г. Тюмень |
|
14 февраля 2024 г. |
Дело N А70-9025/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГАЙД СИСТЕМС" на решение от 17.07.2023 Арбитражного суда Тюменской области (судья Минеев О.А.) и постановление от 17.10.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Бацман Н.В., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-9025/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГАЙД СИСТЕМС" (620089, город Екатеринбург, улица Родонитовая, дом 18б, офис 501, ОГРН 1169658080591, ИНН 6679095966) к Тюменской таможне (625048, город Тюмень, улица Холодильная, дом 58а, ОГРН 1027200871026, ИНН 7202023074) об оспаривании решения.
В заседании приняли участие представители Тюменской таможни Роган Т.В. по доверенности от 28.12.2023, Савина Е.Н. по доверенности от 30.01.2024.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "ГАЙД СИСТЕМС" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании недействительным решения Тюменской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 03.02.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары.
Решением от 17.07.2023 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 17.10.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя кассационной жалобы, при декларировании ввезенного товара им предоставлены все необходимые документы для подтверждения страны происхождения товара; таможенный орган при осуществлении контроля в порядке статьи 314 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) применил формальный подход, не проверив достоверность сведений, содержащихся в сертификате, а также его подлинность; судами не учтено, что обществом были предприняты действия по подтверждению подлинности сертификата.
В отзыве на кассационную жалобу таможня просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей таможенного органа, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 29.07.2020 обществом (Россия) во исполнение внешнеэкономического контракта от 03.06.2020 N GS 13-02-20, заключенного с фирмой RBK TRADE SA (Швейцария), на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) ввезен и задекларирован по декларации на товар N 10511010/290720/0128866, поданной на Уральский таможенный пост, товар N 1 - шариковые подшипники прочие, код ТН ВЭД ЕАЭС 8482 10 900 8 (страна происхождения товара - Швейцария).
В целях подтверждения происхождения товара обществом представлен сертификат о происхождении товара от 22.06.2020 N 02523, выданный уполномоченным органом Швейцарии, на основании которого выпуск ввезенного товара произведен без уплаты антидемпинговой пошлины.
После выпуска товаров таможней в период с 21.11.2022 по 27.12.2022 в рамках осуществления таможенного контроля происхождения товаров проведена проверка документов и сведений, в ходе которой выявлено, что представленный обществом сертификат оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения (акт проверки от 27.12.2022).
В связи с неподтверждением происхождения товара таможенным органом вынесено решение от 03.02.2023 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товар N 10511010/290720/0128866.
На основании указанного решения обществу направлено уведомление от 06.02.2023 о неисполнении обязанностей по уплате антидемпинговой пошлины в размере 162 493 руб. 09 коп.
Не согласившись с вышеназванным решением таможни, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришли к выводам о соответствии оспариваемого ненормативного правового акта таможни действующему законодательству и отсутствии нарушений прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Согласно пункту 1 статьи 6 ТК ЕАЭС при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено названным Кодексом, в соответствии с Договором о Союзе или международными договорами в рамках Союза, а в отношении применения законодательных актов государств-членов в сфере налогообложения - также законодательством государств-членов.
В силу пункта 1 статьи 48 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29.05.2014 (далее - Договор), для защиты экономических интересов производителей товаров в ЕАЭС могут вводиться меры защиты внутреннего рынка в отношении товаров, происходящих из третьих стран и ввозимых на таможенную территорию Союза, в виде специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, а также в виде иных мер в случаях, предусмотренных статьей 50 Договора.
Пунктом 1 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.08.2018 N 139 "О продлении действия антидемпинговой меры в отношении подшипников качения (за исключением игольчатых), происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза" установлено применение антидемпинговой пошлины в отношении товаров, классифицируемых кодом 8482 10 900 8 ТН ВЭД ЕАЭС, в размере 41,5 % от таможенной стоимости товаров (приложение N 1).
В соответствии со статьей 29 ТК ЕАЭС происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 названной статьи (пункт 1).
Документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров (пункт 6).
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N 49 утверждены Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров) (далее - Правила N 49).
Пунктом 25 Правил N 49 (здесь и далее в редакции, действовавшей на день регистрации спорной таможенной декларации) установлено, что в случае применения мер защиты внутреннего рынка, предусмотренных Договором, обусловленных происхождением товара, происхождение аналогичных товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу и общая таможенная стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 150 долларам США, подтверждается сертификатом о происхождении товара (за исключением случая подтверждения соблюдения применяемых мер защиты внутреннего рынка).
