г. Тюмень |
|
21 февраля 2024 г. |
Дело N А81-2644/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Алексеевой Н.А.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи и веб-конференции при протоколировании помощником судьи Авериной Я.А. кассационные жалобы государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Лабытнангская городская больница" и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа на решение от 26.07.2023 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Соколов С.В.) и постановление от 23.10.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Бацман Н.В., Шиндлер Н.А.) по делу N А81-2644/2023 по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8901006041, ОГРН 1028900510297, 629008, г. Салехард, ул. Зои Космодемьянской, дом 59) к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Лабытнангская городская больница" (ИНН 8902002635, ОГРН 1028900555276, 629400, г. Лабытнанги, ул. Дзержинского, 27) о взыскании средств обязательного медицинского страхования (пеней, штрафа).
В заседании принял участие представитель Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа Людкевич А.А. по доверенности от 01.01.2024.
Суд установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Фонд, истец) обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Лабытнангская городская больница" (далее - Учреждение, ответчик) о взыскании средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), использованных не по целевому назначению в сумме 93 763 039,31 руб., штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования средств в сумме 9 376 303,93 руб., пеней в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ), действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования средств за период с 18.01.2022 по 18.07.2023 в сумме 14 532 929,5 руб. с последующим начислением процентов с 19.07.2023 по дату фактического исполнения обязательств (исковые требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 26.07.2023 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 23.10.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены частично: с Учреждения в пользу Фонда взыскано 95 665 144,67 руб., в том числе 93 763 039,31 руб. средств ОМС, использованных не по целевому назначению, 937 630,39 руб. штрафа и 964 474,97 руб. пени за период с 18.01.2022 по 18.07.2023, а также пени с 19.07.2023 на сумму задолженности в размере 93 763 039,31 руб. исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ в размере 8,5% годовых за каждый день просрочки по день фактического исполнения обязательства. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные акты. Фонд возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыву.
Фонд, указывая на необоснованность выводов судов первой и апелляционной инстанций в части отказа в удовлетворении исковых требований, в кассационной жалобе и дополнении к ней просит принятые по делу судебные акты отменить в данной части, вынести новое решение об удовлетворении требований в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Судами установлено и материалами дела подтверждено следующее.
На основании соответствующих приказов Фондом проведена проверка использования Учреждением средств ОМС за период с 01.01.2019 по 31.12.2020.
По результатам проверки Фондом составлен акт от 24.12.2021, который подписан ответчиком с возражениями.
После получения ответа на возражения Учреждением произведена оплата в сумме 312 097,18 руб.
На момент проведения проверки по требованию Фонда ответчиком не были представлены журналы операций по счету "Касса" с приложением первичной документации по источнику финансового обеспечения ("7" - средства по ОМС), подтверждающие факт целевого использования средств ОМС на общую сумму 93 763 039,31 руб.
С целью подтверждения произведенных расходов за 2019-2020 годы Учреждением в ходе проверки были представлены документы в электронном виде (приходные/расходные кассовые ордера, ведомости на выдачу денежных средств из кассы подотчетным лицам, а также авансовые отчеты, принятые от работников Учреждения) только на сумму 24 532 222,63 руб.
Учреждением в рамках проверки представлены объяснительные главного врача Жежель И.И. и главного бухгалтера Жуковой С.И., полученные по результатам проверки, ранее проведенной Департаментом здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа.
Согласно данным журнала операций N 2 с безналичными денежными средствами (форма по ОКУД 0504071) за 2019-2020 годы с лицевого счета в кассу получены наличные денежные средства в общей сумме 94 408 916,66 руб. (53 157 532,01 руб. - 2019 год;
41 251 384,65 руб. - 2020 год).
Возвращены из кассы на лицевой счет денежные средства в общей сумме 645 877,35 руб. (39 422,08 руб. - 2019 год; 606 455,27 руб. - 2020 год).
Учитывая, что Учреждением не представлены к проверке первичные кассовые документы, удостоверяющие факт совершения хозяйственных операций по кассе, а также подтверждающие расходные операции с лицевого счета в кассу Учреждения по их целевому назначению, Фонд пришел к выводу о нецелевом использовании средств ОМС на общую сумму 93 763 039,31 руб. (94 408 916,66 руб. - 645 877,35 руб.).
Учреждению было предложено в течение 10 рабочих дней со дня предъявления акта проверки уплатить в бюджет Фонда средства, использованные не по целевому назначению, а также штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств.
Поскольку указанные средства не были уплачены, Фонд обратился в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 10, 38, 147, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 4, 9, 15, 19, 20, 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", статей 11, 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", приказом Минздрава России от 26.03.2021 N 255н "Об утверждении порядка осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями", частично удовлетворили исковые требования Фонда.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 АПК РФ, изучив доводы жалоб, отзыва, заслушав представителя Фонда, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу решения и постановления судов.
