Состав семьи | 1997 | 2000 | 2003 | |||
М* | Д* | М | Д | М | Д | |
Полная семья (мать и отец) |
80,7 | 76,8 | 82,8 | 81,2 | 79,1 | 75,2 |
Неполная семья: | ||||||
только мать только отец |
16,8 1,3 |
20,7 0,7 |
14,2 0,9 |
15,5 0,8 |
16,9 1,9 |
21,1 1,6 |
Один из родителей неродной | 0,0 | 0,0 | 0,6 | 0,9 | 0,0 | 0,0 |
Отсутствие родителей, воспитывают: бабушка, дедушка брат (сестра) |
1,2 0,0 |
1,8 0,0 |
0,8 0,7 |
1,3 0,3 |
1,9 0,2 |
2,1 0,0 |
Всего: | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
* М - мальчики; Д - девочки.
Учебная успеваемость школьников заметно улучшилась к 2000 году по сравнению с 1997: число неуспевающих среди старшеклассников обоего пола уменьшилось на 2,5%, число мальчиков, успешно осваивающих школьную программу, выросло на 4,6%, девочек - на 6,7%. К 2003 году учебная успеваемость наблюдаемых подростков вновь начала ухудшаться.
Во внешкольные занятия (секции, кружки, музыкальные школы) вовлечено большее число мальчиков, тем не менее, отмечено его снижение с 31,0% в 1997 г. до 22,2% в 2003 г. В течение 6 лет наблюдения число девочек с организованным досугом остается одинаковым, в пределах 16%.
Число подростков, имеющих какое-либо хобби, к 2003 году увеличилось примерно в 2,5 раза, как среди мальчиков, так и среди девочек.
Чтение книг называют любимым занятием всего лишь 10,0% мальчиков и 14,0% девочек. Однако если за период научных исследований любителей чтения среди мальчиков не изменилось, то среди девочек их число увеличилось почти в два раза.
Проведение свободного времени с друзьями на улице - наиболее распространенный способ организации досуга подростков, в большей мере свойственный девочкам (40,0%). Среди мальчиков его используют 29,2% - в 1997 г., 25,5% - в 2000 г. и 36,3% - в 2003. Среди девочек отмечено снижение числа старшеклассниц, проводящих свободное время таким образом, - к 2003 г. до 29,5%.
Число работающих подростков незначительно, но, тем не менее, за шесть лет наблюдения оно возросло в 2 раза среди мальчиков и в 3 раза - среди девочек.
Уровень употребления алкоголя старшеклассниками был стабильно высоким на протяжении шестилетнего периода наблюдения (таблица N 2): 79,8 на 100 обследованных мальчиков в 1997 г., 80,3 - в 2000 г. и 83,8 - 2003 г.; 88,0 на 100 обследованных девочек в 1997 г., 86,9 - в 2000 г. и 87,4 - 2003 г.
В 1997 и 2000 гг. распространенность алкоголизации среди девочек оказалась выше, чем среди мальчиков.
Таблица N 2.
Динамика уровня алкоголизации среди школьников-подростков 15 - 17 лет
(1997 - 2003 гг.)
Показатель | Пол | 1997 | 2000 | 2003 |
Уровень алкоголизации (на 100 подростков) |
М | 79,8 | 80,3 | 83,8 |
Д | 88,0 | 86,9 | 87,4 |
В процессе мониторинга просматривается повышение показателя уровня алкоголизации старшеклассников (от 9 к 11 году обучения в школе).
Увеличение численности подростков обоего пола, часто употребляющих алкоголь, имело место и в процессе обучения в старших классах. В 1997 г. среди мальчиков с 22,7% в 9 классе до 37,1% в 11; среди девочек 19,3% и 25,9% соответственно. В 2000 г. среди мальчиков численность "группы риска" в 9 классе составила 27,7%, в 11 - 56,7%; среди девочек - 23,0% и 46,0%; в 2003 г. - среди мальчиков 9-классников - 33,2% и выпускников - 44,4%; среди девочек - 22,7% и 35,5% соответственно.
За шесть лет наблюдения изменился ведущий мотив потребления алкоголя учащимися старших классов (таблица N 3).
Таблица N 3
Динамика основных мотивов потребления алкоголя подростками-школьниками 15 - 17 лет (в % от числа употребляющих) (1997 - 2003 гг.)