В рассматриваемом случае таможенная стоимость товара N 1 по декларации на товар N 10511010/290720/0128866 составляет 328 471 руб. 62 коп. (превышает сумму, эквивалентную 150 долларам США).
Согласно пункту 1 статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, - страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара.
Требования к сертификату о происхождении товара, в том числе к порядку его оформления и (или) заполнения, устанавливаются правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
В силу пункта 21 Правил N 49 сертификат о происхождении товара для непреференциальных целей оформляется в соответствии с требованиями согласно приложению к названным Правилам (далее - Приложение).
В соответствии со статьей 314 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля происхождения товаров проверяются документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения (пункт 1).
Таможенный орган вправе направлять запрос (запросы) в государственный орган или уполномоченную организацию, выдавшую и (или) уполномоченную проверять сертификат о происхождении товара, в целях проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара, а также подлинности сертификата о происхождении товара и (или) получения дополнительных документов и (или) сведений в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров (пункт 2).
В силу пункта 29 Правил N 49 при обнаружении таможенным органом признаков того, что представленный сертификат о происхождении товара не выдавался или содержит недостоверные сведения, таможенный орган вправе направить в уполномоченный орган, выдавший такой сертификат, или орган (организацию), уполномоченный проверять сертификаты о происхождении товара, запрос о подтверждении подлинности сертификата, и (или) о достоверности содержащихся в нем сведений, и (или) о предоставлении дополнительных либо уточняющих сведений (в том числе о выполнении критерия определения происхождения товаров) и (или) копий документов, на основании которых был выдан такой сертификат (далее - запрос о верификации).
Как следует из материалов дела, при проведении таможенного контроля происхождения товара N 1 по декларации на товар N 10511010/290720/0128866 таможней выявлен факт оформления (заполнения) представленного обществом сертификата о происхождении товара от 22.06.2020 с нарушением требований Приложения.
Так, пунктом 5 Приложения предусмотрено, что сертификат должен содержать следующую информацию: 1) наименование страны происхождения товара; 2) номер сертификата, наименование уполномоченного органа, выдавшего сертификат;
3) наименование и адрес экспортера и (или) производителя; 4) наименование страны назначения или наименование и адрес грузополучателя; 5) описание товара, позволяющее произвести его идентификацию; 6) вес брутто и (или) другие количественные характеристики товара; 7) реквизиты документа о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара (в случае если сертификат выдан страной вывоза товара); 8) информация об удостоверении сертификата (печать уполномоченного органа, выдавшего сертификат, подпись должностного лица этого уполномоченного органа, дата выдачи сертификата).
Указанные сведения представляют собой минимальный набор информации, которая должна быть отражена в сертификате (пункт 6 Приложения).
Материалами дела подтверждается, что при декларировании спорного товара обществом представлен сертификат о происхождении товара, в котором в графе "Country of origin" (Страна происхождения) указано "See below" (Смотри ниже); а в находящейся ниже графе "Observations" ("Заметки") - "Подшипники задуманы, разработаны, сконструированы, спроектированы и проверены в штаб-квартире RKB в Швейцарии".
Согласно положениям статьи 314 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля происхождения товаров проверяются документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения (пункт 1).
Таможенный орган вправе направлять запрос (запросы) в государственный орган или уполномоченную организацию, выдавшую и (или) уполномоченную проверять сертификат о происхождении товара, в целях проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара, а также подлинности сертификата о происхождении товара и (или) получения дополнительных документов и (или) сведений в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров (пункт 2).
Происхождение товара считается неподтвержденным в случае, если государственным органом или уполномоченной организацией, выдавшей и (или) уполномоченной проверять сертификат о происхождении товара, в срок, установленный правилами определения происхождения ввозимых товаров, не представлены ответ на запрос, и (или) дополнительные документы, и (или) сведения, если такой запрос был направлен в соответствии с пунктом 2 названной статьи (подпункт 5 пункта 5).
