г. Тюмень |
|
9 февраля 2024 г. |
Дело N А02-1824/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Шабановой Г.А.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Контрольно-счетной палаты Республики Алтай на решение от 01.08.2023 Арбитражного суда Республики Алтай (судья Голубева О.В.) и постановление от 20.10.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Кривошеина С.В., Хайкина С.Н.) по делу N А02-1824/2022 по заявлению Министерства сельского хозяйства Республики Алтай (649000, город Горно-Алтайск, улица Северная, дом 12, ОГРН 1020400735662, ИНН 0411006231) к Контрольно-счетной палате Республики Алтай (649000, город Горно-Алтайск, улица Эркемена Палкина, дом 1, ОГРН 1020400727632, ИНН 0411106850) об оспаривании представления в части.
Другие лица, участвующие в деле: казенное учреждение Республики Алтай "Центр бюджетного учета и отчетности" (649000, город Горно-Алтайск, улица В.И. Чаптынова, дом 20, помещение 1, ОГРН 1180400004135 ИНН 0400009505), Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (107139, город Москва, переулок Орликов, дом 1/11, ОГРН 1067760630684, ИНН 7708075454).
В заседании принял участие представитель Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Кулий Л.А. по доверенности от 26.12.2023.
Суд установил:
Министерство сельского хозяйства Республики Алтай (далее - министерство, Минсельхоз Республики Алтай) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными пунктов 4, 5, 11-14, 22, 23, 27, 28, 34, 36-43, 46, 51, 52, 54, 56, 60, 63-73, 76 описательной части представления Контрольно-счетной палаты Республики Алтай (далее - счетная палата, КСП Республики Алтай) от 21.09.2022 N 02-9/31.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены казенное учреждение Республики Алтай "Центр бюджетного учета и отчетности" (далее - КУ "ЦБУ"), Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз России).
Решением от 01.08.2023 Арбитражного суда Республики Алтай, оставленным без изменения постановлением от 20.10.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено частично, признаны недействительными пункты 4, 5, 12-14, 22, 23, 27, 28, 36, 39-43, 46, 60, 63-73, 76 описательной части представления, в удовлетворении остальной части требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, КСП по Республике Алтай, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить принятые по делу судебные акты в части признания недействительными пунктов 4, 5, 12-14, 22, 23, 28, 36, 39-41, 43, 63-71, 73, 76 описательной части оспариваемого представления и принять новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, суды не учли факт оспаривания министерством "предписания", а не представления; привлечение должностного лица министерства к административной ответственности; наличие у счетной палаты полномочий по выявлению иных правонарушений действующего законодательства, помимо бюджетного; судами необоснованно отказано в исключении из числа третьих лиц Минсельхоза России; оспариваемое представление не нарушает права и законные интересы министерства, поскольку в нем лишь предложено принять меры по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
В отзывах на кассационную жалобу Минсельхоз Республики Алтай и Минсельхоз России просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя Минсельхоза России, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании пункта 3.5 плана работы КСП Республики Алтай на 2022 год уполномоченными должностными лицами счетной палаты в период с 05.04.2022 по 14.07.2022 в отношении Минсельхоза Республики Алтай проведено контрольное мероприятие "Проверка целевого и эффективного использования средств, выделенных на реализацию отдельных подпрограмм государственной программы Республики Алтай "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (акт проверки от 14.07.2022), по результатам которого выдано представление от 21.09.2022 N 02-09/31 об устранении министерством выявленных нарушений.
Не согласившись с пунктами 4, 5, 11-14, 22, 23, 27, 28, 34, 36-43, 46, 51, 52, 54, 56, 60, 63-73, 76 описательной части данного представления, министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанций, удовлетворяя частично заявленное требование, указал на наличие у КСП Республики Алтай правовых оснований для вынесения оспариваемого представления в части пунктов 11, 34, 37, 38, 51, 52, 54, 56 и отсутствие оснований требовать от Минсельхоза Республики Алтай устранения нарушений в части пунктов 4, 5, 12-14, 22, 23, 27, 28, 36, 39-43, 46, 60, 63-73, 76 представления.
Выводы суда первой инстанции в части несоответствия действующему законодательству пунктов 4, 5, 12-14, 22, 23, 28, 36, 39-41, 43, 63-71, 73, 76 описательной части оспариваемого представления были поддержаны апелляционным судом.
Оставляя без изменения принятые по делу судебные акты в обжалуемой части, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В силу статей 3, 9, 16 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", статей 1, 20 Закона Республики Алтай от 19.10.2011 N 53-РЗ "О контрольно-счетной палате Республики Алтай" счетная палата является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля Республики Алтай, уполномоченным на выдачу по итогам проверки в отношении объекта государственного финансового контроля обязательного для исполнения представления о выявленных нарушениях бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Согласно положениям статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе на принципах адресности, целевого характера, результативности и эффективности использования бюджетных средств.
Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (статья 34 БК РФ).
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств отнесено к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (подпункт 1 пункта 1 статьи 158 БК РФ).
В рассматриваемом случае пунктами 4, 5 описательной части представления министерству вменено нарушение части 3 статьи 3, пункта 2 статьи 8.3, пункта 1 части 3.3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), выразившееся в неправомерном предоставлении субсидии на возмещение части затрат на строительство и (или) реконструкцию плодо-, овоще-, картофеле-, зернохранилищ (складов), зерновых токов по строительству объекта "Зернохранилище" в размере 70% от сметной стоимости (9 290 461,60 руб.) в 2020 году, по строительству объекта "Здание зернохранилища" в размере 70% от сметной стоимости (9 374 555,40 руб.) в 2021 году без проверки сметной стоимости строительства на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Вместе с тем безвозмездное и безвозвратное предоставление субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в строгом соответствии с требованиями и с учетом ограничений, предусмотренных действующим бюджетным законодательством. Так, нормативные акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять, в частности, категории и (или) критерии отбора получателей субсидий, цели, условия, порядок предоставления, а также порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, порядок осуществления государственного (муниципального) финансового контроля при предоставлении субсидий (пункт 3 статьи 78 БК РФ).
Как следует из материалов дела, министерством в рамках государственной программы Республики Алтай "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай от 28.09.2012 N 242, в соответствии с Порядком предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям из республиканского бюджета Республики Алтай на развитие семенного картофелеводства, овощеводства, утвержденным постановлением Правительства Республики Алтай от 06.07.2017 N 155 (далее - Порядок N 155), в целях финансового обеспечения на возмещение части затрат на строительство и (или) реконструкцию плодо-, овоще-, картофеле-, зернохранилищ (складов), зерновых токов были предоставлены субсидии Главе КФХ Карякиной на строительство зернохранилища в размере в размере 70% от сметной стоимости строительства (9 290 461,60 руб. в 2020 году; 9 374 555,40 руб. в 2021 году).
При этом к заявлению на предоставление субсидий были приложены разрешения на строительство, выданные администрацией Усть-Коксинского района от 28.01.2020, от 12.11.2020, разрешения на ввод в эксплуатацию от 27.05.2020, от 23.12.2020, строительно-техническое заключение от 16.07.2020, выданное Торгово-промышленной палатой Республики Алтай, и заключение эксперта от 24.02.2021, выданное обществом с ограниченной ответственностью "Центр экспертизы и оценки" (далее - ООО "Центр экспертизы и оценки").
Судами установлено, что акт проверки и оспариваемое представление не содержат каких-либо выводов о несоответствии заявки Главы КФХ Карякиной требованиям, предусмотренным Порядком N 155, либо о несоответствии названного Порядка положениям действующего законодательства, в связи с чем невозможно сделать вывод о нарушении требований бюджетного законодательства при выдаче спорных субсидий.
Пунктами 12, 13, 14, 22, 23 описательной части представления счетной палаты министерству вменено нарушение пункта 7 приложения N 7 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства (далее - Правила N 7), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 (далее - Постановление N 717), пункта 4 Правил предоставления субсидий на поддержку отдельных подотраслей растениеводства, утвержденных постановлением Правительства Республики Алтай от 18.02.2020 N 41 (далее - Правила N 41), пункта 4 приложения N 1 к Порядку предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на поддержку отдельных подотраслей растениеводства и животноводства, а также сельскохозяйственного страхования, утвержденному постановлением Правительства Республики Алтай от 26.05.2021 N 135 (далее - Порядок N 135), выразившееся в неправомерном утверждении повышающих коэффициентов, что привело к избыточному расходованию средств республиканского бюджета.
Вместе с тем судами установлено, что Правила N 7 и Правила N 41 устанавливают аналогичные условия определения ставок.
Так, согласно пункту 7 Правил N 7 ставки и распределение средств по направлениям, указанным в пункте 5 названных Правил (за исключением субсидий по направлению, указанному в подпункте "е" пункта 5 названных Правил), определяются высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом исходя из необходимости достижения результатов использования субсидий, предусмотренных пунктом 29 названных Правил, с учетом следующих условий: при определении ставок по направлениям, указанным в подпункте "а" пункта 5 названных Правил, устанавливается повышающий коэффициент, в том числе не менее 2 - для посевных площадей, отраженных в проектно-сметной документации при проведении получателями средств работ по фосфоритованию и (или) гипсованию посевных площадей; не менее 1,2 - для посевных площадей, в отношении которых получателями средств осуществляется страхование сельскохозяйственных культур.