Год | Пол | Основные мотивы потребления алкоголя | |||
"Праздник в кругу семьи" |
"С друзьями за компанию | "От нечего делать" |
|||
на праздник" | просто так" | ||||
1997 | М | 46,8 | 33,6 | 11,6 | 5,6 |
Д | 49,5 | 38,7 | 9,2 | 16,2 | |
2000 | М | 30,4 | 39,7 | 17,9 | 7,8 |
Д | 34,2 | 44,5 | 12,6 | 4,2 | |
2003 | М | 27,8 | 37,1 | 26,9 | 7,1 |
Д | 34,6 | 42,1 | 18,3 | 3,7 |
В 1997 г. для подростков обоего пола лидирующим мотивом потребления алкоголя являлись "праздники в кругу семьи". В 2000 и 2003 гг. на первое место выдвигается мотив "с друзьями за компанию на праздник". К 2003 г. влияние друзей усиливается настолько, что у мальчиков следующим по значимости оказывается мотив "с друзьями за компанию просто так", который разделяет второе ранговое место в структуре основных мотивов потребления алкоголя с мотивом "праздника в кругу семьи", ранее столь весомым. Возрастает его значение ("с друзьями за компанию просто так") и для девочек.
Обращает на себя внимание следующий факт: употребление алкоголя "от нечего делать" характерно для 7 - 8% мальчиков от числа употребляющих алкоголь. Причем к 2003 г. их численность, в сравнении с 1997 г., увеличилась на 1,5%. Численность девочек, употребляющих алкоголь от безделья в 1997 г. достигла 16,2%, но в процессе мониторинга снизилась в 4,5 раза.
Отмечена некоторая возрастная динамика в приобщении московских старшеклассников к алкоголю (таблица N 4).
Таблица N 4
Возраст приобщения к алкоголю подростков-школьников 15 - 17 лет в динамике наблюдения (в % от числа опрошенных)
(1997 - 2003 гг.)
Год | Пол | Возраст приобщения к алкоголю | |||
До 10 лет | 11 - 12 | 13 - 14 | 15 - 16 | ||
1997 | М | 11,6 | 38,0 | 33,5 | 6,3 |
Д | 9,3 | 41,9 | 36,5 | 6,1 | |
2000 | М | 11,1 | 39,5 | 34,0 | 5,4 |
Д | 8,9 | 39,8 | 37,3 | 6,8 | |
2003 | М | 10,2 | 37,5 | 32,4 | 10,2 |
Д | 7,5 | 36,1 | 41,8 | 8,1 |
Так, среди мальчиков в младшем школьном возрасте - до 10 лет, начинают употребление спиртных напитков 11,6% от числа опрошенных в 1997 г., а среди девочек - 9,3%. К 2003 г. численность мальчиков данного возраста снизилась на 1,4%, а девочек - на 1,8%.
Около 40% подростков обоего пола приобщается к алкоголю в 11 - 12 лет. Это своего рода "возрастной пик" начала употребления алкоголя. Однако если численность мальчиков, приобщающихся к употреблению спиртных напитков в данном возрастном периоде, стабильна на протяжении шести лет наблюдения, то численность девочек сокращается на 5,8%, и "возрастной пик" перемещается к 2003 г. на 13 - 14 лет.
Важно отметить, что несколько увеличивается численность мальчиков (на 3,9%) и девочек (на 2%), начавших употребление алкоголя в 15 - 16 лет.
Крайне важной и актуальной является проблема употребления наркотических средств среди подростков.
Уровень употребления наркотических средств среди школьников за период наблюдения снизился, что подтверждено статистически (таблица N 5).
Таблица N 5
Динамика уровня наркотизации и численности "групп риска" среди школьников-подростков 15 - 17 лет (1997 - 2003 гг.)
Показатель | Пол | 1997 | 2000 | 2003 |
Уровень наркотизации (на 100 подростков) |
М | 17,3 | 10,6 | 11,4 |
Д | 12,2 | 5,5 | 8,3 | |
"Группа риска" (%) |
М | 6,2 | 3,2 | 3,8 |
Д | 4,6 | 0,8 | 2,9 |
С 1997 г. по 2000 г. произошло резкое снижение данного показателя: с 17,3 до 10,6 на 100 обследованных мальчиков, и с 12,2 до 5,5 на 100 обследованных девочек. К 2003 г. уровень наркотизации мальчиков-старшеклассников практически остался без изменений, но проявилась ярко выраженная тенденция к увеличению распространенности употребления наркотических средств среди их сверстниц. Однако в сравнении с 1997 г. уровень наркотизации девочек снизился.
