от 13.04.2023 по делу N 072/04/9.21-31/2023 и представления от 13.04.2023 N 072/04/9.21-31/2023 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Административное наказание согласно постановлению от 04.04.2023 по делу N 072/04/9.21-41/2023 назначено обществу в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Судами не выявлены основания для применения положений статьи 2.9, частей 3.2, 3.3 статьи 4.1, статьи 4.1.1 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения, о возможности назначения административного штрафа ниже низшего предела, о замене наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленное АО "Россети Тюмень" требование частично.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.06.2023 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 31.08.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-8220/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Г.А. Шабанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая во внимание, что составляющее предмет настоящего спора правонарушение по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ выявлено антимонопольным органом в результате одной проверки, которой также было выявлено аналогичное правонарушение, за которое общество уже было привлечено к административной ответственности на основании постановления от 04.04.2023 по делу N 072/04/9.21-41/2023, суды пришли к правильному выводу о незаконности постановления от 13.04.2023 по делу N 072/04/9.21-31/2023 и представления от 13.04.2023 N 072/04/9.21-31/2023 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Административное наказание согласно постановлению от 04.04.2023 по делу N 072/04/9.21-41/2023 назначено обществу в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Судами не выявлены основания для применения положений статьи 2.9, частей 3.2, 3.3 статьи 4.1, статьи 4.1.1 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения, о возможности назначения административного штрафа ниже низшего предела, о замене наказания в виде административного штрафа на предупреждение."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 декабря 2023 г. N Ф04-5493/23 по делу N А70-8220/2023