В силу пункта 4 Правил N 41 ставки субсидий на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, на повышение плодородия и качества почв - по ставке на 1 гектар посевной площади, занятой зерновыми, зернобобовыми, маслиничными (за исключением рапса и сои), кормовыми сельскохозяйственными культурами, а также картофелем и овощными культурами открытого грунта в 2020 году определяются Минсельхозом Республики Алтай.
При определении ставок для субсидии на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, на повышение плодородия и качества посевной площади, занятой зерновыми, зернобобовыми, масличными (за исключением рапса и сои), кормовыми сельскохозяйственными культурами, а также картофелем и овощными культурами открытого грунта работы): устанавливается повышающий коэффициент не менее 2 для посевных площадей, отраженных в проектно-сметной документации при проведении сельхозтоваропроизводителями работ по фосфоритованию и (или) гипсованию посевных площадей; устанавливается повышающий коэффициент не менее 1,2 для посевных площадей, в отношении которых сельхозтоваропроизводителями осуществляется страхование сельскохозяйственных культур.
Приказами Минсельхоза Республики Алтай от 03.02.2020 N 22, N 23, от 19.02.2021 N 43, от 21.02.2020 N 47, от 16.03.2021 N 62, от 06.04.2021 N 83 утверждены базовые значения ставок субсидий на агротехнические работы, с применением дифференцированного подхода установлены значения коэффициентов для различных категорий заявителей, что все вместе образует ставку субсидии, применяемую для установления размера субсидии конкретному получателю субсидии.
Принимая во внимание положения пункта 5 Постановления N 717, учитывая предоставление субсидий за счет республиканского бюджета, фактическое отсутствие избыточных расходов, суды не усмотрели нарушений бюджетного законодательства в действиях министерства при установлении повышающих коэффициентов, отличных от указанных в пункте 7 Правил N 7.
Пунктом 28 описательной части оспариваемого представления министерству вменено нарушение подпункта "в" пункта 2 приложения N 8 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования (далее - Правила N 8), утвержденных Постановлением N 717, подпункта "б" пункта 4 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидии, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1492 (далее - Общие требования N 1492), подпункта "ж" пункта 2, подпункта "е" пункта 10 Порядка предоставления грантов на развитие малых форм хозяйствования, утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай от 13.05.2021 N 121 (далее - Порядок N 121), выразившееся в предоставление гранта в форме субсидии на развитие семейной фермы (приобретение сельскохозяйственной техники) в размере 11 862 000,00 руб. при условии получения возмещения аналогичных затрат в рамках иных направлений государственной поддержки, предусмотренных утвержденной Постановлением N 717 государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее - Государственная программа).
Как следует из материалов дела, в соответствии с Порядком N 155 Главе КФХ Карякиной в 2021 году была предоставлена субсидия в целях возмещения затрат (приобретение новой сельскохозяйственной техники: камнеуборочная машина, трактор Беларус-82.1, борона зубовая) в рамках подпрограммы "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие подотраслей сельского хозяйства и смежных отраслей" Государственной программы.
Кроме того, Главе КФХ Карякиной в 2021 году был предоставлен грант в форме субсидии на финансовое обеспечение затрат, связанных с развитием семейной фермы (приобретение автомобиля самосвал (зерновоз) на базе шасси КАМАЗ, трактора DEUTZFAHR AGROTRON), в соответствии с Порядком N 121.
При этом пунктами 10, 31 Порядка N 121 предусмотрено, что участник отбора не должен получать средства из республиканского бюджета Республики Алтай, из которого планируется предоставление гранта в соответствии с названным Порядком, на основании иных нормативных правовых актов Республики Алтай на цели, установленные названным Порядком. Приобретение имущества, ранее приобретенного с использованием средств государственной поддержки, за счет грантов не допускается.
Проанализировав цели, установленные Порядком N 121 и Порядком N 155, источники финансирования, перечень приобретенного имущества, суды обоснованно согласились с позицией Минсельхоза Республики Алтай об отсутствии в рассматриваемой ситуации признаков аналогичности предоставленной субъекту государственной поддержки.
Пунктом 36 описательной части представления министерству вменено нарушение статьи 174.2 БК РФ, пункта 21 Порядка формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих Республики Алтай, утвержденного Указом Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 28.02.2007 N 26-у (далее - Порядок N 26-у), пункта 1 Указа Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 14.11.2006 N 226-у "О денежном содержании государственных гражданских служащих Республики Алтай", пункта 58 Положения о порядке и методике планирования бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Алтай на очередной финансовый год и на плановый период, утвержденного приказом Минфина Республики Алтай от 13.08.2020 N 198-п, выразившееся в завышении плановых показателей фонда оплаты труда Минсельхоза Республики Алтай по состоянию на 01.01.2021 на 628 783,05 руб.