В соответствии с пунктом 6 статьи 324 ТК ЕАЭС проверка таможенных, иных документов и (или) сведений проводится путем анализа документов и сведений, в том числе путем сопоставления сведений, содержащихся в одном документе, между собой, а также со сведениями, содержащимися в иных документах, в том числе в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, со сведениями, полученными из информационных систем, используемых таможенными органами, и (или) информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов в рамках информационного взаимодействия, из других источников, имеющихся
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Федеральной таможенной службой (далее - ФТС России) 06.09.2021 направлялся запрос в уполномоченный орган, выдавший сертификат о происхождении товара от 22.06.2020 N 02523 (Торговая палата Тичино - Лугано); ответ на указанный запрос в установленный срок не был получен.
Кроме того, ранее в отношении аналогичного товара - подшипники компании RKB ФТС России направлялся запрос в уполномоченный орган Швейцарии о проверке сертификатов о происхождении товаров (письмо от 21.03.2021 N 06-92/29165); согласно ответу Федерального департамента финансов Федерального таможенного управления Швейцарской Конфедерации от 15.06.2021 N 431.3.28.2021 товары не имеют швейцарского происхождения.
В ходе проверки таможней также были изучены сведения, размещенные на сайте компании "RKB TRADE SA" (www.rkbbearings.com.), согласно которым продукция бренда RKB спроектирована, разработана, сконструирована, оптимизирована, проверена в штаб-квартире RKB и произведена на собственных контролируемых и сертифицированных предприятиях RKB: RKB ТЗ PLANT, RKB TECHNOLOGICAL BEARINS CO.LTD, Далянь (Китай) и RKB MS PLANT, Нингбо (Китай).
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно согласились с позицией таможенного органа о неподтверждении обществом страны происхождения товара как на момент декларирования товара, так и на момент проверки.
В силу подпункта 2 пункта 6 статьи 314 ТК ЕАЭС если происхождение товаров считается неподтвержденным антидемпинговые пошлины исчисляются исходя из наибольших ставок антидемпинговых пошлин, установленных в отношении товара того же кода в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС и (или) наименования, если иное не установлено в соответствии с Договором.
После выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных названным Кодексом и (или) определяемых Евразийской экономической комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа (пункт 3 статьи 112 ТК ЕАЭС).
Согласно подпункту "б" пункта 11 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного решением Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 (далее - Порядок N 289), изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, после выпуска товаров производится при выявлении по результатам проведенного таможенного контроля (в том числе в связи с обращением) или иного вида государственного контроля (надзора), осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств-членов, несоответствия сведений, заявленных в декларации на товары, сведениям, содержащимся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары (абзац третий).
Изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, после выпуска товаров по решению таможенного органа производится на основании решения таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров (пункт 11.1 Порядка N 289).
С учетом изложенного, принимая во внимание неподтверждение заявленных в декларации на товар N 10511010/290720/0128866 сведений в отношении страны происхождения товара N 1 и исчисления платежей, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии у таможни правовых оснований для принятия решения о внесении изменений в сведения, заявленные в указанной декларации.
Поскольку оспариваемое решение таможенного органа соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Доводы подателя кассационной жалобы были предметом рассмотрения и оценки судов нижестоящих инстанций, не свидетельствуют о неправильном применении норм права, не опровергают их выводы и по существу направлены на иную оценку представленных по делу доказательств и установленных фактических обстоятельств, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции исходя из положений главы 35 АПК РФ.
Судами обоснованно отклонена ссылка общества на новый сертификат происхождения товара, поскольку указанный сертификат при декларировании не представлялся, был получен после вынесения оспариваемого решения и после его получения общество не вносило изменения в декларацию на товары в соответствии с Порядком N 289.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.07.2023 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 17.10.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-9025/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 6 статьи 324 ТК ЕАЭС проверка таможенных, иных документов и (или) сведений проводится путем анализа документов и сведений, в том числе путем сопоставления сведений, содержащихся в одном документе, между собой, а также со сведениями, содержащимися в иных документах, в том числе в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, со сведениями, полученными из информационных систем, используемых таможенными органами, и (или) информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов в рамках информационного взаимодействия, из других источников, имеющихся
...
В силу подпункта 2 пункта 6 статьи 314 ТК ЕАЭС если происхождение товаров считается неподтвержденным антидемпинговые пошлины исчисляются исходя из наибольших ставок антидемпинговых пошлин, установленных в отношении товара того же кода в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС и (или) наименования, если иное не установлено в соответствии с Договором.
После выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных названным Кодексом и (или) определяемых Евразийской экономической комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа (пункт 3 статьи 112 ТК ЕАЭС)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 февраля 2024 г. N Ф04-7662/23 по делу N А70-9025/2023