г. Тюмень |
|
14 февраля 2024 г. |
Дело N А45-15593/2023 |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи Шохиревой С.Т. рассмотрел кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Академия комфорта" на решение от 14.08.2023 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Хорошилов А.В.) и постановление от 13.10.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судья Павлюк Т.В.) по делу N А45-15593/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Академия комфорта" (630055, Новосибирская область, город Новосибирск, бульвар Молодежи, дом 36, ОГРН 1205400029361, ИНН 5408027368) к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (630011, Новосибирская область, город Новосибирск, проспект Красный, дом 18, ОГРН 1055406102223, ИНН 5406308363) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Суд установил:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Академия комфорта" (далее -учреждение, ФГБУ "Академия комфорта") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (далее - административный орган, инспекция) от 18.05.2023 N 143-23 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 40 000 руб.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, учреждение просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и прекратить производство по делу об административном правонарушении.
По мнению подателя кассационной жалобы, в его деянии отсутствует состав вменяемого ему правонарушения, поскольку при непосредственном управлении собственниками многоквартирным домом организация, оказывающая услуги и выполняющая работы по содержанию и ремонту общего имущества в доме, несет ответственность перед ними за выполнение обязательств лишь в части услуг (работ), включенных в соответствующий договор.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, основанием для составления протокола от 20.04.2023 N 06-04-110/410-1 об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления о привлечении учреждения к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ послужил выявленный административным органом в ходе внеплановой выездной проверки факт несоблюдения учреждением, являющимся обслуживающей многоквартирный дом N 8 по улице Океанская в городе Новосибирске (далее - МКД) организацией на основании договора от 01.09.2021, заключенного с собственниками помещений МКД, требований пунктов 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.6.1.25 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), пункта 7 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядка их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень), подпунктов "а", "б", "г" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Одним из предусмотренных частью 2 статьи 161 ЖК РФ способов управления многоквартирным домом является непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать.
При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (часть 2.1 статьи 161 ЖК РФ).
В силу части 1 статьи 164 ЖК РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников.
Согласно пункту 17 Правил N 491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень соответствующих услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Состав минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ, пункт 11(1) Правил N 491).
Исходя из пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 Минимальный перечень применяется к правоотношениям, вытекающим из договоров управления многоквартирным домом и договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 7 Минимального перечня к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов относится, в том числе, выявление деформации и повреждений несущих кровельных конструкций, антисептической и противопожарной защиты деревянных конструкций, креплений элементов несущих конструкций крыши, водоотводящих устройств и оборудования, слуховых окон, выходов на крыши, ходовых досок и переходных мостиков на чердаках, осадочных и температурных швов, водоприемных воронок внутреннего водостока.
Кроме того, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами N 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими и иными обслуживающими организациями.
В названных документах перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей или иной обслуживающей организацией.
Исходя из целей (пункт 1 статьи 161 ЖК РФ), предмета договора управления и договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, с учетом требований к надлежащему содержанию общего имущества управляющая компания и организация, оказывающая услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обязаны осуществлять все мероприятия, описанные в законах и подзаконных нормативных актах, обеспечивающие выполнение указанных требований.
В рассматриваемом случае правоотношения между собственниками помещений в многоквартирном доме и предприятием возникли из договора от 01.09.2021 оказания услуг и выполнения работ по обслуживанию, в том числе аварийно-диспетчерскому МКД, заключенного на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 18.08.2021.
В соответствии с подпунктами "а, б" пункта 10 Правил N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем в том числе соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Согласно подпункта "г" пункта 10 Правил N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества.
Пунктом 42 Правил N 491 предусмотрено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором управления домом.
Согласно пункту 4.6.1.1 Правила N 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить, в том числе, исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода, чистоту чердачных помещений и освещенность; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки. В силу пункта 4.6.1.2 Правил N 170 следует устранять, н е допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: деревянных (нарушения соединений между элементами, разрушение гидроизоляции мауэрлатов, загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки и др. элементов); необходимо обеспечить вентиляцию крыш: чердачных - за счет коньковых и карнизных продухов и слуховых окон, площадь которых должна составлять 1/500 площади чердачного перекрытия; слуховые окна оборудуются жалюзийными решетками, продухи металлической сеткой; заделывать вентиляционное устройство нельзя; бесчердачных (вентилируемых) - за счет продухов; крыш с теплым чердаком - за счет одной вентиляционной шахты на секцию (пункт 4.6.1.25 Правил N 170).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды установили факт невыполнения ФГБУ "Академия комфорта" вышеназванных работ, которые носят обязательный для учреждения характер в силу заключенного договора от 01.09.2021 оказания услуг и выполнения работ по обслуживанию, в том числе аварийно-диспетчерскому МКД и направлены на поддержание технического состояния дома в соответствии с обязательными требованиями и нормами действующего законодательства (входе визуального осмотра чердачного помещения МКД установлено отсутствие жалюзийных решеток на слуховых окнах, слуховые окна заделаны (забиты) фанерой и досками; наличие неплотностей (отверстий) между фанерой, досками и слуховыми окнами, через которые происходит проникновение птиц в чердачное помещение; захламленность, наличие мертвых птиц в чердачном помещении; незначительные локальные повреждения и загнивания отдельных элементов деревянных несущих конструкций крыши МКД).
Принимая во внимание отсутствие в деле доказательств, подтверждающих принятие учреждением всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований Правил N 491, Правил N 170, Минимального перечня при оказании услуг и выполнении работ по обслуживанию МКД, суды пришли к правильному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено учреждению в виде штрафа в минимальном размере, установленном санкцией статьи 7.22 КоАП РФ.
Суды не усмотрели оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения, так же как и положений части 2 статьи 3.4 и статей 4.1.1 КоАП РФ, позволяющих заменить наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного учреждением требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.
Доводы учреждения, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Суд кассационной инстанции не усматривает наличия существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.08.2023 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 13.10.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-15593/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.Т. Шохирева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 4.6.1.1 Правила N 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить, в том числе, исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода, чистоту чердачных помещений и освещенность; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки. В силу пункта 4.6.1.2 Правил N 170 следует устранять, н е допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: деревянных (нарушения соединений между элементами, разрушение гидроизоляции мауэрлатов, загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки и др. элементов); необходимо обеспечить вентиляцию крыш: чердачных - за счет коньковых и карнизных продухов и слуховых окон, площадь которых должна составлять 1/500 площади чердачного перекрытия; слуховые окна оборудуются жалюзийными решетками, продухи металлической сеткой; заделывать вентиляционное устройство нельзя; бесчердачных (вентилируемых) - за счет продухов; крыш с теплым чердаком - за счет одной вентиляционной шахты на секцию (пункт 4.6.1.25 Правил N 170).
...
Принимая во внимание отсутствие в деле доказательств, подтверждающих принятие учреждением всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований Правил N 491, Правил N 170, Минимального перечня при оказании услуг и выполнении работ по обслуживанию МКД, суды пришли к правильному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
...
Административное наказание назначено учреждению в виде штрафа в минимальном размере, установленном санкцией статьи 7.22 КоАП РФ.
Суды не усмотрели оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения, так же как и положений части 2 статьи 3.4 и статей 4.1.1 КоАП РФ, позволяющих заменить наказание в виде административного штрафа на предупреждение."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 февраля 2024 г. N Ф04-7454/23 по делу N А45-15593/2023