Согласно бюджетной смете на 2021 год, утвержденной 30.12.2020, лимиты бюджетных обязательств на оплату труда по КБК 905/0405/016А000001, КВР 121 "Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов", КОСГУ 211 "Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов" утверждены в размере 27 405 600,0 руб., тогда как плановые показатели по формированию фонда оплаты труда на 2021 год, рассчитанные в соответствии с Порядком N 26-у, составляют 26 776 816,95 руб.
В соответствии с пунктами 5, 6 Порядка N 26-у фонд оплаты труда - это объем денежных средств, предназначенных для выплаты гражданским служащим государственных органов заработной платы, а также пособий и компенсаций, формируемый за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай в соответствии с названным Порядком; размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с данным Порядком исходя из предельной численности гражданских служащих, установленной законодательством Республики Алтай.
Положения Порядка N 26-у не содержат норм, ограничивающих права руководителя по формированию структуры и штатного расписания государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда гражданских служащих на год предусматриваются средства в общем размере 57,64 должностных окладов в год. Штатное расписание ежегодно формируется в пределах установленной предельной численности гражданских служащих и фонда оплаты труда, утвержденного сводной бюджетной росписью республиканского бюджета Республики Алтай, и утверждается приказом (распоряжением) руководителя государственного органа (пункты 21, 23 Порядка N 26-у).
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что представленное министерством в период проверки штатное расписание на 2021 год сформировано в пределах фонда оплаты труда и не превышает 57,64 должностных окладов.
Счетной палатой не доказан факт совершения министерством вменяемого ему нарушения, требующего принятия мер реагирования.
Пунктом 39 описательной части оспариваемого представления Минсельхозу Республики Алтай вменено нарушение пункта 91 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н), выразившееся в неверном отражении в Главной книге (ф.504072) за 2021 год операций по уточнению КБК (необоснованное завышение оборотов по дебету и кредиту счета 21002000 "Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет", счета 20555000 "Расчеты по поступлениям текущего характера от иных резидентов" по КБК 21802030020000150, КОСГУ 155 "Поступления текущего характера от иных резидентов" на сумму 6 407 658,89 руб.).
Как следует из материалов дела, по данным Главной книги за 2021 год по КБК 21802030020000150, КОСГУ 155 "Поступления текущего характера от иных резидентов" доходы от возврата остатков субсидий прошлых лет составили 43 417 089,87 руб. по дебету счета 21002000 "Расчеты с финансовым органом по поступлениям текущего характера от иных резидентов", тогда как согласно отчету о состоянии лицевого счета администратора доходов бюджета N 04772000060 (ф. 0531787) за 2021 год поступление составило 37 009 430,98 руб.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что превышение показателей Главной книги по счету 21002000 на сумму 6 407 658,89 руб. сложилось в связи с проведением операций по уточнению кодов бюджетной классификации по дебету счета 20555000 и кредиту счета 21002000 вместо сторнировочных записей.
Проанализировав положения пунктов 6, 23, 18, 27, 28 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2020 N 157н (далее - Инструкция N 157н), суды обоснованно указали, что отражение суммы доходов от возврата организациями остатков субсидий прошлых лет, ранее поступивших без кода цели, после уточнения поступившего платежа, без применения метода "красное сторно" не является нарушением положений Инструкции N 162н.
Пунктами 40, 41 описательной части представления министерству вменяется нарушение статьи 47.2 БК РФ, Общих требований к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2016 N 393, пунктов 3, 197 Инструкции N 157н, выразившееся во включении по состоянию на 01.01.2022 в состав дебиторской задолженности по счету 20555000 "Расчеты по поступлениям текущего характера от иных резидентов" документально не подтвержденной задолженности на сумму 2 245 000 руб. по Джунисову А.А., Яндыкову А.Н.; по забалансовому счету 04 "Сомнительная задолженность" задолженности с истекшим сроком исковой давности на сумму 1 627 886,1 руб.; и нарушение статей 9, 10, 11, статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), пункта 18 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н (далее - СГС N 256н), пунктов 17, 19 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 07.11.2023 N 191н (далее - Инструкция N 191н), выразившееся в наличии в учете неподтвержденной дебиторской задолженности на 01.01.2022: по строке 250 "Дебиторская задолженность по доходам" (020500000) завышение составило 2 245 000 руб., по строке 570 "Финансовый результат экономического субъекта" завышение составило 2 245 000 руб., по строке 040 "Сомнительная задолженность" (04) Справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (ф. 0503130) завышение составило 1 627 885,1 руб.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что спорная дебиторская задолженность была списана министерством путем исправления ошибок прошлых лет до выдачи оспариваемого представления; по состоянию на 01.01.2022 в балансе (ф. 0503130) по строке 250 "Дебиторская задолженность по доходам" (020500000) не числится дебиторская задолженность в сумме 2 245 000 руб., по строке 570 "Финансовый результат экономического субъекта" показатель скорректирован на сумму 2 245 000 руб.