Как верно указано судами, в системе действующего правового регулирования средства ОМС, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам ОМС, имеют особое публичное предназначение, в связи с чем медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере ОМС, должны обеспечить их целевое использование (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.10.2015 N 2499-О, определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14.08.2015 N 305-ЭС15-2234).
Расходование средств при отсутствии подтверждающих документов относится к нецелевому использованию средств (приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 12.05.2012 N 105).
По общему правилу факт использования средств ОМС по целевому назначению в соответствии со статьей 65 АПК РФ подлежит доказыванию медицинской организацией, получившей указанные средства.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суды пришли к верному выводу о том, что поскольку в нарушение положений статей 9, 65 АПК РФ Учреждением не представлено надлежащих доказательств (первичных документов), подтверждающих целевое расходование средств ОМС в заявленной сумме, то требования Фонда о взыскании с Учреждения 93 763 039,31 руб. средств ОМС подлежат удовлетворению.
Акт проверки, содержащий требование о возврате использованных не по целевому назначению средств ОМС и уплате штрафа, является для медицинской организации основанием для возврата в бюджет территориального фонда использованных медицинской организацией не по целевому назначению средств ОМС.
Доводы кассатора о нарушении судами процессуальных норм при разрешении ходатайства о приостановлении производства по делу со ссылкой на материалы уголовного дела, возбужденного в отношении должностных лиц ответчика по фактам присвоения и растраты денежных средств, подлежат отклонению; ходатайство рассмотрено судом в соответствии с требованиями статьи 143 АПК РФ и оставлено без удовлетворения в связи с отсутствием правовых оснований.
Судом верно отмечено, что обстоятельства, установленные Фондом в ходе плановой комплексной проверки (в том числе относительно непредставления первичных документов), могут быть оценены судом самостоятельно; выводы должностных лиц правоохранительных органов в рамках возбужденного уголовного дела в отношении сотрудников Учреждения преюдициального значения не имеют.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, приняв во внимание правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление от 15.07.1999 N 11-П), Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление от 14.02.2012 N 14379/11), Верховного Суда Российской Федерации (определение от 17.08.2015 N 304-КГ15-8954), суды пришли к выводу о наличии оснований для снижения суммы штрафа в десять раз - до 937 630,39 руб.
Довод Фонда о несоразмерности уменьшения суммы штрафа являлся предметом рассмотрения апелляционного суда, получил надлежащую правовую оценку. Доказательств несоответствия определенной судом первой инстанции суммы штрафа характеру и тяжести допущенных Учреждением нарушений (с учетом социальной значимости ответчика), а также конституционным принципам дифференцированности, справедливости и соразмерности наказания выявленному правонарушению, Фонд не представил.
Размер пени определен судами с учетом периода действия моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", согласно которому с 01.04.2022 в течение шести месяцев пени не начисляются, в связи с чем подлежит отклонению ссылка представителя Фонда на определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.09.2023 по делу N А56-34262/2022.
Учитывая, что мораторные правила направлены на поддержку хозяйствующих субъектов в условиях кризиса, принимая во внимание содержащийся в гражданском праве принцип равенства всех участников правоотношений, суды двух инстанций обоснованно распространили соответствующие ограничения на ответчика применительно к статьям 9.1, 63 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", с учетом разъяснений, изложенных в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", и указали на отсутствие оснований для начисления пеней за просрочку в возврате средств ОМС, использованных не по целевому назначению, за период действия моратория. Доводы Фонда в данной части основаны на ином толковании норм материального права, что не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая принципы равноправия сторон и состязательности при судопроизводстве (статьи 8, 9 АПК РФ), а также инстанционального разделения компетенции судов (статьи 168, 268, 286 АПК РФ), суд округа полагает, что суды полно и всесторонне исследовали обстоятельства дела, связанные с необходимостью применения в рассматриваемом случае статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях снижения размера пеней до суммы, соответствующей требованиям справедливости, достаточности и соразмерности в связи с несвоевременным исполнением ответчиком обязательств по возврату в бюджет Фонда денежных средств, в отношении которых допущено нецелевое использование.
В целом материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам права.
Фактически доводы кассаторов сводятся к изложению обстоятельств дела, которые получили надлежащую правовую оценку судов и мотивированно отклонены, не подтверждают нарушений судами норм материального и (или) процессуального права, фактически направлены на переоценку выводов судов и не являются достаточным основанием для отмены (изменения) обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов (часть 4 статьи 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
При данных обстоятельствах кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.07.2023 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 23.10.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-2644/2023 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Чапаева |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 февраля 2024 г. N Ф04-7627/23 по делу N А81-2644/2023