Обращает на себя внимание на тот факт, что в 1997 и 2000 гг. уровень наркотизации среди мальчиков был выше, чем среди девочек, а в 2003 г. данный показатель не имеет статистически достоверных различий между мальчиками и девочками.
Уровень употребления наркотических средств старшеклассников изменялся в процессе школьного обучения и перехода из класса в класс, при этом его динамика имела некоторые особенности в разные годы наблюдения.
Так в 1997 г. уровень наркотизации мальчиков от 9 к 11 классу вырос с 16,3 до 21,2. В 2000 г. уровень наркотизации мальчиков в старших классах поднялся с 5,3 до 20,6, а в 2003 - с 8,3 до 17,8.
Уровень употребления наркотических средств у девочек на протяжении шести лет наблюдения имел выраженный рост от 9 к 11 классу, статистически подтвержденный: в 1997 г. с 8,1 до 17,1; в 2000 г. - с 2,8 до 11,0; в 2003 г. - с 5,1 до 11,9.
Подростки, употребляющие наркотические средства эпизодически, составляют "группу риска". Динамика ее численности представлена в таблице N 5
Среди мальчиков численность данной группы достоверно снизилась за период наблюдения: с 6,2% в 1997 г. до 3,8% - в 2003 г.
Среди девочек численность "группы риска" в 2000 г. сократилась в 5,7 раза по сравнению с 1997 г., однако к 2003 г. вновь выросла в 3,6 раза. Тем не менее, на протяжении шести лет наблюдения выявлена тенденция к снижению численности старшеклассниц, употребляющих наркотические средства эпизодически.
На протяжении шести лет наблюдений указанные мотивы неизменно занимали лидирующее место среди других причин употребления наркотических средств. Число подростков, у которых сформировалась зависимость от наркотических средств, менялось в процессе мониторинга. При этом число девочек было больше, чем мальчиков: в 1997 г. на 14,2%, в 2000 г. - на 22,3%, а в 2003 г. - на 25,3%.
Второе место по значимости делят между собой два мотива: "не могу порвать с этой компанией" и "от нечего делать". Это свидетельствует о существенном влиянии на подростков неблагополучной микросоциальной среды, а также об их полной неспособности разумно распорядиться своим свободным временем (в 2003 г. 27,3% столичных мальчиков-старшеклассников употребляют наркотические средства "от нечего делать"!).
Возрастной "пик" приобщения подростков к употреблению наркотических средств имел определенную динамику (таблица N 6)
Таблица N 6
Возраст приобщения к употреблению наркотических средств подростков-школьников 15 - 17 лет (в % от числа опрошенных) (1997 - 2003 гг.)
Год | Пол | Возраст приобщения к наркотическим средствам | |||
До 10 лет | 11 - 12 | 13 - 14 | 15 - 16 | ||
1997 | М | 1,2 | 2,1 | 9,0 | 4,9 |
Д | 0,0 | 0,6 | 7,9 | 3,8 | |
2000 | М | 0,8 | 0,9 | 5,5 | 3,0 |
Д | 0,1 | 0,5 | 2,5 | 2,6 | |
2003 | М | 0,9 | 0,9 | 3,8 | 5,6 |
Д | 0,2 | 0,6 | 3,6 | 3,7 |
Так, у мальчиков в 1997 и 2000 гг. начало употребления наркотических средств приходилось на возраст 13 - 14 лет (9,0% и 5,5% соответственно), в 2003 г. - сместилось на 15 - 16 лет (5,6%). У девочек "пик" приобщения к наркотическим средствам в 1997 г. был в 13 - 14 лет (7,9%), в 2000 г. - 13 - 16 лет (2,5% - 2,6%); в 2003 - также в 13 - 16 лет, но при этом число школьниц, пробовавших наркотические средства, увеличилось на 1,2%.
"Любопытство" - ведущий мотив первой пробы наркотических средств у подростков обоего пола на протяжении всего периода наблюдения (таблица N 7).
Таблица N 7
Основные мотивы приобщения к употреблению наркотических средств подростков-школьников 15 - 17 лет в динамике наблюдения (в % от числа опрошенных) (1997 - 2003 гг.)