Пунктом 43 описательной части представления счетной палаты Минсельхозу Республики Алтай вменено нарушение статей 9, 10, статьи 13 Закона N 402-ФЗ, пункта 78 Инструкции N 162н, пункта 339 Инструкции N 157н, пунктов 17, 19 Инструкции N 191н, пункта 16 СГС N 256н, пунктов 7, 39, 40 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Доходы", утвержденного приказом Минфина России от 27.02.2018 N 32н, выразившееся в учете дебиторской задолженности в размере 2 042 310,25 руб. на счете 04 "Сомнительная задолженность" без своевременного отражения на счете 20555000 "Расчеты по поступлениям текущего характера от иных резидентов", на счете 40110000 "Доходы текущего финансового года" без наличия обоснованного решения Комиссии по поступлению и выбытию активов о признании задолженности сомнительной, что привело к искажению показателей Баланса (ф. 0503130) на 01.01.2022: по строке 250 "Дебиторская задолженность по доходам" (020500000) занижение составило 2 042 310,25 руб., по строке 570 "Финансовый результат экономического субъекта" занижение составило 2 042 310,25 руб., по строке 040 "Сомнительная задолженность" (04) в Справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (ф. 0503130) завышение составило 2 042 310, 25 руб.
Так, в ходе проверки счетной палатой выявлено, что по данным учета при поступлении возмещения дебиторской задолженности, числящейся в составе сомнительной по счету 04 "Сомнительная задолженность", задолженность переводится в текущую на счет 20555000 "Расчеты по поступлениям текущего характера от иных резидентов", в том числе по следующим должникам: Акпыжаев К.И. (на 01.01.2022 на счете 04 задолженность составляет 847 394,06 руб.); Аугамбаева Д.Ч. (на 01.01.2022 на счете 04 задолженность составляет 1 194 916,19 руб.).
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в отношении указанных должников задолженность принята министерством к учету в 2018 году и учитывалась на счете 20555 "Расчеты по поступлению текущего характера от иных резидентов" до отнесения ее в декабре 2018 года в сомнительную ко взысканию задолженность. С 2020 года на сумму поступлений в счет погашения задолженности средства восстанавливались на счете 20555000 "Расчеты по поступлениям текущего характера от иных резидентов" с одновременным списанием с забалансового счета; на 01.01.2022 по счету 20555000 задолженность не числится.
Пунктами 63, 64 описательной части оспариваемого представления Минсельхозу Республики Алтай вменяется нарушение пункта 8 статьи 78.1 БК РФ, выразившееся в неправомерном заключении соглашений о предоставлении из бюджета Республики Алтай грантов в форме субсидий на реализацию мероприятий индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Алтай на 2020-2024 годы от 28.12.2020 N 30-2020-02318 (далее - соглашение от 28.12.2020), от 23.11.2020 N 30-2020-02037 (далее - соглашение от 23.11.2020) на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, в отсутствие решения Правительства Республики Алтай и без проведения конкурсного отбора.
В статье 78.1 БК РФ закреплены правила предоставления субсидий (кроме субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность) некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями. Пунктом 8 названной статьи предусмотрено, что заключение договоров (соглашений) о предоставлении субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, осуществляется в случаях, предусмотренных соответственно решениями Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, местной администрации, принимаемыми в определяемом ими порядке.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что на основании соглашений от 28.12.2020, от 23.11.2020, заключенных между министерством и коммерческими юридическими лицами, последним были предоставлены гранты в форме субсидий из бюджета Республики Алтай на финансовое обеспечение затрат на строительство молочных ферм, на модернизацию цехов по переработке молочной продукции, подлежащих казначейскому сопровождению. При этом данные субсидии предоставлены по правилам статьи 78 БК РФ (ссылка в соглашениях на положения статьи 78.1 БК РФ является технической опечаткой), по результатам конкурсного отбора в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Пунктом 65 описательной части представления министерству вменено нарушение пункта 7 статьи 78 БК РФ, Порядка предоставления грантов в форме субсидий на реализацию мероприятий индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Алтай на 2020 - 2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2020 N 937-р, в сфере сельского хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай от 25.08.2020 N 283 (далее - Порядок N 283), выразившееся в неправомерном выделении в 2021 году гранта в форме субсидии на реализацию мероприятий индивидуальной программы на модернизацию цехов по переработке молочной продукции в размере 17 533 885,05 руб. (КБК 905/0405/013И3R321Э/812/242) без проведения конкурсного отбора.
Правила предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам определены в статье 78 БК РФ. Пунктом 7 названной статьи установлено, что в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Порядка N 283 в случае недостаточности лимитов бюджетных ассигнований и невозможности предоставления субсидий в текущем финансовом году инвестиционные проекты по реализации мероприятий, предусмотренных пунктом 3 названного Порядка, прошедшие отбор, по решению ведомственной конкурсной комиссии по предоставлению субсидий на финансовое обеспечение (возмещение) затрат сельхозтоваропроизводителей, осуществляются в очередном финансовом году без повторного отбора.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что по результатам проведенного Минсельхозом Республики Алтай в 2021 году конкурсного отбора обществу с ограниченной ответственностью "Чергинский маслосыркомбинат" предоставлен грант в форме субсидии из бюджета Республики Алтай на реализацию мероприятий государственной программы по модернизации цехов по переработке молочной продукции, подлежащих казначейскому сопровождению в 2021 году и впоследствии (в 2022 году) без повторного отбора на основании Порядка N 283.
Пунктом 66 описательной части представления министерству вменено нарушение части 6 статьи 76 Конституции Российской Федерации, статьи 2 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" (далее - Закон N 4-ФЗ), статей 1, 4 Закона Республики Алтай от 01.12.2021 N 72-РЗ "О мелиорации земель в Республике Алтай" (далее - Закон N 72-РЗ), выразившееся в неправомерном включении в Порядок N 283 субсидии в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат, направленных на реализацию мероприятий индивидуальной программы на развитие кормопроизводства (мелиорация земель сельскохозяйственного назначения) на огораживание мелиорируемых земельных участков, что привело к нецелевому расходованию средств республиканского бюджета (предоставлен грант в форме субсидии на огораживание мелиорируемых земельных участков в размере 36 932 569,09 руб.), что не соответствует целям предусмотренным Законом Республики Алтай от 14.12.2020 N 74-РЗ "О республиканском бюджете Республики Алтай на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и бюджетной сметой на 2021 год.
Пунктом 3 Порядка N 283 закреплено предоставление субсидий на развитие кормопроизводства (мелиорация земель сельскохозяйственного назначения), включая огораживание мелиорируемых и (или) мелиорированных земельных участков, на которых реализованы или реализуются гидромелиоративные мероприятия.
Материалами дела подтверждается, что в рамках реализации мероприятий индивидуальной программы на развитие кормопроизводства (мелиорация земель сельскохозяйственного назначения) министерством предоставлен грант в форме субсидии из бюджета Республики Алтай коммерческой организации на финансовое обеспечение затрат, в том числе устройство поливного трубопровода, устройство ограждения на участке орошения муниципального образования "Бельтирское поселение" (соглашение от 29.12.2021 N 302021-006025).
В соответствии со статьей 2 Закона N 4-ФЗ под мелиорацией земель понимается коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий; мелиоративными мероприятиями признаются: проектирование, строительство, эксплуатация и реконструкция мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнение пастбищ, создание мелиоративных защитных лесных насаждений, проведение культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв, научное и производственно-техническое обеспечение указанных работ.
Согласно части 1 статьи 1 Закона N 72-РЗ мелиорация земель осуществляется в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий.
На основании статьи 3 Закона N 72-РЗ в государственных (территориальных) программах Республики Алтай в области мелиорации земель предусматриваются приоритеты определенных видов мелиорации земель в зависимости от природноклиматических особенностей соответствующих территорий и нужд сельского хозяйства.
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлена обязанность собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в целях охраны земель проводить мероприятия, в том числе по сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Статьей 4 Закона N 72-РЗ определено, что финансирование мелиорации земель (мелиоративных мероприятий) в Республике Алтай осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Алтай.
Проанализировав положения Закона N 4-ФЗ, Закона N 72-ФЗ, ЗК РФ, Порядка N 283, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что предоставление субсидии на огораживание мелиорируемых и (или) мелиорированных земельных участков возможно на тех земельных участках, на которых реализованы или реализуются гидромелиоративные мероприятия в целях сохранения на таких землях достигнутого уровня мелиорации и зависит от природно-климатических особенностей соответствующих территорий и нужд сельского хозяйства.
Кроме того, суды указали на отсутствие возможности исполнения представления в данной части в связи с тем, что Порядок N 283 утратил силу с 23.03.2023.
Пунктом 67 описательной части представления Минсельхозу Республики Алтай вменено нарушение части 3 статьи 3, части 2 статьи 8.3, пункта 1 части 3.3 статьи 49 ГрК РФ, выразившееся в неправомерном предоставлении в 2021 году субсидии в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат, направленных на реализацию мероприятий индивидуальной программы на развитие кормопроизводства (мелиорация земель сельскохозяйственного назначения) (на строительство ограждения и трубопровода), в размере 52 688 888,89 руб. без проверки сметной стоимости строительства.