Год | Пол | Основные мотивы приобщения к наркотическим средствам | ||||
"Любопытство" | "Друзья предложили" |
"Из-за неприятностей" |
"Желание познакомиться с ребятами" |
"Пригрозили" | ||
1997 | М | 77,1 | 14,3 | 7,2 | 1,4 | 0,0 |
Д | 80,6 | 8,7 | 9,7 | 0,0 | 0,9 | |
2000 | М | 64,8 | 19,8 | 4,4 | 0,0 | 3,3 |
Д | 62,0 | 6,0 | 16,0 | 8,0 | 8,0 | |
2003 | М | 53,7 | 10,4 | 4,5 | 2,9 | 28,4 |
Д | 54,9 | 11,8 | 15,7 | 0,0 | 17,6 |
Следует отметить, что численность подростков, приобщившихся к употреблению наркотических средств "из любопытства", изменяется по годам: 77,1% мальчиков и 80,6% девочек в 1997 г., 64,8% мальчиков и 62,0% девочек в 2000 г.; 53,7% мальчиков и 54,9% девочек - в 2003 г. Это связано с повышением значимости других мотивов первой пробы наркотических средств. В 1997 г. второе ранговое место у мальчиков занимал мотив "друзья предложили" (14,3%), у девочек - "неприятности" (9,7%).
В 2000 г. второе место сохраняется за указанными выше мотивами, однако численность подростков при этом увеличивается: число мальчиков, впервые попробовавших наркотические средства по предложению друзей - до 19,8%, а число девочек, объясняющих первую пробу употребления наркотических средств "неприятностями", - до 16,0%.
В 2003 г. при ранжировании мотивов приобщения старших школьников к употреблению наркотических средств оказалось, что на второе место вышел мотив "пригрозили", т.е. проявилось воздействие наркогенной микросоциальной среды; угрозам подвергались 28,4% мальчиков и 17,6% девочек.
Мотив "желание познакомиться с ребятами" не имел особого значения для первой пробы наркотических средств, за исключением 2000 г., когда на него сослалось 8,0% девочек.
Московские старшеклассники достаточно хорошо осведомлены о вреде употребления наркотических средств для здоровья: на протяжении всего периода наблюдения численность подростков, владеющих соответствующими знаниями, составила 97,3% - 98,4%.
За время проведения мониторинга заметно активизировалась работа школы по пропаганде знаний об опасности употребления наркотических средств для здоровья детей и подростков. В 1997 г. о школьных лекциях на данную тему при анкетном опросе вспомнили только 32,5% мальчиков и 37,6% девочек; в 2000 г. о них сообщили уже 62,5% мальчиков и девочек, а в 2003 г. - 67,2% мальчиков и 72,4% девочек.
Следует подчеркнуть, что 75,0 - 80,0% от числа опрошенных старшеклассников, мальчиков и девочек, указали на необходимость чтения подобных лекций в школе.
Выводы
В результате наблюдений, проводимых в течение шести лет (1997 - 2003 гг.) за учащимися старших классов общеобразовательных школ Западного административного округа г. Москвы, удалось выявить динамику вредных привычек в подростковой среде:
Уровень наркотизации учащихся старших классов за период наблюдения достоверно снизился с 17,3 на 100 обследованных мальчиков в 1997 г. до 11,4 - в 2003 г.; с 12,2 на 100 обследованных девочек в 1997 г. до 8,3 - в 2003 г.
Возраст приобщения к употреблению наркотических средств у мальчиков сместился с 13 - 14 лет в 1997 г. на 15 - 16 лет в 2003 г. У девочек возрастной диапазон начала употребления наркотических средств расширился: с 13 - 14 лет в 1997 г. до 13 - 16 лет в 2003 г.
"Любопытство" - лидирующий мотив первой пробы употребления наркотических средств на протяжении всего периода наблюдения. К 2003 г. на втором месте оказался мотив, свидетельствующий о возросшем агрессивном воздействии наркогенной микро социальной среды ("угрозы").
97 - 98% московских старшеклассников осведомлены об опасном влиянии наркотических средств на здоровье.
Следует подчеркнуть, что с 1997 по 2003 гг. заметно активизировалась профилактическая работа московских педагогов со школьниками, разъясняющих о пагубном воздействии вредных привычек на растущий организм. Возросла роль школы в антинаркотической пропаганде.
Письмо направляется для информации и использования в работе.
Заместитель руководителя |
Ф.М. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационное письмо Департамента здравоохранения г. Москвы от 3 декабря 2004 г. N 31/262ин "Динамика распространенности потребления психоактивных веществ в подростковой среде Западного административного округа города Москвы за период 1997-2003 гг."
Текст письма официально опубликован не был