Как следует из материалов дела, на основании вышеуказанного соглашения от 29.12.2021 N 302021-006025 министерством был предоставлен грант на устройство поливного трубопровода, ограждения на участке орошения муниципального образования "Бельтирское поселение"; к заявке на участие в конкурсе по предоставлению грантов в соответствии с требованиями Порядка N 283 участником были представлены локальные сметы NN 02-01-01, 02-01-02, рабочий проект "реконструкция Тархатинской межхозяйственной оросительной системы "Кош-Агачского района Республики Алтай", заключение ООО "Центр экспертизы и оценки" от 21.12.2021 о проверке сметной стоимости, договор подряда.
При этом ни акт проверки, ни оспариваемое представление не содержат какое-либо обоснование того, каким образом допущенное, по мнению счетной палаты, нарушение градостроительного законодательства повлекло нарушение бюджетного законодательства.
Пунктами 68, 71, 73 описательной части представления министерству вменено нарушение статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", пункта 4 Общих требований N 1492, выразившееся в неразмещении в 2021 году информации в сети Интернет о проведении отборов по предоставлению субсидий на развитие мясного скотоводства и мелкого рогатого скота, на развитие молочного скотоводства, на возмещение части затрат на повышение пантовой продуктивности в мараловодстве на один килограмм произведенных (сырых) пантов марала, на государственную поддержку агропромышленного комплекса Республики Алтай.
Судами установлено, что указанные субсидии предоставляются без проведения отборов в соответствии с порядками предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, утвержденными постановлениями Правительства Республики Алтай от 28.04.2021 N 102, от 26.05.2021, N 135, от 09.12.2021 N 376.
Вопреки позиции счетной палаты несоответствие указанных актов Правительства Республики Алтай требованиям законодательства о конкуренции само по себе не свидетельствует о нарушении Минсельхозом Республики Алтай бюджетного законодательства.
Пунктами 69, 70 описательной части представления КСП Республики Алтай министерству вменено нарушение подпункта "в" пункта 4 Общих требований N 1492, подпункта "е" пункта 7 Порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на поддержку развития животноводства, в рамках реализации мероприятий индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Алтай на 2020-2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2020 N 937-р, в сфере сельского хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай от 09.12.2021 N 376 (далее - Порядок N 376), выразившееся в неправомерном предоставлении в 2021 году субсидии на возмещение части затрат на развитие мясного скотоводства в размере 8 399 970,00 руб. в связи с получением индивидуальным предпринимателем ранее гранта на развитие семейной фермы (4 452 512,26 руб.), а также предоставлении в 2021 году субсидии на возмещение части затрат, связанных с развитием племенного животноводства, в размере 12 000 000 руб., в связи с получением сельхозтоваропроизводителем ранее гранта на реализацию мероприятий индивидуальной программы (86 363 636,36 руб.), то есть оказание повторной государственной поддержки на развитие молочного направления.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Порядком N 376 Главе КФХ Федоровой была предоставлена субсидия в целях возмещения затрат, связанных с развитием племенного животноводства (на приобретение 95 голов племенных телок (нетелей) и одной головы быка герефордской породы); кроме того, в соответствии с Порядком N 121 был предоставлен грант в форме субсидии на развитие семейной фермы (покупку племенного поголовья крупного рогатого скота Абердин-Ангусской породы (телки 38 голов и бычок 1 голова, то есть. крупный рогатый скот мясного направления).
Обществу с ограниченной ответственностью "Ташта" в 2021 году была предоставлена субсидия на возмещение части затрат на приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота (симментальской) молочной породы на основании Порядка N 376 и грант в форме субсидии в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат на строительство молочной фермы на 200 голов крупного рогатого скота на основании Порядка N 283.
Проанализировав цели и условия, установленные Порядком N 376, Порядком N 121 и Порядком N 283, перечень приобретенного имущества, суды обоснованно согласились с позицией Минсельхоза Республики Алтай об отсутствии в рассматриваемой ситуации признаков аналогичности предоставленной субъектам государственной поддержки.
Пунктом 76 описательной части оспариваемого представления министерству вменено нарушение пункта 7 статьи 3, части 8 статьи 7 Закона N 402-ФЗ, пункта 4.4.13 Положения о Минсельхозе Республики Алтай, выразившееся в передаче права первой подписи лицу, не являющемуся руководителем экономического субъекта.
Исходя из положений пункта 7 статьи 3, части 8 статьи 7 Закона N 402-ФЗ руководитель экономического субъекта - лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа; руководитель экономического субъекта единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.
В соответствии с пунктом 6 статьи 264.1 БК РФ по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы могут быть переданы в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, финансовому органу субъекта Российской Федерации.
На основании Распоряжения Правительства Республики Алтай от 18.10.2018 N 584-р между министерством и КУ "ЦБУ" заключено соглашение о передаче функций по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и формированию бюджетной (бухгалтерской) отчетности КУ "ЦБУ" от 14.12.2018 N 6/2018 (далее - соглашение N 6/2018), предметом которого является осуществление централизованной бухгалтерией функций по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и формирование бюджетной (бухгалтерской) и иной отчетности в интересах субъекта учета.
Согласно пункту 2 приложения N 2 к соглашению N 6/2018 правом первой подписи обладает руководитель субъекта учета, который несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за совершение хозяйственных операций и организаций бухгалтерского учета. Правом второй подписи наделяется главный бухгалтер (бухгалтер-специалист) централизованной бухгалтерии. В целях наделения таким правом руководитель субъекта учета издает соответствующий приказ.
В соответствии с пунктом 15 Порядка открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 N 21н, право первой подписи принадлежит руководителю учреждения и (или) иным уполномоченным им лицам, право второй подписи - главному бухгалтеру и (или) лицам, уполномоченным руководителем учреждения на ведение бухгалтерского учета
Как следует из материалов дела, в карточке образцов подписей N 1 к лицевым счетам Минсельхоза Республики Алтай от 18.11.2021 закреплены лица, имеющие право первой подписи (министр Цыгулев А.С., заместитель министра Табакаева Н.И., директор Табакаева А.Н.), право второй подписи (начальник отдела Терехина Г.А., главный бухгалтер Ощепкова О.А., начальник отдела Квачева С.В.).
В ходе проверки счетной палатой выявлено, что заявки на кассовый расход подписаны Табакаевой А.Н. (подпись руководителя), Ощепковой О.А., Квачевой С.В. (подпись главного бухгалтера), лицами, являющимися сотрудниками КУ "ЦБУ".
Между тем судами установлено, что указанные заявки сформированы на основании реестров, подписанных министром и заместителем министра, то есть уполномоченными лицами, имеющими право первой подписи распоряжений о совершении казначейских платежей.
При таких обстоятельствах подписание сотрудниками централизованной бухгалтерии заявок на кассовый расход, сформированных на основании распоряжений субъекта учета, в соответствии с условиями Соглашения N 6/2018, не противоречит вышеприведенным правовым актам. Передача министром ведения бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии не исключает ответственность данного лица, предусмотренную Законом N 402-ФЗ.
Кроме того, в силу подпункта "д" пункта 8 Порядка N 21н полномочиями по проверке представленных прямыми участниками системы казначейских платежей распоряжений о совершении казначейских платежей, в том числе подписи руководителя или иного лица с правом первой подписи и главного бухгалтера или иного лица с правом второй подписи, указанных в представленной клиентом Карточке образцов подписей (код формы по КФД 0531753), а также соответствия подписей данных лиц образцам, имеющимся в Карточке образцов подписей, представленной прямым участником системы казначейских платежей для открытия соответствующего лицевого счета, наделены территориальные органы Федерального казначейства.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили заявленное министерством требование в части признания недействительными пунктов 4, 5, 12-14, 22, 23, 28, 36, 39-41, 43, 63-71, 73, 76 описательной части оспариваемого представления КСП Республики Алтай.
Доводы министерства, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и получили надлежащую правовую оценку применительно к установленным обстоятельствам.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Судом округа не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.08.2023 Арбитражного суда Республики Алтай и постановление от 20.10.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А02-1824/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Г.А. Шабанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 15 Порядка открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 N 21н, право первой подписи принадлежит руководителю учреждения и (или) иным уполномоченным им лицам, право второй подписи - главному бухгалтеру и (или) лицам, уполномоченным руководителем учреждения на ведение бухгалтерского учета
...
В ходе проверки счетной палатой выявлено, что заявки на кассовый расход подписаны Табакаевой А.Н. (подпись руководителя), Ощепковой О.А., Квачевой С.В. (подпись главного бухгалтера), лицами, являющимися сотрудниками КУ "ЦБУ".
Между тем судами установлено, что указанные заявки сформированы на основании реестров, подписанных министром и заместителем министра, то есть уполномоченными лицами, имеющими право первой подписи распоряжений о совершении казначейских платежей.
При таких обстоятельствах подписание сотрудниками централизованной бухгалтерии заявок на кассовый расход, сформированных на основании распоряжений субъекта учета, в соответствии с условиями Соглашения N 6/2018, не противоречит вышеприведенным правовым актам. Передача министром ведения бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии не исключает ответственность данного лица, предусмотренную Законом N 402-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 февраля 2024 г. N Ф04-7379/23 по делу N А02-1824/2022